Технологии социальной работы в системе образования (дошкольное , школьное и высшее)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 29 29 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 25.03.2010
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Содержание
Введение
1. Сущность и классификация технологий социальной работы
2. Технологии социальной работы в системе образования
2.1.Особенности социальной работы с детьми
2.2. Технологи социальной работы в системе образования
Заключение
Список использованной литературы





Фрагмент для ознакомления

С точки зрения санкт-петербургских специалистов, основными задачами социального педагога образовательного учреждения являются социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением.
Социальный педагог является равноправным членом педагогического коллектива. Он принимает участие в работе педагогических советов и методических объединений.
Учитывая специфический характер социально-педагогической деятельности, режим работы социального педагога должен быть вариативным, гибким.
В учреждениях интернатного типа социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службами занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации.
В образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, социальный педагог принимает меры по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.
В специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (открытого и закрытого типа) социальный педагог осуществляет связь со службами социальной защиты населения по месту жительства воспитанников, поддерживает связь с родителями (лицами, их заменяющими) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, проведения родительских собраний.
Во многих современных образовательных учреждениях создаются социальные службы, призванные организовать совместную деятельность администрации, учеников (воспитанников) и их родителей, педагогического коллектива, представителей общественных структур, сотрудничающих с образовательным учреждением для педагогизации среды жизнедеятельности учащихся (воспитанников) и оказания квалифицированной и своевременной социальной поддержки и помощи. Социальная служба должна выполнять следующие функции:
- выступать поручителем, обеспечивать социальные гарантии каждому члену школьного коллектива;
- охранять и защищать личность, ее права, интересы и труд;
- создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся;
- оказывать помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям;
- налаживать взаимоотношения в коллективе, препятствовать психическому насилию над личностью;
- изучать общественное мнение в школьном коллективе;
- организовывать социально-психологическую и правовую консультации для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей;
- организовывать работу школьного телефона доверия;
- способствовать здоровому образу жизни членов коллектива.



Рис. 1 Модель анализа проблемы ученика



Вывод:
1.Таким образом, социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы образования — необходимое, постоянно развивающееся и совершенствующееся направление педагогической деятельности, которое обеспечивает полноценную социализацию, разностороннее развитие, плодотворное общение всех участников педагогического процесса.
2. Применительно к педагогической, в том числе и социально- педагогической, деятельности специалисты традиционно отмечают такой существенный недостаток, как низкая результативность.
При соблюдении всех возможных рекомендаций получаемый результат далеко не всегда соотносим с той целью, которая определяла деятельность. Закономерным в связи с этим стало увлечение технологическим подходом. Его ведущее преимущество как раз и заключается в научном подборе таких методов, средств и способов деятельности, с помощью которых можно обеспечить максимальную результативность.































Заключение
В ходе исследования, автор пришел к следующим теоретическими выводам:
Современная социальная работа в России до сих пор находится в состоянии развития, являясь при этом одним из самых перспективных видов деятельности ввиду того, что в настоящее время она востребована нашим обществом.
Современное российское общество испытывает острую потребность в росте профессионализации кадров социальной защиты населения. Развитие профессионального уровня социальных работников осуществляется через систему подготовки, переподготовки, повышения квалификации и самообразования.
В рамках учреждений Министерства образования Российской Федерации социально-педагогическая деятельность осуществляется штатными социальными педагогами образовательных учреждений.
Инструментарий социального педагога определяет всю совокупность технологий, методов и методик, позволяющих ему решать профессиональные задачи в конкретном учреждении, в том числе и в общеобразовательном.
Основными задачами технологий социальной работы образовательного учреждения являются социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением.
Содержание технологии социальной работы заключается в обосновании проекта, программы деятельности, определенного алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта или норматива предписанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности.
Технологию социальной работы характеризуют:
-динамичность у состоящая в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с клиентом и в эвристическом характере деятельности;
- непрерывность у обусловленная необходимостью постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать на него влияние;
- цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиентами;
- дискретность технологического процесса, которая заключается в неравномерности воздействия на клиентов с момента определения цели до исполнения решения.
Таким образом, технология социальной работы отражает ее прикладной, практический аспект. Глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания и специфики технологических процессов — основа профессионализма кадров социальной сферы деятельности и специалистов социальных служб.
Практические рекомендации автора: Кроме теоретических знаний, социальная работа требует и глубокой технологической подготовки, выражающейся в наличии навыков в области социально-психологического и ситуационного анализа, социально-Организационной диагностики условий жизнедеятельности различных групп населения, проведения конкретно-социологических исследований, прогнозирования и выявления тенденций развития социальных процессов, оптимального выбора инструментария, регулирующего их протекание.
Важными критериями профессионализма социального работника являются организаторские способности, высокаяобщая и правовая культура, психолого-педагогический такт.







Список использованной литературы
Нормативные акты
Декларация прав и свобод человека. // утв. Постановлением ВС РФ от 22.11.1991. - №1920-1
Конституция РФ. // Первоначальный текст: Российская газета 1993. – 25 декабря; С изменениями и дополнениями – М., 2009
Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676.
Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Утверждено постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 867 // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998. - № 4. - С. 80 - 87.
Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. № 240; поправки от 08.01.1997 г.

Научная и учебная литература
Бетурлакин В. В. Профессиональная социальная работа: состояние и перспективы // Вопросы научной теории и социальной практики: сб. науч. статей. - Вып. 3. - БИТТУ СГТУ - Саратов: Наука, 2007. - С. 63-69.
Заяц О.В. Опыт организационно – административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2004
Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. Пособие для социальных работников. – Воронеж, 2003
Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе. Учебное пособие. – Волгоград, 2004.
Локонова Ю.М. Профессиональное развитие кадров системы социальной защиты населения РФ: Автореф. дис. …канд. социолог. наук. М., 2005.
Менеджмент социальной работы. Уч. пособие /Под ред. Е.И.Комарова и А.И.Войтенко. – М., 1998.
Нагавкина Л.С, Крокинская O.K., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: Введение в должность. – СПб.: Каро, 2000
Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: - М.: Московский психолого-социальный ин-т : ПолиграфТехСервис, 2002
Обучение практике социальной работы. Международный опыт и перспективы. Под ред. М. Доэла и С. Шарддоу. М., 1997.
Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие / П.Д.Павленок. - М. : Дашков и К, 2003
Павлюк П.Д. Теория, история и методика социальной работы – М., 2009
Павлюк П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. – М., 2009
Рушева, А.В. Процесс принятия решения через призму управленческих функций (на примере деятельности руководителей социальной службы) / А.В. Рушева // Перспективы: сборник научных статей аспирантов. Вып. 4 -- Н.Новгород: НИСОЦ, 2005. – С. 309-324.
Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: Личность и профессия // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт.- М; Тула, 1993.- Т. 2. - С. 265.
Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / [Е.Н.Барябина, О.В.Бойко, М.Ю.Горбунова и др.]; Под ред.Е.Ярской-Смирновой, П.Романова ; Рос.АН, Ин-т науч.информации по обществ.наукам, - М., 2002
Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. - М., 1996.
Технологии социальной работы / Григорьева Н. Ю., Герасимова Е.Ю. и др./учебное пособие. - Саратов, 2003
Технологии социальной работы. Учебник под ред. Е.И.Холостовой. – М., 2005
Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с
Теория социальной работы. // Под общ. Ред. Кузиной И.Г. – Владивосток: ДВГТУ, 2006
Технологии социальной работы. // Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Владос, 2002.
Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми – М., 2008
Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами – М., 2007
Хоменко М Г. В поисках комплексного подхода к социальной реабилитации несовершеннолетних / Первые итоги Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социалыю-дезадаптированных детей и подростков — М.: ПИИ семьи, 1997, с. 53-59.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2004. С. 8





1 Стефанов Н. Обшественныс науки и социальная технология: Пер. с болг. – М., 1976, с. 182.
2 Афанасьев B.S. Человек и управлении обществом. — М., 1977, с. 235.
3 Марков М Технология и эффективность социального управления. — М., 1883, с. 48.
4 Зайцев А. К. Внедрение социальных технологий в практику управления ./ Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. — М., 1989, с. 95.

Иванов В.А. Социальные технологии в современном мире. — М.— Н.-Новгород, !996,с. 4.
6 БСЭ. Т. 25, 1976, с. 235.

7 См.: Анисимов С.С. Технологизация: ее природа и социальная роль. — Харьков: Изд-во ХГУ, 1989, с. 24-26.

Социальная работа: Теория, технология, образование. — 1996. — № 1. — С. 49—50.












2

Список использованной литературы
Нормативные акты
1.Декларация прав и свобод человека. // утв. Постановлением ВС РФ от 22.11.1991. - №1920-1
2.Конституция РФ. // Первоначальный текст: Российская газета 1993. – 25 декабря; С изменениями и дополнениями – М., 2009
3.Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676.
4.Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Утверждено постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 867 // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998. - № 4. - С. 80 - 87.
5. Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. № 240; поправки от 08.01.1997 г.

Научная и учебная литература
6.Бетурлакин В. В. Профессиональная социальная работа: состояние и перспективы // Вопросы научной теории и социальной практики: сб. науч. статей. - Вып. 3. - БИТТУ СГТУ - Саратов: Наука, 2007. - С. 63-69.
7.Заяц О.В. Опыт организационно – административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2004
8.Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. Пособие для социальных работников. – Воронеж, 2003
9.Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе. Учебное пособие. – Волгоград, 2004.
10.Локонова Ю.М. Профессиональное развитие кадров системы социальной защиты населения РФ: Автореф. дис. …канд. социолог. наук. М., 2005.
11.Менеджмент социальной работы. Уч. пособие /Под ред. Е.И.Комарова и А.И.Войтенко. – М., 1998.
12.Нагавкина Л.С, Крокинская O.K., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: Введение в должность. – СПб.: Каро, 2000
13.Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: - М.: Московский психолого-социальный ин-т : ПолиграфТехСервис, 2002
14.Обучение практике социальной работы. Международный опыт и перспективы. Под ред. М. Доэла и С. Шарддоу. М., 1997.
15.Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие / П.Д.Павленок. - М. : Дашков и К, 2003
16.Павлюк П.Д. Теория, история и методика социальной работы – М., 2009
17.Павлюк П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. – М., 2009
18.Рушева, А.В. Процесс принятия решения через призму управленческих функций (на примере деятельности руководителей социальной службы) / А.В. Рушева // Перспективы: сборник научных статей аспирантов. Вып. 4 -- Н.Новгород: НИСОЦ, 2005. – С. 309-324.
19.Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: Личность и профессия // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт.- М; Тула, 1993.- Т. 2. - С. 265.
20.Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / [Е.Н.Барябина, О.В.Бойко, М.Ю.Горбунова и др.]; Под ред.Е.Ярской-Смирновой, П.Романова ; Рос.АН, Ин-т науч.информации по обществ.наукам, - М., 2002
21.Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. - М., 1996.
22.Технологии социальной работы / Григорьева Н. Ю., Герасимова Е.Ю. и др./учебное пособие. - Саратов, 2003
23.Технологии социальной работы. Учебник под ред. Е.И.Холостовой. – М., 2005
24.Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с
25.Теория социальной работы. // Под общ. Ред. Кузиной И.Г. – Владивосток: ДВГТУ, 2006
26.Технологии социальной работы. // Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Владос, 2002.
27.Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми – М., 2008
28.Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами – М., 2007
29.Хоменко М Г. В поисках комплексного подхода к социальной реабилитации несовершеннолетних / Первые итоги Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социалыю-дезадаптированных детей и подростков — М.: ПИИ семьи, 1997, с. 53-59.
30.Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2004. С. 8





Вопрос-ответ:

Какие существуют технологии социальной работы в системе образования?

В системе образования используются различные технологии социальной работы, включая индивидуальное консультирование, групповую работу, методы игровой терапии, проектную и экспериментальную деятельность.

Какие особенности социальной работы с детьми в системе образования?

Социальная работа с детьми в системе образования должна быть ориентирована на помощь детям в решении их проблем, создание благоприятного психологического климата, воспитание социально адаптированных и активных личностей. Это требует понимания особенностей развития детей, их потребностей и проблем.

Какие задачи ставят перед социальным педагогом в системе образования?

Основными задачами социального педагога образовательного учреждения являются социальная защита прав детей, создание благоприятной и безопасной среды для развития детей, предупреждение и преодоление социальных проблем, воспитание толерантности и умения работать в коллективе.

Какие технологии социальной работы можно использовать в детском саду?

В детском саду можно использовать различные технологии социальной работы, например, игровую терапию, методы арт-терапии, проектную и экспериментальную деятельность, где дети могут выразить себя и развить социальные навыки.

Какие технологии социальной работы могут быть применимы в высшем образовании?

В высшем образовании можно использовать технологии социальной работы, например, групповую работу, консультирование студентов, проведение тренингов по развитию социальных навыков и самоанализу. Это помогает студентам адаптироваться в новой среде и развить социальную компетентность.

Какие задачи решаются с помощью технологий социальной работы в образовательных учреждениях?

Основной задачей социальной работы в образовательных учреждениях является социальная защита прав детей и создание благоприятной среды для их развития. Также с помощью технологий социальной работы решаются проблемы адаптации детей к школьной и дошкольной жизни, предотвращение социального и психологического неблагополучия, формирование навыков самостоятельности и социализации детей.

Какие особенности социальной работы с детьми?

Социальная работа с детьми имеет свои особенности и требует специальных подходов. Одной из основных особенностей является необходимость учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Также социальный педагог должен уметь создавать доверительные отношения с детьми, быть эмпатичным и понимающим. Важно также уметь работать с родителями, вовлекать их в процесс работы с ребенком и помогать им развивать навыки воспитания.

Какие технологии социальной работы используются в системе образования?

В системе образования используются различные технологии социальной работы. Это могут быть различные формы работы с детьми и родителями, например, индивидуальные и групповые консультации, тренинги, игровые методики, диагностика и мониторинг состояния детей. Также используются различные программы и проекты, направленные на поддержку детей в разных сферах их жизни.

С какой целью проводится социальная работа с детьми в системе образования?

Основной целью проведения социальной работы с детьми в системе образования является создание благоприятных условий для их развития и обеспечение социальной защиты и поддержки. Важно помочь детям преодолеть проблемы адаптации к школьной или дошкольной жизни, развивать навыки самостоятельности и социализации, а также предотвращать и помогать решать проблемы психологического и социального характера.

Какова сущность и классификация технологий социальной работы?

Сущность технологий социальной работы заключается в использовании определенных методов и приемов для решения социальных проблем и поддержки людей в трудных жизненных ситуациях. Классификация технологий социальной работы включает такие подходы, как индивидуальная работа, групповая работа, сетевой подход и коммуникативные технологии.

Какие особенности социальной работы с детьми?

Социальная работа с детьми имеет свои особенности, связанные с возрастными и психологическими особенностями детей. Важным аспектом является создание доверительных отношений с ребенком, а также учет его интересов и потребностей. Дети требуют особого внимания и поддержки при решении проблем, связанных с нарушением прав, домашним насилием или детскими травмами.