Понятие и причины безработицы.
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 20.01.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
ГЛАВА 2 ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ
&1 Особенности безработицы в России
&2Безработица и финансовый кризис
&3 Антикризисные меры
&4 Рынок труда г. Санкт-Петербурга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
За одиннадцать месяцев число заявок составило 317,3 тыс. человек и по состоянию на 30.11.2008 в Службе занятости имелась информация о 80,8 тыс. вакантных рабочих мест. Наибольший спрос сформировался на обрабатывающих производствах, в организациях оптовой и розничной торговли и ремонта, на транспорте и в связи.
Практически все вакансии (92,9%) заявлены с заработной платой выше прожиточного минимума (5299,9 руб.). В структуре спроса преобладают вакансии для рабочих (71,0%). Наиболее востребованными профессиями являются: подсобный рабочий, водитель автомобиля, повар, уборщик производственных и служебных помещений, маляр; среди служащих - охранник, медицинская сестра, менеджер, инженер, кассир (Таблица 6). Средняя продолжительность нахождения вакансии в банке данных Службы занятости составила 2,7 месяца.
Таблица 4 Уровень общей безработицы в 2006-2008 гг. (в % от экономически активного населения).
Период Уровень в % Ноябрь 2006 2,4 Май 2006 1,9 Ноябрь 2007 2,1 Май 2008 2,2
Таблица 5 Уровень зарегистрированной безработицы (в % от экономически активного населения).
На дату Уровень в % 31.12.2007 0,5 31.03.2008 0,5 31.07.2008 0,43 30.11.2008 0,41
Таблица 6 Наиболее востребованные профессии
№ п/п. Профессия На 31.10.08 На 31.10.08 01.01.08 К-во вакансий, ед. Ищущих работу:
занятых и
безработ. Чел. на
место Чел. на место 1 Подсобный рабочий 4806 689 0,14 0,18 2 Водитель 3415 1497 0,44 0,33 3 Повар 2110 399 0,19 0,20 4 Уборщик 1780 716 0,4 0,27 5 Маляр 1440 185 0,13 0,08 6 Грузчик 1378 463 0,34 0,17 7 Продавец 1213 376 0,31 0,20 8 Каменщик 1104 47 0,04 0,05 9 Бетонщик 1028 32 0,03 0,02 10 Кондуктор 1026 7 0,01 0,01 11 Охранник 1597 660 0,41 0,12 12 Медсестра 1171 315 0,27 0,22 13 Менеджер 974 951 0,98 0,65 14 Инженер 712 452 0,63 0,51 15 Кассир 665 231 0,35 0,24 16 Врач 481 70 0,15 0,13 17 Консультант 481 33 0,07 0,10 18 Бухгалтер 480 1375 2,86 1,81 19 Воспитатель 419 46 0,11 0,10 20 Страх. агент 328 10 0,03 0,05
По перечню наиболее востребованных профессий четко видно, что специалистам с высшим образованием и других квалификаций нет стимула обращаться в службу занятости и соответственно они там не регистрируются. Исключения могут составлять лица, желающие сменить профессию (редко) и лица предпенсионного возраста. Таким образом, статистика занятости г. Санкт-Петербурга также как и федеральная не учитывает уровень фрикционной, добровольной безработицы и граждан, не желающих обращаться в Службу занятости.
Рассмотрим основные показатели рынка труда и занятости в Таблице 7
Таблица 7 Основные показатели рынка труда и занятости
Рынок труда 1 Население в возрасте 15-72 года (май, 2008 г.) тыс. чел. 3682,0 2 Население в трудоспособном возрасте (муж.-16-59 л., жен.-16-54 л. на 01.01.2008г.) тыс. чел. 2867,7 3 Экономически активное население тыс. чел. 2726,0 4 Население, занятое в экономике (май, 2008 г.) тыс. чел 2667,0 5 Уровень занятости населения % 72,4 6 Численность работников крупных и средних предприятий (на 31.10..2008г.) тыс. чел 1475,8 7 Численность безработных по определению МОТ (май, 2008г.) тыс. чел 59,0 8 Уровень общей безработицы тыс. чел 2,2 9 Численность работавших неполное рабочее время, а также находившихся в отпусках по инициативе администрации (скрытая безработица) (январь-сентябрь 2008 г.) тыс. чел 13,2 10 Количество вакансий в экономике (нереализованный спрос на сентябрь 2008 г.) тыс.ед. 106,7 11 Уволено работников с крупных и средних предприятий (январь-сентябрь, 2008г.) от среднесписочной численности работающих % 23,6 12 Средний возраст работающих лет 40,8 13 Стоимость рабочей силы - средняя номинальная заработная плата в месяц (за сентябрь 2008 г.) руб. 22429 14 Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения (за III квартал 2008г.) руб. 5299,9 Сфера занятости 1 Заявленная предприятиями и организациями в службу занятости потребность в работниках (на 30.11.2008) ед. 80782 2 Заявлено вакансий в службу занятости (с начала года) ед. 317304 3 С заработной платой больше прожиточного минимума % 92,9 4 Численность граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве в службу занятости (с начала года) чел. 225401 5 Численность безработных, состоявших на учете в течение периода чел. 33928 6 из них: снято с учета всего (с начала года) чел. 22887 7 в том числе: трудоустроено чел. 6454 8 приступило к профобучению чел. 3418 9 назначена трудовая пенсия чел. 761 10 Состоит на учете безработных (на 30.11.2008) чел. 11263 11 Средний размер пособия по безработице (за ноябрь 2008 г.) руб. 1984,29
По приведенным данным можно увидеть, что из всей численности безработных, состоявших на учете в течение периода (33928 чел.) 10633 чел. получили помощь тем или иным образом. Трудоустроено всего 6454 чел. от состоявших на учете (19%), направлено на обучение 10,07%. Можно предположить, что политика занятости не достаточно эффективна. Средний размер пособия по безработице крайне низок и далек от прожиточного минимума.
Безработица в связи с произошедшим финансовым кризисом будет расти, Комитетом занятости населения была разработана Программа содействия занятости., в которой отчасти заложены антикризисные меры.
Главная цель Программы заключается в повышении эффективности занятости населения Санкт-Петербурга: обеспечение экономики города необходимыми кадрами, а горожан - подходящей работой и гарантированной государством защитой от безработицы.
Для достижения поставленной цели в Программе предусмотрено выполнение целого ряда задач, среди которых:
Расширение спектра, увеличение масштабов и повышение качества предоставляемых услуг в области содействия занятости;
Повышение эффективности реализуемых мер активной политики содействия занятости населения;
Снижение дефицита кадров в экономике на основе эффективного взаимодействия с работодателями;
Сближение в профессионально-квалификационном разрезе спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Санкт-Петербурга;
Оптимизация привлечения иностранной рабочей силы и другие.
Мероприятия Программы направлены на достижение поставленных задач и сгруппированы по направлениям, обеспечивающим оказание помощи работодателям в подборе необходимых кадров, содействие в поиске подходящей работы различным группам незанятого населения и защиту от безработицы. Перечень мероприятий содержит 13 разделов, которые охватывают весь спектр, предоставляемых Службой занятости услуг, административные функции Комитета, развитие Службы занятости и совместные мероприятия Комитета с соисполнителями.
Ожидается, что усиленная информационная работа позволит повысить осведомленность граждан о ситуации в сфере занятости и на рынке труда города, поднять престиж рабочих профессий; приведет к повышению экономической активности населения, вовлечению в трудовую деятельность лиц старше и младше трудоспособного возраста, будет способствовать сближению спроса и предложения на рынке труда.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе в Службу занятости за содействием в трудоустройстве будут обращаться не менее 250-300 тыс. человек в год, что составляет примерно 38-45% от общего числа ищущих работу граждан в целом по городу.
Ставится задача развития и укрепления контактов Службы занятости с работодателями путем улучшения качества предоставляемых услуг по подбору персонала по их заявкам, что, в конечном итоге, позволит расширить к 2010 году сбор сведений о вакантных рабочих местах до 60% всех появляющихся в экономике в течение года вакансий (в 2006 году - 44%), включая вакансии для специалистов высокой квалификации, а также редких и новейших профессий.
Программой предусматривается проведение совместных мероприятий с участием Работодателей, Профсоюзов, Комитета по занятости населения и Комитета по труду и социальной защите населения по содействию в трудоустройстве работников, увольняемых по сокращению штата, а также по организации городских и межрегиональных Ярмарок вакансий.
В целях реализации гражданами возможности выбора профессиональной деятельности в соответствии с их интересами и потребностями рынка труда особое внимание будет уделяться профессиональной ориентации молодежи, учащихся, выпускников общеобразовательных школ, безработных граждан. В связи с этим в 2008-2010 годах услуги по профессиональной ориентации предусматривается оказать свыше 270 тыс. человек.
Наращивание масштабов сбора вакансий, предоставления услуг по профессиональной ориентации, содействию гражданам в поиске подходящей работы будет способствовать ускорению трудоустройства незанятого населения и помощи работодателям в подборе необходимых кадров, снижению дефицита рабочей силы на рынке труда. В 2008-2010 годах при содействии Службы занятости будут трудоустраиваться от 180 до 250 тыс. человек в год.
Комитетом по занятости совместно с работодателями предусмотрена системная работа по привлечению трудовых ресурсов из других регионов Российской Федерации, прежде всего, Северо-запада, включающая проведение информационной компании с привлечением местных СМИ, проведение выездных ярмарок вакансий. Устанавливается прямой контакт: предприятия Санкт-Петербурга - Служба занятости Санкт-Петербурга - жители городов Северо-Западного региона. В этой работе будут задействованы и другие регионы России, страны ближнего и дальнего зарубежья.
Важнейшим условием повышения эффективности экономики Санкт-Петербурга в условиях дефицита кадров являются меры по оптимизации привлечения иностранной рабочей силы, ее использования. Комитет по занятости населения Санкт-Петербурга постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 18.04.2007 №16-пг был определен в качестве уполномоченного органа, призванного координировать эту работу. В Программе предусмотрены совместные мероприятия Комитета и Управления федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по развитию данного направления.
Профессиональное обучение по направлению Службы занятости в течение трех лет смогут пройти около 10 тысяч безработных граждан по востребованным экономикой профессиям и специальностям.
Реализация специальных программ обеспечит содействие занятости свыше 24 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и будет способствовать также снижению подростковой преступности, безнадзорности.
Нашли отражение в Программе и мероприятия Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями по обеспечению организации временной занятости 48378 подростков.
В 2008-2010 годах планируется выделение работодателям значительных средств из бюджета Санкт-Петербурга на создание и модернизацию рабочих мест, в т.ч. специализированных, для трудоустройства инвалидов.
Одним из приоритетных направлений работы Службы занятости является повышение качества предоставляемых ею государственных услуг на основе внедрения административных регламентов. В период с 2008 по 2010 годы предполагается внедрить такие регламенты по всем видам предоставляемых государственных услуг в сфере занятости населения.
Система мероприятий Программы позволит обеспечить в 2008-2010 годах сдерживание общей безработицы в Санкт-Петербурге на уровне, не превышающем 2,3% от численности экономически активного населения.
Этот показатель является сегодня ключевым, т.к. входит в перечень показателей для оценки эффективности деятельности региональных властей по Указу Президента Российской Федерации и в Перечень стандартов проживания в Санкт-Петербурге.
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджету Санкт-Петербурга на осуществление переданных полномочий (в соответствии с пунктом 2 статьи 7.1 Закона о занятости), а также за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Скорее всего, Программа будет пересмотрена и дополнена, чтобы усилить антикризисное воздействие и предотвратить развитие безработицы в угрожающих масштабах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной курсовой работы было рассмотреть понятие, причины, формы, последствия безработицы.
В Главе 1 рассмотрено понятие и основные показатели безработицы, рассмотрены научные труды выдающихся экономистов, объясняющих основные причины безработицы. В целом, основные причины сводятся к следующим:
- экономический кризис;
- несоответствие уровня производства росту населения;
- потребность граждан в смене работы и миграция, порождающие временную безработицу;
- структурные изменения экономики.
Глава 2 посвящена рассмотрению основных форм безработицы. Рассмотрены фрикционная, структурная и цикличная формы безработицы, из которых основной урон экономике наносит циклическая безработица. Именно такая форма безработицы становится преобладающей в стране в период кризиса.
В Главе 3 последовательно рассмотрены российские особенности безработицы, в основном объясняемые несовершенством законодательства. Далее приводятся статические данные по безработице за последние 9 лет по данным Федеральной Службы статистики. Согласно анализу этих данных, до наступления финансового кризиса в нашей стране официальный уровень безработицы был на достаточно низком уровне. Официальные данные нельзя считать вполне корректными, т.к. они не учитывают фрикционную и добровольную безработицу, а также число граждан, не обращающихся в Службы занятости по тем или иным причинам.
Статистические данные также приведены по г. Санкт-Петербург и проанализированы.
В работе уделено внимание прогнозам по развитию безработицы от лица официальных лиц государства и независимых экспертов.
В курсовой также подробно описаны антикризисные меры, предлагаемые Правительством в связи с произошедшими экономическими переменами.
В целом, задачи курсовой работы полностью выполнены и главная ее актуальность именно в освещении проблем безработицы в период кризиса, который переживает страна в настоящее время.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Закон РФ «О занятости населения» № 1032-1 от 19.04.91 г.;
2. Постановление Правительства РФ № 915 от 08.12.2008 г. “ О размерах минимальной и максимальной величины пособия по безработице на 2009 год»
3.Ивашковский С.Н.Макроэкономика-М: Дело,2002-472 с;
4.Грязнова А. Экономическая теория. Учебное пособие-Издательство «Кнорус»,2007-464 с;
5.Казаков А.К.,Минаев Н.В.Экономика,Учебный курс-М:Феникс,2003-173 с;
6.Официальный сайт Федеральной Службы статистики- www.gks.ru;
7.Официальный сайт Службы занятости г. Санкт-Петербурга- www.rspb.ru;
8. www.rustrana.ru;
9. www.rbcdaily.ru;
10. www.prime-tass.ru.
Закон РФ «О занятости населения» № 1032-1 от 19.04.1991 г.
www.rustrana.ru
Постановление правительства РФ № 915 от 08.12.2008 г. “ О размерах минимальной и максимальной величины пособия по безработице на 2009 год»
www.prime-tass.ru
www.rbcdaily.ru
www.gks.ru
www.rspb.ru
4
Pl
Plk
Ple
Plf
L0
L1
L
E
F
K
M
Sl
S*l
Dl
1.Закон РФ «О занятости населения» № 1032-1 от 19.04.91 г.;
2. Постановление Правительства РФ № 915 от 08.12.2008 г. “ О размерах минимальной и максимальной величины пособия по безработице на 2009 год»
3.Ивашковский С.Н.Макроэкономика-М: Дело,2002-472 с;
4.Грязнова А. Экономическая теория. Учебное пособие-Издательство «Кнорус»,2007-464 с;
5.Казаков А.К.,Минаев Н.В.Экономика,Учебный курс-М:Феникс,2003-173 с;
6.Официальный сайт Федеральной Службы статистики- www.gks.ru;
7.Официальный сайт Службы занятости г. Санкт-Петербурга- www.rspb.ru;
8. www.rustrana.ru;
9. www.rbcdaily.ru;
10. www.prime-tass.ru.
Вопрос-ответ:
Что такое безработица?
Безработица - это состояние, при котором люди, способные и готовые работать, не имеют возможности найти работу и заработать достаточный доход.
Какие причины могут вызвать безработицу?
Причины безработицы могут быть различными, включая экономические кризисы, сокращение производства, технологические изменения, недостаток спроса на определенные товары или услуги, демографические изменения и другие факторы.
Какие формы безработицы существуют?
Существуют такие формы безработицы, как сезонная безработица, скрытая безработица, структурная безработица, циклическая безработица и добровольная безработица.
Какие особенности безработицы существуют в России?
В России одной из особенностей безработицы является высокий уровень скрытой безработицы, когда люди не официально зарегистрированы в службе занятости, но фактически не имеют работы.
Какие антикризисные меры могут помочь справиться с безработицей?
Антикризисные меры могут включать поддержку и развитие малого и среднего бизнеса, создание новых рабочих мест, повышение квалификации безработных, стимулирование инвестиций и другие меры, направленные на развитие экономики и снижение безработицы.
Что такое безработица?
Безработица - это состояние, при котором люди в возрасте трудоспособности не имеют работы и активно ищут ее.
Какие причины безработицы можно выделить?
Причины безработицы могут быть разнообразными, включая экономические кризисы, изменения в структуре экономики, технологические изменения, сезонную безработицу и др.
Какие формы безработицы существуют?
Существуют такие формы безработицы, как фрикционная безработица (связанная с переходами между работами), структурная безработица (возникающая из-за несоответствия навыков работников и требований рынка труда) и циклическая безработица (связанная с колебаниями экономической активности).