Основные этапы социально-психологических взглядов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 26 26 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 17.11.2008
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
История развития зарубежной социальной психологии
Стадия социальной философии
Стадия социального эмпиризма
Стадия социального анализа
Основные этапы отечественной социальной психологии
Первый период (60-е годы 19 – начало 20 века)
Второй период (20-первая половина 30-х годов 20 века)
Третий период (вторая половина 30-х – вторая половина 50-х годов 20 века)
Четвертый период (вторая половина 50-х — первая половина 70-х годов 20 века)
Заключение
Библиографический список

Фрагмент для ознакомления

Всем этим критериям отвечало состояние социальной психологии в нашей стране. Формально начало периода возрождения связывают с дискуссией по социальной психологии. Эта дискуссия началась публикацией статьи А. Г. Ковалева «О социальной психологии» в Вестнике ЛГУ, 1959. № 12. Дискуссии продолжались в журналах «Вопросы психологии» и «Вопросы философии», на II съезде психологов СССР, на пленарном заседании и на впервые организованной в рамках Всесоюзных съездов секции по социальной психологии. В Институте философии АН СССР работал постоянно действующий семинар по социальной психологии.
В 1968 г. была опубликована книга «Проблемы общественной психологии» под ред. В. Н. Колбановского и Б. Ф. Поршнева, которая привлекла внимание ученых. В синтезированном виде саморефлексия социальных психологов о сущности социально-психологических явлений, предмете, задачах социальной психологии, определение основных направлений ее дальнейшего развития отразились в учебниках и учебных пособиях, основные из которых были опубликованы в 60-х — первой половине 70-х годов (Г. М. Андреева, 1980; А. Г. Ковалев, 1972; Е. С. Кузьмин 1967; Б. Д. Парыгин, 1967, 1971). В известном смысле завершающей восстановительный период работой является книга "Методологические проблемы социальной психологии" (1975). Она выступила как итог «коллективного думания» социальных психологов, которое осуществлялось на постоянно действующем в Институте психологии семинаре по социальной психологии. В книге отражены основные проблемы социальной психологии: личность, деятельность, общение, общественные отношения, социальные нормы, ценностные ориентации, большие социальные группы, регуляция поведения. Эта книга полностью представлена авторами, входившими в число ведущих социальных психологов страны того периода.
Заключительный этап в истории отечественной социальной психологии ознаменовался разработкой основных ее проблем, В области методологии социальной психологии плодотворными были концепции Г. М. Андреевой (1980), Б. Д. Парыгина (1971), Е. В. Шороховой (1975). В исследование проблем коллектива большой вклад внесли К. К. Платонов (1975), А. В. Петровский (1982), Л. И. Уманский (1980). Исследования социальной психологии личности связаны с именами Л. И. Божович (1968), К.. К. Платонова (!965), В. А. Ядова (1975). Исследованию проблем деятельности посвящены труды Л. П. Буевой (1978), Е. С. Кузьмина (1967). Исследованием социальной психологии общения занимались А. А. Бодалев(1965),Л. П. Буева (1978), А. А. Леонтьев (1975), Б. Ф. Ломов (1975), Б.Д. Парыгин (1971).
В 70-х годах завершилось организационное становление социальной психологии. Произошла институционализация ее как самостоятельной науки. В 1962 г. организована первая в стране лаборатория социальной психологии в ЛГУ; в 1968 г. — первая кафедра социальной психологии в том же университете; в 1972 г. — аналогичная кафедра в МГУ. В 1966 г. с введением ученых степеней по психологии социальная психология приобрела статус квалификационной научной дисциплины. Началась систематическая подготовка специалистов по социальной психологии. В научных учреждениях организуются группы, в Институте психологии АН СССР в 1972 г. создан первый в стране сектор социальной психологии. Публикуются статьи, монографии, сборники. Проблемы социальной психологи обсуждаются на съездах, конференциях, симпозиумах, совещаниях.
Заключение
Один из авторитетных американских психологов сказал важную мысль: «Общество имеет своё место, структуру и миссию – оно уже куда-то идёт. Психология, избегающая вопроса о том, куда мы идём и куда мы должны идти – оказывается заблуждающейся психологией. Если психология не касается вопроса о своей миссии, она обречена быть ведомой, а не ведущей». В этой цитате говорится о роли психологии в обществе и в развитии общества, и она относится прежде всего к социальной психологии, потому что человеческие проблемы в обществе являются основой его предмета. Следовательно, при изучении истории становления социальной психологии необходимо рассматривать хронологическую последовательность появления и смены взглядов и идей и связывать её с историей становления общества.
Социальная психология считается, с одной стороны, очень древним знанием, а с другой стороны, это современная научная дисциплина. Это доказывается тем, что когда люди объединялись в первобытные общества, необходимо было взаимопонимание, умение строить, регулировать эти отношения. Именно с того времени началась история социальной психологии, когда появилась человеческая история, сначала это были примитивные представления, а затем развёрнутые суждения. Объяснения того, что социальная психология – ультрасовременная наука, это неоспоримое и быстро растущие влияние этой дисциплины в обществе, этот факт связан с осознанием роли человеческого фактора во многих областях настоящей жизни.
История развитая социальной психологии в СССР освещалась в многочисленных публикациях, в частности, в учебных пособиях, посвященных систематическому изложению основных проблем данной научной дисциплины. Однако, как правило, речь шла о так называемой "психологической социальной психологии", тогда как "социологическая социальная психология" оставалась как бы на заднем плане. Сегодня, когда обе ветви социально-психологического знания получили в нашей стране права гражданства, уместно обратиться к некоторым историческим этапам их взаимодействия»
Разные варианты написания истории социальной психологии отличаются друг от друга, как известно, различным обозначением ее места в системе научного знания: то как части социологии, то как части психологии, то как точки пересечения этих двух дисциплин. Характерно, что в одной из последних американских работ прямо говорится о наличии "двух (а иногда трех) социальных психологий". Современное положение социальной психологии в России соответствует этой ситуации, хотя в ее истории дело не всегда обстояло так.
Отечественная социальная психология открывает свою новейшую историю с 1962 года, когда открылась первая в стране лаборатория социальной психологии при отделении психологии Ленинградского Университета. Начиная с этой даты, а особенно в последние годы, увеличился поток литературы социально-психологического содержания.
Социальная психология - это научное исследование того, о чем люди думают, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу. Социальная психология - дочерняя отрасль социологии и психологии, которая стремится быть более индивидуальной по своему содержанию и более экспериментальной в своих методах, чем другие области социологии.
Глоссарий
Понятие Определение Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) — расчленение в плане представлений или материального моделирования предмета или явления на составные части. С анализа начинается любое научное исследование Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона „Психология с точки зрения бихевиориста“. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные „эмоции“) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. В частности, в исследованиях Уотсона показано, что, если сочетать безусловные стимулы, вызывающие у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другими, первоначально нейтральными (например, показ белого кролика), то через некоторое время реакция страха может вызваться уже одним только показом кролика. Но в дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схеме S – R появились „промежуточные переменные“ (образ, цель, потребность). Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30–х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения. Гедонизм (греч. hendone – наслаждение) — античное понятие, обозначающее веселье и удовольствие. В этике древнегреческой философии киренаиков данное понятие было положено в основу учения, в котором смыслом жизни признавалось наслаждение, но не только телесное, а также и духовное. Евгеника (от греч. eugenes – породистый) — улучшение человеческого вида за счет контроля за генофондом, автор Ф. Гальтон. Одной из основных задач ставится задача повышения рождаемости одаренных людей. Основные разработки ведутся в следующих направлениях: расшифровка генома человека, оплодотворение в пробирке, генная инженерия и др. Основывается на данных генетики и психогенетики. Личность относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. Общение взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение „радости общения“. Нарушения общения вызывают изменения личности. Подражание самостоятельное копирование действий, воспринятых у других. Играет у человека решающую роль в присвоении общественного опыта. Посредством подражания в раннем и дошкольном возрасте усваиваются предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения и речи. Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение) — наука о закономерностях функционирования и развития психики, основанная на представленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Со 2–й половины ХIХв. произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно исторического опыта. Рефлексология направление в психологии начала ХХ в., основанное В.М. Бехтеревым. В исследованиях, которые проводились в его русле, использовались исключительно объективные методы анализа связи рефлексов с теми или иными раздражениями. Все проявления психической деятельности рассматривались в контексте данных физиологии и неврологии высшей нервной деятельности, что фактически приписывало им статус процессов, лишь сопутствующих актам поведения. Социальная психология раздел психологии, изучающий закономерности деятельности людей в условиях взаимодействия в социальных группах. Основными проблемами социальной психологии следующие: закономерности общения и взаимодействия людей, деятельность больших (нации, классы) и малых социальных групп, социализация личности и развитие социальных установок. Эксперимент исследовательская стратегия, в которой осуществляется целенаправленное наблюдение за каким–либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы. Принято выделять два вида эксперимента — естественный, участники которого не знают о своей роли испытуемых, и лабораторный, который обычно проводится в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать об истинном назначении эксперимента. Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Эмпирическое понятие символическое отображение выделенных в результате аналитической работы, проведенной с помощью сравнения, существенных свойств, являющихся общими для определенного класса предметов окружающего мира. Приложение А. Стадии зарубежной социальной психологии
Стадия время Представители Стадия социальной философии Античные времена – 19 век Конфуций
Платон
Аристотель
Эпикур
Гоббс
Смит
Бентам
Спенсер
Лиебо Стадия социального эмпиризма 19 – 20 века Бентам
Гальтон Стадия социального анализа 20 век – до настоящего времени Дюркгейм
А.Кули
Фрейд
Макдугалл
Вильгельм Вундт
Э.Холландер
Огюст Конт Приложение Б. Стадии развития отечественной социальной психологии
Периоды Время развития Представители Первый период
60-е годы 19 – начало 20 века Лавров,
Ковалевский,
Кареев,
Михайловский,
Бехтерев Второй период
20-первая половина 30-х годов 20 века Бухарин
Плеханов
Челпанов
Корнилов
Блонский Третий период
вторая половина 30-х – вторая половина 50-х годов 20 века Б. Г. Ананьев,
Л. С. Выготский,
А. Н. Леонтьев,
С. Л. Рубинштейн
А.С. Макаренко Четвертый период
вторая половина 50-х — первая половина 70-х годов 20 века А. Г. Ковалев
В.Н. Колбановский
Б.Ф. Поршнев
Е.С. Кузьмин
Б.Д. Парыгин
Е.В. Шорохова
К.К. Платонов
А.В. Петровский
Л.И. Уманский
Л.И. Божович
В.А. Ядов
Л.П. Буева
Е.С. Кузьмина
А.А. Бодалев
А.А. Леонтьев
Б.Ф. Ломов Библиографический список











2



Андреева Г.М., Богомолова Н.Н. Зарубежная социальная психология 20 столетия, 2000.
Андреева, Богомолова, Петровская. Современная социальная психология на Западе, 1978.Поршнев Б.Д. Социальная психология и история, 1979.
Андреева Г.М. Социальная психология, 2001.
Белинская Е.П. Социальная психология. Хрестоматия, 2003.
Крысько В.Г. Социальная психология, курс лекций, 2007.
Кузьмин Е.С., Семенова В.Е. Социальная психология, 1979.
Майерс Давид. Социальная психология, 2003.
Мокшанцев, Мокшанцева. Социальная психология, 2001.
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологических теорий, 1971.
Поршнев Б.Д. Социальная психология и история, 1979.
Предвечный Г.П., Шерковина Ю.А. Социальная психология, 1975.
Руденский Е.В. Социальная психология, курс лекций, 2000.
Семечкин Н.И. Социальная психология, 2001.
Свенецкий А.Л. Социальная психология в трудах отечественных психологов, 2000.
Шибутани. Социальная психология, 2002.
Шихерев П.Н. Современная социальная психология, 1999.

1.Андреева, Богомолова, Петровская. Современная социальная психология на Западе, 1978.
2.Андреева Г.М., Богомолова Н.Н. Зарубежная социальная психология 20 столетия, 2000.
3.Андреева Г.М. Социальная психология, 2001.
4.Белинская Е.П. Социальная психология. Хрестоматия, 2003.
5.Крысько В.Г. Социальная психология, курс лекций, 2007.
6.Кузьмин Е.С., Семенова В.Е. Социальная психология, 1979.
7.Майерс Давид. Социальная психология, 2003.
8.Мокшанцев, Мокшанцева. Социальная психология, 2001.
9.Парыгин Б.Д. Основы социально-психологических теорий, 1971.
10.Поршнев Б.Д. Социальная психология и история, 1979.
11.Предвечный Г.П., Шерковина Ю.А. Социальная психология, 1975.
12.Руденский Е.В. Социальная психология, курс лекций, 2000.
13.Свенецкий А.Л. Социальная психология в трудах отечественных психологов, 2000.
14.Семечкин Н.И. Социальная психология, 2001.
15.Шибутани. Социальная психология, 2002.
16.Шихерев П.Н. Современная социальная психология, 1999.

Вопрос-ответ:

Как развивалась зарубежная социальная психология?

Зарубежная социальная психология прошла несколько основных этапов развития: стадию социальной философии, стадию социального эмпиризма и стадию социального анализа.

Какие периоды можно выделить в истории отечественной социальной психологии?

В истории отечественной социальной психологии выделяются следующие периоды: первый период (60-е годы 19-го - начало 20-го века), второй период (20-я - первая половина 30-х годов 20-го века), третий период (вторая половина 30-х - вторая половина 50-х годов 20-го века) и четвертый период (вторая половина 50-х - первая половина 70-х годов 20-го века).

Какие особенности характеризуют первый период отечественной социальной психологии?

Первый период отечественной социальной психологии (60-е годы 19-го - начало 20-го века) характеризуется появлением первых исследований по социальной психологии и формированием ее базовых концепций.

Какие отличительные черты присутствуют во втором периоде отечественной социальной психологии?

Во втором периоде отечественной социальной психологии (20-я - первая половина 30-х годов 20-го века) наблюдается рост интереса к исследованию групповых процессов и разработка концепций массовой психологии.

Какие основные тенденции присутствуют в четвертом периоде отечественной социальной психологии?

В четвертом периоде отечественной социальной психологии (вторая половина 50-х - первая половина 70-х годов 20-го века) наблюдается активное развитие практической социальной психологии, рост роли экспериментальных методов и развитие концепции межгрупповых отношений.

Каковы основные этапы развития зарубежной социальной психологии?

В зарубежной социальной психологии выделяются три основных этапа развития: социальная философия, социальный эмпиризм и социальный анализ. На стадии социальной философии внимание уделялось философским исследованиям в области социальных отношений. На стадии социального эмпиризма основное внимание уделялось сбору эмпирических данных и экспериментальному исследованию социальных явлений. На стадии социального анализа акцент делался на анализе и систематизации полученных данных и разработке теорий и концепций в социальной психологии.

Какие этапы можно выделить в отечественной социальной психологии?

В отечественной социальной психологии можно выделить четыре основных этапа: первый период (60-е годы 19-го века до начала 20-го века), второй период (20-е годы до первой половины 30-х годов 20-го века), третий период (со второй половины 30-х годов до второй половины 50-х годов 20-го века) и четвертый период (со второй половины 50-х до первой половины 70-х годов 20-го века). Каждый из этих периодов характеризуется определенными направлениями и исследованиями в области социальной психологии.

Какие основные направления можно выделить в отечественной социальной психологии?

В отечественной социальной психологии можно выделить несколько основных направлений, которые сменяли друг друга на разных периодах развития. На первом периоде (60-е годы 19-го века до начала 20-го века) акцент делался на вопросах исследования личности и социальной роли, второй период (20-е годы до первой половины 30-х годов 20-го века) характеризовался исследованиями групповой динамики и массовой психологии. На третьем периоде (со второй половины 30-х годов до второй половины 50-х годов 20-го века) основное внимание было уделено исследованиям социальных отношений и поведения, а на четвертом периоде (со второй половины 50-х до первой половины 70-х годов 20-го века) акцент делался на проблемах социальной психологии личности и социальных групп.