Искусство Древней Индии.
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 06.06.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Особенности искусства Древней Индии
2. Архитектура Древней Индии
3. Древнеиндийская скульптура
4. Древнеиндийская живопись
5. Художественная культура
Заключение
Список литературы
Образ Будды, данный многократно в своих перевоплощениях, окружен множеством жанровых сцен, имеющих по существу светский характер [3, с. 430].
Роспись потолков была призвана смягчить давление скалы, приподнять пространство над головой. Перспектива в росписях не передается, а объемы фигур лишь чуть-чуть намечены. Разнообразие красок невелико, но их контрастные сочетания отражают яркие эмоции.
Хотя учебные пособия для художников появились еще в I в., идеи, сыгравшие определяющую роль в развитии индийской живописи, были окончательно сформулированы только во времена правления Гуптов. Основной работой, в которой они были изложены, является «Вишнудхармоттарам». В ней подробно рассказывается, какие изображения подходят для дворцов, храмов и частных домов. Подчеркивается, как важно выражать эмоции через движение [11, с. 210].
Художники, выполнявшие более поздние фрески, пользовались этими советами. Настроение действительно выражается жестами или позой, а фигурки, разбросанные на стенах, создают глубокое ощущение движения. Эти произведения изображают жизнь эпохи Гуптов точно и достоверно, и поэтому являются важными источниками, помогающими понять жизнь общества того времени. Влияние этой живописи не только на индийскую, но и на культуру ряда других стран было огромным.
5. Художественная культура
Письменная литература в Древней Индии начинает появляться, вероятно, во второй половине I тыс. до н.э. Своего расцвета санскритская литература достигла в период Гупт. В этом время записаны на санскрите в окончательном варианте «Махабхарата» и «Рамаяна», записываются древнейшие из трактатов (шастр) по различным отраслям знания [5, с. 227].
В эпосе «Махабхарата» и «Рамаяна» реалистические описания природы и быта древних индийцев тесно переплетаются с невероятными фантастическими приключениями и удивительными подвигами бесчисленных мифологических героев. Боги, духи, демоны, наделенные необычайной силой и могуществом, населяют богатую, полную сказочного изобилия тропическую природу, олицетворяют ее силы.
Появляются сборники народных рассказов, басен и сказок, в которых нашла свое отражение накопленная веками народная мудрость. Наиболее известными из них являются «Панчатантра» («Пять книг») и «Хитопадеша» («Полезное наставление»). Во многих из этих басен и сказок действующими лицами являются животные, в которых легко узнать людей различного общественного положения. Эти сборники в период раннего средневековья были известны далеко за пределами Индии и переводились на другие языки.
В древней Индии независимо от других стран возникла высокоразвитая драматургия. Индийская драма развилась из древнейшего вида театрального представления – пантомимы, которая сопровождалась рассказом специального сказителя, объяснявшего то, что показывалось зрителями. Позже текст стали произносить актеры.
Самым выдающимся из индийских писателей древности был Калидаса (V в. до н.э.), прославившийся и как лирический поэт, и как создатель эпических норм, но особенно как драматург. Драмы Калидаса, написанные для придворного театра и рассчитанные на знатоков и ценителей искусства, тем не менее сохраняли тесную связь с народным творческом и отличались относительной простотой и естественностью, стремлением к раскрытию внутреннего мира героев [4, с. 441].
Наряду с санскритской литературой существовала литература и на других языках. Буддийская литература на языке пали огромна по объему и по значению и включает в себя различные религиозно-философские трактаты, жизнеописания Будды, канонические сочинения. Особенно интересны джатаки – многочисленные рассказы о событиях, случившихся с Буддой во времена его земных воплощений, предшествующих возрождению его в виде царевича Сиддхартхи [5, с. 228]. Сборники джатак оказали немалое влияние на арабский фольклор.
Наряду с санскритской и палийской литературой в первые века нашей эры появляется литература на дравидских языках. Древнейшими её памятниками является «Курал» – сборник нравоучительных изречений на тамильском языке.
Количество дошедших до нас литературных памятников (только незначительная часть того, что существовало в действительности), разнообразие жанров, высокий уровень художественного мастерства – все это позволяет утверждать, что индийская литература этого периода не уступала самым развитым литературам других народов.
Заключение
В процессе работы над поставленной проблематикой мы пришли к следующим выводам.
Искусство Индии с древнейших времен питает могучая фантазия, грандиозность масштабов представлений о Вселенной. Средства художественного выражения поражают многообразием и красочностью, напоминающей цветущую природу страны. Идея единства жизни во всех ее проявлениях пронизывает и философские учения, и эстетику, и искусство. Поэтому столь велика в индийском искусстве роль синтеза – архитектуры и скульптуры, архитектуры и живописи, поэзии, живописи и музыки.
Неотделимой от архитектуры становится скульптура. Выполненные с большим мастерством из камня произведения скульптуры, часто достигающие гигантских размеров, покрывают стены храмов, притягивая к себе внимание. Религиозная символика проявляется в каждом произведении архитектуры, и скульптура, прежде всего рельеф, занимает в индийском искусстве первое место.
Первые памятники индийской архитектуры появляются во втором тысячелетии до н.э., а возможно, и в еще более ранний период. Здесь еще в доисторический период возникают основанные на регулярной планировочной схеме города с домами из обожженного кирпича, с широкими замощенными улицами, канализацией. Об этом свидетельствуют раскопки городов Харрапа и Мохенджо-Дар, уже в первой половине третьего тысячелетия до н.э. имевших регулярную планировку.
При Ашоке строятся первые каменные буддийские монументы-колонны, сферические сооружения, символы буддизма (ступы), пещерные храмы. Начиная с I в. н.э. Будда был признан божеством и стал изображаться в виде человека, а не символа, как было до этого времени. Именно в этот период (I в. до н.э. – III в. н.э.). Индия ощутила заметное влияние позднеэллинистического искусства. Образу Будды были приданы гуманистические черты эллинистической скульптуры.
В IV-V вв. буддизм постепенно сливается с более древними местными религиями. Будда признается воплощением индуистского божества Вишну. В это время в искусстве, особенно в живописи, помимо религиозных широко распространяются светские мотивы и настроения. Они пронизывают даже искусство храмовых пещерных комплексов, сочетающих в себе архитектуру, скульптуру и живопись. Особенно знаменит своими росписями комплекс буддийских монастырей и храмов Аджанты, включавший около тридцати пещер, высеченных в скалистом берегу реки. Пещеры внутри богато расписаны по сухой штукатурке на самые разнообразные буддийские сюжеты. Живопись Аджанты широко и многокрасочно отражает жизнь Индии того периода. Наряду с религиозными образами здесь богато представлены природа страны и населяющие ее люди.
Таким образом, характерными чертами для всего древнего периода индийского искусства является сила и устойчивость народных традиций, всегда пробивающихся сквозь многочисленные религиозные наслоения как в выборе сюжетов, так и в содержании многих художественных образов. В архитектуре долгое время прочно сохраняются основные элементы деревянного народного зодчества, идущие от древнейших времен. В скульптуре и живописи на основе народной фантазии создаются полные обаяния, гармонии и красоты очеловеченные образы богов и героев, ставшие традиционными.
Список литературы
1. Бэшем, А. Цивилизация Древней Индии / Пер. с фр. Е. Гавриловой, под ред. Н. Шевченко. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 496 с.
2. Бонгард-Левин, Г.М., Ильин, Г.Ф. Древняя Индия. История и культура. – СПб.: Алетейя, 2001. – 288 с.
3. Всеобщая история искусств: в 6 т. / Ред. Р.Б. Климов. – М.: Государственное издательство «Искусство», 1956. – 920 с.
4. История Древнего Востока: Учебник / Под ред. В.И. Кузищина. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Высш. шк., 2003. – 462 с.
5. История Древнего мира. Древний Восток, Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Харвест, 1999. – 848 с.
6. Ступа – трехмерная модель буддийской вселенной // Культурология. История мировой культуры. Хрестоматия: Учеб. пособ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 27-28.
7. Радхакришнан, С. Индийская философия: в 2 т. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1957. – Т. 1. – 732 с.
8. Синха, Н.К., Банерджи, А.Ч. История Индии / Пер. с англ. Л.В. Степановой, И.П. Ястребовой, Л.А. Княжинской. Ред. и предисл. К.А. Антоновой. – М.: Изд-во Иностранной литературы, 1954. – 441 с.
9. Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства: Учебник: в 2 т. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – Т.1. – 304 с.
10. Три великих сказания древней Индии / Литературное изложение и предисл. Э.Н. Темкина и В.Г. Эрмана. – М.: Главная редакция восточной литературы изд-во «Наука», 1978. – 576 с.
11. Эдвардс, М. Древняя Индия. Быт, религия, культура / Пер. с англ. С.К. Меркулова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. – 224 с.
4
1. Бэшем, А. Цивилизация Древней Индии / Пер. с фр. Е. Гавриловой, под ред. Н. Шевченко. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 496 с.
2. Бонгард-Левин, Г.М., Ильин, Г.Ф. Древняя Индия. История и культу-ра. – СПб.: Алетейя, 2001. – 288 с.
3. Всеобщая история искусств: в 6 т. / Ред. Р.Б. Климов. – М.: Государ-ственное издательство «Искусство», 1956. – 920 с.
4. История Древнего Востока: Учебник / Под ред. В.И. Кузищина. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Высш. шк., 2003. – 462 с.
5. История Древнего мира. Древний Восток, Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Харвест, 1999. – 848 с.
6. Ступа – трехмерная модель буддийской вселенной // Культурология. История мировой культуры. Хрестоматия: Учеб. пособ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 27-28.
7. Радхакришнан, С. Индийская философия: в 2 т. – М.: Изд-во ино-странной литературы, 1957. – Т. 1. – 732 с.
8. Синха, Н.К., Банерджи, А.Ч. История Индии / Пер. с англ. Л.В. Сте-пановой, И.П. Ястребовой, Л.А. Княжинской. Ред. и предисл. К.А. Антоно-вой. – М.: Изд-во Иностранной литературы, 1954. – 441 с.
9. Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства: Учебник: в 2 т. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – Т.1. – 304 с.
10. Три великих сказания древней Индии / Литературное изложение и предисл. Э.Н. Темкина и В.Г. Эрмана. – М.: Главная редакция восточной ли-тературы изд-во «Наука», 1978. – 576 с.
11. Эдвардс, М. Древняя Индия. Быт, религия, культура / Пер. с англ. С.К. Меркулова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. – 224 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности есть в искусстве Древней Индии?
В искусстве Древней Индии существуют такие особенности, как обилие жанровых сцен с секулярным характером, множественные образы Будды в различных перевоплощениях и роспись потолков для создания впечатления пространства над головой.
Опишите архитектуру Древней Индии.
Архитектура Древней Индии характеризуется использованием тяжелых монументальных строений, таких как ступы и буддийские храмы. Они обычно имеют изящие орнаменты и величественные колонны, а также особую систему световых приемов, чтобы создать мистическую атмосферу.
Какое место занимает скульптура в искусстве Древней Индии?
Скульптура играет важную роль в искусстве Древней Индии. Она изображает различных божеств, как Будду, Шиву и Вишну, а также других исторических и мифологических персонажей. Скульптуры часто имеют выразительное лицо и детализированные детали.
Какая живопись характерна для Древней Индии?
Древнеиндийская живопись обычно яркая и красочная. Она часто изображает сцены из жизни Будды, мифологические истории и обычаи того времени. Живопись Древней Индии отличается от классической перспективы и больше сосредоточена на передаче объемов и деталей фигур.
Что известно о художественной культуре Древней Индии?
Художественная культура Древней Индии богата и многообразна. Она включает в себя различные формы искусства, такие как архитектура, скульптура и живопись. Основными темами являются религиозные мотивы, исторические и мифологические сюжеты, а также изображение обычной жизни того времени.
Какие особенности есть в искусстве Древней Индии?
Одной из особенностей искусства Древней Индии является изображение образов Будды и многократное их перевоплощение. Также важной чертой является наличие множества жанровых сцен с существенно светским характером.
Что можно сказать об архитектуре Древней Индии?
Архитектура Древней Индии характеризуется использованием особых строительных техник, которые позволяли смягчить давление скалы и приподнять пространство над головой. Это создавало эффект легкости и изящества в сооружениях.
Какие особенности присутствуют в древнеиндийской скульптуре?
Одной из особенностей древнеиндийской скульптуры является изображение образов Будды с его многократными перевоплощениями. Также часто встречаются жанровые сцены с существенно светским характером.
Что можно сказать о древнеиндийской живописи?
В древнеиндийской живописи особое внимание уделялось изображению образов Будды и многократным его перевоплощениям. При этом основной упор делался на передачу жанровых сцен, имеющих светский характер.
Каковы особенности художественной культуры Древней Индии?
Особенности художественной культуры Древней Индии включают изображение образов Будды и многократные его перевоплощения, а также наличие множества жанровых сцен с существенно светским характером. Также важными элементами являются использование особых строительных техник в архитектуре и изображение живописных сцен.