Основы государственного права Германии.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 31 31 страница
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 15.12.2008
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНОГО ЗАКОНА ФРГ
1.1Конституционное развитие ФРГ
1.2 Особенности Основного закона ФРГ
2. ФОРМА ГОСУДАРСТВА
2.1 Форма государственного устройства ФРГ
2.2 Форма правления в ФРГ
2.3 Политический режим ФРГ
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
3.1 Конституционный статус Федерального президента и правительства ФРГ
3.2 Организация представительной власти и законодательного процесса в ФРГ
3.3 Судебная система ФРГ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

При этом канцлер обращается с просьбой о выражении недоверия себе. Если большинством голосов в этой просьбе канцлеру отказано, он вправе обратиться к Федеральному президенту с просьбой о роспуске Бундестага. В этом заключается своеобразие системы «сдержек и противовесов» в ФРГ.


3.2 Организация представительной власти и законодательного процесса в ФРГ

Юридической моделью реализации принципов разделения властей в ФРГ является парламентская республика. Однако Основной закон не содержит термина «парламент». В принятии федеральных законов наиболее активное участие принимают два коллегиальных органа: Бундестаг (нижняя палата) и Бундесрат (верхняя палата). Первый из них является избираемым, второй – назначаемым.
Законодательным органом ФРГ является Бундестаг. В соответствии со ст. 38 Основного закона депутаты Бундестага являются представителями всего народа, они не связаны наказами или указаниями и подчиняются лишь своей совести.
Бундестаг работает на постоянной основе и состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщих равных, прямых и свободных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. Сам порядок выборов устанавливается избирательным законом от 01.09.1975г. Право избирать предоставляется гражданам, достигшим 18 лет и проживающим на территории ФРГ не менее трех месяцев. Правом быть избранными обладают лица, достигшие 18 лет, состоящие не менее одного года в гражданстве ФРГ и не лишенные активного избирательного права.
Избирательный закон устанавливает определенное число депутатов Бундестага – 656, однако на практике их всегда больше. При выборах применяется мешанная избирательная система: персонализированная пропорциональная. Половина депутатов избирается в избирательных округах по одному депутату от каждого округа. Избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем другие. Остальные 328 мест и более заполняются из земельных списков партий. В распределении мандатов принимают участие партии, прошедшие 5%-ный порог входа в Бундестаг, а также партии, кандидаты которых избраны не менее чем в трех округах.
Заседания Бундестага проводятся публично. Вновь избранный Бундестаг избирает председателя и его заместителей, принимает регламент. Председатель Бундестага осуществляет административные и полицейские полномочия.
Утрата членства в Бундестаге возможно по решению его депутатов. Данное решение может быть обжаловано в Федеральном конституционном суде. Кроме того, депутаты Бундестага обладают депутатским иммунитетом.
В Бундестаге формируется Совет старейшин, а также различные комиссии и комитеты для осуществления различных функций Бундестага. В компетенцию бундестага входят: законодательная деятельность, утверждение федерального бюджета, избрание федерального канцлера и парламентский контроль за деятельностью правительства, избрание Федерального президента, ратификация международных договоры, принятие решения об объявлении состояния обороны и т.д.
Законодательный процесс в ФРГ имеет свои особенности. Законопроекты вносятся на рассмотрение в Бундестаг. Право законодательной инициативы принадлежит Федеральному правительству, депутатам Бундестага и членам Бундесрата. Законопроекты, исходящие от правительства проходят согласительную процедуру в Бундесрате, законопроекты, исходящие от Бундесрата, проходят согласительную процедуру в Правительстве.
Законодательная процедура регламентируется регламентом Бундестага и предусматривает правила трех чтений законопроектов. На первом чтении обсуждению подлежат общие принципы законопроекта, заслушивается мнение по поводу законопроекта Совета старейшин, после чего документ направляется в комитеты. Во втором чтении обсуждается мнение комитетов о законопроекте, а также возможны поправки и дополнения, предложенные комитетами, проводится согласование законопроекта. В третьем чтении возобновляется обсуждение законопроекта, а также внесение поправок и дополнений со стороны фракций. После прохождения указанных стадий проводится голосование по законопроекту в целом.
В ФРГ различают три вида законов:
- конституционные – принимаемые квалифицированным большинством депутатов Бундестага и таким же числом членов Бундесрата;
- федеральные законы – принимаемые простым большинством депутатов Бундестага и требуют обязательного согласия Бундесрата;
- обыкновенные законы – принимаемы только простым большинством голосов депутатов Бундестага.
Бундесрат является представительным органом и верхней палатой парламента. В соответствии со ст. 50 Основного закона посредством представительства в Бундесрате земли принимают участие в управлении делами Федерации, а также в деятельности органов Европейского Союза. Члены бундесрата назначаются правительствами земель из своего состава и отзываются таким же образом. Каждая земля обладает не менее чем тремя голосами, конечное число голосов зависит от численности населения земли. При этом голоса представителей одной земли подаются согласованно.
В отличие от Бундестага, Бундесрат не имеет конкретного срока полномочий, кроме того Основной закон не предусматривает возможности досрочного роспуска Бундесрата. По аналогии с Бундестагом, бундесрат избирает своего председателя, обладающего административными полномочиями. Данное лицо также замещает Федерального президента в случае невозможности им самостоятельно исполнять свои обязанности.
Хотя в Бундесрате отсутствует партийная организация, в структуре данного органа имеются постоянно действующие комитеты. В числе полномочий Бундесрата – законотворчество, управление, дела Европейского Союза. Участие Бундесрата в осуществлении исполнительной власти сводится к согласованию постановлений Правительства.
Статья 81 Основного закона предусматривает право объявления состояния законодательной необходимости, когда единственным законодательным органом становится Бундесрат: если Бундестаг отклоняет правительственный законопроект, хотя канцлер связал с ним вопрос о доверии; если при постановке вопроса о доверии канцлер не получил большинства голосов Бундестага, а бундестаг не был распущен и отклонил законопроект, признанный до этого Федеральным правительством неотложным.

3.3 Судебная система ФРГ

Судебная система Германии имеет существенные отличия от судебных систем других государств. Главные отличия состоят в следующем:
- нет единого Верховного суда Германии. Вместо него существуют пять высших федеральных судов: федеральная судебная палата, федеральный административный суд, федеральный финансовый суд, федеральный суд по трудовым вопросам, федеральный суд по социальным вопросам.
- значительно большую роль по сравнению с другими государствами в жизни общества и страны играет Федеральный конституционный суд и конституционные суды земель.
На вершине судебной пирамиды стоит Федеральный конституционный суд. Все вместе судебные органы образуют Судебный сенат.
Федеральный конституционный суд – орган конституционного контроля, состоящий из 16 федеральных судей, избираемых по 8 судей Бундестагом и Бундесратом. Устройство и порядок деятельности Федерального конституционного суда определяется федеральным законодательством. Федеральный конституционный суд разделе на две палаты, именуемые сенатами, каждая из которых включает 8 судей. Сенаты работают раздельно, а рассматриваемые дела распределяются между ними поровну. Совместное заседание возможно для рассмотрения особо важных вопросов. Для руководства Федеральным конституционным судом избираются Президент и вице-президент Федерального конституционного суда.
Федеральный конституционный суд не составляет единой иерархии с конституционными судами земель и не руководит их работой. В каждой земле порядок формирования и объем полномочий, а также регламент деятельности конституционного суда определяется земельным законодательством.
Помимо указанных выше судов в ФРГ существуют специализированные суды: федеральный патентный суд в Мюнхене; федеральный дисциплинарный суд во Франкфурте-на-Майне; военно – уголовные суды.
В землях судебная система включает участковые, земельные, высшие земельные и земельные конституционные суды.
Итак, во второй части данной работы были рассмотрены особенности формирования и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти ФРГ. При этом установлено, что наибольшим своеобразием отличается судебная система Германии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Федеративная Республика Германия состоит из 16 административных единиц. Административные границы, установленные на сегодняшний день, были утверждены 3 октября 1990 года, после соединения Западной и Восточной Германии и образования единой Федеративной Республики.
3 октября 1990 года вступила с силу Конституция объединенной Германии, в основу которой был положен Основной Закон ФРГ (принят 23 мая 1949 года). Данная конституция гарантирует защиту прав и свобод граждан ФРГ, а также разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Президент, являющийся главой государства и гарантом конституции, выполняет координирующую роль по отношению к законодательной, исполнительной и судебной ветвям власти, обеспечивает их согласованное функционирование. Глава государства избирается Федеральной Ассамблеей, состоящей из одинакового числа членов Бундестага (нижней палаты федерального законодательства) и представителей региональных органов.
Законодательная власть осуществляется двухпалатным Федеральным Собранием: бундестаг – нижняя палата, бундесрат – верхняя палата. Бундестаг избирается населением сроком на четыре года. В компетенции бундесрата находится одобрение принятых бундестагом законопроектов, требующих внесения изменений в конституцию Германии и затрагивающих интересы федеральных земель. Исполнительная ветвь власти представлена Федеральным Правительством, возглавляемым премьер-министром (канцлером Германии), который избирается бундестагом большинством голосов по предложению президента.
Независимая судебная власть представлена Федеральным Конституционным Судом (высший судебный орган), Верховным Судом ФРГ и Арбитражным Судом по административным, финансовым, трудовым и социальным вопросам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юрайт, 2007. – 416с.
Арбузкин М. Конституционное право зарубежных стран: учебник. – М.: Юристъ, 2007. – 666с.
Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах. – М.: Юристъ, 2008. – 224с.
Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / Под. ред.М.В.Баглая, Ю.И.Лейбо, Л.М.Энтина. – М.: Норма, 2006. – 1056 с.
Конституционное право зарубежных стран / Под. ред. Б.А.Страшун. – М.: БЕК, 2006. – 784с.
Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. – М.: Белые альвы, 2007. - 356с.
Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. - М: Юридическая литература, 2007. - 256с.
Современные зарубежные конституции. Учебное пособие. Составитель - В.В. Маклаков. – М.: Норма, 2006. - 285с.
Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. – БЕК, 2008. – 757с.
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 2006. – 581c.

Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. – М.: Белые альвы, 2007. – с. 287.
Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах. – М.: Юристъ, 2008. – с. 103
Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. – БЕК, 2008. – с. 412
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 2006. – с. 383
Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. - М: Юридическая литература, 2007. – с. 167
Современные зарубежные конституции. Учебное пособие. Составитель - В.В. Маклаков. – М.: Норма, 2006. – с. 117
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 2006. – с. 383
Конституционное право зарубежных стран / Под. ред. Б.А.Страшун. – М.: БЕК, 2006. – с. 532
Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / Под. ред.М.В.Баглая, Ю.И.Лейбо, Л.М.Энтина. – М.: Норма, 2006. – с. 642
Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / Под. ред.М.В.Баглая, Ю.И.Лейбо, Л.М.Энтина. – М.: Норма, 2006. – с. 642
Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. – М.: Белые альвы, 2007. – с. 287.
Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. – БЕК, 2008. – с. 412
Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / Под. ред.М.В.Баглая, Ю.И.Лейбо, Л.М.Энтина. – М.: Норма, 2006. – с. 642
Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. – М.: Белые альвы, 2007. – с. 287.
Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. – БЕК, 2008. – с. 412
Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / Под. ред.М.В.Баглая, Ю.И.Лейбо, Л.М.Энтина. – М.: Норма, 2006. – с. 642
Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. – БЕК, 2008. – с. 412
Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. – М.: Белые альвы, 2007. – с. 289.
Конституционное право зарубежных стран / Под. ред. Б.А.Страшун. – М.: БЕК, 2006. – с. 532
Конституционное право зарубежных стран / Под. ред. Б.А.Страшун. – М.: БЕК, 2006. – с. 536
Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юрайт, 2007. – с. 116
Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / Под. ред.М.В.Баглая, Ю.И.Лейбо, Л.М.Энтина. – М.: Норма, 2006. – с. 642
Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. – БЕК, 2008. – с. 412
Арбузкин М. Конституционное право зарубежных стран: учебник. – М.: Юристъ, 2007. – с. 258
Арбузкин М. Конституционное право зарубежных стран: учебник. – М.: Юристъ, 2007. – с. 258
Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / Под. ред.М.В.Баглая, Ю.И.Лейбо, Л.М.Энтина. – М.: Норма, 2006. – с. 642
Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. – М.: Белые альвы, 2007. – с. 291.
Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. – БЕК, 2008. – с. 412




3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юрайт, 2007. – 416с.
2.Арбузкин М. Конституционное право зарубежных стран: учебник. – М.: Юристъ, 2007. – 666с.
3.Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах. – М.: Юристъ, 2008. – 224с.
4.Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / Под. ред.М.В.Баглая, Ю.И.Лейбо, Л.М.Энтина. – М.: Норма, 2006. – 1056 с.
5.Конституционное право зарубежных стран / Под. ред. Б.А.Страшун. – М.: БЕК, 2006. – 784с.
6.Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. – М.: Белые альвы, 2007. - 356с.
7.Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. - М: Юридическая литература, 2007. - 256с.
8. Современные зарубежные конституции. Учебное пособие. Составитель - В.В. Маклаков. – М.: Норма, 2006. - 285с.
9.Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. – БЕК, 2008. – 757с.
10.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 2006. – 581c.

Вопрос-ответ:

Каковы основные черты конституционного развития в Германии?

В Германии конституционное развитие характеризуется установлением принципов федерализма, разделением властей, защитой основных прав и свобод граждан. Большое значение придается соблюдению законности и гарантии прав человека. Также отмечается стабильность и непрерывность конституционного развития, отраженные в постоянстве Основного закона ФРГ.

Какие особенности отличают Основной закон ФРГ?

Основной закон ФРГ обладает рядом особенностей. Во-первых, он является консенсусным документом, принимаемым с учетом интересов всех политических сил. Во-вторых, он включает набор основных прав и свобод граждан, который является основополагающим для правовой системы страны. В-третьих, Основной закон ФРГ предусматривает федеральную форму государства, в которой права и полномочия разделены между федеральным правительством и землями.

Какая форма государственного устройства принята в ФРГ?

В ФРГ принята федеративная форма государственного устройства. Германия состоит из 16 земель (федеральных земель), каждое из которых обладает определенной степенью самостоятельности и полномочий. Федеральное правительство осуществляет общегосударственные функции, а решение большинства вопросов принимается на уровне земель.

Как организована представительная власть и законодательный процесс в ФРГ?

Представительная власть в ФРГ организована по принципу парламентаризма. Ключевой роль отводится Бундестагу (федеральному парламенту) и Бундесрату (представительскому органу земель). Законодательный процесс в ФРГ основывается на принципе двухкамерности и требует согласования законопроектов обеими палатами парламента.

Какие полномочия имеет Федеральный президент и правительство ФРГ?

Федеральный президент ФРГ, хотя и является символом единства и нераздельности федерации, имеет ограниченные полномочия. Он выполняет репрезентативные функции и участвует в формировании правительства. Федеральное правительство ФРГ является исполнительным органом и определяет общую политику страны. Оно ответственно перед Бундестагом и возглавляется канцлером.

Как развивалась конституционная система в Германии?

Конституционная система в Германии развивалась постепенно и прошла несколько этапов. В период с 1871 по 1918 годы существовала Конституция Германской империи, которая устанавливала авторитарный режим с преобладанием власти императора. После Первой мировой войны Германская империя была свергнута и была провозглашена Веймарская республика. Веймарская конституция принята в 1919 году и была более демократической, но в конечном счете не смогла предотвратить приход к власти нацистов. После окончания Второй мировой войны была принята Конституция Федеративной Республики Германии (Основной закон). Она обеспечивает демократический политический строй, защищает основные права и свободы граждан, а также определяет систему разделения властей.

Какие особенности имеет Основной закон Германии?

Основной закон ФРГ имеет несколько особенностей. Во-первых, он устанавливает федеративную форму государства, то есть Германия состоит из 16 федеральных земель, которые обладают определенной степенью автономии. Во-вторых, Основной закон ФРГ гарантирует широкий перечень основных прав и свобод граждан, таких как свобода слова, вероисповедания, собраний и др. Также он устанавливает принципы социального государства, обеспечивая социальные гарантии населению. Наконец, Основной закон определяет систему разделения властей, включающую исполнительную, законодательную и судебную власти.

Какой формы государственного устройства придерживается Германия?

Германия придерживается федеративной формы государственного устройства. Это означает, что она состоит из 16 федеральных земель, которые имеют определенную степень автономии. Федеральные земли обладают собственными конституциями и осуществляют управление внутренними делами, включая образование, полицию, финансы и др. Германская федерация, в свою очередь, имеет компетенцию в области внешней политики, обороны, финансов и других вопросов общего значения.

Каковы основы государственного права Германии?

Основы государственного права Германии закреплены в Основном законе ФРГ, который является конституцией страны. Этот документ определяет принципы организации государства, форму правления, органы власти и другие конституционные основы Германии.

Какова характеристика конституционного развития Германии?

Конституционное развитие Германии включает в себя периоды формирования и изменения конституций страны. Отдельные этапы конституционного развития включают создание Веймарской республики и введение Ваймарской конституции, которая позднее была заменена Основным законом ФРГ.

Каковы особенности Основного закона ФРГ?

Основной закон ФРГ является основной конституцией Германии. Он определяет принципы федеративного устройства страны, основные права и свободы граждан, ограничения на власть и роль институтов государственного управления. Основной закон также устанавливает систему разделения властей и права граждан на контроль над государством.

Какова форма государственного устройства Германии?

Германия является федеративной парламентской республикой. Это означает, что страна состоит из 16 федеральных земель, каждая из которых имеет собственное законодательное собрание и правительство. Федеральное правительство осуществляет исполнительную власть на федеральном уровне.