Психологическая характеристика учебной деятельности.
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 05.03.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ К ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Чем более сближено понимание целей («я хочу этому научить» - учитель, «я хочу именно этому научиться» - ученик), мотивация (настроенность на учебный процесс в данный момент и ученика и учителя), эмоциональное принятие учебной ситуации (и для учителя и для ученика она эмоционально привлекательна ), согласование способов подачи, восприятия и переработки информации, форм корректировки, контроля и самоконтроля деятельности, тем успешнее идет учебный процесс.
Таким образом, учебная деятельность становится максимально однонаправленной и успешной. Однако отклонение в сторону хотя бы одной составляющей приводит к рассогласованию, деформации деятельности и понижению ее эффективности.
3) Учебная деятельность характеризуется следующими особенностями:
- она направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
- в ходе ее осуществления усваиваются общие способы действий и научные понятия;
- овладение общими способами действий, программами действий, предваряющих решение задач;
- удовлетворяя познавательные потребности обучающихся, она побуждает их к саморазвитию;
- приводит к психическим и личностным изменениям обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий.
Глоссарий
Закономерности воспитания (обучения) – устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (воспитания).
Контроль – наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков.
Концепция воспитания (обучения) – цельное представление об основных компонентах воспитания (обучения): целях, содержании, методах, средствах, формах.
Методология – 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Методология педагогической науки – учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.
Методы воспитания – совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.
Методы контроля – способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.
Методы обучения – способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.
Образование (как процесс) – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образования.
Образование (как результат) – характеристика достигнутого уровня образованности.
Образованность личности – характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.
Обучение – активная целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности.
Список литературных источников
Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПБ.: Питер, 2007. – 448с.
Басова. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 416 с.
Григорович Л.А., Марцинсковская Т.Д Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – 160 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 384 с.
Казанская В.Г. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2005 – 366 с.
Мандель Б.Р. Педагогическая психология. Ростов/н/Д: Феникс, 2007. – 384 с.
Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
Педагогика. Под редакцией Крившенко Л.П. М.: ТК Велби2008. – 432 с.
Талызина Н.Ф. Способы моделирования приемов познавательной деятельности. Управление процессом усвоения знаний. – М.: Знание, 2004. – 458 с.
Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 288 с.
Приложения
Приложение 1
Педагогическое управление учебной деятельностью
Этапы организации учебной деятельности Функции управления учебной деятельностью Мотивирующая Регулирующая Контролирующая и оценивающая 1. Исходный анализ
и оценка учебной ситуации
Определение уровня сформированности учебной мотивации и психологической готовности к решению учебной задачи Выявление уровня сформированности знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи, наличия исходных понятий и представлений об изучаемом объекте. Установление возможных трудностей и определение степени самостоятельности учащихся. Анализ взаимоотношений учащихся и характера совместной деятельности Оценка исходного уровня знаний и личностных качеств учащихся, отражающих их отношение к учению. Определение готовности учащихся к самоконтролю и самостоятельному выполнению учебных действий 2. Проектирование учебной деятельности
Определение предметного содержания учебной деятельности и ее форм с точки зрения их личностной значимости. Выбор способов стимулирования познавательной сферы учащихся
Построение логической структуры предметного содержания учебной деятельности, отбор форм и методов ознакомления учащихся с новой информацией с целью ее усвоения. Подготовка дифференцированных учебных заданий, соответствующих уровню развития познавательных способностей учащихся. Определение форм учебной деятельности и оказание помощи учащимся при самостоятельном решении учебных задач Разработка контрольных заданий и форм контроля за ходом учебной деятельности. Выбор стратегий и тактик оценивания хода и результатов учебной деятельности 3. Реализация учебной деятельности
Применение непосредственных и опосредованных воздействий, мотивирующих учебную деятельность, включая механизмы референтности и персонализации Организация деятельности учащихся как коммуникативного процесса. Установление межличностного взаимодействия и взаимопонимания. Организация индивидуальной формы учебной деятельности, оказание учащимся помощи в преодолении трудностей при самостоятельном решении учебных задач Осуществление контроля на каждом этапе учебной деятельности (текущий контроль) и коррекция учебных действий. Оценка хода усвоения учебного материала
4. Итоговый анализ и оценка учебной ситуации
Определение достижений в учебной мотивации, поддержка уверенности в учащихся в собственных силах и выбор способов формирования «Я концепции» средствами учебной деятельности Анализ причин успехов и неудач в решении учебных задач. Моделирование индивидуальной работы, связанной с устранением проблем в усвоении учебного материала. Планирование последующих учебных ситуаций
Определение уровня усвоения знаний и сформированности учебных действий, характера личностных изменений, сдвигов в мыслительной рефлексии и их оценка
Приложение 2
Методы обучения в процессе учебной деятельности и характер деятельности учителя и учащихся
(по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину)
Метод обучения Деятельность учителя Деятельность учащегося 1 Информационно-рецептивный метод Предъявление информации (учителем или заменяющим его средством). Организация действий ученика с объектом изучения Восприятие знаний. Осознание знаний. Запоминание (преимущественно произвольное) 2. Репродуктивный метод Составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением Актуализация знаний. Воспроизведение знаний и способов действий по образцам, показанным другими (учителем, книгой, техническими средствами). Произвольное и непроизвольное запоминание (в зависимости от характера задания) 3. Метод проблемного изложения Постановка проблемы и раскрытие доказательного пути ее решения Восприятие знаний. Осознание знаний и проблемы. Внимание к последовательности и контроль над степенью убедительности решения проблемы. Мысленное прогнозирование очередных шагов логики решения. Запоминание (в значительной степени непроизвольное) 4. Эвристический метод Постановка проблем. Составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач. Планирование шагов решения. Руководство деятельностью учащихся (корректировка и создание проблемных ситуаций) Восприятие задания, составляющего часть задачи. Осмысление условий задачи. Актуализация знаний о путях решения сходных задач. Самостоятельное решение части задачи. Самоконтроль в процессе решения и проверка его результатов. Преобладание непроизвольного запоминания материала, связанного с заданием. Воспроизведение хода решения и его самостоятельная мотивировка 5. Исследовательский метод Составление и предъявление проблемных задач для поиска решений. Контроль за ходом решения Восприятие проблемы или самостоятельное усмотрение проблемы. Осмысление условий задачи. Планирование этапов исследования (решения). Планирование способов исследования на каждом этапе. Самоконтроль в процессе исследования и его завершения. Преобладание непроизвольного запоминания. Воспроизведение хода исследования, мотивировка его результатов
Приложение 3
Основные характеристики ведущих форм деятельности и их развивающих эффектов, по Г.А. Цукерман
Характеристика ведущей деятельности Непосредственно-эмоциональное общение Предметно-манипулятивная деятельность Игровая деятельность Учебная деятельность Содержание Другой человек и я как источник любви, понимания, принятия и оценки Способы употребления человеческих орудий и знаков Социальные нормы и смыслы человеческих отношений Общие способы решения классов задач Способ взаимодействия Симбиотическое слияние Буквальная имитация, действие по образцу Условная, воображаемая, символическая имитация Поиск общего для партнеров способа действия в отсутствие образца Характер инициативного приглашения партнера к сотрудничеству Выражения доброжелательности (преимущественно невербальные) «Покажи, как надо! Верно? Хорошо? Не получается...» - просьба образца, контроля и оценки «Давай как будто... Ты будешь... А я буду...» - чередование игры и межигровых коммуникаций о способах взаимодействия «Я смогу решить эту задачу, если...» - гипотеза о недостающем знании, проверять которую предстоит сообща Чего ребенок ожидает от взрослого партнера Присутствие, сопереживание, поддержка, принятие, оценка Демонстрация образцов, пошаговая помощь, контроль и оценка Построение общего замысла и свобода импровизации в рамках договоренности Помощь в проверке высказанных ребенком гипотез, указание на противоречия Новообразования, возникающие при освоении содержания ведущей деятельности Основополагающая вера и надежда, базисное доверие к людям, к себе и к миру Речь, предметные действия Воображение,символическая функция Рефлексия Новообразования,возникающие при освоении формы ведущей деятельности Потребность в другом человеке, способность доверять людям, открытость новизне Способность к имитации Способность к согласованным действиям с учетом игровой роли партнера Способность (умение) учиться При полноценном формировании возрастных новообразований наблюдается: Доверие к себе и другим людям, устойчивость к эмоциональным стрессам, эмпатия Способность обучаться по образцам и инструкциям Способность действовать в уме, творить; социальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками Знание границ своих возможностей и способность их преодолевать: ставить и решать задачи изменения своих ЗУНов При недоразвитости возрастных новообразований наблюдается: Неспособность любить и доверять, неверие в свои силы, заниженная самооценка Орудийная беспомощность, трудности в приобретении навыков, неорганизованность Бедная фантазия, трудности при встрече с нестандартными ситуациями, социальный эгоцентризм Отсутствие умения учиться, преобладание рассудочного мышления При гипертрофированном развитии возрастных новообразований наблюдается: Зависимость от эмоциональной поддержки и оценки других людей, потребность в гиперопеке, потеря предмета сотрудничества, уход в межличностное общение Потребность в инструкциях, отсутствие собственного мнения, некритичность, исполнительские установки, трудности в анализе образов Уход в фантазии, отсутствие чувства реальности, потеря направленности на результат, своеволие в целеполагании Пренебрежение к исполнительской части действия после того, как найден общий способ его осуществления, познавательная пристрастность Вклад возраста в учебную деятельность Доверие к учителю, потребность в установлении отношений с ним, вера в свои силы, открытость новому опыту Способность и склонность подражать образцам действий учителя, выполнять инструкции и правила Освоение роли ученика и правил жизни «настоящего школьника»,готовность к учебной дискуссии Юношеское умение учиться самостоятельно
Мандель Б.Р. Педагогическая психология. Ростов/н/Д: Феникс, 2007. с. 60.
Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. с. 62.
Мандель Б.Р. Педагогическая психология. Ростов/н/Д: Феникс, 2007. с. 62.
Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. с. 62-64.
Басова. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону: Феникс, 2004. с. 232.
Мандель Б.Р. Педагогическая психология. Ростов/н/Д: Феникс, 2007. с. 65.
Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. с. 132.
Казанская В.Г. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2005. с. 39-41.
Казанская В.Г. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2005. с. 41.
Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. с. 134.
Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. с. 137.
Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПБ.: Питер, 2007. с. 256.
Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. с. 42.
Там же, с. 44.
Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. с. 86.
Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. с. 46.
7
1.Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПБ.: Питер, 2007. – 448с.
2.Басова. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 416 с.
3.Григорович Л.А., Марцинсковская Т.Д Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
4.Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – 160 с.
5.Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 384 с.
6.Казанская В.Г. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2005 – 366 с.
7.Мандель Б.Р. Педагогическая психология. Ростов/н/Д: Феникс, 2007. – 384 с.
8.Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
9.Педагогика. Под редакцией Крившенко Л.П. М.: ТК Велби2008. – 432 с.
10.Талызина Н.Ф. Способы моделирования приемов познавательной деятельности. Управление процессом усвоения знаний. – М.: Знание, 2004. – 458 с.
11.Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 288 с.
Вопрос-ответ:
Какие подходы используют отечественные и зарубежные ученые при изучении учебной деятельности?
Отечественные и зарубежные ученые применяют различные подходы при изучении учебной деятельности. Некоторые исследователи сосредотачиваются на анализе психологических процессов, которые происходят во время обучения, таких как восприятие, внимание, память, мышление и др. Другие ученые направляют свое внимание на изучение мотивации и саморегуляции учебной деятельности. Также есть ученые, которые исследуют социальные аспекты учебной деятельности, такие как взаимодействие социальных групп, роль учителя и др.
Каковы основные характеристики учебной деятельности?
Учебная деятельность имеет несколько основных характеристик. Во-первых, это целенаправленная деятельность, которая выполняется с определенными учебными целями. Во-вторых, учебная деятельность включает в себя такие психологические процессы, как восприятие, внимание, память, мышление и др. В-третьих, учебная деятельность осуществляется в определенных педагогических условиях, которые могут влиять на ее результаты. Наконец, учебная деятельность является социальным явлением, так как включает взаимодействие учащихся с учителем и другими учениками.
В чем состоит структура учебной деятельности?
Структура учебной деятельности включает несколько основных компонентов. Во-первых, это планирование учебной деятельности, которое предполагает определение целей, выбор методов и средств обучения. Во-вторых, это сама реализация учебной деятельности, когда ученик осуществляет активные учебные действия, такие как чтение, написание, решение задач и др. В-третьих, это контроль и оценка результатов учебной деятельности, которые позволяют ученику и учителю оценить достижение учебных целей и внести коррективы в дальнейшую учебную работу.
Зачем нужно изучать учебную деятельность?
Изучение учебной деятельности позволяет понять, как происходит обучение, каким образом студенты усваивают знания, какие факторы влияют на их успех в учебе. Это помогает разрабатывать эффективные методы обучения, прогнозировать и предотвращать возможные трудности, а также повышать качество образования.
Какие основные подходы существуют к изучению учебной деятельности?
Отечественные и зарубежные ученые подходят к изучению учебной деятельности с разных сторон. Отечественные ученые акцентируют внимание на социальной среде, взаимодействии с учителем и одноклассниками, наличии мотивации и интереса к учебе. Зарубежные ученые, напротив, обращают внимание на когнитивные процессы, такие как восприятие, внимание, память, мышление и решение проблем.
Какова структура учебной деятельности?
Структура учебной деятельности включает в себя несколько компонентов: познавательный компонент, который связан с усвоением новой информации и знаний; мотивационный компонент, который определяет степень интереса и вовлеченности в учебу; эмоциональный компонент, который отражает эмоциональное состояние учащегося в процессе учебы.
Какие психологические компоненты присутствуют в учебной деятельности?
В учебной деятельности выделяют такие психологические компоненты, как умственная деятельность (восприятие, внимание, память, мышление, решение проблем), мотивация (интерес к учебе, стремление к достижению успеха), эмоциональная сфера (эмоциональное отношение к учебе, эмоциональное состояние во время обучения).
Какова роль изучения учебной деятельности в повышении качества образования?
Изучение учебной деятельности позволяет выявить факторы, влияющие на успешность обучения, и разработать эффективные методы обучения. Это позволяет повысить мотивацию учащихся, сделать уроки более интересными и понятными, а также предотвратить возможные трудности и проблемы, связанные с обучением.