Византийская культура и её специфика.
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 3 + 3 источника
- Добавлена 10.01.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Оглавление………………………………………………………………………...2
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Период Раннего Средневековья………………………………………...5
Глава 2 Период Македонской династии и династии Комнинов……………….8
Глава 3 Эпоха Палеологов………………………………………………………10
Глава 4 Раннехристианское искусство…………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………15
Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Дамаскина. Он также является создателем церковных песнопений. Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес также Иоанн Златоуст (ок. 350 – 407 гг.) – выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались редким успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес [2, с. 109].
В 4 в. начинается строительство базилик – христианских храмов. Первые базилики имели прямоугольное очертание как римские храмы. Внутреннее их пространство делилось на 3 или 5 нефов. В восточной части храм имел расширенный алтарь. Нефы базилик отделялись друг от друга рядом колонн. Внешнее архитектурно – декоративное убранство базилик было столь же скромно, как и их композиция и конструкция. К числу наиболее известных пятинефных раннехристианских базилик относится базилика Петра, замененная в 16 в. собором св. Петра. Основным материалом был камень и дерево. Наряду с базиликами в раннехристианское время строились культовые сооружения центрического типа, в которых нашли свое дальнейшее развитие античные традиции круглого храма. Такая форма более всего подходила для баптистериев, крещален и мавзолеев [3, с. 45].
Раннехристианская живопись развивалась по двум направлениям. Одно продолжает традиции классической живописи, другое разрабатывает новые формы. Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях катакомб наглядность изображения, стремление донести до зрителя содержание становится важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности. Особенно характерны фигуры орант в Риме: неподвижные в длинных одеждах, с воздетыми в молитвенном жесте руками, с экстатическим выражением лица. При строительстве христианских храмов продолжалось развитие монументальной живописи. Здания базилик украшаются фресками и мозаиками, которыми оформляется апсида, купол, торцевые стены главного нефа. Подавляющее большинство произведений 4-5 вв. сосредоточивается в Риме. Хотя эти росписи выражали уже совершенно новые христианские идеи, в формальном отношении они все еще продолжают следовать традициям, сложившимся в античности. Росписи представляют собой декоративные композиции, образуемые то из узоров геометрического характера, то из различных чисто античных мотивов: растений, птиц, человеческих голосов, фигур животных. Все эти изображения, однако, имеют отвечающей христианской символике смысл. В катакомбах Присциллы типичны в этом отношении изображение доброго пастыря и сцены «Три отрока в пещи огненной» и «Жертвоприношение Исаака» [3, с. 46].
В 325 г. император Константин созвал в Нике первый Вселенский собор, принявший христианский символ веры. Во второй половине 4 в. был окончательно сформирован Новый Завет, в состав которого вошли 4 Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), Деяния апостолов, Послания, Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис) [3, с. 46].
Заключение
Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений. Первый расцвет приходится на 5-7 вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю. Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно – классового деления общества. В 6 в., при Юстиниане, Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой [2, с. 110].
В 8-9 вв. Византия переживает смутные времена, отмеченные резким обострением социально – политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу 9 в. иконопочитание было вновь восстановлено[2, с. 110].
10 – 12 вв. стали временем очередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм [2, с. 110].
13 в. преподнес Византии самые тяжелые испытания, обусловленные прежде всего крестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу 8 удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю [2, с. 110].
В 14 – 15 вв. она переживает последний свой взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии [2, с. 111].
Таким образом, Византия, являясь связующим звеном между западной и восточной цивилизацией, дала миру высокие образцы искусства, которые отличали не только благородное изящество форм, но и глубина философско – религиозной мысли., утонченность эстетического выражения. Византийское искусство стало эталоном для искусства православного мира, а Византийская церковь – мировым центром православной веры [3, с. 44].
Исключительно важна просветительская роль Византии, которую она сыграла в Средние века. Византия спасла Европу от арабов, сохранила для Европы античное искусство, построили собор св. Марка, который стал школой итальянских зодчих и живописцев. Древнерусское искусство имело своей основой Византию, но в процессе эволюции приобрело характер вполне самостоятельной школы. Несмотря на все трагические моменты своей истории, Византия сумела противостоять католичеству задолго до Реформации и утвердить позиции Православия [3, с. 45].
Список литературы
1. Кирамова, К. И. Культурология в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005. – 208 с.
2. Силичев, Д. А. Культурология: Учеб. пособие для вузов. – М.: «Изд-во ПРИОР», 2000. – 352 с.
3. Пушнова, Ю. Б. История культуры: крат. Курс лекций для вузов/Ю. Б. Пушнова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 112 с. – (Краткий курс лекций для вузов).
5
1. Кирамова, К. И. Культурология в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005. – 208 с.
2. Силичев, Д. А. Культурология: Учеб. пособие для вузов. – М.: «Изд-во ПРИОР», 2000. – 352 с.
3. Пушнова, Ю. Б. История культуры: крат. Курс лекций для вузов/Ю. Б. Пушнова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 112 с. – (Краткий курс лекций для вузов).
Вопрос-ответ:
Какие периоды византийской культуры можно выделить?
Византийская культура можно разделить на несколько периодов. Первый период - Раннее Средневековье, затем период Македонской династии и династии Комнинов, третий период - эпоха Палеологов. Кроме того, можно также выделить раннехристианское искусство.
Каких императоров можно отнести к Македонской династии и династии Комнинов?
Македонская династия царствовала с 867 по 1056 год, а династия Комнинов - с 1081 по 1185 год. К Македонской династии относятся императоры Василий I, Лев VI, Роман I, Константин VII и Роман II. К династии Комнинов относятся императоры Алексий I, Иоанн II и Мануил I.
Какую роль играла византийская культура в эпоху Палеологов?
В эпоху Палеологов византийская культура играла важную роль. Это была последняя эпоха существования Византийской империи, и в этот период искусство стало еще более изысканным и роскошным. Палеологи поддерживали и развивали различные виды искусства, включая архитектуру, живопись, музыку и литературу.
Какое значение имело раннехристианское искусство во Византии?
Раннехристианское искусство играло важную роль во Византии. Оно было связано с распространением и принятием христианства, и в этот период византийское искусство получило новую направленность. Это искусство выражало глубокую религиозность и веру, а его произведения, такие как мозаики и фрески, часто декорировали церкви и монастыри.
Какие идеи и концепции легли в основу развития последующей теологии в Византии?
Идеи и концепции Иоанна Дамаскина, одного из величайших богословов Византии, стали основой развития последующей теологии. Он развил и систематизировал различные аспекты христианской веры, включая учение о троице, природе Христа и спасении. Его работы оказали большое влияние на византийских теологов и стали основой для развития и отстаивания православной веры вплоть до сегодняшнего дня.
Какие периоды различаются в византийской культуре?
В византийской культуре выделяют несколько периодов. Период Раннего Средневековья, период Македонской династии и династии Комнинов, эпоха Палеологов, раннехристианское искусство.
Что отличало период Раннего Средневековья в византийской культуре?
Период Раннего Средневековья в византийской культуре характеризовался ослаблением государственной власти, упадком экономики и культуры, а также ростом влияния церкви. В это время активно развивалось искусство и архитектура соборов и монастырей.
Какие династии были характерны для периода Македонской династии и династии Комнинов в византийской культуре?
Период Македонской династии и династии Комнинов в византийской культуре отличался укреплением государства и обновлением культурных традиций. В это время было много выдающихся императоров, которые поддерживали развитие искусства, образования и науки.
Что можно сказать об эпохе Палеологов в византийской культуре?
Эпоха Палеологов в византийской культуре была периодом упадка и кризиса. В это время государство стало частично зависимым от Запада, а Индустриальная революция и другие социально-экономические процессы привели к изменениям в жизни населения. Тем не менее, византийская культура сохранила свою специфику и внесла вклад в развитие христианства.
Какими особенностями отличается раннехристианское искусство в византийской культуре?
Раннехристианское искусство в византийской культуре характеризуется использованием символики и сакральных образов. В это время началось строительство храмов и создание икон, которые стали основой христианского искусства в Византии.