Анализ и планированеи валового дохода на предприятиях общественного питания (на примере ресторана г.Екатеринбурга)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика пищевой промышленности
  • 46 46 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 30.09.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
1.Экономическая сущность и значение валового дохода
1.1.Понятие валового дохода. Источники формирования и значение.
1.2.Сущность анализа валового дохода и планирование валового дохода предприятия
2.Исследование валового дохода
2.1.Организационно-правовая и экономическая характеристика предприятия
2.2.Анализ динамики и структуры валового дохода предприятия
2.3.Факторный анализ валового дохода
Заключение
Список литературы
Приложение 1

Фрагмент для ознакомления

Принятие в состав организации других более мелких предприятий или другие формы объединения предприятий или организаций называют слиянием.
Слияние предприятий должно проводиться в определенной последовательности. При этом вначале производят описание структуры сливающихся фирм обычно в виде графиков и схем. Затем анализируют вновь создаваемую объединенную структуру, чтобы выявить дублирующие звенья, например финансовые службы этих фирм, отделы доставки продуктов и т.д. Понятно, что один из дублеров окажется лишним и потребует либо полного сокращения, либо объединения с аналогичной службой при частичном сокращении. Результат рационального сокращения уменьшит затраты и повысит эффективность работы таких служб. Кроме того, возможно взаимное использование машин и оборудования, укрупнение отдельных цехов для общих целей объединяемых предприятий.
Таким образом, подразделения ассоциации смогут использовать оборудование принятых предприятий, а принятые - возможность использования оборудования ассоциации, что, в свою очередь, повысит эффективность использования техники (степень загрузки, сменность, фондоотдачу и др.). Слияние предприятий позволяет им объединять средства для закупки новой техники и технологий общего пользования и увеличивает финансовые возможности каждой из сторон. Такое взаимодействие повысит техническое обеспечение каждого из подразделений слившихся предприятий.
Особое внимание в факторном анализе уделяют выявлению резервов увеличения финансовых результатов и способов их реализации. Важным резервом, определяемым методами сравнительного анализа, является изучение, обобщение и использование опыта работы лучших предприятий. Методом сравнения можно определить, на сколько возрастет доход при повышении уровня валового дохода данной структуры до уровня наилучшего однотипного подразделения предприятий питания (табл. 8).

Таблица 8
Расчет резерва сокращения валового дохода за счет использования лучшего
опыта работы предприятий по обеспечению экономии затрат

Подразделения Товаро- оборот отчетного периода, тыс.руб. Валовой доход сумма, тыс. руб. уровень, % к товарообороту отклонение по уровню по сравнению с данными лучшего предприятия, % резерв увеличения валового дохода, достигаемый за счет использования лучшего опыта (гр. 1 х гр. 4 / 100), тыс. руб. А 1 2 3 4 5 Кафе летнее 2675 1043,25 39 -3,0000 -80,25 Арт-Кафе " 2410 964 40 -2,0000 -48,200 Кафе для детей "Радуга" 2390 1003,8 42 0,0000 0,000 Кафе "Жемчужина" 2195 768,25 35 -7,0000 -153,650 Итого 9670 3779,3 39,0827 - -282,100
Если все однотипные подразделения достигнут уровня валового дохода кафе "Радуга", то размеры их валового дохода в общей сумме возрастут на 282,1 тыс. руб., или на 2,917% к товарообороту (282,1 / 9670 х 100).
Основная проблема ведения бизнеса в период финансового кризиса - отсутствие грамотно составленных планов и прогнозов. Но, даже имея на руках профессионально подготовленный бизнес-план, нельзя рассчитывать на высокий процент его исполнения. Статистические данные, которые обычно используются при подсчете многих ключевых параметров, например спрос на товары и услуги, посещаемость, востребованность, становятся непрогнозируемыми. В оценках велика вероятность ошибки, что приводит к падению спроса, вплоть до остановки деятельности.
Востребованность такого вида деятельности была и продолжает оставаться очень высокой, у компании были заложены высокие показатели доходности, быстрая окупаемость, запас прочности по рентабельности. Однако уже к концу 2008г с началом кризиса возникли проблемы с рентабельностью, произошел отток клиентов. Это произошло, несмотря на описанную выше благоприятную для развития рыночную конъюнктуру.
Однако в кризис поведение клиентов изменилось - посетители стали экономить на всем, на чем можно, в том числе на меню и на мероприятиях для детей. Развлечения начали рассматриваться как дополнительные необязательные траты, которые можно урезать без критических последствий.
Кризис выявил риск уменьшения востребованности и доходности данного бизнеса. Цены были установлены на минимальном уровне, т.е. цена, равная нижней границе диапазона рынка.
По результатам проведенных исследований валового дохода, структуры спроса за предыдущие годы, а также настоящих тенденций спроса менеджеры предприятия представил следующий план валового дохода по ресторану на 2010г

Наименование сырья и продуктов Расход продуктов в розничных ценах, тыс. руб. Торговая надбавка, % Наценка, % Валовой доход от надбавок, млн. руб. Валовой доход от наценок, тыс. руб. Валовой доход всего, тыс. руб. Мясо и мясопродукты 800 10 30 104 240 344 Колбаса и колбасные изделия 430 12 30 59 129 188 Рыба и рыбные продукты 220 10 30 21 66 87 Масло растительное 90 12 30 11 30 41 Масло животное, жиры 327 15 30 38 98 136 Молочная продукция 200 6 30 15 60 75 Другие группы товаров 7433 15 30 1132 2 230 3 362 Итого 9500 1 380 2 853 4 233
Поясним порядок расчета плановых показателей. Для этого повторим, что сумма торговой наценки представляет собой разницу между продажной стоимостью и ценой приобретения товара.
Продажная цена - это рыночная стоимость, по которой предприятие общепита продает товар своим клиентам. Данное правило работает в отношении не только перепродаваемых товаров, но и продуктов, используемых для приготовления блюд, то есть отпускаемых на производство. Способ применение торговой наценки установлен в процентах, в этом случае продажная стоимость получается в результате умножения покупной стоимости товара (продукта) на предусмотренный процент торговой наценки.
Предприятие осуществляет торговлю не только через рестораны, но и через буфеты, бары, а также кулинарии. Закупаемые у поставщиков товары поступают сначала на склад, а уже оттуда отпускаются в ресторан в качестве сырья и товаров, а также в бары (буфеты, кулинарию) в качестве товаров. Кроме того, готовая продукция из ресторана передается на реализацию через бары (буфеты, магазины). При поступлении товаров на склад они приходуются по ценам приобретения с добавлением или без добавления единой наценки.
Размер наценок на продукцию, покупные товары, реализуемые предприятиями общественного питания, определяются с учетом возмещения расходов на продажу, НДС, исчисляемого с выручки (кроме продукции предприятий, освобожденных от уплаты данного налога), и обеспечения рентабельной работы этих предприятий. Другими словами, торговая наценка должна покрывать расходы, возникающие в результате оказания услуг общественного питания, исчисляемый при этом НДС и обеспечивать получение прибыли.
С этой целью предприятие определяет размер единой наценки, обеспечивающего нормальную работу фирмы (то есть достижение цели ведения бизнеса - получение прибыли). Понятно, что этот расчет является условным.
Размер торговой наценки, чтобы получить ожидаемую прибыль должен быть рассчитан по формуле. Формула такова:




НДС с выручки от
Расходы на + оказания услуг + Плановая прибыль
Единая продажу общественного питания
наценка = -------------------------------------------------------------
(в %) Выручка от Расходы НДС с выручки от
оказания услуг - на - оказания услуг - Плановая x 100
общественного продажу общественного прибыль
питания питания


Плановая прибыль зависит от выручки от оказания услуг общепита и плановой рентабельности (в процентах). Все показатели, необходимые для расчета, нужно взять за определенный промежуток времени (месяц, квартал, год).
Так, за основу для расчета плана взята деятельность кафе в III квартале 2009 г. оказало услуги на сумму 408 280 руб., в том числе НДС - 62 280 руб. Расходы на продажу составили 120 000 руб. Прогнозируемый уровень рентабельности - 12% (определен исходя из среднеотраслевого уровня рентабельности с учетом инфляционных процессов).
На основании приведенных данных определяем плановую прибыль, она равна 48 994 руб. (408 280 руб. x 12%). Отсюда размер единой наценки составляет 130% ((120 000 + 62 280 + 48 994) руб. / (408 280 - 120 000 - 62 280 - 48 994) руб. x 100). Следовательно, размер торговой наценки (в процентах) для достижения желаемого результата (прибыли в размере около 49 000 руб. за квартал) не должен быть ниже 30%.
Собственник принял решение отпускать товары по фиксированным ценам, поэтому поступающие от поставщиков сырье и товары приходуются по ценам приобретения. Вначале полученные товары поступают на склад, а затем по мере необходимости отпускаются на производство. При отпуске товаров на склад к их стоимости добавляется торговая наценка в размере 30%.
Как указано выше, при применении торговой наценки, установленной в процентах, стоимость продуктов получается путем умножения этой наценки на покупную стоимость товара.
В свою очередь, валовым доходом признается разность между выручкой от реализации (продажной стоимостью реализованных товаров, готовой продукции) и покупной стоимостью проданных товаров, сырья, использованного для изготовления реализованных блюд, которая, по сути, представляет собой торговую надбавку, относящуюся к реализованным товарам, сырью, использованному для приготовления готовой продукции, или, иначе говоря, реализованную торговую надбавку. Торговая надбавка, относится к реализованным рестораном и кафе блюдам. торговая надбавка добавляется в момент, когда стоимость блюда формируется исходя из цен приобретения сырья методом калькулирования, то есть торговая надбавка добавляется не к стоимости сырья, а к стоимости блюда.
Рассмотрим пример расчета наценки при отпуске товаров в производство и надбавки на блюдо.
Итак, приказом руководителя установлена единая торговая наценка в размере 30%.
Цена отпуска в производство = Покупная стоимость + Торговая наценка
Произведем расчет на примере салата "Летний".
Порядковый номер калькуляции, дата утверждения N 1 от 01.08.2006 N Наименование продукта норма, кг Цена поставщика, руб. коп. Сумма, руб. коп. 1 Картофель молодой 1,6 10-00 16-00 2 Огурцы свежие 2,13 20-00 42-60 3 Помидоры свежие 1,88 50-00 94-00 4 Лук зеленый 1,50 10-00 15-00 5 Фасоль стручковая консервированная 1,33 - - 6 Горошек зеленый консервированный 1,23 60-00 73-80 7 Яйца (шт.) 30 2-90 87-00 8 Сметана 2,4 50-00 120-00 Общая стоимость сырьевого набора на 100 блюд Х Х 448-40


Порядковый номер калькуляции, дата утверждения N 1 от 01.08.2006 N Наименование продукта норма, кг Цена с учетом торговой наценки, руб. коп. Сумма, руб. коп. 1 Картофель молодой 1,6 36-80 58-88 2 Огурцы свежие 2,13 46-00 97-98 3 Помидоры свежие 1,88 115-00 216-20 4 Лук зеленый 1,50 23-00 34-50 5 Фасоль стручковая консервированная 1,33 - - 6 Горошек зеленый консервированный 1,23 138-00 169-74 7 Яйца (шт.) 30 6-67 391-50 8 Сметана 2,4 225-00 200-10 9 Общая стоимость сырьевого набора на 100 блюд
Х Х 2017-80 Цена продажи блюда без торговой надбавки, руб. коп. ( стр. 9/100 ) 20-00 Цена продажи блюда с учетом торговой надбавки, руб. коп. 45-00 Выход одного блюда в готовом виде, г 100
Итак, определив с помощью калькуляции стоимость блюда, ее указывают в меню или прейскуранте. Для правильной политики в части структуры и ассортимента меню менеджеры постоянно собирают статистические данные и периодически их обобщают и анализируют. Это позволяет выполнять заданные показатели.
Дополнительным преимуществом для поддержания популярности ресторана стал улучшенный сайт, где размещены рекламные материалы, а также рекламное продвижение данного сайта в Интернете.
В кризисное время очень сложно сохранять малодоходный бизнес, поэтому предприятие постоянно работает над увеличением валового дохода
и оптимизацией затрат. Заключение
В данной курсовой работе рассмотрены вопросы анализа валового дохода предприятий на примере предприятия ресторанного бизнеса «Золотой Скорпион». На основе изложенных материалов показано, что планирование и финансовый анализ является важнейшим составным элементом процесса управления. Планирование - это осознанное предвидение действий в будущем, моделирование результатов деятельности, поиск благоприятных возможностей, создание условий завтрашнего дня. Финансовое и маркетинговое планирование является частью общего процесса планирования на предприятии, в нем используется информация маркетинговых исследований, организационного, производственного и других планов, при этом планирование маркетинга подчиняется миссии предприятия и его общей стратегии. Планирование всегда ориентировано на данные прошлого, но направлено на определение развития предприятия в перспективе.
Понятие валового дохода является важнейшим для планирования и финансового анализа ресторанного бизнеса и всего бизнеса общественного питания.
Следовательно, планирование маркетинговое и финансовое деятельности организации общественного питания связано с исследованием и анализом валового дохода, а также с экономическим, так и стратегическим анализом. Взаимосвязь происходит посредством использования результатов оперативного и последующего анализа для обоснования решений по регулированию и планированию. Полученная информация трансформируется в базу стратегических данных и планов, являющихся основой формирования маркетинговой политики организации общественного питания.
Смысл планирования довольно точно сформулирован профессором Д. Сандерсом из Техасского университета: "Планировать - значит определять заранее будущий курс действий". Смысл планирования маркетинговой деятельности - в определении решений, которые требуется принять сегодня для обеспечения эффективной деятельности фирмы, ее роста в будущем.
Так, в работе показано, что благодаря правильному стратегическому курсу выбранному предприятием ОАО ТПФ «ЮТ», а также благодаря грамотным корректирующим действиям и продуманной финансовой политике руководства ресторана «Золотой Скорпион», принятым под влиянием кризиса, снижения спроса и платежеспособности населения предприятие благополучно существует в это непростое время и строит большие планы на будущее.
Список литературы

ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.
Методика учета сырья, товаров и производства в предприятиях массового питания различных форм собственности. Утверждена Роскомторгом 12.08.1994 N 1-1098/32-2.
Методических рекомендаций по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги. Утверждены Минэкономики России 06.12.1995 N СИ-484/7-982 (направлены для использования Письмом Минэкономики России от 20.12.1995 N 7-1026).
Шепеленко Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: Учебное пособие для студентов экономических факультетов и вузов. 5-е изд., доп. и переработ. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2007.
Дубровский В. Ж., Чайкин Б. И. Экономика и управление предприятием. Екатеринбург, 2008.
Зайцев Н. Л. Экономика организации. - М.: «Экзамен», 2010.
7. Логинов Г.В. Матричные методы стратегического планирования деятельности компании // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. N 2.
Яшкин В.А. Ситуационный подход в структурной политике предприятия. Барнаул: Изд-во Алтайской Академии экономики и права, 2006.
Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. М.: "Финпресс", 2008.
Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс МВА. Принципы управленческих решений и российская практика. - М.: Эксмо, 2005.
Булатов А.С. Экономика: Учеб. для вузов. М.: Экономистъ, 2008.
Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: регламентация и управление: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005.
Ефимова О. П. Экономика общественного питания. Минск: Новое знанаие, 2007.
Горшков В.Г. О некоторых подходах к решению экономических и организационных проблем предприятий общественного питания: Монография. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004.
"Финансовая газета" NN 27, 28, 29, 30, 2009
Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение, 2009, N 11
Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение, 2009, N 12
Скриба Н. Н. Бизнес-планирование в торговле и общественном питании: методические подходы и практические рекомендации. М., 2008.
Правовая система Консультант Плюс
Ресурсы интернет




Приложение 1

Штатное расписание ресторана «Золотой Скорпион»

Должность Оклад в мес., руб. Количество сотрудников 1 2 3 Администрация генеральный директор 70 000 1 арт-директор 50 000 1 системный администратор (неполный рабочий день) 10 000 1 маркетолог 30 000 1 менеджер по персоналу 20 000 1 финансовый менеджер 25 000 1 бухгалтер 25 000 1 секретарь 15 000 1 менеджер по закупкам 25 000 1 Зал менеджер зала 20 000 1 бар-менеджер 20 000 1 бармен 15 000 2 старший официант 13 000 2 официант 9 000 6 хостесс 10 000 2 аниматор (неполный рабочий день) 10 000 1 гардеробщик 7 000 1 Кухня шеф-повар 40 000 1 су-шеф 30 000 2 шеф-кондитер 30 000 1 повар восточной кухни 20 000 2 повар горячего цеха 20 000 3 повар холодного цеха 18 000 4 кондитер 18 000 1 АХО инженер 25 000 1 техник 15 000 1 электрик 20 000 1 водитель 20 000 1 дворник 15 000 2 уборщица 12 000 2 котломойщица 12 000 2 посудомойщица 12 000 2 Служба безопасности начальник 30 000 1 охранник 20 000 4 Итого 681 000 57

Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение, 2009, N 12

Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение, 2009, N 12
Яшкин В.А. Ситуационный подход в структурной политике предприятия. Барнаул: Изд-во Алтайской Академии экономики и права, 2006.










2



Директор ресторана «Золотой Скорпион»

Арт-директор

Начальник склада

Грузчик

Кладовщик

Системный администратор

Работники кухни

Менеджер зала

Зам директора по АХО

Менеджер консультант

Заведующий складом

Финансовый менеджер

Главный бухгалтер

Служба безопасности

Секретарь

Список литературы

1.ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.
2.Методика учета сырья, товаров и производства в предприятиях массового питания различных форм собственности. Утверждена Роскомторгом 12.08.1994 N 1-1098/32-2.
3.Методических рекомендаций по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги. Утверждены Минэкономики России 06.12.1995 N СИ-484/7-982 (направлены для использования Письмом Минэкономики России от 20.12.1995 N 7-1026).
4.Шепеленко Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: Учебное пособие для студентов экономических факультетов и вузов. 5-е изд., доп. и переработ. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2007.
5.Дубровский В. Ж., Чайкин Б. И. Экономика и управление предприятием. Екатеринбург, 2008.
6.Зайцев Н. Л. Экономика организации. - М.: «Экзамен», 2010.
7.. Логинов Г.В. Матричные методы стратегического планирования деятельности компании // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. N 2.
8.Яшкин В.А. Ситуационный подход в структурной политике предприятия. Барнаул: Изд-во Алтайской Академии экономики и права, 2006.
9.Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. М.: "Финпресс", 2008.
10.Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс МВА. Принципы управленческих решений и российская практика. - М.: Эксмо, 2005.
11.Булатов А.С. Экономика: Учеб. для вузов. М.: Экономистъ, 2008.
12.Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: регламентация и управление: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005.
13.Ефимова О. П. Экономика общественного питания. Минск: Новое знанаие, 2007.
14.Горшков В.Г. О некоторых подходах к решению экономических и организационных проблем предприятий общественного питания: Монография. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004.
15."Финансовая газета" NN 27, 28, 29, 30, 2009
16.Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение, 2009, N 11
17.Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение, 2009, N 12
18.Скриба Н. Н. Бизнес-планирование в торговле и общественном питании: методические подходы и практические рекомендации. М., 2008.
19.Правовая система Консультант Плюс
20.Ресурсы интернет

Вопрос-ответ:

1. Что такое валовой доход и как он формируется?

Валовой доход - это общая сумма денежных средств, полученных предприятием общественного питания за определенный период времени. Он формируется за счет продажи товаров и услуг, а также может включать дополнительный доход от сопутствующих операций, например, аренды помещений или организации кейтеринга.

2. Какой анализ и планирование проводятся для валового дохода предприятия общественного питания?

Для анализа валового дохода предприятия общественного питания проводят организационно-правовую и экономическую характеристику предприятия, анализируют динамику и структуру валового дохода, а также выявляют факторы, влияющие на его изменение. Планирование валового дохода включает определение целевых показателей, разработку стратегии продаж и маркетинговых мероприятий.

3. Какой уровень анализируется в динамике и структуре валового дохода предприятия общественного питания?

При анализе динамики и структуры валового дохода предприятия общественного питания анализируются изменения величины валового дохода в разные периоды времени, а также его соотношение с другими показателями, например, себестоимостью производства или рентабельностью. Также рассматривается структура валового дохода по видам продукции или услуг и его доли в общем доходе.

4. Какие факторы могут влиять на валовой доход предприятия общественного питания?

Факторы, влияющие на валовой доход предприятия общественного питания, могут быть различными. Например, изменение спроса на продукцию или услуги, конкуренция на рынке, сезонность, экономическая ситуация в стране и другие. Также важную роль играют ценообразование и маркетинговая стратегия предприятия.

Какова экономическая сущность и значение валового дохода?

Валовой доход является совокупной суммой всех денежных поступлений предприятия от реализации товаров или услуг за определенный период времени. Экономическая сущность валового дохода заключается в том, что это основной источник финансовых ресурсов для предприятия, который позволяет покрыть текущие расходы, инвестировать в развитие и получить прибыль. Значение валового дохода заключается в его анализе и планировании, что позволяет оптимизировать маржинальность, контролировать затраты и увеличивать прибыльность предприятия.

Что входит в источники формирования валового дохода?

Источники формирования валового дохода включают все виды реализации товаров и услуг предприятия. Это могут быть продажи основной продукции, дополнительные услуги, прибыль от сопутствующих товаров и услуг, а также доходы от аренды, инвестиций или партнерских программ. Важно учитывать все возможные источники дохода при анализе и планировании валового дохода предприятия.

Какая сущность анализа валового дохода и планирования его на предприятии?

Анализ валового дохода предприятия позволяет определить динамику и структуру доходов, выявить факторы, влияющие на его изменение, и оценить эффективность использования ресурсов для получения дохода. Планирование валового дохода предприятия позволяет определить целевые показатели и разработать стратегию по достижению этих показателей, а также провести расчеты с учетом возможных изменений во внешней среде и рыночных условиях.

Какая экономическая сущность и значение валового дохода предприятия?

Экономическая сущность валового дохода предприятия заключается в том, что это сумма денег, полученных от реализации товаров или услуг, исключая из нее затраты на их производство. Он является одним из основных показателей финансового состояния предприятия и позволяет оценить его доходность и эффективность. Валовый доход также является источником финансирования предприятия, позволяет осуществлять инвестиции, выплачивать заработную плату сотрудникам и развивать бизнес.

Каковы источники формирования и значение валового дохода?

Источники формирования валового дохода предприятия могут быть разными, в зависимости от вида деятельности. Например, для предприятий общественного питания основными источниками дохода являются продажа пищевых продуктов и услуги ресторанного обслуживания. Значение валового дохода заключается в определении доходности предприятия, его способности покрыть текущие расходы и оставить прибыль. Также он позволяет сравнить результаты разных периодов и оценить эффективность маркетинговых и стратегических решений.