Формирование конструктивных и художественных замыслов в процессе трудового обучения старших дошкольников посредством природы
Заказать уникальную дипломную работу- 65 65 страниц
- 45 + 45 источников
- Добавлена 24.02.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы исследования конструктивных и художественных замыслов в процессе трудового обучения
1.1. Специфика воображения у детей дошкольного возраста
1.2. Этапы развития воображения в дошкольном детстве
1.3. Роль природы в трудовом обучении старших дошкольников
Выводы по главе 1
Глава 2. Научно-теоретические основы исследования конструктивных и художественных замыслов у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.2. Научно-теоретическое обоснование и содержание методики исследования
2.3. Особенности развития конструктивных и художественных замыслов у старших дошкольников
Выводы по главе 2
Глава 3. Формирование конструктивных и художественных замыслов в процессе трудового обучения
3.1. Условия и методика использования природы в процессе трудового обучения детей старшего дошкольного возраста
3.2. Ход, методика проведения и результаты контрольного эксперимента
Выводы по главе 3
Заключение
Список литературы
- спросил березовый листок.
- Видишь там, в березовой роще лежит пестрый ковер из осенних листьев,- продолжала елочка, скоро они все будут путешественниками.
- Неужели уже наступила осень, а я даже и не обратил внимания, хотя видел грибника, муравьев, которые прятались в муравейник и к чему-то упорно готовились, - грустно заметил березовый листок.
- Да не такой он уж и сочно зеленый, вон взгляните, щечки-то пожелтели, - затрещала сорока.
Но березовый листок ее не слышал. Он отправился в полет вместе с холодным осенним ветром. Капли дождя так и ударяли по листочку. Где закончится его путешествие, не знает никто. Однако можно сказать наверняка, что весной березовый листок появится на той самой березе, и будет вновь мечтать о неизвестном ему мире. И только желтоватый листок дуба будет свидетелем той истории.
- Как же можно использовать осенние березовые листья?
-Давайте попробуем сделать осеннюю картину, которую вы подарите близкому человеку просто так для хорошего настроения.
Аппликация из осенних березовых листьев.
Занятие 2.
Цель: закрепить знания детей об основных признаках осени, об изменениях, происходящих в природе в конце осени; развивать умение видеть проблемы, наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, давать определения, развивать оригинальность мышления; воспитывать эстетические чувства.
Оборудование: листья деревьев (5 штук на каждого ребёнка).
Задание 1. Продолжи рассказ.
Цель — развитие умения видеть проблемы
Детям читается рассказ: Пришел ноябрь. Пошел дождь со снегом, стало холодно. На дороге скользко…
Задание: продолжите рассказ несколькими способами: 1 — представь, ты гуляешь во дворе; 2 — ты водитель грузовика и едешь по дороге; 3 — воробей, сидящий на ветке.
Задание 2.
Цель — развитие оригинальности мышления, умения наблюдать.
Задание: рассмотрите осенние листья, исследовав их форму, цвет, какие они на ощупь; скажите, почему они меняют свой цвет, опадают. А затем из листьев составьте панно.
Занятие 3. «Сказочные птицы»
Цель. Закреплять навыки работы с природными материалами; совершенствовать умение самостоятельно анализировать схему последовательности действий при создании поделки и выбирать подходящий для нее природный материал; развивать воображение, творчество
Материал и оборудование. Еловые и сосновые шишки, желуди, засушенные травинки, перья, веточки; цветная бумага, фольга, клей, пластилин; маски зверюшек; ширма; песни из мультфильмов (в грамзаписи); скакалки, детские стулья.
Предварительная работа. Просверлить отверстия в шишках, подготовить деревянные черенки (заостренные с двух сторон палочки) (воспитатель); подготовить широкоформатные аппликации и панно из природных материалов (воспитатель и дети).
Ход занятия
Воспитатель создает игровую мотивацию, рассказывая сказку
«В далекой сказочной стране есть удивительный город. Живут в нем дети, которые умеют мастерить разные игрушки из природных материалов. Игрушки эти они дарят малышам. Этот город называется Умей-город. Им правит королева Фантазия. Она такая выдумщица! Ее поделками восхищаются все жители города. А еще она учит всех наслаждаться тишиной и прохладой леса, пением птиц. Учит, как вести себя в лесу. Недавно королева Фантазия объявила о том, что скоро устроит в Умей-городе выставку волшебных сказочных птиц. Принять участие в выставке она пригласила детей-умельцев из других царств-государств, чтобы все смогли полюбоваться красотой и неповторимостью их чудо-птиц».
Воспитатель. А вы хотите принять участие в выставке чудо-птиц?
Дети, Хотим.
Воспитатель. Тогда посмотрите внимательно на эту схему (модель птицы), выделите составные части поделки. (Туловище, голова, хвост, шея и лапы, клюв, глаза.) Укажите последовательность действий и варианты использования природных материалов, которые лежат на ваших столах. (Сначала туловище из еловой или сосновой шишки; к нему прикрепляем хвост из перьев или травы, шею и лапы из веточек; голову молено сделать из желудя, глаза и клюв из пластилина; украшения — из бумаги или фольги.) Вспомните, как надо скреплять детали. (Заостренные концы веток и перьев смазать клеем и вставить в отверстия.)
Дети начинают трудиться, воспитатель при необходимости помогает им. Когда все поделки закончены, появляется королева Фантазия (второй воспитатель). Она хвалит детей, обращает внимание на бережное отношение к природным материалам и порядок на рабочем месте, приглашает всех на выставку чудо-птиц.
Дети с радостью соглашаются и делятся на строителей выставки (сдвигают столы, ставят ширму); оформителей (украшают столы аппликациями и панно) и артистов (какая выставка без представления?!). Воспитатель объявляет об открытии выставки, дети выставляют свои поделки на столы и рассказывают о них, отвечая на вопросы королевы Фантазии.
Потом дети-артисты за ширмой надевают маски и под веселую музыку скачут через препятствия (стулья), ходят по канату (разложенной на полу скакалке) и т.д. В конце занятия все поют любую знакомую им песню и прощаются с королевой Фантазией.
Занятие 4. «Щенок»
Цель. Продолжать закреплять навыки работы с природным материалом и совершенствовать умение самостоятельно определять последовательность действий при изготовлении поделки и выбирать подходящий природный или бросовый материал; развивать воображение, творчество.
Материал и оборудование. Три набора природных материалов (их должно быть столько, чтобы каждому досталось по одному набору): первый набор — один желудь для туловища; семь арбузных семечек для лап, ушей и хвоста; одна сливовая косточка для головы (детали соединяются с помощью пластилина; второй набор — одна шишка лиственницы для головы; половинка скорлупы грецкого ореха для туловища; четыре веточки с заостренными концами длиной 4 см для лап; три арбузных семечка для ушей; четыре скорлупки желудей для ступней (детали соединяются с помощью пластилина и деревянных черенков); третий набор — один желудь для туловища; две скорлупки желудей и пластилин для лап; один маленький желудь для головы; две чешуйки еловой шишки для ушей; еловая веточка для хвоста; деревянный черенок длиной 1,5 см для шеи (детали соединяются с помощью пластилина и деревянных черенков); костюм клоуна (для воспитателя); мягкая игрушка клоун, фургон с надписью «Цирк»; красочное объявление с изображением клоуна; макет цирка (арена из листа ватмана; обручи от кольцеброса диаметром 8—9 см, деревянные цветные палочки длиной 30—40 см, яркие пластмассовые кубики); песня В. Шаинского «Цирк», любая песня о собаке (в грамзаписи); пластилин, ножницы, цветная бумага и фольга, клей.
Предварительная работа. Беседа о собаке как о друге и помощнике человека; чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»; рассматривание открыток с изображением различных пород собак; просверливание дырок в шишках и скорлупках, подготовка черенков (воспитатель); создание арены цирка — рисунок на листе ватмана (дети).
Ход занятия
Создание игровой мотивации.
Воспитатель. Сегодня мы с вами… Раздается стук в дверь — входит второй воспитатель (или любой другой взрослый).
Второй воспитатель. У меня важное сообщение! Воспитатель. Какое? Второй воспитатель (показывая объявление). Вот!
Шла я утром по Базарной,
Там, где наш «Универмаг»,
Вижу вдруг: народ толпится,
Все читают объявления.
Объявления разные:
«Меняю пианино на швейную
машинку…»
«Пропала кошка, зовут Матрешка,
Кто ее найдет, пусть нам принесет!»
Среди разных объявлений
На столбе висит листок:
«Рыжий клоун приглашает
Для работы в цирк щенков.
Прилагаются портреты,
Ожидаются ответы…»
Воспитатель. Разрешите нам посмотреть!
Второй воспитатель (отдавая объявление и уходя). Пожалуйста! Воспитатель (задумчиво). «Рыжий клоун приглашает для работы в цирк щенков. Прилагаются портреты, Ожидаются ответы…»
Давайте откликнемся на предложение клоуна? (Давайте!) А как мы можем ему помочь? (Сделаем щенков сами.) Тогда за работу!
2. Уточнение способов конструирования.
Воспитатель. Посмотрите на первую схему и скажите: из каких основных деталей будет состоять ваша поделка? (Туловище, голова.)
Какой природный материал можно использовать для туловища? (Желудь или еловую шишку, потому что туловище имеет овальную форму.) Как прикрепить лапы к туловищу? (Прилепить к туловищу колбаску из пластилина, а потом воткнуть в нее лапы из арбузных семечек.) Что на схеме изображено черным цветом? (Пластилин.)
Внимательно посмотрите на вторую схему и скажите: из чего можно сделать голову этого щенка? (Из шишки лиственницы.) Как прикрепить лапы к туловищу? (Набить скорлупу грецкого ореха пластилином, вставить в него лапы — палочки с заостренными концами и потом острые концы вставить в отверстия скорлупок желудей.)
А теперь посмотрите на третью схему и скажите: чем отличаются желуди, используемые в этой поделке, друг от друга? (Большой желудь для туловища и маленький для головы.) Как прикрепляется голова к туловищу? (В желудях есть отверстия, в которые надо вставить деревянный черенок, заостренный с двух сторон.) А из чего сделать передние лапы? (Из пластилина. Нужно скатать колбаску, изогнуть ее и прикрепить к туловищу.)
А какого цвета природные материалы, которые лежат перед вами? (Желтого, темно-коричневого, зеленого, черного.) Пластилин какого цвета лучше использовать? (Тоже желтого или темно-коричневого.) А что если взятъ красный пластилин? (Нет, он скроет красоту и своеобразие природного материала.) Что ж, мы с вами вспомнили последовательность действий, уточнили, какие детали из каких материалов лучше делать,— можно приступать к работе.
Дети изготавливают поделки из любого набора природных материалов(по желанию), украшают своих «щенков» бантами, попоной и т. д. (под любую песню о собаках).
Игровая ситуация.
В групповой комнате появляется Клоун (взрослый) с фургоном «Цирк», в кабине которого тоже клоун (мягкая игрушка).
Клоун здоровается с детьми, объясняет, как он узнал о том, что они решили ему помочь (все цирковые артисты немного волшебники), внимательно рассматривает все поделки, хвалит детей, отмечая особенности работ каждого («У тебя такой веселый щенок… А у твоего щенка такой красивый хвост» и т. д.), шепчет что-то на ухо воспитателю.
Воспитатель. Дети, наш гость научил меня волшебному заклинанию, и я сейчас «оживлю» ваших щенков. (Звучит отрывок из песни В. Шаинского «Цирк». Клоун тем временем готовит цирковую арену.) Раз, два, три, четыре, пять! Оживи, щенок! Берите своих щенков и…
Клоун. А вот и арена, на которой сейчас появятся артисты цирка — дрессировщики собак. Представление начинается! Выступают собаки-акробаты! (Дети прыгают.) А теперь собаки-математики! (Клоун показывает карточки с изображением различных предметов, собранных в группы в пределах десяти,— «собаки» лают нужное число раз и т. д.) Ваши щенки очень милые и способные. Но, чтобы выступать в цирке, им надо еще многому научиться. Я берусь это сделать, если, конечно, вы согласитесь отдать их мне. Ну как? (Ответы детей.) Тогда сажайте их в мой фургон. (Дети ставят поделки в фургон.) До новых встреч!
Занятие 5. «Лесная школа»
Цель: учить подбирать разнообразный природный материал для изготовления задуманной поделки. Учить придавать образу выразительность с помощью характерных поз, признаков внешности, элементов одежды. Воспитывать доброжелательность, уважение к интересам товарищей, аккуратность в обращении с природным материалом.
Материал: сосновые шишки, иголки от сосны или семена клена (липы), глина (пластилин); поделка-образец «Еж», выполненная из крупной шишки; пластилин (глина), стеки, коробки с природным материалом (шишками, желудями, ветками, засушенными растениями, колосками, соломкой, перьями и пр.); поделка-образец из шишки - «Филин».
Предварительная работа: беседа с детьми о празднике «День знания» (желательно обращаться к детям, у которых братья или сестры пошли в школу).
Ход занятия.
Организация рабочего места: для детей готовят 2—3 сдвинутых стола, раскладывают на них дощечки, стеки, глину или пластилин.
Создание игровой мотивации. Воспитатель начинает с рассказа истории, которая однажды случилась в лесу: «Готовились лесные звери (лисята, медвежата, волчата и т. д.) пойти в лесную школу. У всех было веселое и радостное настроение. Прознала об этом Баба Яга. «Ну уж, нет,— сказала она,— ни за что не допущу, чтобы звери первого сентября в школу пошли. Я превращу их в шишки, желуди, веточки и разбросаю по лесу». Как сказала Баба Яга, так и сделала. Но все ее проказы увидел старый Филин. И решил помочь лесным зверям. Собрал он шишки, веточки в коробки и принес к нам в детский сад. «Ребята,— сказал он,— только вы можете расколдовать лесных зверей. Согласны ли вы помочь?»
Показ способов работы. Воспитатель ставит перед детьми коробки с предназначенным для них природным материалом и предлагает подумать, кто какого лесного зверя будет делать.
Затем педагог подходит к детям и, взяв в руки образец (Филина), помогает им в подборе материала для передачи характерных признаков различных животных (например, для хвоста лисы лучше взять длинную, слегка изогнутую шишку или использовать пушистые перья). Показывает, как сделать того или иного зверя выразительным, запоминающимся (например, вставляет в открытую пасть волка красный язык из бумаги или пластилина, надевает на него шорты, вырезанные из кусочка ткани, медведю в лапы дает книжку и т.д.).
Оценка работы проводится от лица Филина, который подтверждает, что именно такую лису — хитрую, с гордой осанкой и пушистым хвостом — Баба Яга превратила в шишку и т.д. Поощряет детей за то, что они работали дружно, без ссор, сумели спокойно договориться, кто какого зверя будет делать. «Теперь все зверюшки расколдованы. Пора им и в школу собираться».
Переход к игре «Лесная школа». Дети играют самостоятельно. Воспитатель содействует развитию ролевого взаимодействия.
В процессе проведения данных занятий все дети с удовольствием приняли в них участие.
На занятиях, прежде всего, ставилась перед детьми задача учебного характера — научиться работать с предлагаемым материалом. Раскрывали свойства материала и его особенности, особенности работы с ним, способы крепления его с другими материалами, формировал навыки работы.
И вторая задача, решаемая на занятии,— заинтересовать детей данным видом материала, вызвать желание заняться работой с ним в свободное время. Ставя перед детьми цель научиться хорошо делать, создаём ближайшую перспективу, раскрывая, где, когда и какие вещи можно сделать из этого материала.
После занятия реализовали другую задачу — организуя определенным образом трудовую деятельность детей, закреплять навыки работы, формировать общественные мотивы, развивать инициативу, творческий подход к делу.
В процессе практической деятельности дети поняли, что природный материал можно использовать при выполнении поделок. Повысился уровень конструктивных умений и навыков, творческого воображения при работе с природным материалом. Дети научились высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, реализовывать свои индивидуальные творческие способности. Установилась преемственность в работе с семьёй по воспитанию положительного отношения к природе. Родители заинтересовались использованием природного материала, принимают участие в конкурсах поделок из природного материала.
Особенность конспектов занятий по конструированию и ручному труду — новые рубрики: «Создание игровой мотивации», «Организация игровой обстановки», «Переход к игре», «Методические приемы организации ролевого взаимодействия» и др.
Включение игры в процесс занятий не случайно. Во время игры ребенок сам может придумать и сделать нужную ему игрушку, соорудить мост или речной порт, один дом или целый город, сконструировать шкаф, самолет и т. д. А у ребенка, создавшего на занятии постройку или поделку, обязательно возникает желание поиграть с ней. Поэтому, разрабатывая содержание занятий, их структуру, мы стремились построить процесс обучения таким образом, чтобы ребенок удовлетворил свою потребность и мог поиграть с созданной поделкой.
В каждом конкретном занятии связь с игрой выражена по-разному. Особое место принадлежит игровой мотивации, которая позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме
Таким образом, занятия по труду посредством природы расширяют представления детей об окружающем мире, учат внимательно вглядываться в различные природные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала. Работы с применением природных материалов способствуют развитию сенсомоторики, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе работы постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние такие занятия оказывают на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления, развивают любознательность и наблюдательность. Коллективные виды работ позволяют формировать у ребенка умение планировать свою деятельность, с учетом общей цели, распределять операции. Работа в малой группе, небольшом коллективе способствует формированию дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи.
3.2. Ход, методика проведения и результаты контрольного эксперимента
После формирующего эксперимента нами был проведён контрольный эксперимент.
Цель: На основе, проведенного формирующего эксперимента выявить уровень развития конструктивных и художественных замыслов с помощью методик констатирующего эксперимента.
После формирующего эксперимента дошкольники при выполнении предложенных заданий показали наилучшие результаты. Более интересными были рисунки при выполнении четвёртого задания, где дети должны были дорисовать образ, сюжетную картинку. Рассмотрим таблицу 9.
Таблица 9
Имя ребёнка Круг Квадрат Треугольник Миша Д. Утёнок Книга Ваза с Цветами Дима Л. Барабан Клетка с попугаем Буратино Аня Х. Самовар Скворечник Гриб Стас К. Бабушка Окно Зонт Вика Б. Часы Сумка Флажок Маша А. Петух Кастрюля Конфета Влада П. Снеговик Картина Дом Рома К. Новогодняя игрушка Портфель Гиря Аня М. Цветок Телевизор Ракета Саша Г. Телефон Робот Карандаш
Таким образом, проведенное диагностическое задание и его анализ обнаружили, что после проведенных занятий по формированию конструктивных и художественных замыслов в процессе трудового обучения посредством природы обнаружены высокие показатели, оригинальных изображений 18.
В ходе экспериментального исследования были получены данные о формировании развитии конструктивных и художественных замыслов воображения, а также о том, как эти изменения проявляются в игровой деятельности детей.
Использованные нами методики: наблюдения за игровой деятельностью детей, позволяют диагностировать особенности проявления конструктивных и художественных замыслов у дошкольников в естественных условиях привычной для них деятельности (игре, ручном труду, рисовании). Недостатком этих методик является то, что они требуют значительных временных затрат.
Возрастные изменения в развитии воображения, формирования конструктивных и художественных замыслов, продиагностированные в ходе исследования, в целом соответствуют описанным в литературе данным.
Оказалось, что уровень формирования конструктивных и художественных замыслов у старших дошкольников стал выше.
Таблица 10
Динамика формирования конструктивных и художественных замыслов у детей старшего дошкольного возраста
До обучения (констатирующий эксперимент) После обучения (контрольный эксперимент) Высокий уровень 50% (5 чел.) 70% (7 чел.) Средний уровень 40% (4 чел.) 20% (2 чел.) Низкий уровень 10% (1 чел.) -
Таким образом, после проведённой работы дошкольники экспериментальной группы показали более высокий уровень развития воображения. Высокий уровень смогли показать 3 дошкольника (30%), средний уровень – 6 дошкольников (60%), низкий уровень развития произвольного поведения показали 1 ребёнок (10%).
Рис. 4. Динамика формирования конструктивных и художественных замыслов у дошкольников
Таким образом, результаты, полученные в ходе систематической работы с детьми старшего дошкольного возраста, свидетельствуют о том, что использование в процессе трудового обучения посредством природы — одно из эффективных средств в развитии воображения, формирования конструктивных и художественных замыслов у детей старшего дошкольного возраста.
Обобщение результатов контрольного эксперимента позволило выделить две группы детей на основании развития у них конструктивных и художественных замыслов:
I группа - дети с высоким уровнем развития конструктивных и художественных замыслов. Детей в этой группе оказалось наибольшее число испытуемых - 8 дошкольников, они продемонстрировали действительно высокий уровень.
II группа – дошкольники со средним уровнем развития конструктивных и художественных замыслов. На данном уровне оказалось – 2 дошкольника.
Проделанная коррекционная работа по формированию конструктивных и художественных замыслов при помощи природы в трудовом обучении детей старшего дошкольного возраста показала положительные результаты. Разработанная методика улучшила воображение дошкольников, повысила уровень сформированности конструктивных и художественных замыслов.
Выводы по главе 3
Анализ полученных данных показывает, что после обучения дети показали результаты выше, чем при констатирующем исследовании.
Не смотря на то, что количественные данные, полученные в результате констатирующего эксперимента, имеют небольшую разницу в процентном отношении, можно сказать, что в процессе обучения с использованием экологической стороны в формировании положительного отношения к природе таит в себе большие развивающие возможности.
Небольшая разница в количественном соотношении может объясняться тем, что временной промежуток эксперимента небольшой, и можно предположить, что при более длительном занятии по развитию положительного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания проявится более существенная разница.
Заключение
Проведённое исследование завершилось, доказав свою теоретическую и практическую значимость. На уровне практической значимости исследования в теоретической части диплома было отмечено, что воображение рассматривается одним из важнейших познавательных процессов, входящих в любой творческий акт. Проблема развития воображения дошкольников, формирование конструктивных и художественных замыслов — одна из наименее разработанных проблем детской психологии.
Особенно значимым становится выявление специфики воображения и закономерностей его становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период закладываются основные предпосылки его развития.
Цель исследования была направлена на выявление особенностей развития конструктивных и художественных замыслов у детей старшего дошкольного возраста.
Для выявления особенностей развития конструктивных и художественных замыслов у детей дошкольного возраста была создана методика. Определение направлений и содержание методики основывалось на анализе теоретических положений Л.С. Выготского, А.В. Запорожца о таком психическом процессе как воображение.
Проведённое исследование позволяет сделать вывод, что в 5 –6 лет формирование конструктивных и художественных замыслов нарушено и имеет свои особенности, связанные с особенностями развития детей данного возраста.
Выделение дифференцированных групп может служить основанием для разработки коррекционных занятий по формированию конструктивных и художественных замыслов у детей старшего дошкольного возраста.
Данные констатирующего эксперимента определили основные направления и содержание педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Трудовая и игровая деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения, формировании конструктивных и художественных замыслов у детей.
Исходя из результатов проведенной экспериментальной работы видно, что наша гипотеза подтвердилась. У детей повысился уровень вербального и невербального воображения. Дети очень охотно включились в занятия по трудовому обучению посредством природы.
Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования с детьми старшего дошкольного возраста, свидетельствуют о том, что использование природы в трудовом обучении — одно из эффективных средств в развитии конструктивных и художественных замыслов детей старшего дошкольного возраста.
Проделанная коррекционная работа по формированию конструктивных и художественных замыслов при помощи природы в трудовом обучении у дошкольников старшего дошкольного возраста показала положительные результаты.
Список литературы
Ашиков В., Ашикова С. «Детям надо помочь влюбиться в красоту». Работаем по программе «Наш дом – природа» // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 11. – С. 22 – 27
Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу – Минск., 1972
Венгер Л.А. Восприятие и обучение. - М., 1999. - 365 с.
Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя./Составитель Мельчаков Л.Ф. - М., 1981
Выготский ЛС. Психология искусства. - М., 1998. - 276 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1999
Гаспарова Е.М. Психологические особенности смены содержания игровой деятельности на рубеже раннего и дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. - М., 1985. - 25 с.
Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопр. психол. 1980. № 2. – С. 107-114
Зебзеева В.А. Методологические аспекты технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Из доклада на конференции по вопросам экологического воспитания. – Оренбург, 2005
Иванова Э. Воображение и творчество детей // Дошкольное воспитание. 1987. № 10. – С. 51-53.
Ильенков Э. В. О воображении // Нар образов. 1968. № 3. – С. 33—43.
Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М., 1978
Камия Э. Дошкольное воспитание и проблемы развития воображения // Преемственность ступеней в системе развивающего и развивающегося образования. Сб. научно-методических статей / Под ред. В.Т. Кудрявцева. - М., 2001. – С. 98-102
Камия Э. Воображение, экспрессия, телесный диалог. Старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. 2004. № 7. - С. 77-83
Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы». Азбука экологии. – СПб., 1996
Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы – М. 1989. – С. 18 – 39.
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М., 1990. - 158 с.
Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. - 1993. - №2.
Мухина В.С. Детская психология. М., 1999. - 272 с.
Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. – Тбилиси, 1972.
Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. – М., 1983
Николаева С.Н Создание условий для экологического воспитания детей. – М., 1993
Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. - 1994.- №7.
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М., 1995
Николаева С.Н.. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: Кн. Для воспитателей дет. сада. – 2-е изд. – М., 2000
Николаева С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004.-№ 4.– С. 14-21
Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей дошкольного возраста. Автореферат диссертации на соискание ученой степени. – М., 2006
Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. - М., 2003. - 224 с.
Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М., 2001. 479 с.
Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание,. -2002 .- № 10. -с. 40.
Поддъяков Н.Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников. Сборник. – М., 2001
Поддъяков Н.Н. Очерки психического развития дошкольников. – М., 2002
Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 1998. 247—268 с
Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1986. 224 с.
Рибо Т. Творческое воображение. - 1901.
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М., 2001
Рыжова Н.А., Тычина Ю.Н. Что такое экология? Методическое пособие по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. - Тамбов, 1993
Рыжова Н. Экологическое воспитание дошкольников с позиций новой парадигмы // Дошкольное воспитание. – 2001. - №7. – с.61-70
Рыжова Н.А. О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» // Дошкольное воспитание. - 2001 г. -№ 6 . - С. 18.
Савенков А. Исследовательские методы в дошкольном образовании// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 12. – С. 3-11
Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддъякова. - М.: Педагогика. - 1980
Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В.Н. – Ярославль 1997. – 240с.
Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать – СПб., 1999
Фрейд З. Леонардо да Винчи. - М., 1912.
Чумакова Н. Организация работы с природным материалом. // Дошк. воспитание. - 1984. - № 9 - С. 1
2
2.Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу – Минск., 1972
3.Венгер Л.А. Восприятие и обучение. - М., 1999. - 365 с.
4.Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя./Составитель Мельчаков Л.Ф. - М., 1981
5.Выготский ЛС. Психология искусства. - М., 1998. - 276 с.
6.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1999
7.Гаспарова Е.М. Психологические особенности смены содержания игровой деятельности на рубеже раннего и дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. - М., 1985. - 25 с.
8.Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопр. психол. 1980. № 2. – С. 107-114
9.Зебзеева В.А. Методологические аспекты технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Из доклада на конференции по вопросам экологического воспитания. – Оренбург, 2005
10.Иванова Э. Воображение и творчество детей // Дошкольное воспитание. 1987. № 10. – С. 51-53.
11.Ильенков Э. В. О воображении // Нар образов. 1968. № 3. – С. 33—43.
12.Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М., 1978
13.Камия Э. Дошкольное воспитание и проблемы развития воображения // Преемственность ступеней в системе развивающего и развивающегося образования. Сб. научно-методических статей / Под ред. В.Т. Кудрявцева. - М., 2001. – С. 98-102
14.Камия Э. Воображение, экспрессия, телесный диалог. Старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. 2004. № 7. - С. 77-83
15.Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы». Азбука экологии. – СПб., 1996
16.Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы – М. 1989. – С. 18 – 39.
17.Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М., 1990. - 158 с.
18.Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. - 1993. - №2.
19.Мухина В.С. Детская психология. М., 1999. - 272 с.
20.Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. – Тбилиси, 1972.
21.Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. – М., 1983
22.Николаева С.Н Создание условий для экологического воспитания детей. – М., 1993
23.Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. - 1994.- №7.
24.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М., 1995
25.Николаева С.Н.. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: Кн. Для воспитателей дет. сада. – 2-е изд. – М., 2000
26.Николаева С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004.-№ 4.– С. 14-21
27.Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей дошкольного возраста. Автореферат диссертации на соискание ученой степени. – М., 2006
28.Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. - М., 2003. - 224 с.
29.Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М., 2001. 479 с.
30.Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание,. -2002 .- № 10. -с. 40.
31.Поддъяков Н.Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников. Сборник. – М., 2001
32.Поддъяков Н.Н. Очерки психического развития дошкольников. – М., 2002
33.Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 1998. 247—268 с
34.Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1986. 224 с.
35.Рибо Т. Творческое воображение. - 1901.
36.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М., 2001
37.Рыжова Н.А., Тычина Ю.Н. Что такое экология? Методическое пособие по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. - Тамбов, 1993
38.Рыжова Н. Экологическое воспитание дошкольников с позиций новой парадигмы // Дошкольное воспитание. – 2001. - №7. – с.61-70
39.Рыжова Н.А. О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» // Дошкольное воспитание. - 2001 г. -№ 6 . - С. 18.
40.Савенков А. Исследовательские методы в дошкольном образовании// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 12. – С. 3-11
41.Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддъякова. - М.: Педагогика. - 1980
42.Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В.Н. – Ярославль 1997. – 240с.
43.Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать – СПб., 1999
44.Фрейд З. Леонардо да Винчи. - М., 1912.
45.Чумакова Н. Организация работы с природным материалом. // Дошк. воспитание. - 1984. - № 9 - С. 1
Вопрос-ответ:
Какова специфика воображения у детей дошкольного возраста?
Специфика воображения у детей дошкольного возраста заключается в его зрительной направленности, неконкретности, фантастическом характере. Они могут легко переходить от реального к мифологическому, от натурального к сказочному. У детей дошкольного возраста воображение развивается активно и является важным инструментом исследования и познания окружающего мира.
Какие этапы развития воображения можно выделить в дошкольном детстве?
В дошкольном возрасте можно выделить несколько этапов развития воображения. Первый этап - имитативный, когда ребенок повторяет действия взрослых. Второй этап - символический, когда ребенок начинает использовать предметы для изображения других объектов. Третий этап - игровой, когда ребенок создает свои мир и роли, выстраивает сюжеты и события. Четвертый этап - творческий, когда ребенок начинает использовать воображение для создания новых предметов и идей.
Какую роль играет природа в трудовом обучении старших дошкольников?
Природа играет важную роль в трудовом обучении старших дошкольников. Она становится центром внимания, и дети могут учиться через наблюдения и эксперименты с растениями, животными и природными материалами. Природа вдохновляет детей на творчество, позволяет им проявить свое воображение и конструктивные способности. Взаимодействие с природой способствует полноценному развитию ребенка и его творческому потенциалу.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
Исходя из первой главы статьи, можно сделать следующие выводы: воображение у детей дошкольного возраста имеет свою специфику, пройдя несколько этапов развития; природа играет важную роль в трудовом обучении старших дошкольников, способствуя развитию их воображения, творческого мышления и конструктивных способностей.
Какова специфика воображения у детей дошкольного возраста?
Специфика воображения у детей дошкольного возраста заключается в том, что они имеют богатое воображение, которое позволяет им создавать новые образы и ситуации, исследовать окружающий мир и выражать свои мысли и чувства через игру и творчество.
Какие этапы развития воображения существуют в дошкольном детстве?
В дошкольном детстве выделяются следующие этапы развития воображения: сенсорный, символический и творческий. На первом этапе дети используют свои чувства и ощущения для восприятия мира, на втором – начинают использовать знаковую функцию языка и символику предметов, на третьем – становятся способными к творчеству и самостоятельному созданию образов и идей.
Какую роль играет природа в трудовом обучении старших дошкольников?
Природа играет важную роль в трудовом обучении старших дошкольников, так как она предоставляет множество материалов и возможностей для творческой активности. Работа с природными материалами развивает у детей мелкую моторику, воображение, творческое мышление и умение конструировать.
Какие выводы можно сделать по главе 1 "Теоретические основы исследования конструктивных и художественных замыслов в процессе трудового обучения"?
По главе 1 можно сделать следующие выводы: воображение является важным аспектом развития детей дошкольного возраста, развитие воображения происходит на различных этапах и требует поддержки и стимулирования, природа является эффективным инструментом для развития конструктивных и художественных способностей у старших дошкольников.
Какими научно-теоретическими основами обладает исследование конструктивных и художественных замыслов в процессе трудового обучения?
Исследование конструктивных и художественных замыслов в процессе трудового обучения обладает научно-теоретическими основами, такими как изучение развития воображения у детей дошкольного возраста, роль игры и творчества в развитии ребенка, использование природы как средства обучения, изучение педагогических исследований и опыта работы с детьми.
Каким образом природа влияет на формирование конструктивных и художественных замыслов у старших дошкольников?
Природа играет важную роль в трудовом обучении старших дошкольников, поскольку стимулирует развитие их воображения и творческого мышления. Восприятие природы, ее форм, цветов и звуков, способствует формированию у детей конструктивных и художественных замыслов. Различные материалы, которые предлагает природа, играют важную роль в процессе трудового обучения, позволяя детям развивать моторику рук, пространственное мышление и воображение.
Какие этапы развития воображения характерны для детей дошкольного возраста?
У детей дошкольного возраста можно выделить несколько этапов развития воображения. Первый этап - игра с предметами, где дети начинают имитировать действия взрослых. Второй этап - игра со знаменитыми литературными или мультяшными героями, где дети дополняют или изменяют сюжет и создают различные ситуации. Третий этап - самостоятельное формирование сюжетов и историй, где дети используют свое воображение и создают свои миры. Определенные упражнения и задания с использованием природных материалов могут способствовать развитию воображения и переходу от одного этапа к другому.
Каким образом формируются конструктивные замыслы у старших дошкольников в процессе трудового обучения?
Формирование конструктивных замыслов у старших дошкольников происходит через использование различных материалов и инструментов в процессе трудового обучения. Взаимодействие с материалами и инструментами позволяет детям экспериментировать, строить и создавать различные объекты и конструкции. Кроме того, использование различных природных материалов, таких как ветки, листья, камни и песок, позволяет старшим дошкольникам развивать свое пространственное мышление, улучшать координацию движений и формировать навыки работы с различными материалами.