Русская культура 14-15вв

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 19 19 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 28.11.2008
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Устное народное творчество Литература Летописи
Религиозная и общественно-политическая мысль на Руси
Архитектура
Живопись
Декоративно-прикладное искусство
Заключение
Список литературы и источников

Фрагмент для ознакомления

В XV в. чеканка и скань дополняются финифтью. В XV в. развивается растительная орнаментация, сплошь оплетающая изделия. Московская и сольвычегодская финифть, теряя в тонкости исполнения и цельности колористической гаммы, выигрывает в яркости и богатстве оттенков, соперничая с блеском драгоценных камней. По заказу Строгановых в Сольвычегодске изготовляются предметы «усольского дела», расписанные яркими сказочными цветами по белой грунтовой эмали. Появляются сюжетные изображения, носящие отпечаток западноевропейского воздействия. С XV в. применяется чернь с ясным красивым рисунком, соответствующим форме изделий. Постепенно в черни нарастает узорчатость, распространяются восточные мотивы. Лишь к концу столетия возрождается более строгий орнамент. Большое распространение получает басма, покрывающая изделия из дерева, украшающая фоны икон. В XIV – начале XV вв. в ней используется орнамент в виде цветов в кругах, заимствованный из византийских и балканских рукописей. В XVI в. ее причудливые растительные узоры приобретают чисто русский характер. Увлечение в XV в. пышной орнаментикой приводит к утрате художественной меры, в особенности при украшении предметов драгоценными камнями и жемчугом, из которых компонуются узоры, прежде выполнявшиеся из золота.
В памятниках резьбы по кости XV в. видны неизжитые формы «звериного стиля» в ажурном орнаменте. Искусство резчиков из Холмогор ценится высоко в Москве, где они работают, украшая свои изделия птицами и зверями «в травах». Особенно хороши многочисленные ларцы с крупным сквозным растительным орнаментом. До нас дошли немногие крупные образцы резьбы по дереву XIV-XVI вв. Таков острый по силуэту Людогощинский крест из Новгорода, украшенный сложным орнаментом и изображениями святых.
Больше сохранилось мелких деревянных изделий, среди которых тонкостью и красотой исполнения выделяются работы мастера Амвросия. В XV в. в деревянную резьбу проникают элементы восточного искусства Роспись была преимущественно орнаментальной. По технике и характеру она долгое время сохраняла связь с иконописью.
В XV в. появляется «золотая» роспись деревянной посуды, известная позднее как хохломская. Роспись распространяется на стены, оконное стекло, резной декор в интерьере. Нередко орнаментальные побеги сплошь покрывают поверхность предметов. Эти мотивы просуществовали в русских областях вплоть до последнего времени. Бытовая керамика XIV-XV вв. груба и примитивна по форме. Лишь с XV в. применяются «морение» и лощение.
На флягах XV в. появляется геометрическая орнаментация, а затем плоскорельефные изображения фигур. Многие изделия воспроизводят металлические формы, в орнаментации видно влияние деревянной резьбы. С конца XV в. фигурные балясины и красные терракотовые плитки, украшенные пальметтами, а порой покрытые светло-охряной глазурью, включаются в декор фасадов.
Шитье имело много общего с живописью. Лучшие мастерские шитья были в XV в. сосредоточены в Москве. Из мастерской Старицких вышли две большие плащаницы, отличающиеся глубинно психологической характеристики персонажей и безупречной артистической техникой. Набойки XV-XVI вв. наряду с геометрическими и растительными мотивами, восходящими, возможно, к домонгольским образцам, воспроизводят восточные и западные орнаменты привозных шелковых тканей. В конце XVI в. появляется трех- и четырехцветная набойка. В течение XIV-XVI вв. существовало высокоразвитое узорное ткачество, о чем свидетельствует паволока иконы «Звенигородского чина» Андрея Рублева.
В XV в. получает распространение золотное кружево с геометрическими сетчатыми мотивами либо с растительными элементами. Иногда в узоры вводится жемчуг, серебряные бляшки, цветной просверленный камень.
Заключение

Завоевание Руси монголо-татарами существенно замедлило темпы культурно-исторического процеса, но не прервало его, не нарушило преемственность в развитии русской культуры так называемого домонгольского периода и периода ее восстановления и нового расцвета.
С XIV в. начинается возрождение русской культуры, обусловленное освобождением русских земель от ордынского ига, образованием Русского централизованного государства и успехами хозяйственного развития.
После полосы застоя в размещавшихся на территории России Древнерусских землях с конца XIII в. начинает складываться собственно русская (Великорусская) художественная культура. В ее развитии ощутимее, чем в искусстве Древней Руси, проявилось воздействие городских низов, ставших важной общественной силой в борьбе за избавление монголо-татарского ига и объединение русских земель. Возглавившая уже в XIV в. эту борьбу великокняжеская Москва синтезирует достижения местных школ и с XV в. становится важным политическим и культурным центром, где складываются проникнутое глубокой верой в красоту нравственного подвига искусство Андрея Рублева и соразмерная человеку в своем величии архитектура Кремля.
Русская культура сохранила национальный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому, такие как Новгород и Псков. Насильственное вмешательство чужеродной культуры не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры. 5.3. Конец XIV-XV вв. характеризуются началом длительного процесса слияния местных литературных, архитектурных, художественных школ в единую национальную общерусскую школу. Продолжался процесс складывания русской народности.

Список литературы и источников

Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н. История России с древнейших времен до начала XX века: Учеб. для студентов гуманит. спец. / Под ред. В.В.Керова. - М.: Высш. шк., 2001. - 784 с.
Лихачев Д. С. « Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец 14- начало 15 веков) » Ленинград 1962, 171 с.
Искусство стран и народов мира. Художественная энциклопедия, Москва, 2005, 560 с.
Культурология, конспект лекций, изд. 3-е переработанное и дополненное,под редакцией профессора Г.В. Драча, РостовДон, 2004.
П. С. Соколов «Русское искусство от истоков до сегодняшних дней», Апполон. – 2007. - №9
С. Ф. Герасимова «Архитектура средневековья», Апполон.-2007.- №5
Я. А. Лосева «Русские гении», Мир искусства. – 2006. - №6редставление русских людей о своем прошлом. иси.ьная культурано особенно отчетливо.
Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н. История России с древнейших времен до начала XX века: Учеб. для студентов гуманит. спец. / Под ред. В.В.Керова. - М.: Высш. шк., 2001. - 784 с.
Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н. История России с древнейших времен до начала XX века: Учеб. для студентов гуманит. спец. / Под ред. В.В.Керова. - М.: Высш. шк., 2001. - 784 с.
Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н. История России с древнейших времен до начала XX века: Учеб. для студентов гуманит. спец. / Под ред. В.В.Керова. - М.: Высш. шк., 2001. - 784 с.
Д.С. Лихачев « Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец 14- начало 15 веков) » Ленинград 1962, 171 с.













2

Список литературы и источников

1.Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н. История России с древнейших времен до начала XX века: Учеб. для студентов гуманит. спец. / Под ред. В.В.Керова. - М.: Высш. шк., 2001. - 784 с.
2.Лихачев Д. С. « Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец 14- начало 15 веков) » Ленинград 1962, 171 с.
3.Искусство стран и народов мира. Художественная энциклопедия, Москва, 2005, 560 с.
4.Культурология, конспект лекций, изд. 3-е переработанное и дополненное,под редакцией профессора Г.В. Драча, РостовДон, 2004.
5.П. С. Соколов «Русское искусство от истоков до сегодняшних дней», Апполон. – 2007. - №9
6.С. Ф. Герасимова «Архитектура средневековья», Апполон.-2007.- №5
7.Я. А. Лосева «Русские гении», Мир искусства. – 2006. - №6

Вопрос-ответ:

Какие формы устного народного творчества существовали в России в XIV-XV веках?

В XIV-XV веках в России существовали такие формы устного народного творчества, как былины, песни, сказки и загадки.

Какими литературными произведениями отличалась русская культура XIV-XV веков?

Русская культура XIV-XV веков отличалась такими литературными произведениями, как летописи и религиозно-общественно-политические сочинения.

Какие особенности характеризуют архитектуру и живопись русской культуры в XIV-XV веках?

Архитектура и живопись русской культуры в XIV-XV веках отличаются развитой растительной орнаментацией, использованием чеканки и скани, а также московской и сольвычегодской финифтью.

Что можно сказать о декоративно-прикладном искусстве в русской культуре XIV-XV веков?

В XIV-XV веках декоративно-прикладное искусство в русской культуре характеризуется сплошной оплетающей изделия растительной орнаментацией и богатством цветовой гаммы.

Какие источники можно использовать для изучения русской культуры XIV-XV веков?

Для изучения русской культуры XIV-XV веков можно использовать такие источники, как литературные произведения, летописи и исторические архивы.

Какие формы народного творчества развивались в 14-15 веках?

В 14-15 веках в русской культуре развивалось устное народное творчество, которое включало в себя песни, сказания, загадки, пословицы, приметы и другие жанры.

Какие литературные произведения были популярны в России 14-15 веков?

В этот период наибольшей популярностью пользовались летописи, которые отображали историю и биографии правителей, а также религиозные и общественно-политические мысли.

Какие характерные особенности присутствовали в архитектуре России 14-15 веков?

Архитектура того времени отличалась характерными особенностями, такими как использование дерева в строительстве, характерные формы церквей и монастырей, а также орнаментация фасадов.

Какую роль играла декоративно-прикладное искусство в России 14-15 веков?

Декоративно-прикладное искусство в 14-15 веках имело большое значение, поскольку оно украшало предметы повседневного использования и выполняло религиозные функции в церковной обстановке. Основные виды декоративно-прикладного искусства в то время включали резьбу по дереву, сканью, роспись и вышивку.