Конституционно-правовой статус органов безопасности Российской Федерации
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 17.08.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Характеристика системы обеспечения национальной безопасности РФ
2. Правовые основы деятельности органов безопасности РФ
3. Организационно-правовые основы деятельности ФСБ РФ
4. Основные подразделения ФСБ РФ и направления их деятельности
Заключение
Список литературы
Указом Президента РФ от 7 февраля 2000 г. утверждено Положение об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках). В соответствии с данным Положением органы безопасности в войсках в пределах своих полномочий обеспечивают безопасность в Вооруженных Силах РФ, во внутренних войсках МВД России, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и ряде др.
Органы ФСБ обеспечивают в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной промышленности и энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок; участвуют в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности страны, по защите сведений, составляющих государственную тайну; в установленном порядке осуществляют меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну; осуществляют и организуют лицензирование отдельных видов деятельности, например, о допуске предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. (10, с. 323)
Органы ФСБ участвуют в решении вопросов, касающихся приема в гражданство РФ и выхода из него, предоставления политического убежища, выезда граждан РФ за пределы Российской Федерации и въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию, выезда их за ее пределы, оформления им разрешения на временное проживание и вида на жительство в РФ, а также пребывания их на территории Российской Федерации. (12, с. 98)
Указом Президента РФ от 6 октября 2004 г. утверждено Положение о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. При этом установлено, что решения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, принятые в соответствии с ее полномочиями, обязательны для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами. Так, Комиссия формирует список должностных лиц, которые имеют полномочия засекречивать или рассекречивать сведения о чем-либо, определяют, может ли тот или иной гражданин выехать за рубеж, если он в свое время был допущен к совершенно секретным сведениям или сведениям особой важности.
Федеральным законом об органах ФСБ России они наделены широким кругом специальных полномочий. Так, органы безопасности имеют право устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие; осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящих разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности России, а также в преступные сообщества и группы; использовать в служебных целях средства связи, транспортные средства различных владельцев; беспрепятственно входить в жилые и иные помещения, принадлежащие гражданам, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, дознание и предварительное следствие по которому отнесены к ведению органов ФСБ и др.
В соответствии с Приказом ФСБ России от 13 марта 2004 г. "О внесении представлений органами федеральной службы безопасности и пограничными органами" на основании федерального законодательства они уполномочены вносить представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Представления вносятся в соответствующие государственные органы, администрации организаций независимо от форм собственности, в общественные объединения, а также соответствующим должностным лицам. Внесенные представления являются обязательными для рассмотрения и принятия мер по результатам их рассмотрения.
Пограничная служба ФСБ России. В соответствии с Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. "О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации" (в ред. от 7 августа 2004 г.) Федеральная пограничная служба РФ упразднена, а ее функции переданы ФСБ России, в состав которой вошли пограничные органы и организации пограничной службы.
Пограничная служба ФСБ России возглавляет единую централизованную систему органов. В нее входят: 1) органы пограничной службы: пограничного контроля, внешней разведки, оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность и деятельность по обеспечению собственной безопасности, пограничной стражи, морской охраны; 2) пограничные округа, пограничные группы и региональные управления. (11, с. 92)
Основными задачами пограничной службы ФСБ России являются:
руководство пограничными органами и организация защиты Государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также обеспечение охраны морских биологических ресурсов и государственный контроль в этой сфере;
координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, сил и средств, находящихся в их распоряжении, в сфере защиты Государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также охраны морских биологических ресурсов;
организация защиты государственных границ государств - участников СНГ на основе двусторонних договоров (соглашений);
организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу и т.д.
В своей деятельности пограничная служба ФСБ России руководствуется Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. (с изменениями и дополнениями), Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31 июля 1998 г., указами Президента, постановлениями Правительства, а также Положением о ФСБ России.
Защита границы осуществляется в целях недопущения противоправного ее изменения, для обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через нее.
Под Государственной границей РФ понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) России, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Основу системы защиты и охраны Государственной границы составляют органы пограничной службы ФСБ России, Военно-воздушные силы (воздушное пространство) и Военно-морской Флот (подводная среда) Министерства обороны РФ, другие государственные органы страны, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности Российской Федерации.
Согласно Порядку применения оружия и боевой техники, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 8 января 1998 г. эти органы имеют право, защищая Государственную границу в пределах приграничной территории, применять оружие и боевую технику для отражения вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, прекращения попыток угона за границу воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств, а также в других случаях, предусмотренных законом. 29 ноября 1999 г. Правительством утвержден аналогичный Порядок применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы РФ в подводной сфере.
Законом о Государственной границе РФ предусмотрена: политическая, экономическая, миграционная, санитарная, ветеринарная и другие виды ее защиты.
Для реализации задач защиты Государственной границы установлены специальные административно-правовые режимы (режим границы; пограничный режим; режим в пунктах пропуска через границу), а также осуществление пограничного, таможенного и иных видов контроля. (13, с. 71)
Постановлением Правительства от 15 апреля 1995 г. предусмотрен Порядок привлечения граждан к охране Государственной границы Российской Федерации. Граждане на добровольных началах могут участвовать в охране Государственной границы, как правило, в составе народных дружин и в качестве внештатных сотрудников Пограничной службы. В порядке, установленном федеральным законодательством, к охране Государственной границы РФ в составе общественных формирований привлекаются и члены казачьих обществ. (14, с. 167)
Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России). Внешняя разведка РФ как совокупность специально создаваемых государством органов является составной частью сил обеспечения безопасности страны и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием методов и средств, определенных Федеральным законом "О внешней разведке" от 10 января 1996 г. (3)
Данная служба осуществляет специальный вид разведывательной деятельности, направленной на добывание и обработку информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц, а также оказание содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. (12, с. 105)
Систему органов, осуществляющих внешнюю разведку, входят также органы внешней разведки Министерства обороны РФ, подразделения специальной связи и информации, переданные СВР России от упраздненного ФАПСИ при Президенте РФ, пограничной службы ФСБ России. Во взаимодействии с органами внешней разведки осуществляется разведывательная деятельность органов и войск ФСБ России. Каждый из органов внешней разведки имеет свою сферу деятельности, установленную законодательством.
Общее руководство органами внешней разведки осуществляет Президент РФ. Он определяет задачи внешней разведывательной деятельности спецслужб; принимает решения о создании органов внешней разведки; контролирует и координирует их деятельность; назначает руководителей органов внешней разведки.
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены особенности конституционно-правового статуса органов безопасности Российской Федерации.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
Дана общая характеристика системы обеспечения национальной безопасности РФ;
Рассмотрены правовые основы деятельности органов безопасности РФ;
Раскрыты организационно-правовые аспекты деятельности ФСБ РФ;
Рассмотрены основные подразделения ФСБ РФ и направления их деятельности.
Итак, одной из важнейших предпосылок обеспечения конституционной безопасности Российской Федерации является законодательное урегулирование связанных с этим вопросов. Место и роль права в решении проблем ее обеспечения определяется, прежде всего специально-юридическими функциями права, прежде регулятивными и охранительными. Необходимость детального урегулирования всех аспектов обеспечения безопасности государства определяется рядом важнейших обстоятельств. Во-первых, речь идет о безопасности государства как такового, защищенности основ его конституционного строя, в том числе территориальной целостности и неприкосновенности. Во-вторых, обеспечение безопасности государства, в том числе конституционной, - это одна из наиболее закрытых сфер деятельности органов государственной власти, призванных выполнять эти задачи, и в этом случае возможности для проявления субъективизма наиболее широкие. В-третьих, конечным результатом обеспечения конституционной безопасности государства является обеспечение безопасности его граждан, их прав и свобод, законных интересов.
В статьях 56, 80, 82, 102, 105, 114, 120, 125, 129 Конституция Российской Федерации определяет органы государственной власти: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, в компетенцию которых входит обеспечение конституционной безопасности Российской Федерации, порядок их деятельности и формы реализации соответствующих полномочий в этой сфере.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона об органах ФСБ органы федеральной службы безопасности исполняют возложенные на них задачи во взаимодействии с федеральными органами государственной власти.
Органы федеральной службы безопасности имеют право применять возможности других сил обеспечения безопасности Российской Федерации в установленном федеральными законами порядке. Ключевым образом это относится к органам внутренних дел, внешней разведки, Федеральной пограничной службы, и т.д.
Контроль за работой органов федеральной службы безопасности исполняют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Список литературы
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. – Справочная система Гарант.
Закон РФ «О безопасности» от 05.03.1992 N 2446-1. – Справочная система Гарант.
Федеральный закон «О внешней разведке» от 10.01.1996 N 5-ФЗ. – Справочная система Гарант.
Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 N 40-ФЗ. – Справочная система Гарант.
Постановление Правительства РФ «О государственной фельдъегерской службе Российской Федерации» от 21.11.2000 N 869. – Справочная система Гарант.
Указ Президента РФ «Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента РФ» от 07.06.2004 N 726. – Справочная система Гарант.
Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» от 07.08.2004 N 1013. – Справочная система Гарант.
Указ Президента РФ «Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 17.12.1997 N 1300. – Справочная система Гарант.
Указ Президента РФ от 10.01.2000 N 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»
Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов, МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Зерцало, 2004.
Артемов К.В. Национальная безопасность государства. - М.: Юристъ, 2005.
Воронова В.В. О статусе спецслужб Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2006.
Григорьев В.Н. Органы безопасности Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2007.
Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Под ред. А.В. Опалева. М.: Юнити-Дана, 2007.
Рахмилович В.А. Система государственной безопасности Российской Федерации. - М.: Дело, 2005.
Судебная и правоохранительная системы. Сборник нормативных актов.- М. Проспект, 2005. с. 56
33
2.Закон РФ «О безопасности» от 05.03.1992 N 2446-1. – Справочная система Гарант.
3.Федеральный закон «О внешней разведке» от 10.01.1996 N 5-ФЗ. – Справочная система Гарант.
4.Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 N 40-ФЗ. – Справочная система Гарант.
5.Постановление Правительства РФ «О государственной фельдъегерской службе Российской Федерации» от 21.11.2000 N 869. – Справочная система Гарант.
6.Указ Президента РФ «Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента РФ» от 07.06.2004 N 726. – Справочная система Гарант.
7.Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» от 07.08.2004 N 1013. – Справочная система Гарант.
8.Указ Президента РФ «Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 17.12.1997 N 1300. – Справочная система Гарант.
9.Указ Президента РФ от 10.01.2000 N 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»
10.Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов, МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Зерцало, 2004.
11.Артемов К.В. Национальная безопасность государства. - М.: Юристъ, 2005.
12.Воронова В.В. О статусе спецслужб Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2006.
13. Григорьев В.Н. Органы безопасности Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2007.
14.Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Под ред. А.В. Опалева. М.: Юнити-Дана, 2007.
15.Рахмилович В.А. Система государственной безопасности Российской Федерации. - М.: Дело, 2005.
Вопрос-ответ:
Какой конституционно-правовой статус имеют органы безопасности Российской Федерации?
Органы безопасности Российской Федерации имеют особый статус, определенный Конституцией Российской Федерации. Они являются независимой внутригосударственной формацией, которая осуществляет функции по обеспечению национальной безопасности страны.
Какие основные принципы лежат в основе системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации?
Основными принципами системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются комплексность, системность, преемственность, развитие, государственность, активность граждан, верховенство права и обеспечение прав и свобод человека.
Какие правовые основы регулируют деятельность органов безопасности Российской Федерации?
Деятельность органов безопасности Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, подзаконными нормативными актами и другими нормативно-правовыми актами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Что говорит Положение об управлениях отделах ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ?
Положение об управлениях отделах Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ, содержит правовые и организационные основы деятельности ФСБ в Вооруженных Силах, определяет их компетенцию и полномочия в сфере обеспечения национальной безопасности.
Какие основные подразделения ФСБ России существуют и в каких направлениях они осуществляют свою деятельность?
Основными подразделениями ФСБ России являются управления и отделы по различным направлениям: противодействие терроризму, контрразведка, борьба с организованной преступностью, информационная безопасность и другие. Они осуществляют свою деятельность в рамках своих компетенций с целью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Каким является конституционно-правовой статус органов безопасности Российской Федерации?
Конституционно-правовой статус органов безопасности Российской Федерации является особенным. Они представляют собой специальные структуры, которые наряду с другими правоохранительными органами выполняют функции охраны государственной безопасности и обеспечения прав и свобод граждан. Этот статус определен Конституцией РФ, а также различными законодательными актами.
Каковы характеристики системы обеспечения национальной безопасности РФ?
Система обеспечения национальной безопасности РФ характеризуется комплексным подходом к решению задач в этой сфере. Она включает в себя различные органы и учреждения, такие как Федеральная служба безопасности (ФСБ), Министерство внутренних дел (МВД), Федеральная служба безопасности транспорта (ФСБТ), Министерство обороны и другие. Эти органы сотрудничают между собой и проводят координационную работу для обеспечения безопасности государства и граждан.
Какие правовые основы определяют деятельность органов безопасности РФ?
Деятельность органов безопасности РФ определяется следующими правовыми основами: Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и другими нормативными актами. Эти правовые основы устанавливают права и обязанности органов безопасности, порядок их деятельности, а также гарантии прав и свобод граждан в процессе осуществления специальных мероприятий.
Каковы организационно-правовые основы деятельности ФСБ РФ?
Организационно-правовые основы деятельности ФСБ РФ определены Федеральным законом "О Федеральной службе безопасности Российской Федерации". Согласно этому закону, ФСБ РФ является высшим органом государственной власти в области безопасности государства и осуществляет задачи по выявлению, предотвращению и пресечению преступной и иной незаконной деятельности, направленной на нарушение безопасности РФ.
Какие органы Российской Федерации относятся к органам безопасности?
К органам безопасности Российской Федерации относятся Федеральная служба безопасности (ФСБ), Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), Министерство внутренних дел (МВД), Главное управление по охране (ГУОП) и другие.
Каковы правовые основы деятельности органов безопасности РФ?
Правовыми основами деятельности органов безопасности Российской Федерации являются Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также другие нормативные акты.
Какие направления деятельности имеют основные подразделения ФСБ РФ?
Основные подразделения ФСБ РФ занимаются следующими направлениями деятельности: борьба с терроризмом, разведывательно-контрразведывательная деятельность, защита государственных тайн, борьба с экстремизмом, противодействие коррупции и организованной преступности, обеспечение информационной безопасности и другие.