Особенности трансформации политического режима в постсоветской России
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 18.01.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Обоснование основных тезисов
Глава 2. Наследие советского политического режима
Глава 3. Политический режим постсоветской России: президентство Б. Ельцина (1992 – 1999 гг.)
Глава 4. Политический режим постсоветской России: президентство В. Путина (2000 – 2008 гг.)
Глава 5. Проблема демократического транзита современной России
Заключение
Литература
Тем не менее, доминирование авторитарных тенденций, слабость законодательной и судебной ветвей власти, чрезмерное влияние на власть неформальных олигархических группировок и слабость институциональной основы режима не позволили ускорить демократический транзит. Пришедший на смену ельцинской эпохе период президентства Владимира Путина отличался восстановлением основ государственности и консолидацией власти в руках новой политической элиты (ранний период правления), а также началом нового периода реформ, направленных на повышение эффективности государственного управления, реорганизацию отношений с крупным бизнесом, внедрение рыночных элементов в систему социального обеспечения и т.д. (поздний период правления). Ключевой особенностью политического режима России при В. Путине стало значительное повышение управляемости политических процессов, предсказуемости и стабильности функционирования всего политического режима, основанного преимущественно на прямых (плебисцитарных) механизмах взаимодействия власти и общества при сохранении относительной слабости и аморфности институциональной структуры.
Подводя итог анализу трансформации постсоветского политического режима при Ельцине и при Путине, необходимо отметить преемственность этих этапов как между собой, так и с советским периодом. Постсоветскому политическому режиму не удалось преодолеть чрезмерного влияния исполнительной власти на политические процессы в обществе, унаследованного от административно-командной бюрократизированной системы Советского Союза. Персонификация режима, гипертрофированная роль доминантной партии, номенклатурный принцип рекрутирования элит, неразделенность власти и собственности – все эти характерные черты политического режима советской эпохи, хоть и с некоторыми модификациями, сохранились и в постсоветский период.
Кроме того, Ельцинский режим опирался на неустойчивый блок сил, основой которого служили, прежде всего, значительная часть старой номенклатурной элиты регионального и центрального уровней и новые корпоративные интересы. Устойчивость этого режима была связана также с присущей ему способностью инкорпорировать элементы оппозиции путем изменения своей идеологии в направлении более патриотических, если не имперских, установок. Самому Ельцину не удалось создать политическую партию, которая бы институционализировала его отношения с обществом, и он предпочел окружить себя представителями конкурирующих элит. Президенту же Путину удалось не только создать себе массовую социальную поддержку, сформировать мощный и консолидированный блок поддерживающей его «силовой олигархии», но создать важную институциональную основу своего режима - доминирующую политическую партию. Все это позволяет оценить режим Путина в целом как более успешный, чем режим Ельцина, особенно в плане создания институциональных основ демократического транзита.
Таким образом, можно сделать вывод, что шансы на переход России к демократии зависят от того, как и когда может быть достигнуто преобладание формальных институтов (этот процесс в любом случае не обещает быть одномоментным). Выделяются три варианта такого перехода:
1) постепенное принятие формальных институтов в качестве результата развития конкурентной, прежде всего электоральной, политики;
2) переход к авторитарному политическому режиму с последующим установлением формальных институтов через централизацию и монополизацию власти;
3) подрыв складывающегося политического режима в результате эскалации внутреннего конфликта.
Наиболее вероятным представляется второй сценарий, который начал реализовываться в период президентства Владимира Путина, особенно во время его второго срока. Сочетание авторитарных тенденций и формальный характер институтов в современном политическом режиме России максимально способствует воплощению именно такого сценария.
Оценивая перспективы демократизации политического режима современной России, необходимо отметить, что наиболее важные подходы к оценке процесса демократизации – процедурный (концентрирующий внимание на соблюдении формальных демократических норм – свободные выборы, разделение властей, гражданские свободы, партийный плюрализм и т.д.) и содержательный (эффективность демократических институтов) – в известной степени противоречат друг другу. Наличие формальных демократических институтов в нашей стране не гарантирует успешность демократического транзита, а содержательная сторона современного политического режима демонстрирует отчетливую тенденцию к углублению авторитаризма и сокращению политического плюрализма на фоне укрепления политической и общеэкономической стабильности.
Таким образом, успех перехода России к стабильному демократическому режиму зависит, главным образом, от успеха процесса институционализации демократии, формирования гарантированного пространства индивидуальных и коллективных прав, правил участия в общественных делах, закрепления основных демократических достижений в эффективно функционирующей юридической форме.
Заключение
На основании проведенного анализа особенности трансформации политического режима постсоветской России можно охарактеризовать следующим образом:
1. Общее направление эволюции постсоветского политического режима было задано такими ключевыми особенностями советского режима как однопартийная монополия, номенклатурный принцип формирования элит и формальный характер электоральных процедур;
2. В 1990-е годы (при правлении президента Б. Ельцина) российский политический режим характеризовался противоречием между либерально-реформистской и консервативно-авторитарной тенденциями развития. Следствием первой было становление институциональной основы представительной демократии и формирование соответствующей правовой базы, а следствием второй – сохранение формального характера этих институтов и выдвижение на первый план неформальных механизмов осуществления политической власти в обществе;
3. Современный этап эволюции постсоветского политического режима (два срока президентства В. Путина) характеризовался двумя направлениями развития:
- на раннем этапе (первое президентство) происходила ускоренная консолидация российской государственности, ядро которой составляла реорганизации отношений между центральной властью и регионами, и между властью и крупным (в том числе олигархическим) бизнесом;
- на позднем этапе (второе президентство) происходила стабилизация авторитарного политического режима, укрепление его институциональной основы, формирование «вертикали власти» как ключевого стержня, структурирующего все элементы современного политического режима России.
Таким образом, общий вектор процесса демократизации политического режима постсоветской России нельзя признать однонаправленным и однозначным. Напротив, имеет место сочетание демократической и авторитарной тенденций развития политического режима России, при явном преобладании последней. С точки зрения перспектив дальнейшей демократизации формальный характер демократических институтов и постепенное сужение пространства публичной политики не позволяют России занять место в авангарде процесса демократизации постсоветского и, шире, постсоциалистического пространства. Окончательный вывод относительно перспектив эволюции постсоветского политического режима, таким образом, сводится к тому, что процесс демократизации в современной России будет, скорее всего, осуществляться по вертикали – сверху вниз – а формирование демократических институтов будет происходить на основе централизации и монополизации исполнительной и законодательной власти.
Таким образом, современный политический режим способствует скорее консервации, чем развитию институциональной демократии, повышению эффективности демократических институтов и снижению влияния неформальных механизмов организации взаимоотношений между обществом и властью, между элитами, правительственными и олигархическими группировками. Возможности развития эффективного демократического режима автор видит на пути расширения индивидуальных прав и свобод, предоставления большей свободы для развития гражданского общества и других независимых от государства политических и иных ассоциаций. В то же самое время, автор склонен отмечать наличие объективных трудностей при достижении вышеназванных целей, выражающихся чрезмерной централизации государственной власти в современной России, бюрократизации институциональной основы политического режима, существенном сокращении пространства публичной политики.
Литература:
Бри М. Россия: становление «делегативной демократии». // Повороты истории. Постсоциалистические трансформации глазами немецких исследователей. Том 1. Санкт-Петербург, Москва, Берлин: Европейский Университет в Санкт-Петербурге, 2003. С.510
Гельман В. Постсоветские политические трансформации. Наброски к теории. / Полис.2001/1. С.15-29.
Дегоев В. Еще раз о загадке Путина. // Политический класс. 2007/1. С.25 – 29.
Ежов Д. Вперед в прошлое. Новый проект политической системы России. // Свободная мысль-XXI, 2005/3. С.78 – 89.
Заславская Т. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. М.: Дело, 2004. С.400
Иноземцев В. Природа и перспективы путинского режима. // Свободная мысль-XXI, 2007/2. С.39 – 57.
Итоги и перспективы социально-политического развития России. Круглый стол. // Мировая экономика и международные отношения, 2005/9. СС.76 – 87.
Кива А. Какой режим формируется в России? // Свободная мысль-XXI, 2007/12. С.5 – 16.
Макаренко Б. Демократический транзит в России. // Мировая экономика и международные отношения, 2004/11. С.44 – 58.
Мельвиль А. Демократические транзиты: Теоретико-методологические и прикладные аспекты. - М.: Московский общественный научный фонд. 1999. С.106
Никитченко А. Транснационализация демократии. Третья волна демократизации в свете теорий международных отношений. // Полис, 1996/5. С.53 – 69.
Пономарева Е. Политические институты и отношения в современной России. М.: РОССПЭН, 2007. С.264
Работяжев Н., Соловьев Э. Феномен тоталитаризма. Политическая теория и исторические метаморфозы. М.: Наука, 2005. С.327
Саква Р. Режимная система и гражданское общество в России. // Полис, 1997/1. С.61 – 82.
Саква Р. Российский режим: от Ельцина к Путину. // Россия и современный мир. 2002/4. С.5 – 22.
Шапиро Л. Коммунистическая партия Советского Союза. / Пер. с англ. В. Франк. - London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1990. С.933
Шевцова Л. Вектор для дальнейшего развития. // Год Планеты, вып. 2004 года. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. С.444
Полный текст выступления Президента РФ В. Путина на расширенном заседании Правительства РФ 13 сентября 2004 года. // Российская Газета, 14 сентября 2004.
Пономарева Е. Политические институты и отношения в современной России. М.: РОССПЭН, 2007, с.219
Там же, с.220
Friedrich C., Brzezinsky Z. Totalitarian Dictatorship and Autocracy. Cambridge, 1956, P.9-10. Цит. по Работяжев Н., Соловьев Э. Феномен тоталитаризма. Политическая теория и исторические метаморфозы. М.: Наука, 2005, с.72
Arendt H. The Origins of Totalitarianism. New York, 1951, p.156 Цит. по Работяжев Н., Соловьев Э. Феномен тоталитаризма. Политическая теория и исторические метаморфозы. М.: Наука, 2005, c.66
Работяжев Н., Соловьев Э. Феномен тоталитаризма. Политическая теория и исторические метаморфозы. М.: Наука, 2005, с.180
Кива А. Какой режим формируется в России? // Свободная мысль-XXI, 2007/12, с.12
Работяжев Н., Соловьев Э. Феномен тоталитаризма. Политическая теория и исторические метаморфозы. М.: Наука, 2005, с.210
Шапиро Л. Коммунистическая партия Советского Союза. / Пер. с англ. Виктор Франк. - London : Overseas Publications Interchange Ltd, 1990, с.333
Заславская Т. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. М.: Дело, 2004, с.49
Заславская Т. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. М.: Дело, 2004, с.49
Макаренко Б. Демократический транзит в России. // Мировая экономика и международные отношения, 2004/11, с.46
Саква Р. Режимная система и гражданское общество в России. // Полис, 1997/1, с.65
Макаренко Б. Демократический транзит в России. // Мировая экономика и международные отношения, 2004/11, с.56
Саква Р. Режимная система и гражданское общество в России. // Полис, 1997/1, с.66
Саква Р. Режимная система и гражданское общество в России. // Полис, 1997/1, с.63
Там же, с.67
Макаренко Б. Демократический транзит в России. // Мировая экономика и международные отношения, 2004/11, с.52
Бри М. Россия: становление «делегативной демократии». // Повороты истории. Постсоциалистические трансформации глазами немецких исследователей. Том 1. Санкт-Петербург, Москва, Берлин: Европейский Университет в Санкт-Петербурге, 2003, с.325
Там же, с.322
Там же, с.323
Мельвиль А. Демократические транзиты: Теоретико-методологические и прикладные аспекты. - М.: Московский общественный научный фонд. 1999, с.59
Саква Р. Режимная система и гражданское общество в России. // Полис, 1997/1, с.66
Макаренко Б. Демократический транзит в России. // Мировая экономика и международные отношения, 2004/11, с.56
Саква Р. Российский режим: от Ельцина к Путину. // Россия и современный мир. 2002/4, с.10-12
Макаренко Б. Демократический транзит в России. // Мировая экономика и международные отношения, 2004/11, с.54
Ежов Д. Вперед в прошлое. Новый проект политической системы России. // Свободная мысль-XXI, 2005/3, с.78
Полный текст выступления Президента РФ В. Путина на расширенном заседании Правительства РФ 13 сентября 2004 года. // Российская Газета, 14 сентября 2004.
Итоги и перспективы социально-политического развития России. Круглый стол. // Мировая экономика и международные отношения, 2005/9, с.77
Шевцова Л. Вектор для дальнейшего развития. // Год Планеты, вып. 2004 года. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004, с.67-68
Иноземцев В. Природа и перспективы путинского режима. // Свободная мысль-XXI, 2007/2, с.43
Кива А. Какой режим формируется в России? // Свободная мысль-XXI, 2007/12, с.12
Макаренко Б. Демократический транзит в России. // Мировая экономика и международные отношения, 2004/11, с.58
Саква Р. Режимная система и гражданское общество в России. // Полис, 1997/1, с.70
Гельман В.Я. Постсоветские политические трансформации. Наброски к теории. / Полис. 2001/1, с.22
Никитченко А. Транснационализация демократии. Третья волна демократизации в свете теорий международных отношений. // Полис, 1996/5, с.61
Дегоев В. Еще раз о загадке Путина. // Политический класс. 2007/1, с.26-27
2
2.Гельман В. Постсоветские политические трансформации. Наброски к теории. / Полис.2001/1. С.15-29.
3.Дегоев В. Еще раз о загадке Путина. // Политический класс. 2007/1. С.25 – 29.
4.Ежов Д. Вперед в прошлое. Новый проект политической системы России. // Свободная мысль-XXI, 2005/3. С.78 – 89.
5.Заславская Т. Современное российское общество: социаль-ный механизм трансформации. М.: Дело, 2004. С.400
6.Иноземцев В. Природа и перспективы путинского режима. // Свободная мысль-XXI, 2007/2. С.39 – 57.
7.Итоги и перспективы социально-политического развития России. Круглый стол. // Мировая экономика и международные отно-шения, 2005/9. СС.76 – 87.
8.Кива А. Какой режим формируется в России? // Свободная мысль-XXI, 2007/12. С.5 – 16.
9.Макаренко Б. Демократический транзит в России. // Миро-вая экономика и международные отношения, 2004/11. С.44 – 58.
10.Мельвиль А. Демократические транзиты: Теоретико-методологические и прикладные аспекты. - М.: Московский общест-венный научный фонд. 1999. С.106
11.Никитченко А. Транснационализация демократии. Третья волна демократизации в свете теорий международных отношений. // Полис, 1996/5. С.53 – 69.
12.Пономарева Е. Политические институты и отношения в со-временной России. М.: РОССПЭН, 2007. С.264
13.Работяжев Н., Соловьев Э. Феномен тоталитаризма. Поли-тическая теория и исторические метаморфозы. М.: Наука, 2005. С.327
14.Рябов А. Цикличность российской политики. От попыток реформ к социальному умиротворению. // Свободная мысль-XXI, 2005/11. С.39 – 48.
15.Саква Р. Режимная система и гражданское общество в Рос-сии. // Полис, 1997/1. С.61 – 82.
16.Саква Р. Российский режим: от Ельцина к Путину. // Россия и современный мир. 2002/4. С.5 – 22.
17.Сморгунов Л. Современная сравнительная политология. М.: РОССПЭН, 2002. С.472
18.Шапиро Л. Коммунистическая партия Советского Союза. / Пер. с англ. В. Франк. - London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1990. С.933
19.Шевцова Л. Вектор для дальнейшего развития. // Год Пла-неты, вып. 2004 года. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. С.444
20.Полный текст выступления Президента РФ В. Путина на расширенном заседании Правительства РФ 13 сентября 2004 года. // Российская Газета, 14 сентября 2004.
Вопрос-ответ:
Какие основные тезисы обосновываются в первой главе статьи "Особенности трансформации политического режима в постсоветской России"?
В первой главе статьи обосновываются основные тезисы о процессе трансформации политического режима в постсоветской России. Автор анализирует наследие советского политического режима, особенности политического режима при президентстве Бориса Ельцина (1992-1999 гг.) и политического режима при президентстве Владимира Путина (2000-2008 гг.). Также рассматривается проблема демократического транзита в современной России.
Какое наследие советского политического режима рассматривается во второй главе статьи?
Во второй главе статьи рассматривается наследие советского политического режима в постсоветской России. Автор анализирует особенности централизованной системы власти, отсутствие политической плюрализации, контроль над СМИ, отсутствие независимости судебной системы и другие характерные особенности советского политического режима, которые продолжили существовать и в постсоветской России.
Какой политический режим был в постсоветской России при президентстве Бориса Ельцина?
В постсоветской России при президентстве Бориса Ельцина (1992-1999 гг.) был установлен политический режим, характеризующийся слабостью законодательной и судебной власти. Ельцин привлекал все больше полномочий к себе, а парламент и судебная система становились все более зависимы от президента. В это время также наблюдалась сильная концентрация экономической и политической власти в руках нескольких олигархов.
Какой политический режим был в постсоветской России при президентстве Владимира Путина?
В постсоветской России при президентстве Владимира Путина (2000-2008 гг.) был установлен политический режим, основанный на укреплении авторитарных тенденций. Путин проводил реформы, направленные на ограничение независимых СМИ, ослабление оппозиции, концентрацию власти в руках президента. Он также установил контроль над экономическими ресурсами и олигархами, что способствовало его укреплению на политической арене.
Какие основные тезисы обосновываются в главе 1 "Обоснование основных тезисов"?
В главе 1 обосновываются следующие основные тезисы: 1) процесс трансформации политического режима в постсоветской России был сложным и многогранным; 2) влияние наследия советского политического режима на современную политическую систему России; 3) особенности политического режима в период президентства Б. Ельцина; 4) особенности политического режима в период президентства В. Путина.
Какое наследие оставил советский политический режим на современную Россию?
Советский политический режим оставил существенное наследие на современную Россию. В частности, это проявляется в продолжающемся доминировании авторитарных тенденций, слабости законодательной и судебной власти, а также в росте коррупции и ограничении свободы слова и СМИ.
Какие особенности политического режима в постсоветской России были в период президентства Б. Ельцина (1992-1999 гг)?
В период президентства Б. Ельцина основными особенностями политического режима были: 1) высокая степень политической нестабильности; 2) доминирование президентской власти и слабость других институтов государственной власти; 3) сильное влияние олигархов на политический процесс; 4) рост коррупции.
Какие особенности политического режима были в постсоветской России в период президентства В. Путина (2000-2008 гг)?
В период президентства В. Путина основными особенностями политического режима были: 1) рост авторитарных тенденций и ограничение политических свобод; 2) контроль над СМИ и ограничение свободы слова; 3) укрепление вертикали власти и ослабление региональной автономии; 4) использование административных ресурсов для поддержки политического режима.
Какая проблема выдвигается в главе 5 "Проблема демократического транзита современной России"?
В главе 5 выдвигается проблема демократического транзита современной России. Автор обсуждает сложности и препятствия, с которыми сталкивается страна на пути к демократии, а также рассматривает различные точки зрения на будущее политической системы России.
Какие основные тезисы представлены в главе 1 статьи?
В главе 1 статьи представлены основные тезисы о трансформации политического режима в постсоветской России. Автор обосновывает несколько ключевых точек: экономические, социальные и политические изменения после распада СССР, становление и развитие демократии, проблемы и ограничения, наследие советского политического режима и другие важные аспекты.
Какое наследие советского политического режима рассматривается в главе 2 статьи?
В главе 2 статьи рассматривается наследие советского политического режима в постсоветской России. Автор анализирует основные черты и институты советской системы, такие как партийная система, государственное управление, централизованная власть, их влияние на политическую сферу России и проблемы, возникающие в результате этого наследия.