Воспитание в педагогическом процессе

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 18 18 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 01.04.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
1.1. Сущность педагогического процесса
1.2. Движущие силы педагогического процесса
2. ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Современные подходы к воспитанию
2.2. Воспитание как процесс
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Воспитательный процесс неотъемлемое ядро педагогической деятельности образовательного учреждения. В то же время организация воспитательного процесса не ограничивается его рамками и предполагает учет влияния всех факторов социальной среды.
Движущей силой воспитательного процесса является разрешение противоречия между разнообразными (часто разнонаправленными) воздействиями на ученика и целостным формированием его личности. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые педагогами цели воспитания находятся в зоне ближайшего развития возможности учеников и соответствуют их оценкам значимости воспринимаемого. И, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если ребенок не готов к восприятию позитивных влияний, в том числе со стороны педагога. В связи с этим нужно хорошо изучать учеников, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития, превращать их в конкретные воспитательные задачи [5].
Необходимо отметить, что все действия участников воспитательного процесса направлены на упорядочение всевозможных влияний на ребенка. В результате воспитания должно происходить как изменение уровня воспитанности каждого ученика, так и изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса. В этом плане важно рассмотреть соотношение понятий воспитательный процесс и воспитательная система. Попробуем разобраться в сущности этих понятий и соотнесем их между собой.
По мнению Л. И. Новиковой [4], большое значение для реализации воспитательной функции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы, имеющей достаточно сложную структуру, включающую в себя цели, деятельность которой обеспечивает их реализацию, среду системы и управление.
«С одной стороны, она - система психолого-педагогическая, с другой - социально-педагогическая и влияет она на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через ее отношения которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения)» [4].
Между понятиями воспитательная система и воспитательный процесс четко просматривается взаимосвязь. С одной стороны, в процессе поставленных педагогических целей в образовательном учреждении создается и развивается воспитательная система, с другой - эта система выступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных задач. Если воспитательный процесс рассматривать с позиции системного подхода, то понятие «развитие воспитательной системы» и «воспитательный процесс» идентичны.
Воспитание состоит из отдельных взаимосвязанных процессов: из процессов воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.
Управляемые, развивающиеся взаимодействия субъектов и объектов отражают лишь одну, хотя и существенную, сторону воспитательного процесса, которую можно условно считать «внешней». Исследователи воспитательного процесса между тем отмечают, что в его состав входят не только внешние воспитательные взаимодействия и собственные реакции воспитуемого, но и сами процессы роста, накопления, совершенствования качеств человека.
В воспитательном процессе проявляется единство внешних воздействий и влияние на объекты и внутреннего отражения, преломления их (причем это отражение носит опережающий характер), возникновение обратного действия, а также самостоятельного влияния объекта на себя, влияния, которое проявляется в самовоспитании. Это взаимодействие осуществляется не стихийно, а определенным образом управляется и самоуправляется. В воспитательном процессе объективное социальное переходит в субъективное, индивидуально-психическое состояние человека. В этом определении подчеркивается именно «внутренняя» сторона процесса.
В состав динамической системы «воспитательный процесс» входят субъекты и объекты воспитания в широком смысле, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия [3].
Таким образом, воспитание, в узком смысле – это деятельность, связанная с формированием социально значимых качеств личности, активной жизненной позиции, а в широком – это целенаправленное создание условий для всестороннего развития личности школьника, реализации индивидуальности учащихся. Воспитание в современных условиях развития общества – это способ педагогического управления развитием личности.
Заключение
Воспитание есть целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с ним или вне его) на человека с целью формирования у него определенных (рассматриваемых обществом в каждый данный исторический период его развития как социально значимых, позитивных) ценностных ориентации, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, к другим людям, к труду, к обществу, к миру.
Воспитание рассматривается как целостное воздействие всей образовательной среды, хотя в аналитических и педагогических целях оно дифференцируется на нравственное, эстетическое, трудовое, физическое и т.д.
Взаимосвязь обучения и воспитания в педагогическом процессе может быть, по крайней мере, четырех типов:
Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя этими процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется в этом случае как воспитывающее обучение.
Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь обучение должно действовать на воспитание.
Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями и ценностями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и научение.
Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда и целенаправленным обучением и научением.
Список литературы
Борытко Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 214 с.
Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 192 с.
Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике // Педагогика. - № 10. - 2007. - С. 38-47.
Новикова Л. И., Соколовский М. В. «Воспитательное пространство» как открытая система (педагогика и синергетика) // Общественные науки и современность. - 1998. - № 1. - С. 132-134.
Рожков М. Воспитательный процесс как динамическая система // Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Гуманитарно-издательский центр «ВЛАДОС», 2001. – 256 с.
Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: РГИУ, 2002. - 272 с.
Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.











2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Борытко Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 214 с.
2.Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 192 с.
3.Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике // Педагогика. - № 10. - 2007. - С. 38-47.
4.Новикова Л. И., Соколовский М. В. «Воспитательное пространство» как открытая система (педагогика и синергетика) // Общественные науки и современность. - 1998. - № 1. - С. 132-134.
5.Рожков М. Воспитательный процесс как динамическая система // Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Гуманитарно-издательский центр «ВЛАДОС», 2001. – 256 с.
6.Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: РГИУ, 2002. - 272 с.
7.Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

Вопрос-ответ:

Каково понятие педагогического процесса?

Педагогический процесс - это основная деятельность педагога, направленная на воспитание и обучение учеников. Он включает в себя различные этапы и методы работы с детьми с целью формирования и развития их личности.

Какова сущность педагогического процесса?

Сущность педагогического процесса заключается в том, чтобы помочь ученикам развивать свои знания, навыки, умения и ценности. Он направлен на формирование гармоничной личности, способной к саморазвитию и самореализации.

Какие движущие силы педагогического процесса можно выделить?

В педагогическом процессе движущими силами являются учителя, ученики и их взаимодействие, а также содержание и методы обучения. Эти факторы взаимодействуют друг с другом и определяют успехи в образовательном процессе.

Какие современные подходы к воспитанию существуют?

Современные подходы к воспитанию включают гуманистический, деятельностный и коммуникативный подходы. Гуманистический подход акцентирует внимание на развитии личности, деятельностный подход ставит акцент на активной деятельности ученика, а коммуникативный подход подразумевает взаимодействие учеников с учителями и друг с другом.

Чему экстерналистам организации воспитательного процесса не ограничивается?

Организация воспитательного процесса не ограничивается его рамками и предполагает учет влияния всех факторов социальной среды на воспитание. Экстерналисты считают воспитание результатом воздействия социальной среды на личность.

В чем заключается сущность педагогического процесса?

Сущность педагогического процесса заключается в организации и осуществлении воспитательной деятельности в рамках образовательного учреждения.

Какие силы движут педагогическим процессом?

Движущими силами педагогического процесса являются учителя, ученики, родители, образовательная программа, социальная среда.

Какие подходы используются в современном воспитании?

Современные подходы включают индивидуальный подход к каждому ребенку, взаимодействие семьи и школы, активное участие учеников в процессе обучения и воспитания, развитие самостоятельности и творчества.

Что подразумевается под воспитанием как процессом?

Воспитание как процесс включает в себя систему мероприятий и воздействий на личность, направленных на формирование ценностей, навыков, умений и качеств, необходимых для успешной жизни в обществе.

Влияют ли все факторы социальной среды на организацию воспитательного процесса?

Да, организация воспитательного процесса предполагает учет и влияние всех факторов социальной среды на развитие и воспитание личности.