Общие формы организации учебной деятельности

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 21 21 страница
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 01.04.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Сущность понятия организационные формы обучения
2.Краткий исторический обзор основных форм организации учебной работы учащихся
3.Урок - основная форма организации обучения в школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, дидактически правильно построенный урок - это стройное и структурно сложное целое. Недооценка хотя бы одного из его элементов (или недостаточная продуманность его) может привести к грубым методическим ошибкам и разочарованиям.
Урок протекает как процесс последовательных действий учителя и учащихся, направленных на активное усвоение последними знаний , умений и навыков. Он будет успешным, если при подготовке и проведении урока учитель соблюдает ряд общих требований, обеспечивающих его высокую эффективность:
Каждый урок должен служить достижению цели воспитания - способствовать формированию всесторонне и гармонично развитой личности. В этой связи учителю необходимо предусмотреть, в какой мере он будет способствовать успешному решению задач умственного, нравственного, эстетического, трудового, политехнического и физического воспитания. Большую роль в решении воспитательных задач на уроке играет личность учителя - глубина его знаний, убежденность, методическое мастерство; уровень его общей культуры.
Конкретность дидактической цели, отчетливая целенаправленность урока. Цель урока определяет особенности его содержания и методики проведения. При подготовке, проведения урока учитель должен четко, самым конкретным образом, представить себе, какими знаниями , умениями и навыками намерен вооружить учащихся, добиться того, чтобы дидактическая цель была внутренне принята учащимися. Остальные содержательные и организационно-методические компоненты урока он подчиняет достижению этой цели.
Обязательное обогащение учащихся на уроке новыми знаниями, умениями и навыками, углубление и развитие полученных ранее знаний, умений и навыков. Урок должен дать учащимся новое, обогатить их ум, сознание, память новыми понятиям, законами, конкретными фактами и т.п. На уроке должны сформироваться или подняться на качественно новые ступени умения и навыки, связанные с изучением конкретной темы.
Сочетание коллективной работы в классе с индивидуальными и групповыми формами учебной деятельности школьников. Фронтальная работа учителя с классом дает положительные результаты, если учитель в течение урока использует различные виды организации познавательной деятельности учащихся.
Значительное место на каждом уроке занимают коллективные виды учебной работы, мобилизующие силы учащихся на решение общих для всех школьников познавательных задач при помощи различных методов и приемов обучения. Однако опыт лучших учителей показывает, что коллективные формы учебной работы необходимо сочетать с индивидуальной работой учеников и групповыми видами организации их познавательной деятельности.
Занятость учебной работой каждого ученика в течение всего урока. Урок протекает в оптимальном ритме и достигает цели лишь в том случае, если все учащиеся включены в активную познавательную деятельность.
Разнообразие методических приемов и методов обучения. Этот бесспорный дидактический факт объясняется рядом причин. Во-первых, изучаемый материал (даже в рамках одной темы) не бывает логически однообразным - включает и понятия, и законы, и сумму конкретных фактов. И каждая информационная единица темы урока предполагает поэтому использование специфических методических приемов (выявление закономерностей требует постановки опытов, решения проблемных вопросов, описание конкретных событий, фактов, предполагает использование педагогического рассказа и т.д.). Во-вторых, однообразные приемы учебной работы снижают интерес учащихся к знаниям.
Законченность урока. Тщательно подготовленный, умело проведенный урок представляет собой внутренне завершенное дидактическое явление, для которого характерны комплексность элементов, их последовательность, взаимосвязанность, целенаправленность и целостность. На уроке по этой причине необходимо обязательно выполнить все то, что наметил учитель. Иначе он не достигает дидактической цели.
Включение уроков в общую их систему. Любой урок не может быть изолированным от их системы. Учебный процесс делиться на ряд системных комплексов, "имеющих относительно самостоятельное назначение и целостную организационно-методическую структуру" (система тем, система усовершенствованных знаний в цикле уроков, учет знаний и т.д.) . Поэтому, продумывая каждый урок, их систему, учитель должен учитывать:
а) взаимосвязь и единство дидактических целей, научных идей и дидактического содержания учебного материала, охваченных данной совокупностью уроков по теме;
б) соответствие каждого урока определенной ступени процесса усвоения учащимися учебного материала;
в) расположение уроков соответственно логике содержания учебного материала и особенностями усвоения его учащимися. Специалистами по дидактике сформулирован и ряд других требований к современному уроку (организационная часть урока, систематический контроль учителя за учебной деятельностью учащихся и самоконтроль и др.). Соблюдение комплекса этих требований - непременное условие успешной организации обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённый теоретический анализ обозначенной выше проблемы позволяет утверждать о достижении цели работы и выполнении поставленных задач. Данный факт подтверждается следующими выводами:
1.Классно-урочная система обучения явилась значительным шагом вперед в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. Она и в настоящее время продолжает оставаться самой распространенной и эффективной формой организации учебного процесса в общеобразовательной школе.
2.Основной формой обучения является урок - такая единица классно-урочной системы, при которой учитель в пределах точно установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью устойчивой группы учащихся (класса).
3.Исследования известных педагогов и психологов убедительно показывают, что учащиеся тех классов, в которых осуществляется систематическое изучение учебных предметов, успешно выделяют существенные признаки ведущих понятий. Это создает базу для их логически правильного определения и успешного последовательного закрепления знаний, умений и навыков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вяткин, Л. Г. Основы общей педагогики: Учебное пособие для студентов университета / Л. Г. Вяткин. – Саратов, 2000.
Коменский, Я. А. Педагогическое наследие: авт. сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. – М. : Педагогика, 1989. – 416с.
Макаренко, А. С. О воспитании молодёжи: сб. избр. педагогических произведений 2-е издание / А. С. Макаренко. – М. : Трудрезервиздат, 1951. – 396с.
Макаренко, А. С.: Соч. в 5-ти т. /Под ред. А. Терновского. - М. : Правда. - Т. 5. - 1971. - 424с.
Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учебн. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Миценко, Е. Н. Шиянов. - М. : Школа-Пресс. - 2000. - 512с.
Педагогический словарь: Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2002. – 176с.
Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения: том первый / В. А. Сухомлинский. – М. : «Педагогика», 1979. – 558с.












3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Вяткин, Л. Г. Основы общей педагогики: Учебное пособие для студентов университета / Л. Г. Вяткин. – Саратов, 2000.
2.Коменский, Я. А. Педагогическое наследие: авт. сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. – М. : Педагогика, 1989. – 416с.
3.Макаренко, А. С. О воспитании молодёжи: сб. избр. педагогических произведений 2-е издание / А. С. Макаренко. – М. : Трудрезервиздат, 1951. – 396с.
4.Макаренко, А. С.: Соч. в 5-ти т. /Под ред. А. Терновского. - М. : Правда. - Т. 5. - 1971. - 424с.
5.Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учебн. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Миценко, Е. Н. Шиянов. - М. : Школа-Пресс. - 2000. - 512с.
6.Педагогический словарь: Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2002. – 176с.
7.Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения: том первый / В. А. Сухомлинский. – М. : «Педагогика», 1979. – 558с.

Вопрос-ответ:

Что такое организационные формы обучения?

Организационные формы обучения - это способы организации учебной деятельности учащихся, которые позволяют достичь определенных целей и задач образовательного процесса.

Какие основные формы организации учебной работы учащихся существуют?

Основные формы организации учебной работы учащихся включают уроки, лекции, семинары, практические занятия, проектную деятельность, самостоятельную работу и т. д.

Какова сущность понятия "организационные формы обучения"?

Сущность понятия "организационные формы обучения" заключается в том, что это различные способы организации учебного процесса, которые определяются целями образования, содержанием учебной программы и возможностями учащихся.

Каков краткий исторический обзор основных форм организации учебной работы учащихся?

Основные формы организации учебной работы учащихся возникли и развивались вместе с развитием системы образования. Исторические формы включают классические уроки, лекции, семинары, их модификации, а также новые формы, такие как проектная деятельность и дистанционное обучение.

Почему важно дидактически правильно построить урок?

Дидактически правильно построенный урок является структурно сложным целым, который позволяет достичь поставленных образовательных целей. Недооценка или недостаточная продуманность какого-либо элемента урока может привести к грубым методическим ошибкам и негативным результатам в учебном процессе.

Что такое организационные формы обучения?

Организационные формы обучения - это различные способы организации учебной деятельности учащихся, которые предусматривают определенную структуру и характеристики урока.

Каков исторический обзор основных форм организации учебной работы учащихся?

Исторический обзор показывает, что в разные периоды времени применялись различные формы организации учебной работы учащихся. Начиная с традиционной фронтальной формы, они развивались и совершенствовались, появлялись групповые и индивидуальные формы обучения.

В чем состоит сущность понятия "урок" как основной формы организации обучения в школе?

Урок - это основная форма организации обучения в школе. Он представляет собой структурированный процесс, где каждый элемент урока имеет свою цель и значимость. Недооценка или непродуманность хотя бы одного из элементов урока может привести к грубым методическим ошибкам и неэффективности обучения.

Каковы характеристики дидактически правильно построенного урока?

Дидактически правильно построенный урок должен быть стройным и структурно сложным целым. Он должен содержать определенные элементы, такие как вводная часть, основная часть и заключительная часть, которые взаимосвязаны и способствуют достижению образовательных целей.

В чем может заключаться опасность недостаточной продуманности и недооценки элементов урока?

Недостаточная продуманность и недооценка элементов урока могут привести к разочарованиям и неэффективности обучения. Если один из элементов урока не поддерживает общую цель и не соответствует потребностям учащихся, то это может привести к отсутствию интереса к учебному материалу и неудовлетворительным результатам.