Место социальной психологии в системе гуманитарного знания

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 30 30 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 17.11.2008
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава I. Социальная психология как наука: определение предмета
Глава II. Задачи социальной психологии
2.1. Научные задачи социальной психологии
2.2. Прикладные задачи социальной психологии
Глава III. Социальная психология и смежные науки
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Исторические науки показывают, как осуществляется развитие социальной психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.
Политические науки помогают правильно понять, какие политические явления (процессы) и как влияют на общественное сознание людей, как изменяется социальная психика людей в условиях политической деятельности или под ее влиянием.
Культурология, этнология, исследуя особенности культурного и этнического развития различных этнических общностей, дают возможность правильно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических феноменов.
Педагогические науки предоставляют информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов.
Таким образом, сфера собственных интересов социальной психологии просматривается довольно чётко, что и позволяет отграничить её как от проблем социологии, так и от проблем других гуманитарных наук. Это, однако, не прибавляет аргументации в пользу более точного выявления статуса социальной психологии между указанными дисциплинами, хотя и даёт основания для определения областей исследования.
Заключение

Представим наиболее типичные определения социальной психологии и попытаемся вычленить в них то общее, инвариантное, что составляет их содержание. Эта общая, совпадающая часть определений и будет представлять основу предмета социальной психологии.
Итак, социальная психология:
– изучает «механизмы сознания и поведения социальных общностей, групп, индивидов, их межличностных отношений, социальную детерминированность и роль этих механизмов в различных сферах общества и разных ситуациях»;
– «это область психологии, призвана изучать те психологические явления и законы, которые возникают как результат общения людей друг с другом»;
– «это научное исследование поведения человека под влиянием присутствия, поведения и продуктов деятельности других людей, одного или группы, в прошедшем, настоящем и будущем»;
– «социальные психологи интересуются не всем, что делают люди: их внимание сосредотачивается лишь на тех закономерностях человеческого поведения, которые обусловлены фактором участия людей в социальных группах»;
– «её предмет – социально-психологические явления, состояния и процессы (общественно-психологические феномены), которые являются результатом взаимодействия людей (их общественных отношений) как представителей различных социальных общностей».
Обобщая данные определения, можно сказать:
Социальная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности людей, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей.
Социальная психология занимает особое место в системе гуманитарного знания, так как она возникла на стыке двух наук – психологии и социологии. Каждая из этих дисциплин включает её в себя в качестве составной части. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, так как общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.
Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрёстке» этих двух наук. Всё это создаёт немалые трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга её проблем. Опираясь на выше перечисленные определения «социальной психологии», можно утверждать, что предметом социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социальные общности.
Проанализировав большой массив социально-психологической литературы, В.Г. Крысько выделил ведущие задачи социальной психологии как науки:
– изучение специфики и своеобразия феноменов, составляющих общественное сознание людей; соотношения между его компонентами; влияния последних на развитие и жизнь общества;
– всестороннее осмысление и обобщение данных об источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов, и о воздействии этих факторов на поведение и поступки людей в составе многочисленных общностей;
– исследование наиболее значимых особенностей и отличий социально-психологических явлений и процессов от других психологических и социальных феноменов, возникающих как результат взаимодействия, общения и взаимоотношений людей в различных общностях;
– выявление закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов в различных социальных условиях;
– социально-психологический анализ взаимодействия, общения и взаимоотношений людей, а также факторов, обусловливающих специфику и эффективность их влияния на совместную деятельность;
– изучение социально-психологических характеристик личности и своеобразия ее социализации в различных общественных условиях;
– осмысление специфики функционирования социально-психологических явлений и процессов, возникающих в малой группе, и их влияния на поведение, общение и взаимодействие людей в ней;
– исследование своеобразия психологии больших социальных групп и специфики проявления мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-поведенческих особенностей людей, являющихся их членами;
– выявление роли и значения религиозной психологии в жизни и деятельности людей, её социально-психологического содержания и форм проявления, а также специфики ее влияния на общение и взаимодействие индивидов;
– всестороннее изучение социально-психологических особенностей политической жизни и политической деятельности людей, своеобразия трансформации психики человека и групп людей, оказавшихся под непосредственным влиянием политических процессов, происходящих в обществе;
– исследование массовидных социально-психологических явлений и процессов, их роли и значения в общественной жизни, влияния на поступки и поведение людей в экстремальных ситуациях;
– прогнозирование политических, национальных и других процессов в развитии государства (общества) на основе учета социально-психологических законов и механизмов.
Глоссарий

Анкетирование одно из технических средств применяемых в конкретно психологических, социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях, когда каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа – анкеты Взаимодействие процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающих их взаимную обусловленность и связь Группа это объединение, сложившееся их двух или более человек, которые с определённой мерой активности взаимодействуют друг с другом Значение обобщённая форма отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях Интервью целенаправленная беседа, цель которой получить ответы на вопросы, связанные с изучением личностных качеств человека, его представлений, мотивов и т.д. Интроспекция метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека, т.е. внимательного изучения самим человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода задач Когнитивная психология одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования Контент-анализ метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации, в котором в соответствии с целями исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации Общение взаимодействие, обмен информацией между людьми или животными при их прямых или косвенных контактах друг с другом Общность 1. В социальной психологии – совокупность людей, объединенных друг с другом какими-либо признаками или особенностями. Общность в таком её понимании выступает как синоним социальной группы. 2. Единство, целостность, одинаковость чего-либо, например общность целей, ценностей, взглядов и интересов людей Опрос метод психологического изучения, в ходе коего людям задаются вопросы, на базе которых делаются выводы о психологии опрошенных Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика учёных в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период Поведение групповое совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющиеся результатом происходящих в ней процессов. Групповое поведение представляет собой нечто большее, чем то, что могут делать отдельные, не взаимодействующие друг с другом члены группы Поведение массовое активность масс людей, не имеющая определенной цели и организованности. К массовому поведению относят, например, моду, панику, социальные и политические движения и т.п. Тест (англ. test – проба, испытание, проверка) – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий Шкалирование метод вынесения субъективных оценок, когда испытуемому (информанту, эксперту) предлагается оценить какой-то объект по какому-то признаку с использованием шкал, образованных с помощью числовых, словесных градаций или заданных в графической форме Список использованных источников

Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 363 с.
Битянова М.Р. Социальная психология. – С.Пб.: Питер, 2008. – 368 с.
Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. – С.Пб.: Питер, 2003. – 272 с.: ил.
Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 440 с.
Каменская Е.Н. Социальная психология: Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 192 с.
Классическая социальная психология / Под общ. ред. Е.И. Рогова. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008 – 416 с.
Крысько В.Г. Социальная психология. – С.Пб.: Питер, 2006. – 432 с.
Майерс Д. Социальная психология. – С.Пб.: Питер, 2002. – 752 с.: ил.
Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология. – С.Пб.: Питер, 2008. – 432 с.: ил.
Психология / под общ. ред. В.Н. Дружинина. – С.Пб.: Питер, 2000. – 608 с.: ил.
Семечкин Н.И. Социальная психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 608 с.
Симонов Д.А. Социальная психология в вопросах и ответах. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 224 с.
Социальная психология в современном обществе / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. – 335 с.
Социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 600 с.
Социальная психология / Под ред. С. Московичи. – С.Пб.: Питер, 2007. – 592 с.: ил.
Социальная психология. Словарь / Под ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. Ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕРСЭ, 2005. – 176 с.
Титова Н.М. Социальная психология. – М.: Флинта: МПСИ, 2006. – 248 с.
Приложение А



Рисунок 1. Варианты определения места социальной психологии: («границы с социологией и психологией»)
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – С. 10.
Классическая социальная психология / Под общ. ред. Е.И. Рогова. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008 – С. 19.
Каменская Е.Н. Социальная психология: Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С. 3.
Социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 9.
Битянова М.Р. Социальная психология. – С.Пб.: Питер, 2008. – С. 37.
Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2002. – С. 29.
Социальная психология / под ред. С. Московичи. – С.Пб.: Питер, 2007. – С. 19 – 20.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – С. 17 –23.
Классическая социальная психология / Под общ. ред. Е.И. Рогова. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008 – С. 20.
Битянова М.Р. Социальная психология. – С.Пб.: Питер, 2008. – С. 39.
Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология. – С.Пб.: Питер, 2008. – С. 34.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – С. 24 – 25.
Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология. – С.Пб.: Питер, 2008. – С. 34 – 35.
Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология. – С.Пб.: Питер, 2008. – С. 36.
Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология. – С.Пб.: Питер, 2008. – С. 37.
Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология. – С.Пб.: Питер, 2008. – С. 37 – 38.
Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология. – С.Пб.: Питер, 2008. – С. 39 – 40.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – С. 19.
Там же. С. 20.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – С. 20.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – С. 21.
Там же. С. 22.


















30

1.Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 363 с.
2.Битянова М.Р. Социальная психология. – С.Пб.: Питер, 2008. – 368 с.
3.Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. – С.Пб.: Питер, 2003. – 272 с.: ил.
4.Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 440 с.
5.Каменская Е.Н. Социальная психология: Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 192 с.
6.Классическая социальная психология / Под общ. ред. Е.И. Рогова. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008 – 416 с.
7.Крысько В.Г. Социальная психология. – С.Пб.: Питер, 2006. – 432 с.
8.Майерс Д. Социальная психология. – С.Пб.: Питер, 2002. – 752 с.: ил.
9.Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология. – С.Пб.: Питер, 2008. – 432 с.: ил.
10.Психология / под общ. ред. В.Н. Дружинина. – С.Пб.: Питер, 2000. – 608 с.: ил.
11.Семечкин Н.И. Социальная психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 608 с.
12.Симонов Д.А. Социальная психология в вопросах и ответах. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 224 с.
13.Социальная психология в современном обществе / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. – 335 с.
14.Социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 600 с.
15.Социальная психология / Под ред. С. Московичи. – С.Пб.: Питер, 2007. – 592 с.: ил.
16.Социальная психология. Словарь / Под ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. Ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕРСЭ, 2005. – 176 с.
17.Титова Н.М. Социальная психология. – М.: Флинта: МПСИ, 2006. – 248 с.

Вопрос-ответ:

Что изучает социальная психология?

Социальная психология изучает взаимодействие между людьми, влияние социальной среды на поведение и психологические процессы, формирование и изменение представлений, мнений и ценностей, развитие социальных навыков и способностей.

Какие научные задачи ставит перед собой социальная психология?

Социальная психология ставит перед собой задачи исследования влияния социальной среды на человека, изучения процессов и механизмов восприятия, мышления и общения, анализа групповых феноменов и динамики межгрупповых отношений, понимания формирования и изменения личности и социальной идентичности.

Какие прикладные задачи решает социальная психология?

Социальная психология решает задачи разработки и применения методов улучшения межличностных отношений, разрешения конфликтов, предотвращения насилия, создания устойчивых команд и коллективов, формирования положительной мотивации и саморегуляции. Также она занимается психологическим консультированием, тренингами и разработкой психологических программ.

Как социальная психология связана с другими науками?

Социальная психология тесно связана с такими науками, как социология, антропология, политология, экономика, педагогика, психология личности. Она черпает знания и методы из этих наук и взаимодействует с ними в процессе познания социальной реальности и разработки практических рекомендаций.

Как исторические науки связаны с социальной психологией?

Исторические науки изучают процессы развития общества и сознания людей на разных этапах истории. Эти знания помогают социальной психологии понять эволюцию социальных норм и ценностей, изменения в межличностных отношениях и влияние исторических событий на психологические процессы.

Какие научные и прикладные задачи ставит перед собой социальная психология?

Научные задачи социальной психологии включают изучение причин и механизмов социального взаимодействия, формирование и изменение социальных норм и ценностей, исследование индивидуальных и коллективных предпочтений. Прикладные задачи социальной психологии включают разработку методов и приемов межкультурной коммуникации, повышение эффективности лидерства и управления, улучшение межгрупповых отношений и решение конфликтов.

Как социальная психология связана с другими науками?

Социальная психология является частью системы гуманитарных наук и тесно связана с такими дисциплинами, как социология, антропология, психология личности и общей психологии. Она также использует методы и концепции из таких наук, как экономика, политология и культурология.

Как определяется предмет социальной психологии?

Предмет социальной психологии определяется как изучение взаимодействия индивидов и групп в социальной среде, исследование влияния социальных факторов на психологические процессы и состояния, а также изучение формирования и функционирования социальных представлений, норм и ценностей.

Как социальная психология помогает в решении прикладных задач?

Социальная психология разрабатывает методы и приемы, которые помогают в повышении эффективности коммуникации между различными культурами, улучшении межгрупповых отношений, решении конфликтов и создании эффективных систем управления. Она также помогает в понимании мотиваций и предпочтений людей, что может быть полезно при создании психологических условий для достижения определенных целей.

Какие достижения и проблемы существуют в области социальной психологии?

В области социальной психологии были достигнуты значительные успехи в понимании социального взаимодействия и формирования социальных представлений. Однако существуют проблемы, связанные с влиянием субъективных факторов на результаты исследований и отсутствием единого подхода к определению ключевых понятий. Также некоторые критики считают, что социальная психология не всегда учитывает контекстуальные и культурные различия, что может снижать обобщаемость полученных результатов.

Что такое социальная психология?

Социальная психология - это наука, которая изучает взаимодействие между людьми и их взаимодействие с обществом. Она исследует влияние социальных факторов на мысли, чувства и поведение индивидов.

Какие задачи решает социальная психология?

Социальная психология имеет научные задачи и прикладные задачи. К научным задачам относятся изучение формирования социальных представлений, идентичности и взаимодействия групп. К прикладным задачам относятся разработка эффективных методов улучшения межгрупповых отношений и решение конфликтов.