Основные виды и методы социологического исследования

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 20 20 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 28.05.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Виды социологического исследования
Глава 2. Методы социологического исследования
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Среди первых – материалы архивов, прессы, личные документы, т.е. те, в которых информация изложена в форме буквенного текста. К иконографическим относятся кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, видеоматериалы и др. Статистические документы представляют данные, в которых форма изложения в основном цифровая. Фонетические документы – это магнитофонные записи, грампластинки. Особым видом документов являются компьютерные документы.
По источнику информации документы могут быть первичными и вторичными. Если они составляются на базе прямого наблюдения либо опроса, то это – первичные документы, если же являются результатом обработки, обобщения других документов, то тогда они относятся к вторичным документам [3, с. 164 – 165].
При работе с документами имеет значение знание методов и способов анализа материалов. Выделяют неформализованные (традиционные) и формализованные методы. Первые предполагают использование умственных операций, направленных на выявление логики документов, их сути, основных идей. В данном случае социолог должен ответить на ряд вопросов: что представляет собой документ, с которым он работает? какова была цель его создания? на какое время он рассчитан? какова надежность и достоверность информации, содержащейся в нем? как можно ее использовать? каков общественный резонанс документа?
При ответе на эти вопросы всегда существует опасность субъективного качественного анализа. В документе, изучаемом социологом, могут быть пропущены какие-то важные аспекты, а акцент сделан на том, что не играет большой роли. Поэтому как альтернатива способу качественного, традиционного анализа возник количественный формализованный метод, получивший название контент-анализа [3, с. 165 – 166].
Сущность контент-анализа – в подсчёте смысловых единиц в информационном массиве, которыми могут быть: имена политических деятелей и порядок их перечисления, личные качества и социальная принадлежность персонажей текстов, перечисления географических названий, позиции и аргументация авторов, жанры и периодичность публикаций на определённые темы, место той или иной проблематики в газетах и размеры публикаций, время тематических передач и их продолжительность и пр.
Условия, при которых используется контент-анализ:
- необходимость высокой точности и объективности анализа;
- большой объём материала, подлежащего систематизации;
- значимость специфических характеристик изучаемого источника для исследования проблемы [7, с. 14].

2.3. Наблюдение
К наблюдению социологии прибегают редко. Считается, что прародиной и сферой, где оно до сих пор используется чаще всего, является антропология – наука о дописьменных культурах. Антропологи наблюдают образ жизни, социальные отношения и взаимодействие, обычаи, нравы и традиции забытых и малочисленных народов, племен и общин. Из антропологии в социологию пришли не только методология и методика наблюдений, но и их классификация.
Выделяют две основные разновидности наблюдения: включенное и невключенное.
Если социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригады рабочих со стороны (в специальном бланке регистрирует все типы действий, реакции, формы общения и т.д.), то он проводит невключенное наблюдение. Если же он встал в ряды забастовщиков, присоединился к толпе, участвует в подростковой группировке или если устроился работать на предприятие (участие может быть анонимным или не анонимным), то он проводит включенное наблюдение. Сфера охвата социологического наблюдения или совпадает, или уже сферы действия интервью [5, с. 24 – 25].
В зависимости от регулярности наблюдение бывает систематическим и случайным. Первое планируется и регулярно осуществляется в течение определенного периода, второе, как правило, проводится без плана, по поводу той или иной разовой, конкретной ситуации.
По месту проведения различают такие виды наблюдения, как полевое и лабораторное. Первое, наиболее распространенное, проводится в естественных условиях, второе – в искусственных. Так, школьный социолог может в обычных условиях наблюдать взаимоотношения учащихся, изучая проблемы социально-психологического климата в группе. Лабораторное наблюдение проводится, как правило, в экспериментальной ситуации, скажем во время игры, конкурсов, соревнований. Учащиеся даже не подозревают, что таким образом социолог изучает проблемы взаимовыручки и сплоченности.
Каковы плюсы и минусы метода наблюдения? Его достоинства состоят в том, что наблюдение осуществляется одновременно с развитием событий, процессов, явлений, т.е. в конкретных пространственно-временных условиях. При широко организованном наблюдении можно описать поведение всех участников процесса взаимодействия социальных групп. Однако есть и свои сложности: не все явления и процессы доступны для наблюдения; поскольку социальные ситуации не воспроизводятся, повторное наблюдение становится практически невозможным; наблюдение социальных процессов ограничено во времени; существует опасность адаптации социолога к ситуации, потери способности объективно ее оценивать, особенно в условиях включенного наблюдения. С учетом сказанного нельзя преувеличивать возможности метода социологического наблюдения, лучше использовать его вместе с другими способами получения первичной социологической информации [3, с. 168].

2.4. Эксперимент
Эксперимент применяется в социологии крайне ограниченно, в отличие от психологии, физики и химии, где этот метод – главное средство познания. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Когда поставлена цель исследования, например, изучить действие новой системы оплаты труда на рабочих, и подготовлена программа, создают две группы – экспериментальную и контрольную. В экспериментальной трудятся по-новому, а в контрольной – по-старому. Для чего это нужно?
Новая система оплаты может и не влиять на повышение производительности труда или последняя выросла, но ученые сомневаются, вызвано это действием новой формы оплаты или чем-то другим. Контрольная группа служит эталоном сравнения. Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет. Количество участвующих в эксперименте обычно невелико и редко превышает 10 – 15 человек [5, с. 25]. Применение эксперимента в социологии ограничивается, в первую очередь, из-за сложности учета возмущающего эффекта, привносимого самим исследователем. Так, люди, над которыми производится эксперимент, могут изменить своё поведение просто из-за того, что чувствуют, что за ними наблюдают. Вторым существенным ограничителем применения экспериментов в социологии является вероятность причинения ущерба физическому и психическому благополучию участников. В частности, широко известен эксперимент Ф. Зимбардо «Стэнфордская окружная тюрьма» (1972), в котором добровольцев, после тщательного отбора, разделили на «заключенных» и «охранников» окружной тюрьмы. Вскоре и «охранники», и «заключенные» настолько втянулись в свои роли, что стали взаимно унижать и оскорблять друг друга. После первой недели эксперимента его пришлось прервать, поскольку моральное состояние участников катастрофически ухудшилось [2, с. 140 – 141].
Заключение
Социология, «возникшая на стыке нескольких научных направлений для изучения и объяснения различных социальных фактов, использует как свои собственные методы, так и методы других наук (психологии, социальной психологии, экономики и др.). Значительное место в социологических исследованиях занимают методы естественных наук. В то же время социология, как и любая «самостоятельная» наука, имеет свою специфику и свои собственные методы исследования» [4, с. 8].
Методы (в социологии) – это правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.
В социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода, и каждый из них имеет по две основных разновидности (они указаны в скобках):
• опрос (анкетирование и интервьюирование);
• анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ));
• наблюдение (невключенное и включенное);
• эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).
Список литературы
Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М.: Гардарики, 2007. – 512 с.: ил.
Забродин В.Ю. Социология. – СПб.: Питер, 2009. – 160 с.: ил.
Зборовский Г.Е. Общая социология. М.: Гардарики, 2004. – 592 с.
Козырев Г.И. Социология. М.: ИД «ФОРУМ», 2010. – 320 с.
Кравченко А.И. Социология. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
Кравченко А.И. Социология. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 536 с.
Сирота Н.М., Сидоров С.А. Общая социология. – СПб.: НОИР, 2009. – 170 с.











2

Список литературы
1.Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М.: Гардарики, 2007. – 512 с.: ил.
2.Забродин В.Ю. Социология. – СПб.: Питер, 2009. – 160 с.: ил.
3.Зборовский Г.Е. Общая социология. М.: Гардарики, 2004. – 592 с.
4.Козырев Г.И. Социология. М.: ИД «ФОРУМ», 2010. – 320 с.
5.Кравченко А.И. Социология. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
6.Кравченко А.И. Социология. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 536 с.
7.Сирота Н.М., Сидоров С.А. Общая социология. – СПб.: НОИР, 2009. – 170 с.

Вопрос-ответ:

Какие виды социологического исследования существуют?

Виды социологического исследования делятся на такие как: документальное, иконографическое, статистическое и фонетическое исследования.

Что включает в себя документальное социологическое исследование?

Документальное социологическое исследование включает в себя анализ материалов, полученных из архивов прессы и личных документов, где информация изложена в форме буквенного текста.

Какие материалы относятся к иконографическим при социологическом исследовании?

Иконографические материалы включают в себя кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, видеоматериалы и другие визуальные средства передачи информации.

Чем отличается статистическое социологическое исследование от других видов?

Статистическое социологическое исследование представляет данные в основном в цифровой форме, используя числовые показатели и показатели, выраженные в процентах или других единицах измерения.

В чем заключается фонетическое социологическое исследование?

Фонетическое социологическое исследование включает анализ звуковых записей, речи и других аудиоматериалов в целях выявления и анализа общественных явлений и процессов.

Какие виды социологического исследования существуют?

Существует несколько видов социологического исследования, включая эксперименты, анкетирование, наблюдение, психодиагностику и т.д. Каждый вид исследования имеет свои особенности и применяется в разных ситуациях.

Какие методы социологического исследования используются?

В социологическом исследовании применяются различные методы, такие как опросы, интервью, анализ документов, анализ статистических данных, исследование архивов, эксперименты и т.д. Каждый метод имеет свои особенности и применим в определенных ситуациях.

Какие источники информации используются в социологическом исследовании?

В социологическом исследовании используются различные источники информации, такие как архивы прессы, личные документы, иконографические материалы (кино, фотографии), статистические документы и др. Каждый источник информации может дать ценные данные и дополнить исследование различными аспектами.

В чем отличие между буквенными и иконографическими документами?

Буквенные документы в социологическом исследовании представляют информацию в форме текста, написанного буквами. Они могут быть материалами из архивов прессы или личными документами. Иконографические документы, в свою очередь, представляют информацию в наглядной форме, как, например, кинофильмы, фотографии, гравюры и др.