Психологическая характеристика учебной деятельности.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 38 38 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 05.03.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ К ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Фрагмент для ознакомления

Чем более сближено понимание целей («я хочу этому научить» - учитель, «я хочу именно этому научиться» - ученик), мотивация (настроенность на учебный процесс в данный момент и ученика и учителя), эмоциональное принятие учебной ситуации (и для учителя и для ученика она эмоционально привлекательна ), согласование способов подачи, восприятия и переработки информации, форм корректировки, контроля и самоконтроля деятельности, тем успешнее идет учебный процесс.
Таким образом, учебная деятельность становится максимально однонаправленной и успешной. Однако отклонение в сторону хотя бы одной составляющей приводит к рассогласованию, деформации деятельности и понижению ее эффективности.
3) Учебная деятельность характеризуется следующими особенностями:
- она направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
- в ходе ее осуществления усваиваются общие способы действий и научные понятия;
- овладение общими способами действий, программами действий, предваряющих решение задач;
- удовлетворяя познавательные потребности обучающихся, она побуждает их к саморазвитию;
- приводит к психическим и личностным изменениям обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий.
Глоссарий
Закономерности воспитания (обучения) – устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (воспитания).
Контроль – наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков.
Концепция воспитания (обучения) – цельное представление об основных компонентах воспитания (обучения): целях, содержании, методах, средствах, формах.
Методология – 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Методология педагогической науки – учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.
Методы воспитания – совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.
Методы контроля – способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.
Методы обучения – способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.
Образование (как процесс) – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образования.
Образование (как результат) – характеристика достигнутого уровня образованности.
Образованность личности – характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.
Обучение – активная целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности.


Список литературных источников
Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПБ.: Питер, 2007. – 448с.
Басова. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 416 с.
Григорович Л.А., Марцинсковская Т.Д Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – 160 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 384 с.
Казанская В.Г. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2005 – 366 с.
Мандель Б.Р. Педагогическая психология. Ростов/н/Д: Феникс, 2007. – 384 с.
Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
Педагогика. Под редакцией Крившенко Л.П. М.: ТК Велби2008. – 432 с.
Талызина Н.Ф. Способы моделирования приемов познавательной деятельности. Управление процессом усвоения знаний. – М.: Знание, 2004. – 458 с.
Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 288 с.


Приложения
Приложение 1
Педагогическое управление учебной деятельностью

Этапы организации учебной деятельности Функции управления учебной деятельностью Мотивирующая Регулирующая Контролирующая и оценивающая 1. Исходный анализ
и оценка учебной ситуации

Определение уровня сформированности учебной мотивации и психологической готовности к решению учебной задачи Выявление уровня сформированности знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи, наличия исходных понятий и представлений об изучаемом объекте. Установление возможных трудностей и определение степени самостоятельности учащихся. Анализ взаимоотношений учащихся и характера совместной деятельности Оценка исходного уровня знаний и личностных качеств учащихся, отражающих их отношение к учению. Определение готовности учащихся к самоконтролю и самостоятельному выполнению учебных действий 2. Проектирование учебной деятельности
Определение предметного содержания учебной деятельности и ее форм с точки зрения их личностной значимости. Выбор способов стимулирования познавательной сферы учащихся
Построение логической структуры предметного содержания учебной деятельности, отбор форм и методов ознакомления учащихся с новой информацией с целью ее усвоения. Подготовка дифференцированных учебных заданий, соответствующих уровню развития познавательных способностей учащихся. Определение форм учебной деятельности и оказание помощи учащимся при самостоятельном решении учебных задач Разработка контрольных заданий и форм контроля за ходом учебной деятельности. Выбор стратегий и тактик оценивания хода и результатов учебной деятельности 3. Реализация учебной деятельности
Применение непосредственных и опосредованных воздействий, мотивирующих учебную деятельность, включая механизмы референтности и персонализации Организация деятельности учащихся как коммуникативного процесса. Установление межличностного взаимодействия и взаимопонимания. Организация индивидуальной формы учебной деятельности, оказание учащимся помощи в преодолении трудностей при самостоятельном решении учебных задач Осуществление контроля на каждом этапе учебной деятельности (текущий контроль) и коррекция учебных действий. Оценка хода усвоения учебного материала
4. Итоговый анализ и оценка учебной ситуации

Определение достижений в учебной мотивации, поддержка уверенности в учащихся в собственных силах и выбор способов формирования «Я концепции» средствами учебной деятельности Анализ причин успехов и неудач в решении учебных задач. Моделирование индивидуальной работы, связанной с устранением проблем в усвоении учебного материала. Планирование последующих учебных ситуаций
Определение уровня усвоения знаний и сформированности учебных действий, характера личностных изменений, сдвигов в мыслительной рефлексии и их оценка
Приложение 2
Методы обучения в процессе учебной деятельности и характер деятельности учителя и учащихся
(по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину)

Метод обучения Деятельность учителя Деятельность учащегося 1 Информационно-рецептивный метод Предъявление информации (учителем или заменяющим его средством). Организация действий ученика с объектом изучения Восприятие знаний. Осознание знаний. Запоминание (преимущественно произвольное) 2. Репродуктивный метод Составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением Актуализация знаний. Воспроизведение знаний и способов действий по образцам, показанным другими (учителем, книгой, техническими средствами). Произвольное и непроизвольное запоминание (в зависимости от характера задания) 3. Метод проблемного изложения Постановка проблемы и раскрытие доказательного пути ее решения Восприятие знаний. Осознание знаний и проблемы. Внимание к последовательности и контроль над степенью убедительности решения проблемы. Мысленное прогнозирование очередных шагов логики решения. Запоминание (в значительной степени непроизвольное) 4. Эвристический метод Постановка проблем. Составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач. Планирование шагов решения. Руководство деятельностью учащихся (корректировка и создание проблемных ситуаций) Восприятие задания, составляющего часть задачи. Осмысление условий задачи. Актуализация знаний о путях решения сходных задач. Самостоятельное решение части задачи. Самоконтроль в процессе решения и проверка его результатов. Преобладание непроизвольного запоминания материала, связанного с заданием. Воспроизведение хода решения и его самостоятельная мотивировка 5. Исследовательский метод Составление и предъявление проблемных задач для поиска решений. Контроль за ходом решения Восприятие проблемы или самостоятельное усмотрение проблемы. Осмысление условий задачи. Планирование этапов исследования (решения). Планирование способов исследования на каждом этапе. Самоконтроль в процессе исследования и его завершения. Преобладание непроизвольного запоминания. Воспроизведение хода исследования, мотивировка его результатов
Приложение 3
Основные характеристики ведущих форм деятельности и их развивающих эффектов, по Г.А. Цукерман
Характеристика ведущей деятельности Непосредственно-эмоциональное общение Предметно-манипулятивная деятельность Игровая деятельность Учебная деятельность Содержание Другой человек и я как источник любви, понимания, принятия и оценки Способы употребления человеческих орудий и знаков Социальные нормы и смыслы человеческих отношений Общие способы решения классов задач Способ взаимодействия Симбиотическое слияние Буквальная имитация, действие по образцу Условная, воображаемая, символическая имитация Поиск общего для партнеров способа действия в отсутствие образца Характер инициативного приглашения партнера к сотрудничеству Выражения доброжелательности (преимущественно невербальные) «Покажи, как надо! Верно? Хорошо? Не получается...» - просьба образца, контроля и оценки «Давай как будто... Ты будешь... А я буду...» - чередование игры и межигровых коммуникаций о способах взаимодействия «Я смогу решить эту задачу, если...» - гипотеза о недостающем знании, проверять которую предстоит сообща Чего ребенок ожидает от взрослого партнера Присутствие, сопереживание, поддержка, принятие, оценка Демонстрация образцов, пошаговая помощь, контроль и оценка Построение общего замысла и свобода импровизации в рамках договоренности Помощь в проверке высказанных ребенком гипотез, указание на противоречия Новообразования, возникающие при освоении содержания ведущей деятельности Основополагающая вера и надежда, базисное доверие к людям, к себе и к миру Речь, предметные действия Воображение,символическая функция Рефлексия Новообразования,возникающие при освоении формы ведущей деятельности Потребность в другом человеке, способность доверять людям, открытость новизне Способность к имитации Способность к согласованным действиям с учетом игровой роли партнера Способность (умение) учиться При полноценном формировании возрастных новообразований наблюдается: Доверие к себе и другим людям, устойчивость к эмоциональным стрессам, эмпатия Способность обучаться по образцам и инструкциям Способность действовать в уме, творить; социальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками Знание границ своих возможностей и способность их преодолевать: ставить и решать задачи изменения своих ЗУНов При недоразвитости возрастных новообразований наблюдается: Неспособность любить и доверять, неверие в свои силы, заниженная самооценка Орудийная беспомощность, трудности в приобретении навыков, неорганизованность Бедная фантазия, трудности при встрече с нестандартными ситуациями, социальный эгоцентризм Отсутствие умения учиться, преобладание рассудочного мышления При гипертрофированном развитии возрастных новообразований наблюдается: Зависимость от эмоциональной поддержки и оценки других людей, потребность в гиперопеке, потеря предмета сотрудничества, уход в межличностное общение Потребность в инструкциях, отсутствие собственного мнения, некритичность, исполнительские установки, трудности в анализе образов Уход в фантазии, отсутствие чувства реальности, потеря направленности на результат, своеволие в целеполагании Пренебрежение к исполнительской части действия после того, как найден общий способ его осуществления, познавательная пристрастность Вклад возраста в учебную деятельность Доверие к учителю, потребность в установлении отношений с ним, вера в свои силы, открытость новому опыту Способность и склонность подражать образцам действий учителя, выполнять инструкции и правила Освоение роли ученика и правил жизни «настоящего школьника»,готовность к учебной дискуссии Юношеское умение учиться самостоятельно
Мандель Б.Р. Педагогическая психология. Ростов/н/Д: Феникс, 2007. с. 60.
Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. с. 62.
Мандель Б.Р. Педагогическая психология. Ростов/н/Д: Феникс, 2007. с. 62.
Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. с. 62-64.
Басова. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону: Феникс, 2004. с. 232.
Мандель Б.Р. Педагогическая психология. Ростов/н/Д: Феникс, 2007. с. 65.
Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. с. 132.
Казанская В.Г. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2005. с. 39-41.
Казанская В.Г. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2005. с. 41.
Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. с. 134.
Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. с. 137.
Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПБ.: Питер, 2007. с. 256.
Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. с. 42.
Там же, с. 44.
Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. с. 86.
Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. с. 46.












7

Список литературных источников
1.Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПБ.: Питер, 2007. – 448с.
2.Басова. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 416 с.
3.Григорович Л.А., Марцинсковская Т.Д Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
4.Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – 160 с.
5.Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 384 с.
6.Казанская В.Г. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2005 – 366 с.
7.Мандель Б.Р. Педагогическая психология. Ростов/н/Д: Феникс, 2007. – 384 с.
8.Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
9.Педагогика. Под редакцией Крившенко Л.П. М.: ТК Велби2008. – 432 с.
10.Талызина Н.Ф. Способы моделирования приемов познавательной деятельности. Управление процессом усвоения знаний. – М.: Знание, 2004. – 458 с.
11.Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 288 с.


Вопрос-ответ:

Какие подходы используют отечественные и зарубежные ученые при изучении учебной деятельности?

Отечественные и зарубежные ученые применяют различные подходы при изучении учебной деятельности. Некоторые исследователи сосредотачиваются на анализе психологических процессов, которые происходят во время обучения, таких как восприятие, внимание, память, мышление и др. Другие ученые направляют свое внимание на изучение мотивации и саморегуляции учебной деятельности. Также есть ученые, которые исследуют социальные аспекты учебной деятельности, такие как взаимодействие социальных групп, роль учителя и др.

Каковы основные характеристики учебной деятельности?

Учебная деятельность имеет несколько основных характеристик. Во-первых, это целенаправленная деятельность, которая выполняется с определенными учебными целями. Во-вторых, учебная деятельность включает в себя такие психологические процессы, как восприятие, внимание, память, мышление и др. В-третьих, учебная деятельность осуществляется в определенных педагогических условиях, которые могут влиять на ее результаты. Наконец, учебная деятельность является социальным явлением, так как включает взаимодействие учащихся с учителем и другими учениками.

В чем состоит структура учебной деятельности?

Структура учебной деятельности включает несколько основных компонентов. Во-первых, это планирование учебной деятельности, которое предполагает определение целей, выбор методов и средств обучения. Во-вторых, это сама реализация учебной деятельности, когда ученик осуществляет активные учебные действия, такие как чтение, написание, решение задач и др. В-третьих, это контроль и оценка результатов учебной деятельности, которые позволяют ученику и учителю оценить достижение учебных целей и внести коррективы в дальнейшую учебную работу.

Зачем нужно изучать учебную деятельность?

Изучение учебной деятельности позволяет понять, как происходит обучение, каким образом студенты усваивают знания, какие факторы влияют на их успех в учебе. Это помогает разрабатывать эффективные методы обучения, прогнозировать и предотвращать возможные трудности, а также повышать качество образования.

Какие основные подходы существуют к изучению учебной деятельности?

Отечественные и зарубежные ученые подходят к изучению учебной деятельности с разных сторон. Отечественные ученые акцентируют внимание на социальной среде, взаимодействии с учителем и одноклассниками, наличии мотивации и интереса к учебе. Зарубежные ученые, напротив, обращают внимание на когнитивные процессы, такие как восприятие, внимание, память, мышление и решение проблем.

Какова структура учебной деятельности?

Структура учебной деятельности включает в себя несколько компонентов: познавательный компонент, который связан с усвоением новой информации и знаний; мотивационный компонент, который определяет степень интереса и вовлеченности в учебу; эмоциональный компонент, который отражает эмоциональное состояние учащегося в процессе учебы.

Какие психологические компоненты присутствуют в учебной деятельности?

В учебной деятельности выделяют такие психологические компоненты, как умственная деятельность (восприятие, внимание, память, мышление, решение проблем), мотивация (интерес к учебе, стремление к достижению успеха), эмоциональная сфера (эмоциональное отношение к учебе, эмоциональное состояние во время обучения).

Какова роль изучения учебной деятельности в повышении качества образования?

Изучение учебной деятельности позволяет выявить факторы, влияющие на успешность обучения, и разработать эффективные методы обучения. Это позволяет повысить мотивацию учащихся, сделать уроки более интересными и понятными, а также предотвратить возможные трудности и проблемы, связанные с обучением.