"Чудики" в произведении русской и зарубежной литературе

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Литература
  • 21 21 страница
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 26.01.2009
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Образы «чудиков» в мировой литературе»
1. Мигель де Сервантес Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»
2.Ф.М.Достоевский «Идиот»
3.А.П.Чехов «Человек в футляре»
4. В.М.Шукшин «Чудик»
Заключение
Список литературы:

Фрагмент для ознакомления

В Беликове, в сущности, только ярче, обнаженнее выражено то, что в более завуалированной форме имеется в других учителях и обитателях города. Поэтому смерть Беликова явилась освобождающим фактором лишь на очень короткое время; прошло не больше недели, — говорит рассказчик Буркин, — «и жизнь потекла попрежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая. Жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало лучше. И в самом деле, Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось...»
4. В.М.Шукшин «Чудик»
В советской литературе образ «чудика» практически не появлялся до рассказов В.Шукшина. Все герои советской литературы были персонажами либо положительными, либо отрицательными. Инакость, непохожесть не могла развиваться в условиях соцреализма, когда литература была призвана отражать жизнь, а не преображать ее.
Любимые герои писателя - это «чудаки», «странные люди», чьи жизненные ценности и взгляд на мир не совпадают с обывательскими. Порою эти герои смешны и забавны, порою — трагичны. «Мне интереснее всего, - писал Шукшин, - исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естествен. Но у него всегда разумная душа».
Шукшин не пытается эстетизировать или идеализировать своих чудаков, он не просто проявляет интерес к разнообразию человеческих характеров, сложности человеческой натуры. Шукшин как бы старается оправдать, «легализовать» поведение, кажущееся странным, ненормальным. Его чудаки несут в себе как духовную неудовлетворенность советских людей, так и извечную русскую национальную тоску по смыслу человеческой жизни. Шукшинская эксцентрика не случайно вызывает в памяти традиции народного смехового искусства. «Странные люди», в курьезных сюжетных положениях обнажающие свою суть, - это живая жизнь народной смеховой традиции, смысл которой состоит именно в том, что « нарушение обычного и общепринятого, жизнь, выведенная из своей обычной колеи» позволяют «раскрыться и выразится в конкретно-чувственной форме подспудным сторонам человеческой природы».
Рассказы Шукшина часто строятся на противопоставлении внешнего, бытового, и внутреннего, духовного, содержания жизни. И. Золотусский пишет: «Проза В. Шукшина начинается в быте, зарождается в быте, но тянется она к горним снегам».
В дальнейшем все герои рассказов В. Шукшина будут называться чудиками, и это определение обретет немного другой смысл. Слово «Чудик» будет означать отличие героя В. Шукшина от других людей, его выделение из общества, его непохожесть на других людей. Причиной этому может стать не обязательно талант героя и его уникальность, а характер героя, его восприятие жизни, его миропонимание. Такая метаморфоза в более поздней прозе В. Шукшина произойдет с изменением его внутреннего мира и восприятия жизни. В ранних же рассказах В. Шукшин любуется своим героем, восхищается его талантом и умением.
Талантливые люди почти всегда щедры. Им тяжело бороться с повседневностью, но они находят опору в любви ко всему живому, к природе. Задача человека — освободиться от эгоизма, тщеславия, мелочности. Но как вернуть прекрасное, если оно утрачено? Шукшинские герои готовы постоянно пребывать в поиске истины. В этих противоречивых поисках, в заблуждениях, трудностях отразилось социальное и историческое состояние русского общества, важнейшие тенденции жизни. В них всегда присутствует жизнеутверждающее начало. С одной стороны — идеал целесообразности, пользы — с другой. При этом все любимые герои В. М. Шукшина ненавидят пошлость, мещанство, корысть. Мерилом ценности в произведениях писателя становится реальная жизнь. Отношение человека к жизни — вот основной критерий истинного, главное испытание героя на прочность.
Можно говорить о нескольких этапах освоения этой проблематики в творчестве В. Шукшина. Его герой - чудик из одноименного рассказа. Рассказ «Чудик» (1967) повествует об особом творческом складе русского человека. Герой рассказа, сельский киномеханик Василий Егорыч Князев, которого жена называла Чудиком, - взрослый человек, но его миропонимание странно и необычно для общества, в котором он живет.
Фабульно этот рассказ о поездке тридцатидевятилетнего сельского киномеханика Василия Князева на Урал в гости к брату. В поведении героя отсутствуют стереотипы. Герой рассказа, став взрослым, сумел сохранить в себе непосредственное детское отношение к людям, к миру, ко всему, что его окружает, «детскость» своей души, то есть открытое и доверчивое отношение к окружающему миру, к природе, к людям. Каждую жизненную ситуацию, в которую он попадает, Князев пытается решить творчески, проиграть, как маленький спектакль, что часто воспринимается неоднозначно и неадекватно зрителями, поэтому с ним «постоянно что-нибудь случалось. Он ... то и дело влипал в какие-нибудь истории - мелкие, впрочем, но досадные». Мы видим несколько таких анекдотичных ситуаций (сцена в магазине, на почте, в гостях у брата).
Герой рассказа «Чудик» и его брат не поняты собственными женами и окружающими людьми. Желая угодить невзлюбившей его снохе, Чудик разрисовывает детскую колясочку, чем вызывает ярость женщины, выгоняющей его из дома. Непритязательная попытка внести красоту в дом, где живут злость и раздражение, кончается очередной неудачей. Но интересен финал рассказа, когда Чудик, проделавший такой далекий путь к брату ради двух дней столь плачевно закончившегося гостевания, возвращается в родную деревню:
«Домой Чудик приехал, когда шел рясный парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле - в одной руке чемодан, в другой ботинки. Подпрыгивал и пел громко:
Тополя-а-а, тополя-а-а...
С одного края небо уже очистилось, голубело, и близко где-то было солнышко. И дождик редел, шлепал крупными каплями в лужи; в них вздувались и лопались пузыри. В одном месте Чудик поскользнулся, чуть не упал. Драматичность ситуации заключается в том, что общество не захотело и не сумело понять таланта Князева, не оценило поэтичности и красоты его натуры, поэтому герой получает свое прозвище: герой рассказа остался не понят ни своей женой, ни братом, ни его женой.
Заключение
Среди общей массы живущих всегда есть люди, которых нечто выделяет человека в толпе, не дает его спутать ни с кем. Это такая манера поведения, или точнее, отсутствие манеры, когда видишь: человеку нельзя мешать, он занят мыслями поистине непостижимыми, а в моменты, когда вдохновение отступает, человек томится над загадкой того, что он есть.
Чудаки движут ходом истории. Почему? Потому что только они, выпавшие из контекста тусовки, вписаны в контекст эпохи. Или, может потому и выпадают, что вписаны явно не в серую массу.
В сущности, искать чудаков можно везде: в прошлом, в будущем, в бумажной литературе или в сети интернет. Кому-то из них повезло больше, кому-то меньше.
Чувство сострадания, мне кажется, присуще русским людям присуще больше всего. Они всегда готовы прийти на помощь ближнему, очень часто забывая о себе и собственном благополучии.
Герои, которых все привыкли слегка жалеть, едва ли не самые счастливые в нашей литературе. В них нет недовольства людьми, они ни в ком не видят ничего дурного.
Интересно, что просто от прикосновения к сердцу «странного человека», даже через книгу, в душе нашей что-то нежное просыпается, доброе.
Во многих произведениях мировой литературы интерес представляют некие чудаки именно потому, что они спустя время становятся символами, теми литературными героями, которые, несмотря на время, продолжают нести в себе тайну жизни, ее развития.
«Странные люди» мировой и русской литературы ищут свое счастье где-то внутри себя. Глубокий и сокровенный смысл их жизни придают самые обыкновенные мечты, наполняя тихим теплом их жизнь. Мы жалеем «странных людей» потому, что очень обидно: страдающими, обиженными становятся самые добрые и чистые… Они живут в своем измерении, окружают же их обычные люди, поэтому никому из чудаков не удается быть до конца счастливым.
Блаженные не замечают гадостей, зла, жестокости. Для них существуют только несчастные, лишенные сострадания.
Хорошо и отрадно становится на душе, от того, что до сих пор живут на нашей планете люди, согревающие нас своей теплотой и любовью, странные люди…
Список литературы:
Багно В.Е. Дорогами «Дон Кихота». – М.: Книга, 1988
Базанов В. Ипполит Мышкин и его речь на процессе 193-х. // Рус. лит. 1963. № 2. С. 146—148.
Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского .- М., 1974
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. 2.
Золотусский И. Час выбора. // Литература в школе, 1996. - № 4.
Карманный словарь иностранных слов, входящих в состав русского языка, издаваемый Н. Кирилловым.- СПб., 1845. Вып. 1
Семанова М. Чехов в школе. – Л., 1954
Шукшин В. М. Нравственность есть Правда. - М., 1979
Румянцева Э. М.. Ф. М. Достоевский.- Л.:Знание, 1971.



Багно В.Е. Дорогами «Дон Кихота». – М.: Книга, 1988. –С.46

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. 2. С. 4.
СПб., 1845. Вып. 1. С. 75—76
Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского .- М., 1974. – С.45
Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского .- М., 1974. – С.45
Шукшин В. М. Нравственность есть Правда. - М., 1979. – С.214
Шукшин В. М. Нравственность есть Правда. - М., 1979. – С.156
Там же,С.208
Золотусский И. Час выбора. // Литература в школе, 1996. - № 4. – С.18













2

Список литературы:
1.Багно В.Е. Дорогами «Дон Кихота». – М.: Книга, 1988
2.Базанов В. Ипполит Мышкин и его речь на процессе 193-х. // Рус. лит. 1963. № 2. С. 146—148.
3.Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского .- М., 1974
4.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. 2.
5.Золотусский И. Час выбора. // Литература в школе, 1996. - № 4.
6.Карманный словарь иностранных слов, входящих в состав русского языка, издаваемый Н. Кирилловым.- СПб., 1845. Вып. 1
7.Семанова М. Чехов в школе. – Л., 1954
8.Шукшин В. М. Нравственность есть Правда. - М., 1979
9.Румянцева Э. М.. Ф. М. Достоевский.- Л.:Знание, 1971.



Вопрос-ответ:

Какие образы чудиков присутствуют в мировой литературе?

В мировой литературе существуют различные образы чудиков. Например, Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский созданный Мигелем де Сервантесом Сааведра. Также стоит упомянуть образ Идиота из произведения Ф. М. Достоевского и Человека в футляре А. П. Чехова. В русской литературе также присутствует образ Чудика из рассказа В. М. Шукшина.

Какой образ чудика присутствует в произведении Мигеля де Сервантеса Сааведра?

В произведении Мигеля де Сервантеса Сааведра "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" главный герой Дон Кихот является образом чудика. Он живет в своем вымышленном мире рыцарей и дам, в котором он считает себя настоящим рыцарем и занимается невероятными подвигами. Его бредовые идеи и поступки делают его неадекватным в глазах окружающих.

Какой образ чудика присутствует в произведении Ф. М. Достоевского "Идиот"?

В произведении Ф. М. Достоевского "Идиот" образ чудика представлен главным героем, князем Левом Мышкиным. Он поведения и мышления отличается от общепринятых норм. Князь Мышкин проявляет открытость, доверие и любовь ко всему миру, что часто считается несоответствующим социальным ожиданиям.

Какой образ чудика присутствует в произведении А. П. Чехова "Человек в футляре"?

В произведении А. П. Чехова "Человек в футляре" образ чудика представлен Федором Ильичем Островским. Он - талантливый музыкант, но из-за своей эксцентричности и непредсказуемого поведения, он общается только с людьми через двери, а вокруг себя строит множество суеверий и предрассудков.

В каком произведении русской литературы есть образ Чудика?

Образ Чудика присутствует в рассказе В. М. Шукшина "Чудик". Рассказ рассказывает о странном мужчине, который жил в маленьком городке. Его отличали необычное поведение и предрассудки. Он был неадекватным по отношению к окружающим, но в то же время обладал своей особой мудростью.

Кто является главным героем произведения "Дон Кихот Ламанчский"?

Главным героем произведения "Дон Кихот Ламанчский" является хитроумный идальго Дон Кихот.

Какой литературный персонаж представлен в произведении "Идиот"?

В произведении "Идиот" Ф.М. Достоевского представлен литературный персонаж с именем Ипполит, который является типичным представителем чудиков.

Какой образ чудика встречается в произведении А.П. Чехова "Человек в футляре"?

В произведении А.П. Чехова "Человек в футляре" встречается образ чудика по имени Илюха.

Кто написал произведение с образом чудика, названное "Чудик"?

Произведение с образом чудика, названное "Чудик", написал В.М. Шукшин.

Чему способствовала смерть Беликова в произведении В. Беликова "В Беликове"?

Смерть Беликова в произведении В. Беликова "В Беликове" способствовала освобождению и явилась освобождающим фактором на короткое время.

Какие образы чудиков представлены в мировой литературе?

В мировой литературе представлены различные образы чудиков. Один из них - хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский, созданный Мигелем де Сервантесом Сааведра. Еще один образ - Идиот, главный герой романа Ф. М. Достоевского. Также в литературе есть образ Человека в футляре, о котором писал А. П. Чехов. В произведении В. М. Шукшина также присутствует образ Чудика, который ярко выражен и обнажен.

Какой образ чудика представлен в романе "Дон Кихот"?

В романе "Дон Кихот" Мигеля де Сервантеса Сааведра представлен образ хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского. Этот персонаж отличается от других чудиков своей безумной идеей стать рыцарем и одолеть зло и несправедливость. Он живет в своей фантазийной реальности, видит то, чего нет, и готов сражаться за вымышленных врагов. Дон Кихот - яркий образ чудика, который вызывает смех и жалость у читателей.