Изображение преступного правителя в Макбете и Ричарде III
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 4 + 4 источника
- Добавлена 31.05.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
2.Трагедия «Ричард III» - история возвышения и падения преступного правителя
Заключение
Список литературы
Шекспир проводит своего героя через своего рода кризис, душевный надлом. Поворотным моментом в судьбе преступного правителя оказывается проклятие матери. Именно тогда личность Ричарда начинает трансформироваться. Конечно же, речь не идёт о раскаянии и угрызениях совести, которой у героя попросту и нет. Скорее можно говорить об особенной трансформации образа злодея: «в Ричарде отнюдь не пробуждается совесть, но она как бы вторгается в него, просачивается извне. Частично поддаваясь и вместе с тем яростно противясь этому, Ричард надламывается и расщепляется» (3).
Ричард теряет прежнюю уверенность в себе, всё чаще его посещают мысли о том, что необходимо остановиться, но механизм уже запущен, а значит у преступника нет пути назад – он становится излишне подозрительным, повсюду ему мерещатся предатели, которые хотят посягнуть на его жизнь и власть. Всё это толкает Ричарда на новые преступления, по сути бессмысленные, так как угроза являлась мнимой. И лишь в больном сознании Ричарда III эти кровавые преступления оправданы. Ощущение хрупкости бытия, зыбкости земных благ не оставляет Ричарда ни на минуту, неуверенность в себе и своих силах трансформируется в раздражительность и полное неумение владеть ситуацией. Как загнанный зверь в клетке, Ричард III пытается отыскать выход, но не находит. Как итог, все сторонники отходят от преступного правителя, он остаётся один.
Зайдя в тупик, Ричард «раздваивается», однако его прежнее «я» не испытывает угрызений совести, здесь мы видим только жалость к себе, которая воспринимается как апофеоз эгоцентризма Ричарда III. В своём последнем монологе он с горечью восклицает: «Никто из всех людей любить меня не может. Умру я – кто заплачет обо мне?» (4, с. 61). Отчаяние овладевает Ричардом, он испытывает ненависть к себе не за совершённые злодеяния, а за то, что самому себе отравил жизнь и обрёк себя на одиночество.
Путь преступного правителя ведёт Ричарда III к полному краху как человека и как политика. И когда приходит расплата, защиты ему ждать неоткуда: «Ричард всех оттолкнул от себя, создал вокруг себя пустоту и гибнет, не найдя никакой опоры, никакой защиты от поднявшего на него меч мстителя - Ричмонда» (3).
Последний бой Ричарда – это уже не бой за власть, которой правитель пресытился, это вновь в нём вспыхнула прежняя энергия и страсть, прежний дар блестящего оратора и воина. Ричард здесь борется за собственную гордость или точнее, как выразился критик Дауден, за «гордыню ума». Ричард погибает, так и не испытав чувства раскаяния, он остался верен выбранному им самим пути.
Шекспир с потрясающим масштабом и реалистичностью обрисовал образ преступного правителя Ричарда III – «титанического, выходящего за рамки нормальной жизни, героя» (3). Складывается ощущение, что остальные герои в трагедии присутствуют только для того, чтобы оттенить образ Ричарда, ещё более полно раскрыть его и максимально индивидуализировать. В результате, Шекспир достигает удивительных высот в раскрытии образа злодея, образ получился, как справедливо отметил А. Смирнов, «раскрытый диалектически и при всей своей монолитности многогранный и полный внутреннего движения» (3).
Заключение
Трагедии Вильяма Шекспира – величайшего драматурга и гуманиста эпохи Возрождения отличаются особой реалистичностью и масштабностью происходящих событий и трансформаций личности. Преступные правители у Шекспира Макбет и Ричард III – это прежде всего глубоко несчастные люди, по собственной воле или по стечению обстоятельств вступившие на порочный путь, отчаянные и храбрые, подлинно великие люди, величие которых однако обращено во зло.
Обладая огромной внутренней энергией и жаждой власти, они достигают могущества и власти. Макбетом движет не только честолюбие и тщеславие, но и желание утвердиться, доказать себе самому, что он способен на большее и «стать большим». Его устремления старательно и дьявольски тонко подогревает леди Макбет, для которой доброе начало в её муже кажется весьма существенным недостатком.
Ричард III же олицетворяет собой абсолютного злодея, для него не существует преград и угрызений совести. Не чувствует он тяжести совершённых злодеяний, а лишь упивается ими, получает наслаждение, видя мучения и страдания других. В Макбете человеческое ещё не до конца умерло, его преследуют угрызения совести, он сознаёт преступность своих злодеяний, отдаёт себе отчёт, что душа его отравлена. Каждый день для Макбета приносит новые, ещё более тяжёлые душевные муки.
Шекспир показывает образы преступных правителей – настоящих титанов, обладающих мощной энергетикой, блестящими способностями, огромной волей, гордостью и страстностью. Все эти качества они могли бы и реализовать в добрых деяниях, однако, являясь порождением смутной эпохи кровавых интриг, они ориентированы на зло.
Итог преступной жизни двух правителей закономерен и одинаков: полное одиночество, внутренняя пустота и потеря смысла жизни и цели дальнейшего существования. Возмездие настигает их в бою: Макбет погибает абсолютно отчаявшимся человеком, а Ричард, наоборот, до конца остаётся несломленным, настолько сильна была его личность. И в гибели Ричарда III есть нечто трагически величественное, прежняя энергия и страсть пробуждаются с новой силой в душе злодея:
Король Ричард
Коня, коня! Венец мой за коня!
Кетсби
Спасайтесь, государь! Коня достану.
Король Ричард
Раб, жизнь свою поставил я и буду
Стоять, покуда кончится игра.
Мне кажется, шесть Ричмондов здесь в поле!
Убил я пятерых, но цел единый.
Коня, коня! Венец мой за коня! (Ричард)
Наконец, важно отметить, что трагическая гибель Макбета и Ричарда III имеет огромное символическое значение, она олицетворяет собой не только высшее возмездие за совершённые злодеяния, но и начало новой эпохи мира и завершение торжества тирании и кровавых интриг:
А если меч предательский восстанет
И снова дни кровавые вернет,
И Англия кровавыми слезами
Вновь обольется, - меч, господь, разбей,
Не дай увидеть торжество обмана.
Междоусобий затянулась рана.
Спокойствие настало. Злоба, сгинь!
Да будет мир! Господь изрек: аминь! (Ричард III)
Список литературы
Аникст А. О трагедии «Макбет»./В кн.: В. Шекспир. Собрание сочинений: Макбет//http://lib.ru/SHAKESPEARE/makbet1.txt
Зарубежная литература. – М.: Просвещение, 1977.
Смирнов А.А. О трагедии «Ричард III»/В кн.: В. Шекспир. Собрание сочинений: Ричард III//http://lib.ru/SHAKESPEARE/shks_richardIII_1.txt
Шекспир В. Собрание сочинений. – М., 1950.
3
2.Зарубежная литература. – М.: Просвещение, 1977.
3.Смирнов А.А. О трагедии «Ричард III»/В кн.: В. Шекспир. Собрание сочинений: Ричард III//http://lib.ru/SHAKESPEARE/shks_richardIII_1.txt
4.Шекспир В. Собрание сочинений. – М., 1950.
Вопрос-ответ:
Что можно сказать об изображении преступного правителя в "Макбете" и "Ричарде III"?
Изображение преступного правителя в обеих пьесах является реалистичным и полным духовной гибели великого человека.
Какой поворотный момент в судьбе преступного правителя происходит в "Ричарде III"?
Поворотным моментом в судьбе Ричарда становится проклятие матери, после которого его личность начинает трансформироваться.
Какой кризис душевный преодолевает герой "Макбета"?
Шекспир проводит своего героя через своего рода кризис душевный надлом, который приводит к его полной гибели.
О чем идет речь в статье?
Статья рассматривает изображение преступного правителя в трагедиях "Макбет" и "Ричард III". Она обращается к реалистичному воплощению образа злодея и полной духовной гибели великого человека.
Как можно охарактеризовать трагедию "Ричард III"?
Трагедия "Ричард III" является историей возвышения и падения преступного правителя, в которой имеет место кризис душевного преобразования главного героя.
Каким образом Шекспир воплотил образ преступного правителя в трагедии "Макбет"?
В трагедии "Макбет" Шекспир реализует образ преступного правителя, изображая Макбета как амбициозного, жестокого и безжалостного человека, который готов на все ради власти. Он позволяет читателю погрузиться во внутренний мир Макбета и увидеть, как его душа постепенно разрушается под влиянием преступлений, которые он совершает. Шекспир особенно подчеркивает духовную гибель Макбета, показывая его борьбу с внутренними конфликтами и чувством вины.
Что можно сказать о реалистичном воплощении образа злодея в трагедии "Макбет"?
Реалистичное воплощение образа злодея в трагедии "Макбет" является одним из главных качеств этого произведения. Шекспир создает живописный и убедительный образ Макбета, отображая его психологический и эмоциональный путь, который приводит к его падению. Он показывает, как амбиции и жажды власти порождают зло и разрушают человека изнутри. Читатель полностью погружается в мир Макбета и может понять его мотивы и душевные терзания.
Каким образом Шекспир описывает историю возвышения и падения преступного правителя в трагедии "Ричард III"?
В трагедии "Ричард III" Шекспир представляет историю возвышения и падения преступного правителя через живописные диалоги, монологи и действия главного героя. Он позволяет читателю наблюдать за прогрессирующим злом Ричарда III, его манипуляциями и убийствами, в то время как его личность постепенно трансформируется. Поворотным моментом в судьбе Ричарда становится проклятие его матери, которое открывает ему свою истинную сущность и вызывает внутренний кризис.