Оценка состояния кардио-распираторной системы у детей младшего школьного возраста и ее коррекция средствами ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 35 35 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 25.12.2008
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Анатомо-физиолгические особенности детей младшего школьного возраста
Понятие лечебной физической культуру и показания для ее проведения
Оценка состояния кардио-респираторной системы и ее корекция
ЛФК для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата
Заключение
Библиографический список

Фрагмент для ознакомления

Существует большое разнообразие упражнений, укрепляющих мышцы брюшного пресса: переход из положения лёжа в положение сидя, поднимание ног, движения ногами на весу, известный всем со школьных лет угол и так далее, однако здесь особенно важно соблюдать правило постепенного увеличения нагрузки, при напряжении передней брюшной стенки увеличивается внутрибрюшное давление и, если мышцы слабы и растянуты, возможны неприятности (например, расхождение прямых мышц живота, увеличение грыжи), поэтому на первом этапе вышеперечисленные упражнения противопоказаны и начинать следует с меньших нагрузок, особенно хороши в этом плане упражнения, укрепляющие мышцы всей передней поверхности тела. В любом случае начинать регулярные тренировки надо с определения исходного уровня развития данной мышечной группы, наращивать нагрузку надо очень постепенно, увеличивая количество повторений упражнения, выполняя его в более медленном темпе, с задержками в напряжённых положениях, а также заменяя уже освоенные движения на новые, более сложные. Особое внимание уделяется правильным исходным положениям, точности и симметричности движений, для освобождения мышц брюшного пресса от статических нагрузок упражнения проводятся, в основном, из исходного положения лёжа на спине. Укрепление мышц передней поверхности тела- исходное положение: ребёнок лежит на спине, голова, туловище, ноги на одной прямой линии, руки вдоль тела- поднять голову до касания подбородком груди, посмотреть на свои носки, носки подтянуть на себя, задержаться в этой позе на 1-2 счёта, опустить голову и носки и расслабиться на 1-2 счёта, повторить упражнение, увеличивать нагрузку можно двумя способами: либо задерживаясь в напряжённом положении на 4-6-10-20 счётов, либо выполняя большее количество подъёмов. Исходное положение прежнее- поднять голову, носки на себя, вытянуть руки вперёд, задержаться в этой позе, вернуться в исходное положение, расслабиться. Исходное положение прежнее, но руки к плечам- поднять голову, носки на себя, задержаться в этой позе и вращать согнутыми руками в плечевых суставах, вернуться в исходное положение. Исходное положение прежнее, одна рука вытянута вверх, другая вдоль тела- поднять голову, носки на себя и, задержавшись в этой позе, менять положение рук, вернуться в исходное положение. Упражнение то же, но смена положения рук производится со сжиманием пальцев в кулак и потягиванием в исходном положении. Исходное положение прежнее- поднять голову, носки на себя, согнутую ногу подтянуть к животу, обхватить руками и коснуться лбом колена, вернуться в исходное положение, повторить другой ногой. Исходное положение прежнее- поднять голову, согнуть обе ноги, подтянуть их коленями к груди, обхватить руками и коснуться лбом коленей, то есть Сгруппироваться, вернуться в исходное положение. Исходное положение прежнее- подтянуть колени к груди, обхватить их руками, лбом коснуться коленей и, сгруппировавшись таким образом, покачаться вперёд-назад, вернуться в исходное положение. Исходное положение лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы на полу, руки на поясе- поднять голову, руки к плечам, за голову, к плечам, вернуться в исходное положение. Поднять голову, руки вперёд, потянуться к коленям, задержаться в этой позе, вернуться в исходное положение. Поднять голову, руки вперёд, в стороны, вперёд, вернуться в исходное положение. Поднять голову, сесть прямо, лечь не опуская голову, вернуться в исходное положение. Движения ногами- исходное положение: ребёнок лежит на спине, руки на поясе, ноги выпрямлены- сгибать и разгибать ноги в коленях попеременно, скользя стопами по полу, или на весу, согнуть ногу в колене, выпрямить её вверх, снова согнуть и опустить, повторить другой ногой. Велосипед- сгибать и разгибать ноги на весу одновременно, имитируя велосипедные движения, обратить внимание на активную работу стопами и темп движений (чем медленнее, тем труднее). Согнуть ногу в колене, выпрямить её вверх до угла 45 градусов, опустить прямую ногу, повторить другой ногой, чем медленнее опускаются ноги, тем больше нагрузка, поэтому сначала достаточно 1-2 счёта, затем замедлить до четырёх-шести-десяти. Согнуть обе ноги в коленях, выпрямить вверх, медленно опустить прямые ноги. Приподнять прямые ноги и совершать ими движения в вертикальной плоскости (вертикальные ножницы), в горизонтальной плоскости- горизонтальные ножницы, обратить внимание на положение тела при выполнении этих упражнений, не допускать поднимания плеч и не отрывать поясницу от пола. Исходное положение: ребёнок полулежит на спине, опираясь руками сзади на предплечья- поднять прямую ногу, задержать на счёт (2-4), опустить, повторить другой ногой. Поднять прямую ногу, присоединить к ней другую, удерживать ноги на счёт (2-4), опустить вместе, повторить, начиная с другой ноги. Согнуть ноги, выпрямить их на весу, развести в стороны, соединить, согнуть, опустить. Горизонтальные ножницы- согнуть ноги, выпрямить их на весу и выполнять скрёстные движения прямыми ногами на счёт (2-4-6-8-10), согнуть и опустить, вернуться в исходное положение. Присаживания- исходное положение: ребёнок лежит на спине, руки вытянуты вверх- махом рук сесть, руки на пояс, спина прямая, вернуться в исходное положение. Махом рук сесть, руки в крылышки, спина прямая, вернуться в исходное положение. Махом рук сесть, руки вперёд, согнуться и тянуться руками к носкам, вернуться в исходное положение. Махом рук сесть, руки на затылке, наклониться вперёд, стараясь коснуться лбом коленей, выпрямиться, вернуться в исходное положение. Исходное положение: ребёнок лежит на спине, ноги полусогнуты, руки вытянуты вверх- махом рук сесть по-турецки, руки вытянуть вперёд, спина прямая, вернуться в исходное положение. Махом рук сесть по-турецки, руки на поясе, в стороны, на поясе, вернуться в исходное положение. Махом рук сесть по-турецки, руки за голову, вверх, за голову, вернуться в исходное положение. Махом рук сесть по-турецки, руки в крылышки, сидеть с прямой спиной (2-4-6) счётов, вернуться в исходное положение. Для полноценного укрепления мышц брюшного пресса необходимо, также тренировать мышцы, образующие боковые поверхности туловища, то есть Сочетать присаживания с поворотами или выполнять упражнения, лёжа на боку. Присаживания с поворотами- исходное положение лёжа на спине, ноги на ширине плеч, руки вдоль тела- поднять голову и вытянуть руки к одному колену, вернуться в исходное положение, затем повторить движение к другому колену, задержаться в напряжённых позах на (2-4-6) счётов. Исходное положение прежнее, но руки вытянуты за головой- махом рук сесть и тянуться руками к носку одной ноги, вернуться в исходное положение, затем повторить упражнение к другой ноге. Исходное положение прежнее- махом рук сесть, руки в крылышках, повернуться в одну сторону, вернуться в исходное положение, затем повторить упражнения в другую сторону. Исходное положение прежнее- махом рук сесть, тянуться руками к одной ноге, посередине, к другой ноге, вернуться в исходное положение, повторить упражнение, начиная с другой стороны. Исходное положение лёжа на спине, ноги полусогнуты, руки вытянуты за головой- махом рук сесть, руки за голову, повернуться и тянуться локтем к противоположному колену, вернуться в исходное положение, повторить упражнение в другую сторону. Упражнения на боку- исходное положение: ребёнок лежит на боку, нижняя нога полусогнута, нижняя рука согнута и лежит под головой, верхняя в положении упора перед грудью- поднять прямую вышележащую ногу до угла 45 градусов, задержать на весу на несколько счётов (2-4-6), опустить, повторить на другом боку. Поднять прямую ногу и совершать ею движения, рисуя носком небольшие окружности вперёд и назад, опустить ногу, повторить на другом боку. Поднять прямую ногу, присоединить к ней выпрямленную нижележащую ногу, опустить вместе, вернуться в исходное положение, повторить на другом боку, очень важно во время выполнения этих упражнений не терять равновесия, не падать и не сгибаться вперёд или назад. Упражнения с предметами позволяют разнообразить и несколько усложнить занятия. Упражнения с мячом- исходное положение лёжа на спине, руки на поясе, ноги прямые, стопами удерживая мяч- согнуть ноги с мячом скамеечкой, вернуться в исходное положение. Согнуть ноги с мячом, выпрямить под углом 45 градусов, согнуть, опустить, вернуться в исходное положение. Согнуть ноги с мячом, выпрямить вверх, медленно опустить прямые ноги. Поднять прямые ноги с мячом вверх, опустить. Исходное положение полулёжа на спине, опускаясь руками сзади и удерживая стопами мяч- согнуть ноги с мячом и выпрямить. Приподнять прямые ноги с мячом, задержаться в этом положении на счёт (2-4-6), опустить. Исходное положение лёжа на спине, руки с мячом вытянуты вверх- руки с мячом к груди, приподнять голову, носки на себя, задержаться в этом положении на счёт, вернуться в исходное положение. Руки с мячом выпрямить вперёд, приподнять голову, носки на себя, тянуться мячом к коленям, вернуться в исходное положение, расслабиться. Махом рук с мячом сесть и тянуться к носкам, вернуться в исходное положение. Махом рук с мячом сесть прямо, руки согнуты перед грудью, руки вверх, вернуться в исходное положение. Махом рук сесть, руки вверх, согнуть перед грудью, вытянуть вперёд, согнуть перед грудью, вернуться в исходное положение. Махом рук сесть, переложить мяч между стоп, лечь, руки вдоль тела, сесть, взять мяч и вернуться с ним в исходное положение. Махом рук сесть и наклонившись, положить мяч справа от ног, вернуться в исходное положение, повторить упражнение с наклоном влево. Махом рук сесть, наклонившись, положить мяч между стопами, лечь, руки вдоль тела, поднять согнутые ноги и взять мяч руками, вернуться в исходное положение. Исходное положение лёжа на спине, ноги полусогнуты, руки с мячом согнуты перед грудью- вытянуть руки вперёд и, приподняв верхнюю часть туловища, положить мяч между колен, затем лечь, руки вдоль тела и расслабиться, снова приподняться и взять мяч, вернуться в исходное положение. Поднять ноги вверх и, вытянув руки, положить мяч между стоп, выпрямить ноги на весу, задержаться в этой позе на несколько счётов (1- 2-3), взять мяч в руки и вернуться в исходное положение. Упражнения с гимнастической палкой- исходное положение лёжа на спине, ноги выпрямлены, руки с палкой согнуты перед грудью- поднять голову одновременно с движением рук вперёд, носки на себя, тянуться руками с палкой к ногам, задержаться в этом положении на счёт (2-4-6), вернуться в исходное положение. Поднять голову, носки на себя, руки вперёд, согнуть к груди, вперёд, вернуться в исходное положение. Согнуть ноги, подтянуть колени к груди, перенести палку на голени, вернуться в исходное положение. Поднять голову, согнуть ноги, подтянув колени к груди, перенести палку на колени, сгруппировавшись таким образом, покачаться вперёд-назад несколько раз, вернуться в исходное положение. Исходное положение лёжа на спине, ноги прямые, руки с палкой вытянуты вверх- махом рук с палкой сесть и потянуться к ногам, вернуться в исходное положение. Махом рук с палкой сесть с прямой спиной, палку перенести на лопатки, вернуться в исходное положение. Махом рук с палкой сесть по-турецки, палку на лопатки, вернуться в исходное положение. Махом рук с палкой сесть по-турецки (палка на лопатках), поворачивать корпус в стороны, вернуться в исходное положение. Махом рук с палкой сесть по-турецки (палка на лопатках), встать без помощи рук, оставив ноги в скрещенном положении, сесть (палка на лопатках), вернуться в исходное положение.
Заключение
В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. Причины, которые могут привести к нарушениям осанки, многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела. В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера.
Таким образом, только разумные занятия спортом и физической культурой приносят профилактический и оздоровительный эффект. А неправильно организованные занятия физическими упражнениями или проводимые без учета анатомо-физиологических особенностей и состояния детского организма приводят к патологическим отклонениям в опорно- двигательном аппарате.
Профилактика развития нарушений осанки должна быть комплексной и включать:
сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
правильная и точная коррекция обуви : устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп ( плоскостопие, косолапость ).
организация и строгое соблюдение правильного режима дня ( время сна , бодрствования, питания и т.д. );
постоянная двигательная активность , включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание,;
отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения ( за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д. );
контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков , сумок, портфелей и др.;
плавание.
ритмическая гимнастика
Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота.
Занятия физической культурой должны быть систематическими и регулярными. Только в этом случае можно рассчитывать на максимальный положительный эффект. При этом необходимо учитывать свои возможности, состояние здоровья, уровня тренированности и рекомендации лечащего врача. Оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина и триглицеридов в крови, уменьшением ЛИП и увеличением ЛВП, снижением артериального давления и частоты сердечных сокращений. Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза. Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека.
Библиографический список
Аганянц Е.К., Бердичевская Е.М., Демидова Е.В. Физиологические особенности развития детей, подростков и юношей. Краснодар, 1999.
Васильева В.Е. Лечебная физическая культура, М., 1970.
Данько Ю.И. Очерки физиологии физических упражнений, М., 1974.
Епифанов В.А. Лечебная физическая культура, М., 1987.
Каптелин А.Ф. Восстановительное лечение: (лечебная физкультура, массаж и трудотерапия) при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата. - М.: Медицина, 1969.
Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. 2-е изд. - Л.: Медицина, 1988.
Машков В.Н. Лечебная физическая культура в клинике внутренних болезней, М., 1977.
Машков В. Н., Общие основы лечебной физкультуры, М., 1963.
Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: ФиС, 1972.
Журнал "Здоровье" №1 за 1991 год.
Ненашева Т.В., Комарова Л.А. Физические методы лечения диспластического сколиоза у детей // Вопр. курорт., фиозиотерап. и лечеб. физ. культ. - 1995, №5.

Журнал "Здоровье" №1 за 1991 год.
Аганянц Е.К., Бердичевская Е.М., Демидова Е.В. Физиологические особенности развития детей, подростков и юношей. Краснодар, 1999.
Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: ФиС, 1972.
Мошков В. Н., Общие основы лечебной физкультуры, М., 1963.
Васильева В.Е. Лечебная физическая культура, М., 1970.
Данько Ю.И. Очерки физиологии физических упражнений, М., 1974.
Епифанов В.А. Лечебная физическая культура, М., 1987.
Машков В.Н. Лечебная физическая культура в клинике внутренних болезней, М., 1977.
Ненашева Т.В., Комарова Л.А. Физические методы лечения диспластического сколиоза у детей // Вопр. курорт., фиозиотерап. и лечеб. физ. культ. - 1995, №5.
Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. 2-е изд. - Л.: Медицина, 1988.
Каптелин А.Ф. Восстановительное лечение: (лечебная физкультура, массаж и трудотерапия) при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата. - М.: Медицина, 1969.












23

1.Аганянц Е.К., Бердичевская Е.М., Демидова Е.В. Физиологические особенности развития детей, подростков и юношей. Краснодар, 1999.
2.Васильева В.Е. Лечебная физическая культура, М., 1970.
3.Данько Ю.И. Очерки физиологии физических упражнений, М., 1974.
4.Епифанов В.А. Лечебная физическая культура, М., 1987.
5.Каптелин А.Ф. Восстановительное лечение: (лечебная физкультура, массаж и трудотерапия) при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата. - М.: Медицина, 1969.
6.Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. 2-е изд. - Л.: Медицина, 1988.
7.Машков В.Н. Лечебная физическая культура в клинике внутренних болезней, М., 1977.
8.Машков В. Н., Общие основы лечебной физкультуры, М., 1963.
9.Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: ФиС, 1972.
10.Журнал "Здоровье" №1 за 1991 год.
11.Ненашева Т.В., Комарова Л.А. Физические методы лечения диспластического сколиоза у детей // Вопр. курорт., фиозиотерап. и лечеб. физ. культ. - 1995, №5.

Вопрос-ответ:

Какие анатомо-физиологические особенности характерны для детей младшего школьного возраста?

Дети младшего школьного возраста находятся в активном процессе роста и развития. Имеются особенности анатомического и функционального строения кардио-респираторной системы, такие как более высокая частота дыхательных движений, меньшая эластичность легких и меньшая длительность вдоха и выдоха.

Что такое лечебная физическая культура и когда она назначается детям?

Лечебная физическая культура (ЛФК) - это метод лечения и профилактики различных заболеваний с помощью физических упражнений и физических факторов. Она назначается детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, чтобы улучшить их физическую подготовку, моторику, силу и гибкость, а также для коррекции нарушений в кардио-респираторной системе.

Как проводится оценка состояния кардио-респираторной системы у детей младшего школьного возраста?

Оценка состояния кардио-респираторной системы у детей младшего школьного возраста проводится с помощью различных методов, таких как измерение частоты дыхания и пульса, определение максимального объема вдоха и выдоха, прохождение специальных тестов на выносливость и другие. Это позволяет оценить функциональную готовность системы к физической нагрузке.

Какая роль ЛФК играет в коррекции состояния кардио-респираторной системы у детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата?

ЛФК играет важную роль в коррекции состояния кардио-респираторной системы у детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Физические упражнения, проводимые в рамках ЛФК, способствуют улучшению дыхательной функции, укреплению сердечно-сосудистой системы, повышению выносливости и общего здоровья ребенка.

Какие анатомо-физиологические особенности у детей младшего школьного возраста?

Дети младшего школьного возраста имеют несколько особенностей в анатомии и физиологии. Например, у них все органы и системы еще развиваются и формируются. Также у детей этого возраста имеется высокий уровень энергии, усиленный рост и развитие костно-мышечной системы.

Что такое лечебная физическая культура и какие показания для ее проведения?

Лечебная физическая культура (ЛФК) — это комплекс упражнений и процедур, направленных на улучшение состояния здоровья и восстановление функций организма. Показания для проведения ЛФК могут быть разными, включая заболевания опорно-двигательного аппарата, в том числе у детей младшего школьного возраста.

Как происходит оценка состояния кардио-респираторной системы у детей младшего школьного возраста и как ее можно скорректировать с помощью ЛФК?

Оценка состояния кардио-респираторной системы у детей младшего школьного возраста может проводиться различными методами, включая измерение пульса, артериального давления, выполнение функциональных тестов и др. Для коррекции состояния кардио-респираторной системы можно использовать комплекс ЛФК, включающий специальные упражнения, массаж, физиотерапию и другие методы.

Какие упражнения рекомендуется выполнять детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата в рамках ЛФК?

Для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата рекомендуется выполнять специальные упражнения, направленные на укрепление мышц, повышение гибкости и координации движений. Примеры таких упражнений включают приседания, отжимания, упражнения на растяжку и другие. Естественно, каждый комплекс упражнений должен быть подобран индивидуально под каждого ребенка и согласован с врачом.

Где можно найти более подробную информацию по данной теме?

Для получения более подробной информации по данной теме можно обратиться к медицинским учебникам, специализированным статьям и публикациям в научных журналах. Также полезной может быть консультация с квалифицированным врачом или инструктором по ЛФК.

Какие особенности кардио-респираторной системы у детей младшего школьного возраста?

У детей младшего школьного возраста наблюдаются определенные особенности кардио-респираторной системы. В этом возрасте происходит активное развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также улучшение их функций. Дети становятся более активными и мобильными, что приводит к увеличению нагрузки на сердечно-сосудистую систему. Кроме того, растущий организм нуждается в большем количестве кислорода, что также оказывает дополнительную нагрузку на легкие и сердце.

Какие показания для проведения лечебной физической культуры у детей младшего школьного возраста?

Проведение лечебной физической культуры (ЛФК) у детей младшего школьного возраста рекомендуется в следующих случаях: нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие, астено-невротический синдром, частые простудные заболевания, недостаточная физическая активность, нарушение функций дыхательной и сердечно-сосудистой системы. ЛФК позволяет улучшить работу опорно-двигательного аппарата, корректировать осанку и укреплять мышцы, а также развивать дыхательную и сердечно-сосудистую системы.