Особенности обучения дошкольников с недостатками слуха творческим играм

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Сурдопедагогика
  • 69 69 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 01.11.2009
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей обучения дошкольников с недостатками слуха творческим играм
1.1.Обучение творческим играм в общеобразовательном дошкольном учреждении
1.1.1.Игра – средство всестороннего развития ребенка
1.1.2.Творческие игры
1.1.3.Обучение творческим играм
1.2.Особенности обучения дошкольников с недостатками слуха творческим играм
1.2.1.Место игры в ДОУ для детей с недостатками слуха
1.2.2.Особенности игр детей с нарушениями слуха
1.2.3.Обучения детей с недостатками слуха творческим играм
Выводы к Главе 1
Глава 2. Констатирующее экспериментальное исследование
2.1. Характеристика творческих игр
2.2. Задачи, содержание и организация экспериментального исследования
2.3. Характеристика детей, участвующих в экспериментальном исследовании
2.4. Методики и материалы для проведения констатирующего экспериментального исследования
2.5. Анализ констатирующего экспериментального исследования
Выводы по Главе 2
Глава 3. Формирующее экспериментальное наблюдение
3.1. Содержание и основные работы по обучению дошкольников с недостатком слуха творческим играм
3.2. Анализ формирующего экспериментального наблюдения
Выводы по Главе 3
Заключение
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Рассказ ребенка, описание им картинки оцениваются следующим образом:1 балл – ребенок составляет 2 – 3 описательных предложения, состоящие из существительных и глаголов; часто предложения не связаны между собой (низкий уровень).2 балла – ребенок составляет рассказ из 4 – 5 предложений, при этом предложения могут отражать события, непосредственно не отраженные на картинке (средний уровень).3 балла – ребенок составляет развернутый рассказ с использованием прилагательных, наречий, а также диалогов между персонажами, изображенными на картинке; предложения могут передавать желания, чувства героев (высокий уровень).Методика 2 – Последовательные картинки (Приложение 3).Цель: определить уровень развития связной речи с использованием серии сюжетных картинок.Материалы: наборы последовательных картинок.Инструкция. У меня есть картинки. Если их разложить в правильном порядке, то из них может получиться рассказ. Посмотри внимательно на эти картинки, подумай и разложи их так, чтобы из них можно было составить рассказ.Анализ результатов. 1 балл – рассказ составлен не правильно, на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает; 2 балл – рассказ составлен правильно, состоит из 3 – 4 предложений, но ребенок на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает; 3 балла – рассказ составлен правильно, состоит из распространенных предложений, на уточняющие вопросы отвечает.Методика 3 – Сочинение рассказа.Цель: определение уровня построения логического высказывания и связного изложения.Инструкция: детям предлагается самостоятельно придумать сказку и дать ей название. Никаких указаний по выполнению задания не дается.Анализ результатов:1 - выраженность сказочного содержания;2 - соответствие названия содержанию;3 - логичность, законченность построения;4 - грамматическая правильность речи;5 - использование языковых выразительных средств.Каждый ответ, соответствующий предложенным критериям, оценивается по 3 балла, общая сумма - 15 баллов. Таким образом,высокий уровень – 13-15 баллов;средний уровень – 8-12 баллов;низкий уровень – 5-7 баллов.2.5. Анализ констатирующего экспериментального исследованияРезультаты обследования детей по методике Составление рассказа по картинке. Были получены следующие показатели:В контрольной группе:- высокий уровень показали 3 ребенка;- средний уровень – 5 детей;- низкий уровень – ни одного ребенка.В экспериментальной группе:- высокий уровень не показал ни один ребенок;- средний уровень – 3ребенка;- низкий уровень – 5детей.Полученные результаты показали, что многие дети с нарушением слуха испытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровнепростой законченной фразы, в связи с чем возникла необходимость вдополнительном вопросе, требующем назвать изображенное действие («Что делаетмальчик, девочка?»). У большинства детей при этом отмечались ошибки наупотребление словоформ, нарушающие связь слов в предложении, длительные паузыс поиском нужного слова, нарушение порядка слов. У 5 испытуемых из 8 наблюдалось сочетание выраженных в разной степени трудностей смыслового исинтаксического характера.Графически результаты показаны на рис. 1.Рис. 1. Составление рассказа по картинке.Результаты обследования детей по методике Последовательные картинки. Были получены следующие показатели:В контрольной группе:- высокий уровень показали 3 ребенка;- средний уровень – 5 детей;- низкий уровень – ни одного ребенка.В экспериментальной группе:- высокий уровень не показал ни один ребенок;- средний уровень – 2ребенка;- низкий уровень – 6детей.Несмотря назадаваемый всем детям вопрос: «Что сделалмальчик?», только 2 испытуемыхсмогли составить предложение самостоятельно, с учетом взаимосвязи всех трехкартинок. Остальным испытуемым задание объяснялось повторно (с указанием напропущенную картинку), но и после повторения инструкции 6 детям не удалосьсоставить фразу с учетом всех трех смысловых звеньев. У многих отмечалисьвыраженные синтаксические затруднения, 2 испытуемых не справились сзаданием. Графически результаты показаны на рис. 2.Рис. 2. Последовательные картинки.Результаты обследования детей по методике Сочинение сказки. Были получены следующие показатели:В контрольной группе:- высокий уровень показали 2 ребенка;- средний уровень – 6 детей;- низкий уровень – ни одного ребенка.В экспериментальной группе:- высокий уровень не показал ни один ребенок;- средний уровень – 2ребенка;- низкий уровень – 6детей.Анализ сказок показал, что только у 4 детей с нарушением слухафразовые ответыотсутствовали и заменялись простымперечислением (названием) предметов и действий. При составлении сказок детииспользовали преимущественно короткие фразы – в 2-4 слова. Это свидетельствует онедостаточном уровне использования фразовой речи, что затрудняло детямсоставление связного развёрнутого сообщения.Графически результат показан на рис. 3.Рис. 3. Сочинение сказкиСравнительные исследования показали, что рассказы детей с нарушением слуха и детей контрольной группы резко различались как по объёму(количество слов), так и по уровню их информативности. Помимо отсутствия сформированных навыков в данном виде рассказывания, это, по-видимому, можно объяснить недостаточной подвижностью, слабой переключаемостью внимания, восприятия, памяти у детей данной группы и недостаточной координацией указанных процессов с речевой деятельностью.После этого был обследован уровень развития игры. [3] Детям было предложено совершить несколько сюжетно-ролевых действий с игрушками. Во время наблюдения за игрой фиксируются следующие моменты: 1) Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам, избирательный ли это интерес.2) Насколько этот интерес стоек.3) Адекватно ли употребление игрушек. 4) Каков характер игры. Как правило, наблюдать три типа действий: манипуляцию, процессуальную игру и игру с элементами сюжета. После проведения наблюдения были получены следующие результаты. Дети из контрольной группы проявляли интерес к игрушкам, используя в своих играх определенную группу (например, кукла, медвежонок и мебель), используя ее для сюжетно-ролевой игры (в данном случае «дочки-матери»). Они на долго занимались этой игрой, не отвлекаясь на другие игрушки, адекватно используя все предметы. У большинства наблюдалась игра с элементами сюжета, и только у двух человек процессуальная игра.Дети из экспериментальной группы проявляли интерес к игрушкам, но при этом одна игрушка интересовала не дольше 5-10 минут, после чего ребенок переключался на другую (например, сначала катал машинку, потом взял кубики, после чего взял куклу и т.д.). Наблюдалось неадекватное использование предметов (машинку укладывали в кровать, укачивали кубик и т.д.). У четырех детей наблюдалась только манипуляция с игрушками. Наблюдались действия рассматривания, постукиваниякубиком о стол, поворачивания, перекладывания из одной руки в другую, перевертывание машины и т.п. В других четырех была и процессуальная игра. При этом ребенок может долго заниматься одним и тем же.Это нагромождение кубиков друг на друга (без замысла что-то построить), бесцельное катание машины, повторяющееся несколько раз подряд одевание и раздевание куклы. Никакого замысла в игре не усматривается.Таким образом, было выявлено, что дети с нарушением слуха обладают низкой игровой способность по сравнению со своими здоровыми сверстниками.Выводы по Главе 2Игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.В сюжетно-ролевой игре у детей с нарушением слуха формируется:- умение развертывать сюжетно-ролевые игры, осуществляя несколько связанных между собой действий в логической последовательности;- умение входить в игровую ситуацию, брать на себя роль и действовать до конца игры в соответствии с ней и сюжетом игры.Так как в процессе сюжетно-ролевой игры большей частью формируется связная речь, на констатирующем этапе эксперимента было обследовано ее состояние у детей с нарушением слуха.Сравнительные исследования показали, что рассказы детей с нарушением слуха и детей контрольной группы резко различались как по объёму(количество слов), так и по уровню их информативности. После этого были обследованы игровые способности детей с нарушением слуха. Было выявлено, что они обладают низкой концентрацией внимания на одной игрушке, не умеют адекватно использовать их, действия с игрушками манипулятивные или процессуальные. Никто из детей не смог самостоятельно осуществить сюжетно-ролевую игру.Таким образом, констатирующее экспериментальное исследование показало, что дети с нарушением слуха обладают низким уровнем связной речи и низкими игровыми способностями.Глава 3. Формирующее экспериментальное наблюдение3.1. Содержание и основные работы по обучению дошкольников с недостатком слуха творческим играмМетодика обучения творческим играм детей с нарушениями слуха опирается на закономерности игры слышащих детей, в ней учитываются особенности, присущие дошкольникам с нарушениями слуха. [5]Основная задача обучения игровой деятельности дошкольников с нарушениями слуха — формирование самой деятельности: развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умения использовать предметы-заместители и воображаемые предметы и действия, стремление отражать в играх действия людей и их отношения, умение разворачивать и обогащать сюжеты игр. В игре могут быть реализованы и другие, важные для психического развития ребенка с недостатками слуха задачи.Задачи нравственного развития связаны с возможностью отражения в играх отношений людей, норм поведения. Моделируя в играх поступки и взаимоотношения людей, можно влиять на поведение детей, усвоение ими некоторых нравственных правил. Слабослышащие дети имеют недостаточный опыт общения и не всегда полно понимают нормы и правила поведения в различных ситуациях, не умеют общаться. Бедность их социальных представлений связана с недостаточным житейским опытом, а также невозможностью влиять на них с помощью речи, через чтение детской литературы. В игре через построение сюжетов и действия с партнерами можно донести до ребенка некоторые нормы поведения и взаимодействия с детьми и взрослыми. Участвуя в коллективных играх, ребенок учится подчинять свои действия логике сюжета, контактировать с другими детьми, организовывать свое поведение. У него появляется ответственное отношение к своим действиям.Развитие ребенка в игре имеет важное значение для его умственного воспитания. Через подбор тематики игр расширяются представления детей об окружающем мире, его предметах и явлениях. Действуя с игрушками, предметами в игре, ребенок усваивает их свойства, назначение, способы использования. В этом отношении особенно велика роль дидактических игр. В процессе сюжетных игр также интенсивно развивается восприятие, образная память, воображение. Одними из главных средств умственного воспитания являются обучение детей использованию предметов-заместителей, формирование символических действий, в ходе которого происходит развитие символического способа мышления. Использование заместителей, воображаемых ситуаций и действий также связаны с развитием значения слова, переходом от предметной отнесенности к более высокой степени обобщения и абстрагирования.В игре полноценно может быть реализована задача речевого развития детей с нарушенным слухом. Игра как основная детская деятельность предполагает действия с предметами, игрушками, в ходе которых ребенок усваивает их названия, действия, свойства. Эмоциональный фон, присущий детской игре, делает процесс усвоения речевого материала более продуктивным по сравнению с другими видами деятельности. Дети усваивают новые слова, непосредственно связанные с организацией игр (игра, игрушка, костюм, роль и др.), а также уточняют значения слов, связанных с тематикой игр. Так как в игре ребенок взаимодействует с другими детьми, со взрослыми, здесь мотивированно и естественно может быть организовано речевое общение.Важнейшим условием обучения детей с нарушениями слуха играм является постоянное руководство со стороны воспитателя. В старших группах его руководство заключается в проведении подготовительной работы, планировании с детьми игры, предложении варьирования сюжета и т. д. Воспитатель учитывает возможности каждого ребенка и находит возможности по-разному обогащать его игру. Вместе с тем необходимо помнить, что излишний диктат со стороны воспитателя в игре, навязывание им своих действий может разрушить игру ребенка.Для эффективного обучения игре важно, чтобы их тематика и содержание были тесно связаны с другими разделами программы: ознакомлением с окружающим, конструированием, трудом, изобразительной деятельностью, развитием речи. Взаимосвязь между разделами позволит обеспечить подготовку к играм: накопить необходимые представления, подготовить игровые атрибуты, уточнить речевой материал. Содержание игр также может стать материалом занятий по развитию речи, где дети составляют рассказы о играх, иллюстрируют их, подготавливают книжки-самоделки, что позволяет лучше усвоить речевой материал игр.Прежде чем дать ребенку игрушку в самостоятельное пользование, ее надо «обыграть». Ребенка надо учить способам действия с каждой из игрушек. Сначала взрослый сам производит игровое действие, а ребенок наблюдает, а затем то же самое действие взрослый производит совместно с ребенком.Приводим примеры обыгрывания двух игрушек.А. Обыгрывание машины.1) Катать машину по комнате.2) Катать в машине куклу.3) Катать в машине мишку.4) Катать в машине матрешку.5) Катать в машине зайку.6) Нагружать на машину кубики, перевозить их в другую часть комнаты, разгружать их и аккуратно складывать.7) Из перевезенных кубиков строить дорогу и возить все перечисленные игрушки по этой дороге.8) На улице грузить в машину песок и перевозить его.Б. Обыгрывание куклы.1) Катать куклу в машине, коляске.2) Кормить куклу ложечкой с тарелки или с блюдечка.3) Кормить куклу ложечкой из чашки.4) Поить куклу из чашки.5) Укладывать куклу спать.6) Учить аккуратно раздевать куклу и складывать ее одежду.7) Учить одевать куклу в определенной последовательности.8) Умывать куклу. 9) Купать куклу.10) Причесывать куклу.11) Учить куклу «ходить» и т.д.12) Делать для маленькой куклы из кубиков стол, стул, кровать. Обыгрывать эти постройки: посадить куклу на стул, поставить перед ней стол, на него тарелку с «едой» и «кормить» куклу. Класть куклу на кровать. Водить ее по выложенной из кубиков дороге к выстроенному из двух кубиков домику; сделать возле домика из кубиков скамейку, на которой кукла может сидеть и отдыхать, и т. д.Таким же образом обыгрывать и другие игрушки: матрешку, мишку, зайку, кубики и т. д.1) Ребенка надо учить производить игровые действия с игрушками по подражанию (сначала действие с игрушкой производит взрослый, а затем — ребенок).2) Сначала ребенку показывают, а потом добиваются от него выполнения по подражанию и в конце концов по памяти взаимосвязанных между собой действий: помыть кукле руки, потом покормить ее, потом уложить ее спать; одеть куклу, поводить по комнате, потом покатать на машине и т. д.3) Ребенка следует научить выполнять одни и те же действия с разными объектами: кормить куклу, матрешку, мишку, зайку, маленькую куклу и т. д.4) Наконец ребенку показывается, как передавать в игре (с помощью игрушек) изображенные на картинках действия.В процессе игры его учат называть игрушки и действия, которые с ними производятся.3.2. Анализ формирующего экспериментального наблюденияПосле проведения формирующего экспериментального наблюдения было проведено повторное обследование речи и игровых способностей детей с нарушением слуха. Результаты обследования детей по методике Составление рассказа по картинке. Были получены следующие показатели:До формирующего эксперимента:- высокий уровень не показал ни один ребенок;- средний уровень – 3ребенка;- низкий уровень – 5детей.После формирующего эксперимента:- высокий уровень – 1 ребенок;- средний уровень – 5 детей;- низкий уровень – 2 ребенка.Полученные результаты показали, что хотя результаты значительно улучшились, дети с нарушением слуха испытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровнепростой законченной фразы, им приходилось задавать дополнительный вопрос. У многих детей отмечались ошибки наупотребление словоформ, нарушающие связь слов в предложении, длительные паузыс поиском нужного слова, нарушение порядка слов. При этом один ребенок смог самостоятельно справиться с заданием. В целом можно отметить повышение речевой активности детей.Графически результаты показаны на рис. 4.Рис. 4. Составление рассказа по картинке после формирующего эксперимента.Результаты обследования детей по методике Последовательные картинки. Были получены следующие показатели:До формирующего эксперимента:- высокий уровень не показал ни один ребенок;- средний уровень – 2ребенка;- низкий уровень – 6детей.После формирующего эксперимента:- высокий уровень – ни один ребенок;- средний уровень – 4ребенка;- низкий уровень – 4 ребенка.Половина обследуемых детей при вопросе: «Что сделалмальчик?», смогли составить предложение самостоятельно, с учетом взаимосвязи всех трехкартинок. Половине детей задание объяснялось повторно, но и после этого им не удалосьсоставить фразу с учетом всех трех смысловых звеньев. У них отмечалисьвыраженные синтаксические затруднения, они подолгу подбирали нужные слова.Никому из детей не удалось полностью справиться с заданием. При этом количество детей со средним уровнем увеличилось в два раза.Графически результаты показаны на рис. 5.Рис. 5. Последовательные картинки после формирующего эксперимента.Результаты обследования детей по методике Сочинение сказки. Были получены следующие показатели:До формирующего эксперимента:- высокий уровень не показал ни один ребенок;- средний уровень – 2ребенка;- низкий уровень – 6детей.После формирующего эксперимента:- высокий уровень – ни один ребенок;- средний уровень – 3ребенка;- низкий уровень – 5 детей.Анализ сказок показал, что овладение этим умением происходило наиболее сложно. Только один ребенок смог улучшить свой результат. Фразовые ответыу большинства детей отсутствовали и заменялись простымперечислением (названием) предметов и действий. При составлении сказокдетииспользовали преимущественно короткие фразы – в 2-4 слова. Графически результат показан на рис. 6.Рис. 3. Сочинение сказкиСравнительные результаты уровня связной речи у детей с нарушением слуха до и после эксперимента говорят о том, что в результате обучения сюжетно-ролевой игре связная речь немного улучшилась. При этом стоит отметить, что в случаях, когда необходимо применить анализ, провести связь между картинками, предложить свой рассказ, дети испытывают значительные затруднения. Видимо, это связано с тем, что на формирование связной речи большое влияние оказывают внимание, память и другие психические процессы, которые также нарушены у детей с нарушением слуха. После этого был обследован уровень развития игры.Детям вновь было предложено совершить несколько сюжетно-ролевых действий с игрушками. Дети проявляли интерес к игрушкам, но при этом некоторые дети не могли заниматься с одной игрушкойдольше 5-10 минут.Это также подтверждает мнение о том, что у детей с нарушенным слухом нарушено и внимание, они не могут на долго сосредоточиться на одном действии. При этом неадекватного использованияигрушек уже не наблюдалось. Более того, некоторые дети использовали заменители предметов (например,деталь конструктора изображала мыло).У двух детей по прежнему наблюдалась только манипуляция с игрушками. Они постукиваликубиками друг об друга и о стол, перекладывали игрушки из одной руки в другую и т.п. Еще у двух детейнаблюдалась процессуальная игра. Один ребенок сначала катал машину, потом нагрузил ее кубиками и снова выгрузил без какого либо смысла. Другой сначала составлял детскую посуду, потом укачивал мишку, но вместо кроватки просто положил его на пол.У четырех детей появилась игра с элементами сюжета. Например, мальчик привез машинку к кубикам, нагрузил ее, отвез кубики в другое место, где построил из них башню. Таким образом, было выявлено, что обучение детей с нарушением слуха творческим играм, а в частности сюжетно-ролевой игре, оказало положительное влияние на развитие связной речи и игровых навыков детей.Выводы по Главе 3Основная задача обучения игровой деятельности дошкольников с нарушениями слуха — формирование самой деятельности: развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умения использовать предметы-заместители и воображаемые предметы и действия, стремление отражать в играх действия людей и их отношения, умение разворачивать и обогащать сюжеты игр.Прежде чем дать ребенку игрушку в самостоятельное пользование, ее надо «обыграть». Ребенка надо учить способам действия с каждой из игрушек. Сначала взрослый сам производит игровое действие, а ребенок наблюдает, а затем то же самое действие взрослый производит совместно с ребенком.После проведения формирующего экспериментального наблюдения было проведено повторное обследование речи и игровых способностей детей с нарушением слуха. Результаты обследования показали, что в результате обучения детей с нарушением слуха творческим играм, а в частности сюжетно-ролевой игре, улучшилось состояние связной речи детей и их игровые способности.ЗаключениеТаким образом, были решены поставленные задачи:1. Проанализированы теоретические источники по проблеме обучения дошкольников с недостатками слуха творческой игре.2. Проведен констатирующий эксперимент по обучению дошкольников с недостатками слуха творческой игре.3. Проведен формирующий эксперимент по обучению дошкольников с недостатками слуха творческой игре.На основе данной работы можно сделать следующие выводы:1. Отечественные психологи считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.2. Творческие игры составляют самую богатую и самую типичную группу игр для дошкольного периода. Творческими играми их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры. Характерным для этих игр является: отражение окружающей жизни, деятельности человека и отношений между людьми. Каждая творческая игра — это как бы отображение мира в уменьшенном масштабе. 3. Для игр глухих и слабослышащих детей младшего дошкольного возраста характерно расширение количества сюжетных игрушек и действий с ними, отображение в играх того, что дети видят в окружающей жизни. Игры становятся длительнее, действия с игрушками более детализированными. На смену отдельным игровым действиям приходит игра, в которой знакомые детям действия объединены общим сюжетом.4. Сложная сюжетно-ролевая игра требует от детей с нарушением слуха овладения речевым материалом, связанным как с организацией игры, так и с ее содержанием. Вследствие этого творческие игры влияют не только в целом на развитие детей с нарушением слуха, но и способствуют развитию речи – компоненту, который страдает в первую очередь при слуховых нарушениях. Игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.5. На констатирующем этапе эксперимента было обследовано ее состояние у детей с нарушением слуха. Сравнительные исследования показали, что рассказы детей с нарушением слуха и детей контрольной группы резко различались как по объёму(количество слов), так и по уровню их информативности. 6. После этого были обследованы игровые способности детей с нарушением слуха. Было выявлено, что они обладают низкой концентрацией внимания на одной игрушке, не умеют адекватно использовать их, действия с игрушками манипулятивные или процессуальные. Никто из детей не смог самостоятельно осуществить сюжетно-ролевую игру.7. Основная задача обучения игровой деятельности дошкольников с нарушениями слуха — формирование самой деятельности: развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умения использовать предметы-заместители и воображаемые предметы и действия, стремление отражать в играх действия людей и их отношения, умение разворачивать и обогащать сюжеты игр.8. После проведения формирующего экспериментального наблюдения было проведено повторное обследование речи и игровых способностей детей с нарушением слуха. 9. Результаты обследования показали, что в результате обучения детей с нарушением слуха творческим играм, а в частности сюжетно-ролевой игре, улучшилось состояние связной речи детей и их игровые способности.Таким образом, была подтверждена поставленная гипотеза исследования: в процессе обучениядошкольников с недостатками слуха творческой игре происходит формирование связной речи и развитие игровых способностей детей.Список литературыАбраменковаВ.В. «Игрыиигрушкинашихдетей: забаваилипагуба? Современный ребенокв "игровойцивилизации"» М.: Даниловский благовестник, 1999. - 144 с.Ананьев В.Г. К постановке проблемы детского самосознания. Избранные психологические труды. В 2-х т. — М.: Педагогика, 1980. – 287 с.Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М.: Просвещение, 1972 - 143с.Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов / Под ред. Петровского А.В. — М.: Просвещение, 1979. – 242 с.Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. — М.: Просвещение, 1975. – 218 с.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1997. – 323 с.Выготский Л.С. Мышлениеиречь. М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.Выготский Л.С. Психология. – М.: Эксмо, 2002. – 1008с.Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М. Просвещение, 2000. – 404 с.ГеЮйТунВоспитаниедошкольниковсредствамиигры: Российский опыт. - Дис.канд. пед. наук.- М., 1997.- 130с.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с.Головчиц Л.А. Изучение словарного состава речи глухих детей дошкольного возраста. / Под. ред. Л.П. Носковой. – М., 1984. – 144 с.Дошкольная педагогика. /Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой С.Г. — М. Просвещение, 1988. – 157 с.ЖуковскаяР.И. Играиеепедагогическоезначение. – М.: Педагогика, 1975. – 111 с.Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. – М., 2004. – 246с.ЗеньковскийВ.В. Психологиядетства. - Екатеринбург: Деловая книга, 1995.- 347 с.Игра в жизни детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя. / Под редакцией Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. – 104с.Иградошкольника. /Подред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989. – 312с.Катаева А. А. Развитие наглядного мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта// Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. – 203 с.Карабанова О.А. Игра и коррекция психического развития ребёнка. — М. Медицина, 1997. – 289 с.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М. Академия, 2003. – 160 с.Колесник Н.П. Самовоспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой сюжетно-ролевой игре. – Дис. канд. пед. наук. – М., 2000. – 215 с.Коломицкий Я.Л. Детская психология. Учебное пособие для студентов. — М., 1988. – 312 с.Кузьмичева Е. П., Шматко Н. Д. Формирование речевого слуха и произносительных навыков у глухих дошкольников // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. — М.: Просвещение, 1984. – 144 с.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т.1. –482с.Менджерицкая Д.Б. Развитие детского творчества и игрового замысла.//Воспитание детей в игре. Сост. А.К.Бондаренко.— М.: Просвещение, 1996. – 272 с.Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. – М.: А.П.О., 1993г. –43с.Морозова Н.Г. Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста /В сб. научных трудов: Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. / Под. ред. Л.П. Носковой. – М., 1984. – 144 с.Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии// В сб. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под. ред. Л.П. Носковой. – М., 1984. – 144 с.Носкова Л.П. Преемственность в работе дошкольного отделения и специальной школы по формированию речи глухих детей / Под. ред. Л.П. Носковой. – М., 1984. – 224 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – Т.1. – 468с. Соколова Н.Д. Развитие игровой деятельности умственно отсталых дошкольников в процессе направленного обучения. М.: Просвещение, 1985. – 345 с.Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Педагогика, 1982. – 230с.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2004. – 215 с.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 354с.ПриложениеПриложение 1. Список исследуемых детей.ИмяВозрастДиагнозМаша В.4 годаНаследственная нейросенсорная тугоухость III степениВика Г.5 летПриобретенная нейросенсорная тугоухость II степениСергей К.4 годаПриобретенная нейросенсорная тугоухость II степениМиша К.5 летНейросенсорная тугоухость III степениЛариса М.5 летНейросенсорная тугоухость II степениСаша О.4 годаПриобретенная нейросенсорная тугоухость II степениКарина П.5 летНаследственная нейросенсорная тугоухость III степениСергей С.4 годаПриобретенная нейросенсорная тугоухость II степениПриложение 2. Материал для «Составления рассказа по картинке»Приложение 3. Материал для «Рассказа по последовательным картинкам»

Список литературы
1.Абраменкова В.В. «Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в "игровой цивилизации"» М.: Даниловский благовестник, 1999. - 144 с.
2.Ананьев В.Г. К постановке проблемы детского самосознания. Избранные психологические труды. В 2-х т. — М.: Педагогика, 1980. – 287 с.
3.Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М.: Просвещение, 1972 - 143с.
4.Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов / Под ред. Петровского А.В. — М.: Просвещение, 1979. – 242 с.
5.Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. — М.: Просвещение, 1975. – 218 с.
6.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1997. – 323 с.
7.Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
8.Выготский Л.С. Психология. – М.: Эксмо, 2002. – 1008с.
9.Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М. Просвещение, 2000. – 404 с.
10.Ге Юй Тун Воспитание дошкольников средствами игры: Российский опыт. - Дис.канд. пед. наук.- М., 1997.- 130с.
11.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
12.Головчиц Л.А. Изучение словарного состава речи глухих детей дошкольного возраста. / Под. ред. Л.П. Носковой. – М., 1984. – 144 с.
13.Дошкольная педагогика. / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой С.Г. — М. Просвещение, 1988. – 157 с.
14.Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М.: Педагогика, 1975. – 111 с.
15.Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. – М., 2004. – 246с.
16.Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург: Деловая книга, 1995.- 347 с.
17.Игра в жизни детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя. / Под редакцией Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. – 104с.
18.Игра дошкольника. / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989. – 312с.
19.Катаева А. А. Развитие наглядного мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта// Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. – 203 с.
20.Карабанова О.А. Игра и коррекция психического развития ребёнка. — М. Медицина, 1997. – 289 с.
21.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М. Академия, 2003. – 160 с.
22.Колесник Н.П. Самовоспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой сюжетно-ролевой игре. – Дис. канд. пед. наук. – М., 2000. – 215 с.
23.Коломицкий Я.Л. Детская психология. Учебное пособие для студентов. — М., 1988. – 312 с.
24.Кузьмичева Е. П., Шматко Н. Д. Формирование речевого слуха и произносительных навыков у глухих дошкольников // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. — М.: Просвещение, 1984. – 144 с.
25.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т.1. –482с.
26.Менджерицкая Д.Б. Развитие детского творчества и игрового замысла.//Воспитание детей в игре. Сост. А.К.Бондаренко.— М.: Просвещение, 1996. – 272 с.
27.Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. – М.: А.П.О., 1993г. –43с.
28.Морозова Н.Г. Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста /В сб. научных трудов: Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. / Под. ред. Л.П. Носковой. – М., 1984. – 144 с.
29.Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии// В сб. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под. ред. Л.П. Носковой. – М., 1984. – 144 с.
30.Носкова Л.П. Преемственность в работе дошкольного отделения и специальной школы по формированию речи глухих детей / Под. ред. Л.П. Носковой. – М., 1984. – 224 с.
31.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – Т.1. – 468с.
32.Соколова Н.Д. Развитие игровой деятельности умственно отсталых дошкольников в процессе направленного обучения. М.: Просвещение, 1985. – 345 с.
33.Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Педагогика, 1982. – 230с.
34.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2004. – 215 с.
35.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 354с.

Вопрос-ответ:

Какое место занимает игра в общеобразовательном дошкольном учреждении?

Игра занимает важное место в общеобразовательном дошкольном учреждении, так как является средством всестороннего развития ребенка. Она способствует развитию различных навыков и умений, формирует кругозор и общую культуру детей.

Что такое творческие игры в дошкольном учреждении?

Творческие игры в дошкольном учреждении - это игры, которые стимулируют фантазию, творческое мышление и творческую активность детей. Они позволяют развивать креативность и предпринимательство, а также способствуют развитию речи и коммуникативных навыков.

Как происходит обучение дошкольников с недостатками слуха творческим играм?

Обучение дошкольников с недостатками слуха творческим играм происходит через использование специальных методик и технологий. Это может включать использование дополнительных визуальных и тактильных материалов, использование знакового языка, а также индивидуальную работу с каждым ребенком.

Какое место занимает игра в развитии дошкольников с недостатками слуха?

Игра занимает важное место в развитии дошкольников с недостатками слуха, так как через игру ребенок может развивать свои коммуникативные навыки, моторику, познавательные способности и социализацию. Игра способствует развитию воображения, творчества и внимания у детей с недостатками слуха.

Какие особенности обучения творческим играм у детей с недостатками слуха?

Обучение творческим играм у детей с недостатками слуха имеет свои особенности. Важно использовать дополнительные визуальные и тактильные материалы, а также возможности использования знакового языка. Также важно проводить индивидуальную работу с каждым ребенком, учитывая его особенности и потребности.

Какие основные теоретические основы лежат в основе исследования обучения дошкольников с недостатками слуха творческим играм?

Основные теоретические основы включают в себя понятие игры как средства всестороннего развития ребенка, а также понятие творческих игр и их роли в обучении дошкольников с недостатками слуха.

Какую роль игра играет в общеобразовательном дошкольном учреждении?

Игра является средством всестороннего развития ребенка и имеет важное значение в общеобразовательном дошкольном учреждении. Она способствует развитию речи, мышления, моторики, эмоциональной сферы и социализации.

Что такое творческие игры?

Творческие игры - это такие игры, которые развивают творческое мышление, воображение и самовыражение у детей. Они обычно предполагают использование фантазии, ролевых игр, конструирования, рисования и других творческих методов.

Каким образом происходит обучение дошкольников с недостатками слуха творческим играм?

Обучение дошкольников с недостатками слуха творческим играм происходит с помощью специальных методов и подходов, адаптированных к особенностям таких детей. Важно создать условия для коммуникации, использовать визуальные средства обучения, развивать моторику и ориентирование в пространстве.

Какие особенности обучения дошкольников с недостатками слуха творческим играм имеются?

Особенности обучения дошкольников с недостатками слуха творческим играм включают место игры в ДОУ для детей с недостатками слуха, использование визуальных средств обучения, адаптацию методов и подходов к особенностям детей, развитие моторики и ориентирования в пространстве.

Какие теоретические основы исследуют в статье "Особенности обучения дошкольников с недостатками слуха творческим играм"?

Статья исследует теоретические основы обучения дошкольников с недостатками слуха творческим играм. Автор рассматривает роль игры в развитии ребенка и объясняет, почему творческие игры особенно важны для детей с нарушениями слуха. Также описывается, как обучать детей с недостатками слуха творческим играм.

Каково место игры в дошкольном учреждении для детей с недостатками слуха?

Игра занимает особое место в дошкольном учреждении для детей с недостатками слуха. Она является средством всестороннего развития ребенка и позволяет ему развивать различные навыки и способности. Творческие игры особенно важны для детей с нарушениями слуха, так как помогают им развивать творческое мышление, фантазию и коммуникативные навыки.