человек - предмет естествознания

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Концепция современного естествознания
  • 15 15 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 24.11.2008
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение
Что такое естествознание и обществознание
Человек как предмет естествознания
Концепции происхождения человека
Сущность человека. Биологическое и социальное в человеке
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

В современной науке наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой генетически наследуются не способности человека, а только их задатки, развитие же способностей во многом зависит от условий жизни и общения. Понятно, что в этом случае особую роль приобретают первые годы жизни индивида, первоначальный этап социализации, который активизирует или, напротив, тормозит генетические механизмы. Данной точки зрения придерживается социобиология — научная дисциплина, изучающая генетические основы социального поведения животных и человека, их эволюцию под действием естественного отбора.6
Иными словами, социобиология представляет собой синтез популяционной генетики, этологии и экологии.
В методологическом плане социобиология экстраполирует выводы, полученные при изучении поведения животных, на человека, утверждая ведущую роль биологических факторов в развитии личности. При этом роль культурных влияний не отрицается, однако им отводится второстепенная роль. Социобиология выступает с идеей синтеза биологического и социального знания, но на основе биологии.
Будучи продуктом биологической эволюции, человек никогда не выйдет за границы своей биологической природы. Однако замечательной особенностью биологической природы человека является его способность к усвоению социальных явлений. Биологическое и социальное начала выступают генетически и функционально связанными уровнями целостной организации человека. Биологическое начало, будучи первичным во времени, детерминирует социальное начало, становится предпосылкой его воспроизведения. Поэтому биологическое есть необходимое, но не достаточное условие становления и функционирования социального. И действительно, человек не может возникнуть без биологического основания, ибо его наличие — непременное условие и обязательная предпосылка выделения человека из животного мира. Однако обезьяна не может превратиться в человека только по законам развития органического мира. Здесь нужно нечто большее. Человек приобретает свою социальную сущность не в силу биологических законов, а в силу законов общественного развития. Таким образом, социальное приобретает относительную независимость от биологического и само становится необходимым условием своего дальнейшего существования.
Объективный поход к решению вопроса о соотношении биологического и социального, вероятно, заключается в необходимости взглянуть на человека с трех позиций: биологической, психологической и социальной. Человека можно рассматривать как физическое тело, принадлежащее биологическому миру и подчиняющееся его законам. Такой взгляд выражается в понятии «индивид», обозначающий конкретного представителя человеческого рода как носителя психофизиологических качеств.
Социокультурный взгляд на человека выражается в понятии «личность», которое означает понимающее и мыслящее существо, способное к саморефлексии. Индивид становится личностью в процессе социализации и инкультурации, через общение с другими людьми и усвоение в процессе этого общения культурных достижений человечества и его родной культуры, поэтому личность иногда определяется как социальная индивидуальность. Таким образом, личность — это субъект общественных отношений, деятельности и общения людей. Только в деятельности человек выступает и самоутверждается как личность, играя разнообразные социальные роли. Именно через деятельность осуществляются процессы социализации и инкультурации, в ходе которых человек становится личностью.
Понятие «личность» следует отличать от понятия «характер» — совокупности психологических особенностей человека, его психологической индивидуальности. Уникальность личности выражается в понятии «индивидуальность». Основа уникальности человека заложена на биологическом уровне: каждый человек, обладая общими видовыми характеристиками, всегда остается неповторимым.
Заключение
В заключении, необходимо отметить, что нельзя рассматривать естествознание и обществознание, без того, чтобы не дать, одновременно, определение человеку как предмету данных наук. Так как естествознание и обществознание - это науки, изучающие все процессы и явления, происходившие и происходящие в реальном объективном мире, то человек, как субъект всех явлений в целом, является предметом данных наук. То, что истинное определение естествознания и обществознания раскрывается в (через) человеческом присутствии, обуславливает связь естествознания с бытийной определенностью человека и необходимостью, прежде всего, рассматривать вопрос о нем.
Когда современная наука на переднем крае своего поиска поставила в центр исследований уникальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен сам человек, то требование экспликации ценностей в этой ситуации не только не противоречит традиционной установке на получение объективно-истинных знаний о мире, но и выступает предпосылкой реализации этой установки. Есть все основания полагать, что по мере развития современной науки эти процессы будут усиливаться.
Список литературы
Алексеев В.П. Становление человечества.- М., 1984
Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998
Моисеев Н.Н. Идеи естествознания и общественные науки.- М.: ВЦ РАН, 1991
Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера.- М.: Молодая гвардия, 1990
Садохин А. П. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006
Возникновение и эволюция человека// http://www.experiment.lv/rus/biblio/est-buhv.htm
Все о естествознании// http://www.science4all.org/
1 Алексеев В.П. Становление человечества.- М., 1984

2 Алексеев В.П. Становление человечества.- М., 1984
3 Алексеев В.П. Становление человечества.- М., 1984
4 Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998
5 Садохин А. П. Концепции современного естествознания:. Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006
6 Возникновение и эволюция человека// http://www.experiment.lv/rus/biblio/est-buhv.htm












2

Список литературы
1.Алексеев В.П. Становление человечества.- М., 1984
2.Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998
3.Моисеев Н.Н. Идеи естествознания и общественные науки.- М.: ВЦ РАН, 1991
4.Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера.- М.: Молодая гвардия, 1990
5.Садохин А. П. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006
6.Возникновение и эволюция человека// http://www.experiment.lv/rus/biblio/est-buhv.htm
7.Все о естествознании// http://www.science4all.org/