Символика русской иконописи.
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 3 + 3 источника
- Добавлена 19.12.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Поэтому для того, чтобы понять, что символизирует тот или иной цвет, надо ориентироваться не только на общую тенденцию, но и на смысловой и композиционный контекст каждой конкретной иконы.
Время в иконописном изображении – это не только цвета богослужебного круга, но также – движение фигур. Движение в иконе передается посредством иконографических формул.
Иконографические формулы, лежащие в основе композиции иконы, согласно И. Даниловой, могут включать формулу диалога (передачи благодати) и формулу явления (предстояния). Этот список может быть дополнен формулами "трапезы Богообщения" и шествия. Названные композиционные схемы могут присутствовать в изображении в свернутом и развернутом виде, взаимодействовать между собой, сливаться, трансформироваться одна в другую. "Иконографическая схема в иконе по своему смыслу может быть приравнена к обрядовой формуле, которая может видоизменяться – расширяться или сокращаться, составляя более развернутый, торжественный, или более сокращенный будничный вариант".
Центральная фигура является объектом молитвы, поклонения (зрителей и изображенных на иконе) – моленный образ и изображение молитвы. Она выражает богословскую идею откровения. Схема явления лежит в основе большинства других иконографических схем: "Троица", "Распятие с предстоящими", "Преображение", "Вознесение". В скрытой форме она присутствует в изображениях Крещения, Снятия с Креста, Сошествия во ад, в клеймах житийных икон. Эти иконы показывают Образ, подобием которого мы призваны стать.
Фигуры обращены друг к другу, когда вступают в контакт без посредства центрального звена. Эта схема так же лежит в основе многих икон: "Благовещение Пресвятой Богородицы", "Благовестие Праведной Анне", "Сретение". Данную формулу можно видеть в изображениях воскрешения, исцеления. Такая схема передает учение о передаче Благой Вести – Евангелия. Она раскрывает тему "святого собеседования" и показывает, каким образом следует воспринимать божественное благословение и Откровение.
Эти два композиционных принципа лежат в основе большинства иконных композиций. При этом в иконах "явления" сохраняется принцип диалога – от изображенного на иконе к зрителю и от зрителя к изображенному. Так же и в иконах "диалога" можно усмотреть явление. Поэтому следует говорить о едином принципе композиционного построения икон. Только в одном случае мы имеем предмет – как образец, а в другом – действие как образец действия.
"Трапеза Богообщения" как традиционная формула принята для таких изображений как "Тайная вечеря", "Брак в Канне Галилейской", "Трапеза в Эммаусе" и др. Данные композиции имеют литургическую символику и связаны с алтарным пространством храма, которое они символически воспроизводят. Зачастую такие изображения вписываются в круг, что сообщает иконам иносказательное значение, связанное с Раем.
Формула шествия свойственна таким композициям как "Вход Христа в Иерусалим", "Введение Богородицы во храм" и т.д. В искусстве первых веков христианства данная ритмическая доминанта имела преобладающее значение для монументального искусства в интерьере базилики, так как протяженный интерьер раннехристианской церкви подчинен идее пути в Горний Иерусалим (базилика Сан Аполлинаре Нуово в Равенне). Многие изображения этого периода (иконы, миниатюра, мозаики) ритмически вписывались в схему шествия, что сообщало традиционным сюжетам непривычную иконографическую интерпретацию ("Благовещение" в форме торжественного шествия в мозаиках Санта Мария Маджоре в Риме и т. д.). Важным выразительным средством иконописной композиции является геометризм, подчиняющий изобразительное поле образа строгой закономерности.
Геометризм не есть сама иконографическая формула, но ее "энергетическая" сила. "Икона похожа на внутренний план и чертеж событий". Евгений Трубецкой пишет об "архитектурности нашей религиозной живописи", "каждая икона имеет свою особую внутреннюю архитектуру".
Важнейшими фигурами, определяющими композицию в иконе, является круг (овал), четырехугольник (ромб) и треугольник. Ярко выраженные геометрические построения в иконе имеют теофаническое значение. Например, круг и треугольник лежат в основе композиции "Троицы"; сочетание круга и квадрата (овала и ромба) – символ соединения Божественного и человеческого; шестиконечное (восьмиконечное) очертание лучей фаворского Света может быть связано соответственно с темами преображения и искупления земного мира, созданного за шесть дней, и с торжеством жизни будущего века в восьмой День Вечности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Древнерусская живопись – одна из самых высоких вершин мировой культуры, величайшее духовное достояние нашего народа.
Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная. И этой ролью был определен ее характер. Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая ею высота. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово».
Казалось бы, в этой живописи не какие-либо несущественные штрихи, а именно существенные черты предусмотрены и освящены канонами: и положение туловища святого, и взаимоотношение его крест-накрест сложенных рук, и сложение его благоволящих пальцев; движение стеснено до крайности, исключено все то, что могло бы сделать Спасителя и святых похожими на “таковых же, каковы мы сами”. Даже там, где оно совсем отсутствует, во власти иконописца все-таки остается взгляд святого, выражение его глаз, то есть то самое, что составляет высшее сосредоточие духовной жизни человеческого лица. А рядом с этим в древней русской иконописи мы встречаемся с неподражаемой передачей таких душевных настроений, как пламенная надежда или успокоение в Боге.
Мир образов древнерусского искусства, содержание древних изображений, их символическое значение и признаки, благодаря которым один и тот же сюжет или мотив на протяжении многих столетий остается легко узнаваемым, не перестает удивлять и восхищать любителей древнерусской живописи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М./Искусство/ 1978 – 211с.
Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: /Просвещение/ 1993.
Лазарев В. Русская иконопись. От истоков до начала века. М./Искусство/ 1983
Большой Российский энциклопедический словарь. М/Эра/ 2004 С.276
Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М./Искусство/ 1978
Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М./Искусство/ 1978
Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: /Просвещение/ 1993.
Там же.
Там же.
Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: /Просвещение/ 1993.
Лазарев В. Русская иконопись. От истоков до начала века. М./Искусство/ 1983
Лазарев В. Русская иконопись. От истоков до начала века. М./Искусство/ 1983
Там же.
Там же.
Лазарев В. Русская иконопись. От истоков до начала века. М./Искусство/ 1983
Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: /Просвещение/ 1993.
Там же.
Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: /Просвещение/ 1993.
Там же.
Там же.
Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: /Просвещение/ 1993.
Там же.
Там же.
Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М./Искусство/ 1978
Лазарев В. Русская иконопись. От истоков до начала века. М./Искусство/ 1983
Там же.
Там же.
Там же.
18
1.Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М./Искусство/ 1978 – 211с.
2.Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: /Просвещение/ 1993.
3.Лазарев В. Русская иконопись. От истоков до начала века. М./Искусство/ 1983
Вопрос-ответ:
Что символизирует цвет в иконописи?
Цвет в иконописи имеет свою символику. Для понимания, что символизирует тот или иной цвет, необходимо ориентироваться не только на общую тенденцию, но и на смысловой и композиционный контекст каждой конкретной иконы.
Как передается время в иконописном изображении?
Время в иконописном изображении отражается не только цветами богослужебного круга, но и движением фигур. Движение в иконе передается посредством иконографических формул, которые лежат в основе композиции.
На чем основана символика в иконописи?
Символика в иконописи основана на смысловом и композиционном контексте каждой конкретной иконы. Понять, что символизирует тот или иной цвет, необходимо учитывать не только общую тенденцию, но и иконографические формулы, лежащие в основе композиции.
Как передается движение в иконописи?
Движение в иконописи передается посредством иконографических формул. Эти формулы лежат в основе композиции иконы и позволяют передать движение фигур.
Что включает в себя иконографические формулы?
Иконографические формулы, включенные в основу композиции иконы, могут включать различные элементы, символизирующие тот или иной смысл. Конкретное содержание формул зависит от каждой отдельной иконы.
Какие цвета используются в русской иконописи и что они символизируют?
В русской иконописи используются основные цвета: золотой, красный, синий, зеленый и белый. Каждый из них имеет свою собственную символику. Золотой цвет символизирует божественность, величие и совершенство. Красный цвет олицетворяет жизненную силу, страсть и кровавую жертву. Синий цвет ассоциируется с небесностью, божественной силой и духовной глубиной. Зеленый цвет означает обновление, воскрешение и вечную жизнь. Белый цвет символизирует непорочность, святость и небесность.
Какое значение имеет время в иконописном изображении?
В иконописи время передается не только с помощью цветов богослужебного круга, но также с помощью движения фигур. Движение в иконе передается посредством иконографических формул, которые лежат в основе композиции. С помощью этих формул иконописец передает моменты из жизни святых, исторические события и многое другое. Иконопись позволяет заморозить момент во времени, сохраняя его для будущих поколений.
Какие символические значения могут иметь иконографические формулы в русской иконописи?
Иконографические формулы, лежащие в основе композиции икон, имеют различные символические значения. Например, изображение Христа с покрывалом олицетворяет его божественную сущность и особый статус. Изображение святых заставляет нас вспоминать их подвиги и благодеяния. Цвета, использованные в иконе, также могут сопровождаться определенными иконографическими формулами, которые сообщают нам дополнительную информацию о символическом значении цвета и его связи с изображенным событием или фигурами.
Какие символы используются в русской иконописи?
Русская иконопись использует различные символы, которые имеют свой особый смысл. Одним из самых известных символов является богослужебный круг, состоящий из семи цветов. Каждый цвет имеет свое значение и символизирует определенные аспекты духовной жизни. Также в иконописи широко используются символы животных, растений и других предметов, которые имеют свою символическую интерпретацию.
Какие цвета символизируются в русской иконописи?
В русской иконописи каждый цвет имеет свое значение и символизирует определенные аспекты духовной жизни. Например, золотой цвет символизирует божественную светимость и вечность, белый цвет олицетворяет чистоту и святость, красный цвет символизирует любовь и жертву. Также используются другие цвета, такие как синий, зеленый, фиолетовый и т.д., каждый из которых имеет свою символическую интерпретацию в контексте иконографии.