Социально - экологическое прогнозирование
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 17 + 17 источников
- Добавлена 13.12.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Прогнозирование в экологии
Экосистема как объект прогнозирования
Основные проблемы экологического прогнозировния
Социальная экология
Заключение
Использованная литература
Такое понимание качества жизни подтверждено peзультатами исследований, приведших к выводу, что нет здоровой полноценной жизни без чистой, богатой и красивой природы. Высокого качества жизни нельзя достичь, не учитывая состояние экосистемы человека и общественно-экономических отношений, которые человек сам формирует и в которых сам живет, увязывая свое поведение с остальными членами общества. Исследования также показали, что проблема качества жизни и защиты окружающей среды имеет неодинаковое значение для различных стран. Одно дело — индустриально развитые страны, где в результате НТР произошли изменения в биосфере, другoe —страны, где часто стоит вопрос обеспечения основных условий существования людей, поскольку «есть области, где окружающая среда не загрязнена и где скитаются голодные, без крыши над головой. Что касается качества их жизни, слово «улучшить» неадекватно... Если мы рассматриваем некую популяцию мигрантов, которая строит свои хижины в беднейших районах крупных городов, где нет воды, канализации, отопления, нет защиты от дождя, солнца, эпидемий, неуместно говорить о качестве жизненной среды». Насколько эта проблема характерна для современного мира показывают и новейшие данные, по которым ежегодно от голода умирает около ЗО млн. человек, 18 млн. из них—дети, а продолжительность жизни людей в развитых странах на 16 лет больше, чем в развивающихся. В издании атласа Мирового банка в Нью-Йорке впервые в 1985 г. представлены и так называемые факторы качества жизни: продолжительность жизни и процент детей, посещающих основную школу. По этим данным, 3/4 населения в мире живут в развивающихся странах. Продолжительность жизни в этих странах выросла с 45 лет в 1960 г. до 60 лет в 1982 г. За этот период продолжительность жизни в развитых странах увеличилась с 70 лет до 76 (Политика.—1985.—7 марта. - С. 7)
Знания, которыми вооружает социальная экология должны не только дать возможность защитить, улучшить естественную среду людей, но и улучшить их общественную среду. Поскольку существует тесная взаимосвязь между элементами естественной и общественной среды, то защита и улучшение естественной среды, даже если представить, что это будет осуществлено, не могут дать большой эффект для положения человека без учета состояния общественной среды. Трудно сказать, что больше вредит человеку — загрязнение его природной или общественно среды. Поэтому социальная экология должна изучать обе эти среды в их совокупности как «рамки жизни человека». В результате исследований должны быть получены рекомендации для улучшения условий жизни как в естественной, так и в общественной среде, для конкретных условий отдельных обществ.
Чтобы знания социальной экологии стали научно-теоретической основой общественных акций с целью защиты и улучшения окружающей среды, необходимо развивать определенное экологическое сознание, т. е. сознание угрозы естественному равновесию в природе и влияния этого на положение и существование людей. Необходимо также сознание взаимосвязи естественной и общественной сред, окружающих человека, знание примеров нарушения и загрязнения как одной, так и другой среды, о влияния этого на человека. В формировании такого сознания значительную роль играет распространение знаний о защите и улучшении окружающей среды. Человечеству сегодня необходимо высокоразвитое сознание необходимости большего согласования между созидательной деятельностью людей в процессе общественного развития и потребностью оптимального состояния и развития природы. Поэтому социальная экология должна не только способствовать формированию этого сознания с помощью результатов своих исследований, но и изучать основные проблемы этого формирования, особая роль принадлежит в этом системе образования.
Заключение
Современный мир отличается необычайной сложностью и противоречивостью событий, он пронизан противоборствующими тенденциями, полон сложнейших альтернатив, тревог и надежд.
Конец XX века характеризуется мощным рывком в развитии научно-технического прогресса, ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной среды.
Поистине наша планета никогда ранее не подвергалась таким физическим и политическим перегрузкам, какие она испытывает на рубеже XX - XXI веков. Человек никогда ранее не взимал с природы столько дани и не оказывался столь уязвимым перед мощью, которую сам же создал.
Что же несет нам век грядущий - новые проблемы или безоблачное будущее? Каким будет человечество через 150, 200 лет? Сможет ли человек своим разумом и волей спасти себя самого и нашу планету от нависших над ней многочисленных угроз?
Эти вопросы, несомненно, волнуют многих людей. Будущее биосферы стало предметом пристального внимания представителей многих отраслей научного знания, что само по себе может быть достаточным основанием для выделения особой группы проблем - философско-методологических проблем экологического прогнозирования. Следует подчеркнуть, что данный аспект является одной из “слабостей молодой науки футурологии” в целом. Разработка этих проблем является одним из важнейших требований развития человеческой культуры на современном этапе развития человечества. Ученые согласились, что принятая политика по принципу “реагировать и исправлять” бесплодна, повсеместно завела в тупик. “Предвидеть и предотвращать - единственно реалистический подход”. Исследование будущего поможет всем странам мира решить самый насущный вопрос: как направить огромную по своим масштабам циркуляцию природных сил и ресурсов по пути, который будет полнее удовлетворять потребности людей и не нарушать при этом экологические процессы?
Научное прогнозирование (в отличие от разнообразных форм ненаучного предвидения) - это соответственно непрерывное, специальное, имеющее свою методологию и технику исследование, проводимое в рамках управления, с целью повышения уровня его обоснованности и эффективности.
Использованная литература
Алимов А. А., Случевский В. В. Век XX: экология и идеология. - Л.: Лениздат, 1988. - 111 с. - (Мифы и реальность: На фронтах идеологической борьбы).
Г.С.Розенберг, В.К.Шитиков, П.М.Брусиловский ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ Тольятти,1994.
Ерофеев Б.В. Экологическое право. М.,1992.
Кузнецов Г. А. Экология и будущее: Анализ философских оснований глобальных прогнозов. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 160 с.
Математические модели в экологии и генетике. М., 1981.
Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. 328 С.
Моисеев Н. Н. Путешествие в одной лодке//Химия и жизнь. 1977. № 9.
Олейников Ю.В. Экологические альтернативы НТР. М.,1989.
Охрана окружающей среды. Под ред. Белова С.В, М.,1991.
Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. М.,1995.
Социальная экология. Под ред. Раскина В.Г, Кемерово.,1996.
Философские проблемы социальной экологии. М.,1989.
Экология. Под ред. Боголюбова С.А, М.,1997.
Экология. Под ред. Цветковой Л.И., М.,1999.
Экономические основы экологии. СПб: «Специальная литература»,1997.
Эшби У. Р. Введение в кибернетику. М., 1959.
Юнг Р. Будущее уже началось//Курьер ЮНЕСКО. 1971.
Алимов А. А., Случевский В. В. Век XX: экология и идеология. - Л.: Лениздат, 1988. - 111 с. - (Мифы и реальность: На фронтах идеологической борьбы).
Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. 328 С.
Экология. Под ред. Цветковой Л.И., М.,1999.
Олейников Ю.В. Экологические альтернативы НТР. М.,1989.
Математические модели в экологии и генетике. М., 1981.
Моисеев Н. Н. Путешествие в одной лодке // Химия и жизнь. 1977. № 9.
Кузнецов Г. А. Экология и будущее: Анализ философских оснований глобальных прогнозов. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 160 с.
Г.С.Розенберг, В.К.Шитиков, П.М.Брусиловский ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ Тольятти,1994.
Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. 328 С.
Г.С.Розенберг, В.К.Шитиков, П.М.Брусиловский ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ Тольятти,1994.
Охрана окружающей среды. Под ред. Белова С.В, М.,1991.
Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. М.,1995.
Олейников Ю.В. Экологические альтернативы НТР. М.,1989.
Философские проблемы социальной экологии. М.,1989.
Социальная экология. Под ред. Раскина В.Г, Кемерово.,1996.
Ерофеев Б.В. Экологическое право. М.,1992.
Олейников Ю.В. Экологические альтернативы НТР. М.,1989.
Охрана окружающей среды. Под ред. Белова С.В, М.,1991.
Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. М.,1995.
Алимов А. А., Случевский В. В. Век XX: экология и идеология. - Л.: Лениздат, 1988. - 111 с. - (Мифы и реальность: На фронтах идеологической борьбы).
21
2.Г.С.Розенберг, В.К.Шитиков, П.М.Брусиловский ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРО-ГНОЗИРОВАНИЕ Тольятти,1994.
3.Ерофеев Б.В. Экологическое право. М.,1992.
4.Кузнецов Г. А. Экология и будущее: Анализ философских оснований гло-бальных прогнозов. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 160 с.
5.Математические модели в экологии и генетике. М., 1981.
6.Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. 328 С.
7.Моисеев Н. Н. Путешествие в одной лодке//Химия и жизнь. 1977. № 9.
8.Олейников Ю.В. Экологические альтернативы НТР. М.,1989.
9.Охрана окружающей среды. Под ред. Белова С.В, М.,1991.
10.Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. М.,1995.
11.Социальная экология. Под ред. Раскина В.Г, Кемерово.,1996.
12.Философские проблемы социальной экологии. М.,1989.
13.Экология. Под ред. Боголюбова С.А, М.,1997.
14.Экология. Под ред. Цветковой Л.И., М.,1999.
15.Экономические основы экологии. СПб: «Специальная литература»,1997.
16.Эшби У. Р. Введение в кибернетику. М., 1959.
17.Юнг Р. Будущее уже началось//Курьер ЮНЕСКО. 1971.
Вопрос-ответ:
Что такое социально-экологическое прогнозирование?
Социально-экологическое прогнозирование - это процесс предсказания будущих изменений в экологической сфере с учетом социальных факторов, таких как общественно-экономические отношения и состояние экосистемы человека.
Почему экосистема является объектом прогнозирования?
Экосистема является объектом прогнозирования, потому что она включает в себя взаимодействие между живыми организмами и их окружением. Изменение состояния экосистемы может привести к изменениям в климате, водных ресурсах, биоразнообразии и другим экологическим параметрам, что влияет на качество жизни людей.
Какие основные проблемы возникают при экологическом прогнозировании?
Основные проблемы экологического прогнозирования включают неполные данные о текущем состоянии экосистемы, сложность предсказания взаимодействия различных факторов, неопределенность будущих изменений и оценку их влияния на общество.
Что такое социальная экология?
Социальная экология - это научная дисциплина, изучающая взаимосвязь между экологическими процессами и общественными явлениями. Она направлена на поиск путей достижения устойчивого развития и повышения качества жизни людей.
Почему качество жизни нельзя достичь без учета состояния экосистемы и общественно-экономических отношений?
Исследования показывают, что состояние экосистемы и общественно-экономические отношения имеют прямое влияние на здоровье и благополучие людей. Чистая и богатая природа являются неотъемлемой частью высокого качества жизни, поэтому их учет необходим для достижения полноценной жизни.
Что такое социально-экологическое прогнозирование?
Социально-экологическое прогнозирование - это процесс оценки и предсказания воздействия социальных и экологических изменений на окружающую среду и общественные отношения. Оно позволяет анализировать взаимосвязь между экосистемой и человеком, а также прогнозировать возможные последствия различных решений и действий.
Какие проблемы существуют в экологическом прогнозировании?
Одной из основных проблем экологического прогнозирования является сложность моделирования и предсказания экосистем. Экологические системы сложны и взаимосвязаны между собой, поэтому их прогнозирование требует учета большого количества факторов и переменных. Еще одной проблемой является недостаток данных и информации о состоянии экосистем, что затрудняет точность прогнозов. Также важной проблемой является принятие решений на основе прогнозов и их влияние на общественные и экономические отношения.
Влияет ли состояние экосистемы на качество жизни?
Да, состояние экосистемы имеет прямое влияние на качество жизни. Исследования показывают, что чистая, богатая и красивая природа способствует высокому качеству жизни людей. Отсутствие загрязнения воздуха, воды и почвы, наличие зеленых зон, доступность природных ресурсов - все это является важными факторами для достижения высокого качества жизни. Кроме того, экосистема человека и общественно-экономические отношения также влияют на его качество жизни.
Что такое социальная экология?
Социальная экология - это научная дисциплина, изучающая взаимодействие между обществом и окружающей средой. Она исследует влияние социальных, экономических и культурных факторов на экологические процессы, а также воздействие окружающей среды на социальные отношения и структуры. Социальная экология позволяет понять, как человек и общество влияют на экосистемы, и какие последствия это может иметь для обоих сторон.
Какое значение имеет социально-экологическое прогнозирование?
Социально-экологическое прогнозирование позволяет предсказывать возможные последствия воздействия человека на природную среду и оценивать их социальные и экологические последствия. Такое прогнозирование помогает разрабатывать меры для сохранения экологической устойчивости и создания условий для улучшения качества жизни.
Что является объектом прогнозирования в экосистеме?
Объектом прогнозирования в экосистеме является комплексное состояние природной среды, включая различные виды растений, животных и микроорганизмов, а также экологические и абиотические факторы, влияющие на них. Прогнозирование включает в себя оценку экологических изменений и их воздействия на живые организмы в пределах определенного временного периода.
Какие основные проблемы решает экологическое прогнозирование?
Экологическое прогнозирование позволяет решать несколько основных проблем. Во-первых, оно помогает предсказывать и оценивать возможные и негативные последствия воздействия человека на окружающую среду и позволяет принимать меры для их предотвращения или смягчения. Во-вторых, прогнозирование позволяет оценивать, какие изменения произойдут в экосистеме в результате различных воздействий, например, изменения климата или загрязнения воды. Также экологическое прогнозирование помогает разрабатывать стратегии использования природных ресурсов с целью их бережливого использования и сохранения.