Виды конфликтов в зарубежной конфликтологии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конфликтология
  • 27 27 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 01.04.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОВ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОВ
ГЛАВА 2. ВИДЫ КОНФЛИКТОВ В ЗАРУБЕЖНОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Эти противоречия тоже носят сознательно-духовный (теоретический) характер, выступают в форме научно-идеологической полемики, споров, дискуссий и т.п.
При описании видов конфликтов общественные противоречия можно разделить на четыре основных типа:
1. Социально-факторные (между производительными силами и производственными отношениями, базисом и надстройкой и т.п.) противоречия образуют содержание способа производства, базиса, надстройки, общественно-экономической формации. Эти противоречия досконально исследованы в учебниках по марксистско-ленинской идеологии: философии, политэкономии, научному коммунизму.
2. Социальные противоречия возникают между социальными субъектами (социальными общностями, социальными институтами, социальными организациями), имеющими разные или противоположные интересы. Анализу именно этих конфликтов и посвящена эта книга.
3. Межличностные противоречия возникают между разными индивидами (личностями), обладающими противоположными потребностями, ценностями и т.п. Эти противоречия обстоятельно исследованы в зарубежной литературе, особенно деловой, где отношения между менеджерами и подчиненными, предпринимателями и клиентами играют существенную роль.
4. Внутриличностные противоречия возникают между противоположными потребностями, интересами, целями, идеями и т.п. данной личности. Это свидетельство ее раздвоенности (противоречивости), что является причиной развития личности, приводящее иногда к печальному итогу. Нужно отметить, что внутриличностные противоречия носят общественно-биологический характер: в них много от биологической основы личности, ее тела, бессознательного, психического.
Внутриличностные, межличностные и социальные противоречия имеют психологическую, социологическую, культурологическую составляющие (стороны). Поэтому можно выделить психологию, социологию, культурологию внутриличностных, межличностных и социальных противоречий. Эти противоречия носят сознательный характер, т.е. субъекты, в них участвующие, сознают свои интересы, ставят перед собой определенные цели, добиваются определенных результатов.
Природные, общественные и духовные противоречия могут быть внутренними и внешними, главными и второстепенными, основными и неосновными, антагонистическими и неантагонистическими. Если мы связываем понятие конфликта с противоречиями, то классификации конфликтов должна предшествовать классификация противоречий. Следует отметить, что существуют не противоречия и конфликты сами по себе, а вещи и субъекты, обладающие противоречиями и конфликтами. Это уточнение привязывает противоречия и конфликты к тем вещам и субъектам, которые являются их носителями.
1. Внутренними являются противоречия между противоположными сторонами и тенденциями развития одного явления; внешними – противоречия между противоположными сторонами и тенденциями развития разных явлений. Примеры внутренних противоречий: взаимодействие электрона и позитрона в атоме, процессы ассимиляции и диссимиляции в живом организме, классовая борьба, идеология либерализма и социализма. Внутренние противоречия играют необходимую роль в развитии всех явлений.
Внешние противоречия играют случайную роль в развитии всех явлений. Как правило, они проявляются в жизни явления через внутренние противоречия, способствуя прогрессу или деградации явления атома, живого организма, страны, культуры.
2. Основные противоречия определяют состояние и развитие существенных свойств явления и сохраняются на всем протяжении его существования; неосновные – определяют состояние и развитие отдельных несущественных сторон данного явления и действуют на определенном этапе его существования. Например, основными являются противоречия между электроном и позитроном в атоме, ассимиляцией и диссимиляцией в живом организме, классовая борьба в антагонистическом обществе, неосновные – противоречия между электроном и магнетизмом Земли, между белками и углеводами в процессе пищеварения для живого организма, между неосновными классами общества, например, между крестьянами и рабочими при советской власти.
3. Главными называются противоречия, которые определяют развитие данного явления на определенном этапе его существования.
По отношению к нему все остальные противоречия – внутренние и внешние, основные и неосновные – рассматриваются как неглавные. Например, главным противоречием для России является противоречие с Чечней. Все остальные противоречия по отношению к этому превратились в неглавные.
4. Антагонистическими являются противоречия между социальными общностями (классами, стратами, нациями), социальными институтами (семьями, системами образования и т.п.), социальными организациями (армией, наукой, церковью и т.п.), интересы которых непримиримы. Неантагонистическими являются противоречия между социальными общностями, социальными институтами, социальными организациями, интересы которых примиримы. Эти противоречия характеризуют только противоречия социальные и духовные, не относясь к противоречиям природным. Тем самым они носят сознательный характер. Например, антагонистическими были противоречия между российской буржуазией и пролетариатом, а также между государством и преступностью, населением и наркомафией и т.п. Неантагонистическими оказались противоречия между западноевропейской буржуазией и пролетариатом, а также между родителями и детьми, преподавателями и студентами и т.п.
Сегодня за рубежом теория и практика конфликта растет большими темпами. В 1986 году Австралийская ассоциация содействия ООН основала организацию по разрешению конфликтов как часть ее Программы Мира. Задача организации – разрабатывать и внедрять навыки по разрешению конфликта для их эффективного применения в личной жизни, на работе и в международных отношениях.
Сегодня западная конфликтология распространяет свое влияние и на Россию. Интернет позволяет познакомиться с последними конфликтологическими разработками ученых и практиков всех стран мира.
Заключение
В заключение отметим, что в современных западных исследованиях конфликта наиболее отчетливо проявляются два основных направления. Первое связано с деятельностью институтов, изучающих в основном сами конфликты и широко распространено в Западной Европе (Франция, Голландия, Италия, Испания); второе с деятельностью институтов исследований мира, получивших широкое распространение в США. В принципе цели этих институтов аналогичны, но достигаются они на основе различных методологических подходов. В одних исследованиях первенствуют соображения о путях достижения победы. Последователи Г. Бутуля считают, что более соответствует научному духу его высказывание: «Если хочешь мира, изучай войну». Специалисты же из институтов исследований мира придают первостепенное значение проблемам мира и согласия. В качестве примера можно назвать книгу Р. Фишера и У. Юри «Путь к согласию или переговоры без поражения», вышедшую в 1990 г. на русском языке.
В социально-политических и правовых концепциях общественного развития на рубеже XIX-XX вв. теоретический интерес к проблематике конфликта был вполне очевиден. Анализ этой проблематики осуществлялся в основном на базе методологических установок социального дарвинизма и марксизма, западной социологии, политологии и юриспруденции. Методологическими особенностями этих научных направлений в значительной мере определяются как сильные, так и слабые стороны проникновения в сущность такого значимого явления, как конфликт. Несомненно и определенное влияние, которое оказывали социальные и политические события того времени на теоретические выводы в отношении как общих проблем общественного развития, так и конфликта. Рассуждая об основных идеях, высказанных в теориях общественного развития этого периода, целесообразно выделить те из них, которые обладают качеством всеобщности и сохраняют свою актуальность для современных концепций конфликта.
В о – первых, это твердое убеждение в том, что конфликт является нормальным социальным явлением. Природе самого человека. и общества присущи биологические, психологические, социальные и другие факторы, которые неизбежно порождают многочисленные и разнообразные конфликтные ситуации.
Во – вторых, конфликты выполняют ряд позитивных функций в процессе общественного развития. Они обеспечивают общее прогрессивное движение общественной жизни, способствуют сохранению единства социальных образований, утверждению общезначимых норм и социальных ценностей.
В – третьих, осознается связь и зависимость между конфликтным состоянием общественного развития и типом социальной структуры, порождающим данное состояние, т.е. определяется состояние структурного конфликта.
В – четвертых, отстаивается тезис, что противоположность между правящим меньшинством и управляемым большинством является неизбежным и вечным явлением, вызывающим всевозможные трения, коллизии, конфликты.
В – пятых, осознается связь и зависимость между изменениями экономической, политической, духовной сторон жизни общества и конфликтными ситуациями, возникшими в результате этих изменений, т.е. определяется состояние функционального конфликта.
В – шестых, в процессе общественного развития определяется состояние динамического равновесия, когда несовпадающие интересы различных социальных групп взаимно уравновешиваются с помощью возникающих и разрешаемых конфликтов.
Список литературы
Аби-Сааб Р. Гуманитарное право и внутренние конфликты: Истоки и эволюция международной регламентации. Перевод с французского. М.: Международный комитет красного креста, 2005. – 400 с.
Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2005. – 288 с.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
Арьтемьев И.Т., Иванов О.Г., Краснова Е.В. Моделирование конфликтных ситуаций. Чебоксары: Чувашский государственный университет, 2000. – 395 с.
Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2005 – 464 с.
Глазл Ф. Самопомощь в конфликтах. Калуга: духовное познание, 2004. – 192 с.
Джанни Г. Скотт. Способы разрешения конфликтов. Киев: ГИИМ, 2001. – 232 с.
Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2000. - 320 с.
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2005 – 402 с.
Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. М.: ИНФРА-М, 2007. – 302 с.
Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М.: Владос, 1999. – 326 с.
Курбатов В. И. Конфликтология. Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 445 с.
Леонов В.И. Конфликтология. Хрестоматия. М.: МПСИ, 2002. – 302 с.
Леонов Н.И. Психология конфликтного поведения, Диссертация, Ярославль. 2002. – 39 с.
Соколов С.В. Социальная конфликтология.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 327 с.
Хасан Б.И. Продуктивный конфликт как механизм развития личности. Диссертация, Красноярск. 1996. – 84 с.
Цой Л.Н. Практическая конфликтология. М.: АСТ-пресс, 2001. – 233 с.
Черкасова Т.В.Управление конфликтами молодежи как социальная проблема. Диссертация, Москва. 2004.

Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2000. с. 32.
Цой Л.Н. Практическая конфликтология. М.: АСТ-пресс, 2001. с. 26.
Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2000. с. 33.
Цой Л.Н. Практическая конфликтология. М.: АСТ-пресс, 2001. с. 27-29.
Соколов С.В. Социальная конфликтология.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. с. 47.
Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2000. с. 36-39.
Соколов С.В. Социальная конфликтология.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. с. 49.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб.: Питер, 2007. с. 56.
Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2005. с. 23-26.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб.: Питер, 2007. с. 58.
Соколов С.В. Социальная конфликтология.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. с. 51-53.
Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2005. с. 29.
Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М.: Владос, 1999. с. 54.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб.: Питер, 2007. с. 59-61.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб.: Питер, 2007. с. 62.
Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М.: Владос, 1999. с. 56.
Джанни Г. Скотт. Способы разрешения конфликтов. Киев: ГИИМ, 2001. с. 42.
Аби-Сааб Р. Гуманитарное право и внутренние конфликты: Истоки и эволюция международной регламентации. Перевод с французского. М.: Международный комитет красного креста, 2005. с. 222.-223.
Джанни Г. Скотт. Способы разрешения конфликтов. Киев: ГИИМ, 2001. с. 43-45.
Аби-Сааб Р. Гуманитарное право и внутренние конфликты: Истоки и эволюция международной регламентации. Перевод с французского. М.: Международный комитет красного креста, 2005. с. 222.-223
Глазл Ф. Самопомощь в конфликтах. Калуга: духовное познание, 2004. с. 87.
Джанни Г. Скотт. Способы разрешения конфликтов. Киев: ГИИМ, 2001. с. 49-51.
Глазл Ф. Самопомощь в конфликтах. Калуга: духовное познание, 2004. с. 88-90.
Глазл Ф. Самопомощь в конфликтах. Калуга: духовное познание, 2004. с. 93-95.
Джанни Г. Скотт. Способы разрешения конфликтов. Киев: ГИИМ, 2001. с. 52-54.












3

Список литературы
1.Аби-Сааб Р. Гуманитарное право и внутренние конфликты: Истоки и эволюция международной регламентации. Перевод с французского. М.: Международный комитет красного креста, 2005. – 400 с.
2.Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2005. – 288 с.
3.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
4.Арьтемьев И.Т., Иванов О.Г., Краснова Е.В. Моделирование конфликтных ситуаций. Чебоксары: Чувашский государственный университет, 2000. – 395 с.
5.Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2005 – 464 с.
6.Глазл Ф. Самопомощь в конфликтах. Калуга: духовное познание, 2004. – 192 с.
7.Джанни Г. Скотт. Способы разрешения конфликтов. Киев: ГИИМ, 2001. – 232 с.
8. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2000. - 320 с.
9.Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2005 – 402 с.
10.Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. М.: ИНФРА-М, 2007. – 302 с.
11.Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М.: Владос, 1999. – 326 с.
12.Курбатов В. И. Конфликтология. Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 445 с.
13.Леонов В.И. Конфликтология. Хрестоматия. М.: МПСИ, 2002. – 302 с.
14.Леонов Н.И. Психология конфликтного поведения, Диссертация, Ярославль. 2002. – 39 с.
15.Соколов С.В. Социальная конфликтология.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 327 с.
16.Хасан Б.И. Продуктивный конфликт как механизм развития личности. Диссертация, Красноярск. 1996. – 84 с.
17.Цой Л.Н. Практическая конфликтология. М.: АСТ-пресс, 2001. – 233 с.
18.Черкасова Т.В.Управление конфликтами молодежи как социальная проблема. Диссертация, Москва. 2004.

Вопрос-ответ:

Какие есть подходы к изучению проблемы конфликтов в зарубежной психологии?

Основные подходы в изучении проблемы конфликтов в зарубежной психологии включают исторические предпосылки возникновения и развития проблемы конфликтов, а также основные подходы в изучении этой проблемы.

Какие исторические предпосылки привели к возникновению и развитию проблемы конфликтов в зарубежной психологии?

Исторические предпосылки, приведшие к возникновению и развитию проблемы конфликтов в зарубежной психологии, включают различные факторы, такие как социальные изменения, развитие психологических исследований, а также воздействие политических и социальных конфликтов на общество.

Какие виды конфликтов существуют в зарубежной конфликтологии в современный период?

В зарубежной конфликтологии в современный период выделяются различные виды конфликтов, такие как межличностные конфликты, межгрупповые конфликты, политические конфликты, экономические конфликты и т.д.

Какова роль духовности и идеологических споров в изучении конфликтов?

Духовность и идеологические споры имеют сознательный и теоретический характер и могут оказывать влияние на изучение конфликтов, так как они представляют собой форму научно-идеологической полемики и споров.

Какие противоречия возникают в изучении конфликтов?

В изучении конфликтов возникают противоречия, например, между разными теоретическими подходами, между положительным и отрицательным пониманием конфликтов, а также между объективным и субъективным подходами к их анализу.

Какие основные подходы используются в зарубежной психологии для изучения проблемы конфликтов?

В зарубежной психологии для изучения проблемы конфликтов используются различные подходы, включая психоаналитический подход, социально-психологический подход, поведенческий подход, когнитивный подход и др. Каждый из этих подходов позволяет рассмотреть конфликты с разных сторон и исследовать их различные аспекты.

Какие исторические предпосылки привели к возникновению и развитию проблемы конфликтов в зарубежной психологии?

Исторические предпосылки, приведшие к возникновению и развитию проблемы конфликтов в зарубежной психологии, включают такие факторы, как изменения в обществе, развитие психоанализа, политические и социальные конфликты, а также развитие научной психологии в целом. Все эти факторы стимулировали интерес к изучению конфликтов и поиску способов их разрешения.

Какие виды конфликтов рассматриваются в зарубежной конфликтологии в современный период?

В зарубежной конфликтологии в современный период рассматриваются различные виды конфликтов, включая межличностные конфликты, межгрупповые конфликты, межкультурные конфликты, конфликты на рабочем месте и др. Каждый из этих видов конфликтов имеет свои особенности и требует особого подхода к их изучению и разрешению.

Что представляют собой противоречия в зарубежной конфликтологии и как они проявляются?

Противоречия в зарубежной конфликтологии представляют собой различные точки зрения и мнения относительно изучения и разрешения конфликтов. Они могут проявляться в форме научных споров, полемики и дебатов между учеными и исследователями. Эти противоречия являются неотъемлемой частью развития и совершенствования конфликтологии, поскольку позволяют рассмотреть проблему конфликтов с разных точек зрения и найти наиболее эффективные подходы к их разрешению.