Субъекты естественных монополийв соответствии с Законом "О естественных монополиях" и факты нарушения в виде злоупотреблений доминирующим положением субъектов естественных монополий (Закон "О защите конкуренции" ст. 10)
Заказать уникальную курсовую работу- 21 21 страница
- 22 + 22 источника
- Добавлена 21.03.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Характеристика и сущность субъектов естественных монополий
1.1. Субъекты естественных монополий и факторы их возникновения и развития
1.2. Факты нарушения в виде злоупотреблений доминирующим положением
2. Факты нарушения в виде злоупотреблений доминирующим положением субъектов естественных монополий
2.1. Создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам
2.2. Создание дискриминационных условий
2.3. Навязывание негодных условий договора
2.4. Установление монопольно высокой цены
2.5. Непредставление информации монополистом
Заключение
Список литературы
Рассмотрев дело, ФАС России предписала ОАО «Пластик» в течение 5 лет с даты получения предписания информировать ФАС России о намечаемом увеличении цены на полистирол эмульсионный ПСЭ-1 более чем на 5% с приложением обосновывающих документов. Кроме того, компания должна при заключении договора поставки с конечными потребителями устанавливать цену на ПСЭ-1, учитывая размер прибыли от продаж ПСЭ-1 (в рублях), не превышающий уровень 4 квартала 2008 года. А в случае необходимости получения дополнительной прибыли, в предварительном порядке, направить соответствующее обоснование для согласования с ФАС России.
Признание антимонопольным органом нарушения этой нормы закона - основание для наложения административного штрафа, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Так, 29 марта 2010 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) привлекла ОАО «Пластик» к административной ответственности в виде штрафа в размере 635 388 рублей.
В соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, установлена административная ответственность.
2.5. Непредставление информации монополистом
Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением
1. Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
Ситуация: 10 марта 2010 года ФАС России оштрафовала ОАО «РЖД» на 300 тыс. руб. за непредставление информации, запрошенной в рамках рассмотрения дела о нарушении ОАО «РЖД», ОАО «Центральная ППК» антимонопольного законодательства. Дело было возбуждено по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (злоупотребление доминирующим положением).
Субъекты по делу:
ФАС России
ОАО «РЖД»
Нарушение:
Признаки нарушения выразились в замещении электропоезда, перевозка в котором имеет социальное значение, скорым электропоездом повышенной комфортности на Курском направлении Московской железной дороги, что привело к удорожанию проезда.
Решение:
29 июля 2010 года Девятый арбитражный апелляционный суд подтвердил законность постановления Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) о наложении штрафа в отношении ОАО «Российские железные дороги» за непредставление информации и оставил без изменения решение Арбитражного суда г. Москвы.
Непредставление информации ОАО «РЖД» не позволяют ФАС России полно и всесторонне рассмотреть дело и сделать вывод о наличии/отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «РЖД».
Заключение
Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы.
В России, где рыночные отношения еще только формируются, естественные монополии играют особо значимую роль в экономике. Это целые комплексы, обеспечивающие всю страну жизненно необходимыми товарами и услугами. От их функционирования зависит экономическая безопасность страны и стабильность в экономике. Основными естественными монополистами на федеральном уровне в России принято считать РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром» и РАО «Железные дороги», на локальном - предприятия, функционирующие в системе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от №147 «О естественных монополиях» субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с указанным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
Федеральным законом «О защите конкуренции» дано определение «дискриминационных условий». Дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами. Ранее в антимонопольном законодательстве подобное определение отсутствовало.
Статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе следующие действия (бездействие):
- отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами (в том числе Федеральным законом «Об электроэнергетике», нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, утверждающими Правила недискриминационного доступа) требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);
- создание дискриминационных условий;
- создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
Список литературы
Нормативно-правовая база
ФЗ РФ «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ.
ФЗ РФ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ
ФЗ РФ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ
Указ Президента РФ «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» от 24 августа 1992 года № 915
Книги и монографии
Акулов В.Б. Финансовый менеджмент. – Петрозаводск, 1997. – С.38
Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1996
Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. – Калининград: Калинингр. ун-т, 2007
Киреев А.П. Международная экономика: В 2 ч. – М.: Международные отношения, 2008
Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1992
Седов В.В. Экономическая теория: Ч. 1. Введение в экономическую теорию. – СПб., 2004. – С.58-59
Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. – М.: ИНСАН, 2004.
Статьи
Дерипаска О.В. Какими быть естественным монополиям. // Экономика России: XXI век. – 2005. – от 23 мая
Ершова И.В. Ценовое регулирование предпринимательской деятельности. // Закон – 2005. – №12. – С.23-30
Имитационная модель предприятия естественной монополии. // Сб. «Системное проектирование и управление сложными объектами в экономике». – Ростов-на-Дону: РГЭА, 2004. – Вып. 5. – С.34-36
Криволапов, Г.Н. Особенности взаимодействия естественных монополий и государства / Г.Н.Криволапов // Эконом. Науки. - 2006. - №10(23). – С.16-22
ОАО «Газпром» – глобальная энергетическая компания. // Режим доступа: http://www.gazprom.ru/articles/article2378.shtml
Особенности российского железнодорожного транспорта. // Реформа железнодорожного транспорта. – М., 2007. – С.5
Подъяблонская М. Ценовое регулирование на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий // Аудитор. – 2006. – №12. – С.40-44
Проценко А. МПС прекращает свою деятельность. // Труд. – 2009. – 24 сентября
Реорганизация РАО ЕЭС может завершиться 1 июля 2008 года. // РИА Новости. – 2008. – 2 февраля
Сахарнов Ю.В. Государственное регулирование естественных монополий: состояние, проблемы, перспективы. // Государственное регулирование естественных монополий в отраслях ТЭК. – М., 2007. – С.6-7
Естественные монополии. // Эксперт. – 2009. - №21 от 24 октября
Дерипаска О.В. Какими быть естественным монополиям. // Экономика России: XXI век. – 2005. – от 23 мая
Ершова И.В. Ценовое регулирование предпринимательской деятельности. // Закон – 2005. – №12. – С.23-30
Подъяблонская М. Ценовое регулирование на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий // Аудитор. – 2002. – №12. – С.40-44
Проценко А. МПС прекращает свою деятельность. // Труд. – 2003. – 24 сентября
Сахарнов Ю.В. Государственное регулирование естественных монополий: состояние, проблемы, перспективы. // Государственное регулирование естественных монополий в отраслях ТЭК. – М., 2000. – С.6-7
Особенности российского железнодорожного транспорта. // Реформа железнодорожного транспорта. – М., 2007. – С.5
Естественные монополии. // Эксперт. – 2009. - №21 от 24 октября
Арбитражный суд: Омский аэропорт незаконно препятствовал доступу авиакомпании «Сибирь» на рынок хранения авиационного топлива- http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_31246.html
Апелляционный суд подтвердил законность предписания Красноярского УФАС России о перечислении ОАО «Аэрофлот-российские авиалинии» в федеральный бюджет незаконно полученного дохода - http://fas.gov.ru/fas-news/fas-news_31229.html
Кемеровское УФАС России оштрафовало ОАО «Российские железные дороги» на 7 млн.руб. за навязывание негодных условий договора- http://fas.gov.ru/fas-news/fas-news_30969.html
Суд подтвердил правоту ФАС России: производитель полистирола злоупотреблял доминирующим положением - http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_31025.html
Апелляционный суд подтвердил законность штрафа ФАС России в отношении ОАО «РЖД» за непредставление информации - http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_30742.html
25
Нормативно-правовая база
1.ФЗ РФ «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ.
2.ФЗ РФ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ
3.ФЗ РФ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ
4.Указ Президента РФ «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» от 24 августа 1992 года № 915
Книги и монографии
5.Акулов В.Б. Финансовый менеджмент. – Петрозаводск, 1997. – С.38
6.Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1996
7.Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. – Калининград: Калинингр. ун-т, 2007
8.Киреев А.П. Международная экономика: В 2 ч. – М.: Международные отношения, 2008
9.Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1992
10.Седов В.В. Экономическая теория: Ч. 1. Введение в экономическую теорию. – СПб., 2004. – С.58-59
11.Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. – М.: ИНСАН, 2004.
Статьи
12.Дерипаска О.В. Какими быть естественным монополиям. // Экономика России: XXI век. – 2005. – от 23 мая
13.Ершова И.В. Ценовое регулирование предпринимательской деятельности. // Закон – 2005. – №12. – С.23-30
14.Имитационная модель предприятия естественной монополии. // Сб. «Системное проектирование и управление сложными объектами в экономике». – Ростов-на-Дону: РГЭА, 2004. – Вып. 5. – С.34-36
15.Криволапов, Г.Н. Особенности взаимодействия естественных монополий и государства / Г.Н.Криволапов // Эконом. Науки. - 2006. - №10(23). – С.16-22
16.ОАО «Газпром» – глобальная энергетическая компания. // Режим доступа: http://www.gazprom.ru/articles/article2378.shtml
17.Особенности российского железнодорожного транспорта. // Реформа железнодорожного транспорта. – М., 2007. – С.5
18.Подъяблонская М. Ценовое регулирование на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий // Аудитор. – 2006. – №12. – С.40-44
19.Проценко А. МПС прекращает свою деятельность. // Труд. – 2009. – 24 сентября
20.Реорганизация РАО ЕЭС может завершиться 1 июля 2008 года. // РИА Новости. – 2008. – 2 февраля
21.Сахарнов Ю.В. Государственное регулирование естественных монополий: состояние, проблемы, перспективы. // Государственное регулирование естественных монополий в отраслях ТЭК. – М., 2007. – С.6-7
22.Естественные монополии. // Эксперт. – 2009. - №21 от 24 октября
Вопрос-ответ:
Что такое естественные монополии?
Естественные монополии - это рыночные ситуации, в которых из-за особенностей производства и экономии масштаба, определенный субъект может эффективнее и дешевле производить и предоставлять товары или услуги, чем другие участники рынка.
Какие субъекты могут быть считаться естественными монополиями?
Естественными монополиями могут быть компании, которые занимаются производством и предоставлением товаров или услуг, требующих значительных инвестиций в инфраструктуру, например, водоснабжение, электроэнергетика, железнодорожный транспорт.
Как возникают и развиваются субъекты естественных монополий?
Субъекты естественных монополий возникают и развиваются из-за экономических и технических факторов. Например, для строительства и обслуживания сетей водоснабжения или электрической сети требуются крупные инвестиции, которые могут быть оправданы только при наличии единственного поставщика услуги в данной области.
Какие факты злоупотребления доминирующим положением субъектами естественных монополий известны?
Существует ряд фактов нарушения Закона о защите конкуренции через злоупотребление доминирующим положением субъектов естественных монополий. Например, повышение цен на товары или услуги сверх уровня, обусловленного объективными условиями производства, отказ в доступе к инфраструктуре другим участникам рынка, искажение условий конкуренции и др.
Какова роль Закона о защите конкуренции в борьбе с злоупотреблениями доминирующим положением субъектов естественных монополий?
Закон о защите конкуренции играет важную роль в предотвращении и пресечении злоупотреблений доминирующим положением субъектов естественных монополий. Он устанавливает правила, ограничения и ответственность для таких субъектов, чтобы обеспечить справедливую конкуренцию и защитить интересы потребителей.
Какие субъекты могут быть классифицированы как естественные монополии?
Естественными монополиями могут быть такие субъекты, которые владеют единственными или основными источниками ресурсов, необходимыми для предоставления товара или услуги, и при этом расходы на создание и поддержание конкуренции в данной отрасли слишком высоки, что делает невозможным эффективное соперничество с другими участниками рынка.
Какие факторы способствуют возникновению и развитию субъектов естественных монополий?
Основными факторами, которые приводят к возникновению и развитию субъектов естественных монополий, являются экономии масштаба и экономии области. Экономии масштаба связаны с тем, что расходы на производство уменьшаются при увеличении объема производства. Экономии области возникают, когда субъект деятельности способен обслуживать большие территории и количество потребителей с минимальными затратами.
Какие факты злоупотребления доминирующим положением были зафиксированы в отношении субъектов естественных монополий?
Закон о защите конкуренции содержит ограничения и запреты монополистической деятельности и злоупотребления доминирующим положением. К примеру, были выявлены случаи монополизации рынка и подавления конкуренции со стороны субъектов естественных монополий, а также неправомерного повышения цен на товары и услуги, что негативно влияет на потребителей и рынок в целом.
Что гласит статья 10 Закона о защите конкуренции в отношении субъектов естественных монополий?
Статья 10 Закона о защите конкуренции устанавливает особые требования к субъектам, осуществляющим деятельность в сфере естественных монополий. Она предусматривает, что такие субъекты должны вести свою деятельность на основе принципов эффективности, недискриминации и доступности для всех потребителей. Также эта статья содержит меры и санкции, которые могут быть применены в случае нарушения пунктов данной статьи.