Система работы над сочинением-миниатюрой как средство развития речи учащихся 3-го класса

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Методика преподавания
  • 65 65 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 14.01.2011
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Лингвистические и психолого-педагогические основы развития речи учащихся 3-го класса
1.1. Виды речи и их особенности
1.2. Требования к качеству связной речи
1.3. Психолого-педагогические основы работы над развитием речи у учащихся 3-го класса
Глава 2. Система работы над сочинением-миниатюрой в начальной школе
2.1. Место сочинения в ряду средств развития речи
2.2. Методика работы над сочинением в третьем классе
2.3. Особенности работы над сочинением-миниатюрой в начальной школе
Глава 3. Практическое обоснование эффективности использования работы над сочинением-миниатюрой как средство развития речи учащихся 3-го класса
3.1. Констатирующий этап
3.2. Формирующий этап
3.3. Контрольный этап
Заключение
Библиография
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста – 10 баллов (условно).2 балла – творческое, логически правильное составление текста, соответствующего теме, использование точных лексических единиц, наличие разных типов предложений, отсутствие грамматических ошибок, самостоятельность.1 балл – незначительные нарушения логики, отсутствие грамматических ошибок, преобладание простых предложений, небольшое количество подсказок.0 баллов – текст не соответствует теме, нарушение структуры текста, бедность лексики, необходимость в подсказках.Таким образом, оценка - 10 баллов соответствует высшему уровню составления текста;- свыше 6 баллов – среднему уровню;- меньше 6 баллов – низкому уровню.Рассмотрим результаты, полученные в каждой группе. (См. Приложение 1, 2)Для большей наглядности представим полученные результаты в процентном отношении.Оценка уровня развития речи (на основе сочинения текста)Экспериментальная группа, %Таблица 1Кол-во учащихся Набранные баллы10 баллов6-9 баллов0-5 баллов6 учащихся24%16 учащихся64%3 учащихся12%Отразим данные результаты в диаграммеРис. 1 Оценка уровня развития речи (на основе сочинения текста)Экспериментальная группаКак видим, на начало эксперимента у основной массы учеников экспериментальной группы средний уровень развития письменной речи. Основные ошибки в построении письменного текста связаны с нарушением построения предложений, неумением использовать сложные предложения. Важно отметить, что в классе есть дети (12%), для которых создание письменного текста является невыполнимой задачей. В данном случае необходима целенаправленная индивидуальная работа.Оценка уровня развития речи (на основе сочинения текста)Контрольная группа, %Таблица 2Кол-во учащихся Набранные баллы10 баллов6-9 баллов0-5 баллов4 учащихся16%17 учащихся68%4 учащихся16%Отразим данные результаты в диаграммеРис. 2 Оценка уровня развития речи (на основе сочинения текста)Контрольная группаСогласно полученных данным, на начало эксперимента и у основной массы учеников контрольной группы также наблюдается средний уровень развития письменной речи. У детей в данном классе, большинство ошибок в построении письменного текста также связаны с нарушением построения предложений, неумением использовать сложные предложения. Вынесем в таблицу общий результат.Оценка уровня развития речи (на основе сочинения текста)Контрольная группа и экспериментальная группы, %Таблица 3.Баллы10 баллов6-9 баллов0-5 балловЭкспериментальная группа, %24%64%12%Контрольная группа, %16%68%16%На диаграмме эти результаты будут выглядеть следующим образом.Рис. 3 Оценка уровня развития речи (на основе сочинения текста) Экспериментальная и контрольная группыБлагодаря диаграмме становится очевидным тот факт, что уровень развития письменной речи на начало эксперимента в обеих группах практически одинаков.Для того чтобы отследить динамику развития внутритекстовых связей в детских рассказах, мы использовали коэффициент нарушений в оформлении высказывания, который рассчитывается по формуле:K = (N1: N) x 100 (1)Где N1 – количество фраз, не завершенных в грамматическом отношении, содержащих нарушения в согласовании слов, а N – общее количество фраз в рассказе.Были подсчитаны фразы в каждом написанном сочинении и определен указанный коэффициент. Результаты таковы. (См. Приложения 3, 4)Сравним общий коэффициент нарушений в оформлении высказывания по группам:Таблица 4ГруппаОбщий коэффициентЭкспериментальная группа437,5Контрольная группа509,1Разница коэффициентов, как видим, не велика. Это еще раз убеждает нас в том, что уровень развития письменной речи на начало эксперимента в обеих группах практически одинаков.3.2. Формирующий этапНами было проведено пять уроков, на которых преобладала аналитическая работа с текстами-образцами. Виды работ с текстами-образцами таковы: восстановление деформированного текста, озаглавливание текстов, составление плана к тексту, определение типа текста с опорой на существенные признаки, составление опорной таблицы-схемы строения текста-описания, наблюдение за языковыми средствами в готовом тексте, определение жанра текста-образца. При анализе текстов-образцов акцент делался на эмоциональность и образность языка, выразительность текста. Лишь в конце обучения детям предлагалось самим написать текст-описание в жанре лирической миниатюры.Приведем примеры фрагментов уроков, в которых использованы названные виды работ.Фрагмент 1.Работа над понятием «текст».- Прочитайте записи на доске.1. Роса выпадает обычно в вечерние, ночные и ранние утренние часы. 2. Капля росы называется росинкой. 3. Они осаждаются из влажного воздуха на охлажденные поверхности растений, почвы, предметов. 4. Роса – это водяные капли.- Что вы прочитали? (Предложения.) Можно ли то, что вы прочитали, назватьтекстом? (Нет, это не текст.)Почему эти предложения нельзя назвать текстом? (Порядок предложений нарушен.)Какие признаки текста можно обнаружить в этой записи? (Эти несколько предложений объединены общей темой.)Что надо сделать, чтобы получился связный текст? (Изменить последовательность предложений.)Измените последовательность предложений так, чтобы получился текст. Для этого еще раз внимательно прочитайте все предложения.Фрагмент 2.Работа над текстом-описанием.- Прочитайте текст, записанный на доске:Сорока – красивая птица. У неё есть прозвище – белобока. И правда, по бокам перышки у неё совсем белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные как уголь. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. И перья на нём не просто чёрные, а с зеленоватым отливом. Нарядная птица – сорока!-Это текст-описание, текст-повествование или текст-рассуждение? (Это описание.)Почему вы так считаете? (В тексте описан внешний вид сороки.)Из заголовков, записанных на доске, выберите подходящий: «Что натворила сорока?», «Нарядная птица».Какой заголовок вы выбрали? («Нарядная птица».)Почему вы выбрали именно этот заголовок? (В тексте описана красивая внешность сороки. Значит, заголовок «Нарядная птица» подходит.)Почему не подходит другой заголовок? (В тексте не идет речь о проказах сороки.)Найдите и прочитайте главные признаки описания сороки. (Белые перышки, длинный хвост, черная как уголь.)Прочитаем подробности в описании. Найдите и прочитайте слова, которые говорят о том, какие у сороки перышки. (С зеленоватым отливом.)Какие у сороки голова и крылья? (Черные как уголь.)Какой хвост? (Длинный, как стрела.)Что называют эти слова? (Признаки описываемого предмета.)Как автор относится к птице? (С восхищением.)Объясните, почему вы так думаете? (В тексте есть восклицательное предложение, значит, у автора возникло сильное чувство при разглядывании сороки.)Фрагмент 3. Работа над жанром «миниатюра».- Прочитайте текст.День сегодня удивительный! Небо низкое. Земля как белое покрывало. Её укрыл снег. Он на дорогах, на полях, на шапках людей. Это белое чудо укрыло весь мир! День сказочный, настроение радостное, праздничное, хотя и нет солнышка.- Что это за текст? (Миниатюра, зарисовка.)Почему вы так решили? (Этот текст небольшой. В нем передано отношение к зимнему дню. В тексте много прилагательных, есть сравнения.)О чем говорится в тексте? (О зимнем дне.)Найдите и прочитайте прилагательные, которые помогают описать этот день. (Удивительный, сказочный.)Что сказано о небе? (Небо низкое.)Как сказано о земле? (Земля как белое покрывало.)Что сказано о снеге? (Он на дорогах, на полях, на шапках людей. Это белое чудо.)Как в тексте говорится о настроении, которое возникает в этот зимний день? (Настроение праздничное, радостное.)Чего не хватает в тексте? (Заголовка.)Как можно озаглавить? («Удивительный день».)При написании сочинения-миниатюры очень важен этап подготовительной работы. Именно на этом этапе мы учим выбирать разнообразные средства языка в соответствии с условиями общения, развиваем интуицию и «чувство языка».Фрагмент 4. Этап подготовительной работы при написании сочинения-миниатюры описательного типа.- Сегодня утром по дороге в школу мы обсуждали, какой сегодня удивительный день. Нам так хотелось запечатлеть картины природы, но не было фотоаппарата. Какими другими средствами можно передать картины природы, свое отношение к ней? (Звуками музыки.)Послушайте музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского «Времена года» и представьте себе картины, которые композитор нарисовал звуками музыки.Какое настроение у вас возникло, когда вы слушали музыку? (Радостное.)Картины какого времени года рисует композитор звуками музыки? (Весны.)Нравится ли вам это время года и чем? (Природа пробуждается, радуется новой жизни.)Какие чудесные превращения происходят весной в природе? (Появляются первые цветы, снег превращается в воду.)Какими еще средствами можно описать картины природы? (Словами.)Послушайте отрывок из стихотворения Ф. Тютчева и постарайтесь запомнить, какими словами писатель рисует весну:Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят, Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут, и гласят... Они гласят во все концы: «Весна идет! Весна идет: Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед...»Что вы чувствовали, когда слушали это стихотворение?Как названы весенние ручейки в стихотворении? (Гонцы.)Подберите к слову гонцы слова, близкие по значению. (Вестники и др.)Почему автор называет ручейки именно «гонцами»? (Они несут известие.)Какими словами описаны действия ручейков? (Бегут, будят, блещут, гласят.)Как называется этот прием? (Олицетворение.)Этот прием часто используется в стихотворениях о природе. Как вы думаете, для чего автор сравнивает явления неживой природы с живыми предметами?Послушайте еще одно стихотворение и обратите внимание на слова, которыми поэт О. Высоцкая описывает ручьи.И с пригорка звонко льется Разговорчивый ручей. Он лучистый, серебристый, Он сверкает и журчит...Назовите слова, которыми автор описывает внешний вид ручейков. (Лучистый, серебристый.)Какими словами описываются действия весеннего ручейка? (Сверкает, журчит.)Почему ручей назван разговорчивым? (Он журчит, издает звуки, будто говорит.)Кто видел, помнит весенние ручейки? Какие чувства вызывает весенний ручеек? (Радостные.)Почему? (Он веселый, будто живой.)Какими словами мы можем передать настроение, чувства при наблюдении за ручейком? (Озорное, удивленное, приподнятое.)Какими словами вы сами могли бы описать весенний ручеек? (Он торопливый.)Напомним слова, которыми можно описать ручеек. Запишем их на доске слева: лучистый, серебристый, весенний, бежит, журчит, гонцы молодой весны, вестники, разговорчивый и др. А справа запишем слова, называющие чувства, которые вызывает ручеек: приятно и радостно смотреть, весёлый ручеёк.3.3. Контрольный этапЦель завершающего, контрольного этапа – выявить, насколько эффективной оказалась систематическая работа по развитию речи средствами сочинения-миниатюры в экспериментальной группе. Полученные результаты рассматривались на фоне результатов контрольной группы.На данном этапе использовалась та же методика Т.А. Ладыженской, что и на констатирующем.Ученикам обеих групп было предложено написать сочинение-миниатюру на тему «Зимой во дворе».Текст письменно излагался детьми, а затем был проанализирован по следующим показателям:1. Понимание текста – правильное формулирование основной мысли.2. Структурирование текста – умение последовательно и правильно строить текст.3. Лексика – полнота использования лексики, применение образных выражений.4. Грамматика – правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения.5. Самостоятельность – наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу записи текста.Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста – 10 баллов (условно).2 балла – творческое, логически правильное составление текста, соответствующего теме, использование точных лексических единиц, наличие разных типов предложений, отсутствие грамматических ошибок, самостоятельность.1 балл – незначительные нарушения логики, отсутствие грамматических ошибок, преобладание простых предложений, небольшое количество подсказок.0 баллов – текст не соответствует теме, нарушение структуры текста, бедность лексики, необходимость в подсказках.Таким образом, оценка - 10 баллов соответствует высшему уровню составления текста;- свыше 6 баллов – среднему уровню;- меньше 6 баллов – низкому уровню.Рассмотрим результаты, полученные в каждой группе. (См. Приложение 5,6).Для большей наглядности представим полученные результаты в процентном отношении.Оценка уровня развития речи (на основе сочинения текста)Экспериментальная группа, %Таблица 5Кол-во учащихся Набранные баллы10 баллов6-9 баллов0-5 баллов15 учащихся60%10 учащихся40%0 учащихся0%Отразим данные результаты в диаграммеРис. 4 Оценка уровня развития речи (на основе сочинения текста)Экспериментальная группаКак видим, разнообразная и систематическая работа по написанию сочинений-миниатюр дала положительные результаты. Все дети справились с поставленной задачей. По сравнению с первым этапом эксперимента снизилось количество детей, набравших средний балл. Низкий балл не получил ни один ученик экспериментального класса. В то же время возросло число детей, в работах которых не было допущено ошибок.Оценка уровня развития речи (на основе сочинения текста)Контрольная группа, %Таблица 6Кол-во учащихся Набранные баллы 10 баллов6-9 баллов0-5 баллов7 учащихся28%16 учащихся64%2 учащихся8%Отразим данные результаты в диаграммеРис. 5 Оценка уровня развития речи (на основе сочинения текста)Контрольная группаСогласно полученных данным, на контрольном этапе эксперимента у основной массы учеников контрольной группы сохранился средний уровень развития письменной речи. Однако следует отметить, что на 8% снизилось количество детей, набравших низкий балл, и на 12% увеличилось число учеников, написавших сочинение без ошибок. Вынесем в таблицу общий результат.Оценка уровня развития речи (на основе сочинения текста)Контрольная группа и экспериментальная группы, %Таблица 7. Баллы10 баллов6-9 баллов0-5 балловЭкспериментальная группа, %60%40%0%Контрольная группа, %28%64%8%На диаграмме эти результаты будут выглядеть следующим образом.Рис. 56 Оценка уровня развития речи (на основе сочинения текста) Экспериментальная и контрольная группыБлагодаря диаграмме становится очевидным тот факт, что уровень развития письменной речи на конец эксперимента значительно выше в экспериментальной группе, в то время, как в контрольной группе развитие письменной речи практически сохранилось на прежнем уровне. Для того чтобы отследить динамику развития внутритекстовых связей в детских рассказах, мы использовали коэффициент нарушений в оформлении высказывания, который рассчитывается по формуле:K = (N1: N) x 100Где N1 – количество фраз, не завершенных в грамматическом отношении, содержащих нарушения в согласовании слов, а N – общее количество фраз в рассказе.На последнем этапе также были подсчитаны фразы в каждом написанном сочинении и определен указанный коэффициент. Результаты таковы. (См. Приложение 7,8).Сравним общий коэффициент нарушений в оформлении высказывания по группам:Таблица 8ГруппаОбщий коэффициентЭкспериментальная группа284,5Контрольная группа414,4О том, что в экспериментальной группе качество письменной речи улучшилось, мы можем судить и по снижению коэффициента нарушений в оформлении высказывания. Составленные детьми экспериментальной группы тексты соответствуют заданной теме; предложения логически связаны между собой, соответствуют заданному типу речи, содержат большое количество разнообразных прилагательных, помогающих сделать описание более точным и выразительным. В текстах передано отношение к описываемому предмету.Сочинения-миниатюры учащихся экспериментальной группы отличаются языковой выразительностью, так как содержат большое количество сравнений. Таким образом, на основании полученных экспериментальным путем данных, мы можем утверждать, что разнообразная, систематическая, работа над сочинением-миниатюрой, учитывающая возрастные особенности учащихся, является эффективной. Как видно из приведенных результатов, включение сочинений-миниатюр в процесс обучения русскому языку оказало положительное влияние на развитие у младших школьников внимательного отношения к слову, на становление точности и выразительности речи.ЗаключениеЧеловек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Речь – это широкая сфера деятельности человека, и каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие.Наиболее важные ступени овладения речью приходятся на детский возраст, особенно на его школьный период.Развитие речи – важная задача обучения русскому языку. Анализируя психолого-педагогические источники по данной теме, мы пришли к выводу, что проблема развития речи в процессе обучения языку издавна волновала многих ученых-педагогов. Среди них Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др. И в наше время многие педагоги и методисты посвящают этой проблеме свои исследования: Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, О.С. Ушакова и др. Речь – основа всякой умственной деятельности. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большой мере определяют успех в учебной работе по всем предметам. В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания начального курса русского языка.Одним из эффективных средств развития речи является сочинение.Писать – сложное умение. Ученик,излагая собственные мысли, долженвыполнять три роли одновременно:быть «сочинителем» – отобратьсодержание и составить текст; быть«редактором» – проверить, правильноли построены предложения, верен лиих порядок, точны ли слова, соблюдены ли нормы русского языка; и быть«корректором» – проверить правильность написания слов и постановкизнаков препинания.Сочинение– это изложение своих мыслей на определенную тему. Сочинение показывает понимание учеником определенной темы и умение изложить свои мысли последовательно, убедительно и грамотно. Сочинение должно отвечать следующим основным требованиям:1) сочинение должно быть написано по плану (вступление, основная часть, выводы, заключение);2) тема сочинения должна быть раскрыта полностью;3) каждая мысль должна быть обоснована и подкреплена примерами; Типы сочинений:сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.В нашей работе мы обратились именно к сочинению-миниатюре. Этот вид сочинения имеет ряд преимуществ, таких как сокращение времени на подготовку, написание, анализ сочинения. При этом эффект, который достигается в плане развития речи огромен. Это подтверждено и в результате проведенного эксперимента, построенного с учетом разработанной методики работы над сочинением-миниатюрой, которая способствует развитию связной речи учащихся 3-го класса.Составленные детьми экспериментальной группы тексты соответствуют заданной теме; предложения логически связаны между собой, соответствуют заданному типу речи, содержат большое количество разнообразных прилагательных, помогающих сделать описание более точным и выразительным. В текстах передано отношение к описываемому предмету.Сочинения-миниатюры учащихся экспериментальной группы отличаются языковой выразительностью, так как содержат большое количество сравнений.Таким образом, сочинение-миниатюра при систематическом применении на уроке способствует развитию речи.БиблиографияАйдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников родному языку. – М.: Педагогика, 1988.Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – Рн/Д.: Феникс, 2001.Величко Л.И. Речь. Речь. Речь. – М.: Просвещение, 1986.Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.: Русский язык, 1983.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Рус. яз., 1981.Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.Елисеева В.Е. Жанр миниатюры в обучении младших школьников написанию сочинения//Начальная школа. – 2005. - №2.КазаеваТ.Н. Развитие речи младших школьников//Начальная школа. – 2007. - № 6Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся – М.: Просвещение, 1985.Латышева О.Н. Обучение сочинениям//Начальная школа. – 1999. - №10.Липкина А.М., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения. – М.: Просвещение, 1989.Лингвистический энциклопедический словарь/Сост. Л.А. Новиков. – СПб.: Лань, 2000.Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 1985.Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М.: Просвещение, 1985.Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1989.Мещеряков В.И. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. – М.: Слово, 2000.Пленкин Н.А. Становление речи и усвоение языка ребенком. – М.: Знание, 1982.Поливанова К.Н. Возрастная психология: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Академия, 2000.Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1984.Прияткина А.Ф. Русский язык. Культура речи. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005.Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1979.Речь. Речь. Речь/Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1983.Реформатский А.В. Введение языкознание. – М.: Аспект Пресс, 2003.Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М.: Айрис-Пресс, 2004.Смольникова Г.Ф. Формирование структуры связного высказывания. – М.: Слово, 1996.Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Высш. шк., 1997.Тикунова Л.И. Некоторые виды работ по развитию речи учащихся//Начальная школа.–1982. - № 9.Ушакова Т.Н. и др. Речь в общении человека. – М.: Знание, 1989.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.Шхапацева М.Х. Развитие связной речи учащихся. – Майкоп, 1996.Щерба Л.Б. Избранные работы по русскому языку. – М.: Наука, 1977.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Высш .шк., 1989.Юртаев С.В. Типы уроков развития речи//Начальная школа.–2005.- №5.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Оценка уровня развития речи (на основе сочинения текста)Экспериментальная группаФ.И. ученикаОценка10 балла6-9 баллов0-5 баллов1. Б. Е.+2. Б. С.+3. Б. С.+4. В. Д.+5. Г. Е.+6. Д. А.+7. Д. М.+8. Д. Ю.+9. З. А.+10. И. А.+11. Л. К+12. Н. А.+13. Н. В.+14. Р. О.+15. Р. Н.+16. С. В.+17. С. Л.+18. С. Д.+19. Т. Г.+20. Т. Р.+21. Т. Д.+22. У. В.+23. Х. С.+24. Ч. И.+25. Ю. М.+ПРИЛОЖЕНИЕ 2Оценка уровня развития речи (на основе сочинения текста)Контрольная группаФ.И. ученикаОценка10 балла6-9 баллов0-5 баллов1. А. И.+2. А. Т.+3. А. С.+4. Б. А.+5. В. К.+6. В. Д.+7. Д. А.+8. Д. В.+9. И. Ж.+10. И. Р.+11. Л. И.+12. Л. Г.+13. М. В.+14. М. А.+15. Н. Н.+16. Н. В.+17. О. М.+18. О. К.+19. П. С.+20. Р. Л.+21. У. Д.+22. Х. А.+23. Ч. Ю.+24. Э. Э.+25. Я. В.+ПРИЛОЖЕНИЕ 3Коэффициент нарушений в оформлении высказыванияЭкспериментальная группаФ.И. ученикаВсего фраз в текстеКол-во фраз, содержащих нарушенияКоэффициент нарушений в оформлении высказывания1. Б. Е.8112,52. Б. С.9003. Б. С.8112,54. В. Д.6116,65. Г. Е.7228,56. Д. А.6466,67. Д. М.7114,28. Д. Ю.7009. З. А.80010. И. А.8225,011. Л. К7114,212. Н. А.6350,013. Н. В.6116,614. Р. О.9222,215. Р. Н.7114,216. С. В.6116,617. С. Л.8112,518. С. Д.7228,519. Т. Г.70020. Т. Р.5480,021. Т. Д.80022. У. В.60023. Х. С.6116,624. Ч. И.8112,525. Ю. М.7114,2ПРИЛОЖЕНИЕ 4Коэффициент нарушений в оформлении высказыванияКонтрольная группаФ.И. ученикаВсего фраз в текстеКол-во фраз, содержащих нарушенияКоэффициент нарушений в оформлении высказывания1. А. И.5360,02. А. Т.8003. А. С.9004. Блажко А.7114,25. Власов К.8225,06. В. Д.5120,07. Д. А.7228,58. Д. В.7114,29. И. Ж.80010. И. Р.8225,011. Л. И.4375,012. Л. Г.6116,613.М. В.6116,614. М. А.5120,015. Н. Н.5360,016. Н. В.8112,517. О. М.6116,618. О. К.7114,219. П. С.70020. Р. Л.6116,621. У. Д.8225,022. Х. А.6116,623. Ч. Ю.8112,524. Э. Э.60025. Я. В.5120,0ПРИЛОЖЕНИЕ 5Оценка уровня развития речи (на основе сочинения текста)Экспериментальная группаФ.И. ученикаОценка10 балла6-9 баллов0-5 баллов1. Б. Е.+2. Б. С.+3. Б. С.+4. В. Д.+5. Г. Е.+6. Д. А.+7. Д. М.+8. Д. Ю.+9. З. А.+10. И. А.+11. Л. К+12. Н. А.+13. Н. В.+14. Р. О.+15. Р. Н.+16. С. В.+17. С. Л.+18. С. Д.+19. Т. Г.+20. Т. Р.+21. Т. Д.+22. У. В.+23. Х. С.+24. Ч. И.+25. Ю.М.+ПРИЛОЖЕНИЕ 6Оценка уровня развития речи (на основе сочинения текста)Контрольная группаФ.И. ученикаОценка10 балла6-9 баллов0-5 баллов1. А. И.+2. А. Т.+3. А. С.+4. Б. А.+5. В. К.+6. В. Д.+7. Д. А.+8. Д. В.+9. И. Ж.+10. И. Р.+11. Л. И.+12. Л. Г.+13. М. В.+14. М. А.+15. Н. Н.+16. Н. В.+17. О. М.+18. О. К.+19. П. С.+20. Р. Л.+21. У. Д.+22. Х. А.+23. Ч. Ю.+24. Э. Э.+25. Я. В.+ПРИЛОЖЕНИЕ 7Коэффициент нарушений в оформлении высказыванияЭкспериментальная группаФ.И. ученикаВсего фраз в текстеКол-во фраз, содержащих нарушенияКоэффициент нарушений в оформлении высказывания1. Б. Е.9002. Б. С.8003. Б. С.8112,54. В. Д.8112,55. Г. Е.7114,26. Д. А.8225,07. Д. М.9222,28. Д. Ю.8009. З. А.90010. И. А.8112,511. Л. К7114,212. Н. А.8225,013. Н. В.7114,214. Р. О.9111,115. Р. Н.8112,516. С. В.8225,017. С. Л.70018. С. Д.7114,219. Т. Г.70020. Т. Р.6233,321. Т. Д.70022. У. В.80023. Х. С.8225,024. Ч. И.70025. Ю. М.9111,1ПРИЛОЖЕНИЕ 8Коэффициент нарушений в оформлении высказыванияКонтрольная группаФ.И. ученикаВсего фраз в текстеКол-во фраз, содержащих нарушенияКоэффициент нарушений в оформлении высказывания1. А. И.7228,52. А. Т.8003. А. С.8004. Б. А.7114,25. В. К.9333,36. В. Д.8007. Д. А.8225,08. Д. В.7114,29. И. Ж.70010. И. Р.8225,011. Л. И.6350,012. Л. Г.7228,513. М. В.7114,214. М. А.6116,615. Н. Н.7342,816. Н. В.70017. О. М.8112,518. О. К.7114,219. П. С.80020. Р. Л.7114,221. У. Д.70022. Х. А.8225,023. Ч. Ю.9111,124. Э. Э.7228,525. Я. В.6116,6

Библиография
1.Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников родному языку. – М.: Педагогика, 1988.
2.Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – Рн/Д.: Феникс, 2001.
3.Величко Л.И. Речь. Речь. Речь. – М.: Просвещение, 1986.
4.Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.: Русский язык, 1983.
5.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Рус. яз., 1981.
6.Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
7.Елисеева В.Е. Жанр миниатюры в обучении младших школьников написанию сочинения//Начальная школа. – 2005. - №2.
8.Казаева Т.Н. Развитие речи младших школьников//Начальная школа. – 2007. - № 6
9.Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся – М.: Просвещение, 1985.
10.Латышева О.Н. Обучение сочинениям//Начальная школа. – 1999. - №10.
11.Липкина А.М., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения. – М.: Просвещение, 1989.
12.Лингвистический энциклопедический словарь/Сост. Л.А. Новиков. – СПб.: Лань, 2000.
13.Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 1985.
14.Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М.: Просвещение, 1985.
15.Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1989.
16.Мещеряков В.И. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. – М.: Слово, 2000.
17.Пленкин Н.А. Становление речи и усвоение языка ребенком. – М.: Знание, 1982.
18.Поливанова К.Н. Возрастная психология: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Академия, 2000.
19.Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1984.
20.Прияткина А.Ф. Русский язык. Культура речи. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005.
21.Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1979.
22.Речь. Речь. Речь/Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1983.
23.Реформатский А.В. Введение языкознание. – М.: Аспект Пресс, 2003.
24.Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М.: Айрис-Пресс, 2004.
25.Смольникова Г.Ф. Формирование структуры связного высказывания. – М.: Слово, 1996.
26.Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Высш. шк., 1997.
27.Тикунова Л.И. Некоторые виды работ по развитию речи учащихся//Начальная школа.–1982. - № 9.
28.Ушакова Т.Н. и др. Речь в общении человека. – М.: Знание, 1989.
29.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
30.Шхапацева М.Х. Развитие связной речи учащихся. – Майкоп, 1996.
31.Щерба Л.Б. Избранные работы по русскому языку. – М.: Наука, 1977.
32.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Высш .шк., 1989.
33.Юртаев С.В. Типы уроков развития речи//Начальная школа.–2005.- №5.

Вопрос-ответ:

Какая роль системы работы над сочинением миниатюрой в развитии речи учащихся 3 класса?

Система работы над сочинением миниатюрой играет важную роль в развитии речи учащихся 3 класса, так как помогает развить грамматическую и лексическую грамотность, богатство и разнообразие вокабуляра, а также умение выражать свои мысли и идеи связно и логично.

Какие требования предъявляются к качеству связной речи учащихся 3 класса?

К качеству связной речи учащихся 3 класса предъявляются требования: правильная грамматика и пунктуация, разнообразное использование лексики, ясность и логичность изложения, связность текста, а также умение передать свои мысли и чувства.

Какие психолого-педагогические основы лежат в основе работы над развитием речи учащихся 3 класса?

Психолого-педагогическими основами работы над развитием речи учащихся 3 класса являются: ориентация на возрастные особенности учащихся, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, создание благоприятной образовательной среды, использование игровых и интерактивных методов обучения, постановка целей и задач, а также оценка и обратная связь.

Какое место занимает сочинение в ряду средств развития речи в начальной школе?

Сочинение занимает важное место в ряду средств развития речи в начальной школе, так как помогает развить у учащихся навыки письма, грамотное и связное изложение мыслей, использование разнообразной лексики и грамматических конструкций, а также умение быть творческим и оригинальным.

Как проводится работа над сочинением в третьем классе?

Работа над сочинением в третьем классе проводится с использованием методики работы над сочинением миниатюрой. Учащиеся получают задания на написание коротких текстов на заданную тему или по заданному сюжету. Они учатся планировать свое сочинение, составлять его введение, основную часть и заключение. Также проводятся занятия по развитию словарного запаса, грамматическим навыкам, а также анализу и редактированию своих текстов.

Какие виды речи особенно развиваются у учащихся 3-го класса?

У учащихся 3-го класса особенно развиваются устная и письменная речь. Они учатся выражать свои мысли и чувства, составлять связные тексты и правильно строить предложения.

Какие требования предъявляются к качеству связной речи у учащихся 3-го класса?

К качеству связной речи у учащихся 3-го класса предъявляются требования к грамматической правильности, четкости высказывания, логической последовательности и связности текста.

Какие психолого-педагогические основы лежат в основе работы над развитием речи у учащихся 3-го класса?

В основе работы над развитием речи у учащихся 3-го класса лежит учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, создание комфортной и поддерживающей обстановки, использование разнообразных методов и приемов обучения.

Какое место занимает сочинение в системе развития речи учащихся начальной школы?

Сочинение занимает важное место в системе развития речи учащихся начальной школы. Оно помогает развивать умение выражать свои мысли, усвоение грамматических правил, формирование связной речи и расширение словарного запаса.

Какая методика используется при работе над сочинением миниатюрой в начальной школе?

При работе над сочинением миниатюрой в начальной школе используется методика, включающая этапы подбора темы, планирования текста, написания рассказа, проверки и исправления ошибок. Учащиеся активно привлекаются к обсуждению и анализу своих работ, чтению и обсуждению текстов других авторов.

Какие лингвистические и психолого-педагогические основы развития речи учащихся 3-го класса описаны в главе 1 статьи?

В главе 1 статьи описаны виды речи и их особенности, требования к качеству связной речи, а также психолого-педагогические основы работы над развитием речи у учащихся 3-го класса.

Какое место занимает сочинение в ряду средств развития речи в начальной школе?

Сочинение занимает важное место среди средств развития речи в начальной школе, так как оно способствует развитию творческого мышления, письменной и устной речи у учащихся.