Дидактическая игра как средство в овладении способами словообразования.
Заказать уникальную дипломную работу- 65 65 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 08.04.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические исследования усвоения грамматического строя языка для речевого развития дошкольника с помощью игры
1.1.Цели и задачи формирования грамматически правильной речи
1.2.Особенности развития грамматических навыков у дошкольников
1.3.Овладение способами словообразования в дошкольном детстве
1.4.Дидактическая игра как средство в овладении способами словообразования
1.5.Методика использования дидактической игры для овладения способами словообразования
Выводы по главе 1
Глава 2. Проектирование педагогической деятельности по использованию дидактической игры как средства развития словообразования у средних дошкольников
2.1. Изучение уровня развития словообразования у детей среднего дошкольного возраста
2.2. Построение системы дидактических игр и упражнений по словообразования
2.3. Описание и анализ работы
2.4. Оценка и анализ проделанной работы
Заключение
Список литературы
Игра 7. «День рожденья Пуха».
Цель: учить детей соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, использовать эти слова в речи.
Материал: игрушки: белка с бельчатами, зайчиха с зайчатами, слониха со слонятами, лиса с лисятами и т.д.
Ход работы:
Игра проводится фронтально. На день рожденье к котенку Пуху пришли его друзья – малыши со своими мамашами. «Пришла свинья со своими малышами …(детям предлагается назвать детенышей свиньи) … поросятами». Мамы сели за стол пить чай, а дети затеяли игру в прятки. Педагог прячет игрушки за ширму. Котенок Пух ищет игрушки. Нашел Пух детенышей (педагог по очереди достает игрушки и предлагает детям назвать их). Например: нашел бельчат, слонят, щенят и т.д.
Игра 8. «Один — много».
Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию.
— Это — шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.)
— Это — мак, а это... (маки). В букете много... (маков). Какие они? (Красные.) Что еще бывает красным? Как ты понимаешь выражение «красная девица»? Где встречается такое выражение? В каких сказках?
— Отгадай загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это... (лук). Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.)
— Что это? Чего здесь много?
— А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, пил, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)
Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом («Дети пошли в лес, чтобы...Они оказались там, где…»).
Игра 9. «Скажи точнее».
Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.
— Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.
Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный...) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый...) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)
— Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)
Игра 10. «Придумай рассказ».
Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.
— Закончи фразу:
1. Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая). Пластилин мягкий, а камень... (твердый).
2. Ручей мелкий, а речка... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).
3. Кашу варят густую, а суп... (жидкий). Лес густой, а иногда... (редкий).
4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).
5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый). Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые). Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный).
— Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется.
— Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)?
— Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)
— Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)».
— Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре).
Развивающая работа, направленная на формирование способов словообразования посредством дидактических игр, проводилась в течение недели каждый день, занятия использовались каждый раз одни и те же, но менялись очередностью.
2.3. Описание и анализ работы
Теоретической и методологической основой развивающей работы являлись положения, разработанные в отечественной педагогике и логопедии (Л.С.Выготский, Р.Е.Левина, В.И.Лубовский и др.). Работа по формированию способов словообразования, несмотря на определенную специфичность, строится на основе общих педагогических принципов:
1. Принцип развития, который стоит в анализе объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка.
2. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.
3. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития, который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов.
4. Принцип наглядности.
5. Принцип постепенности перехода от легкого к трудному.
6. Принцип сознательности усвоения материала.
7. Принцип учета возрастных особенностей.
Учитывая особенности детей, наиболее действенным методом является игровой. Вся развивающая работа осуществлялась посредством дидактических игр и упражнений.
Рекомендации к организации и планированию развивающей работы:
1. Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организации детей, правильным распределением нагрузки и преемственностью в работе логопеда и других специалистов учреждения.
2. Развивающая работа осуществляется в тесном контакте с родителями и психологом ДОУ.
После проведения развивающей работы посредством дидактических игр и упражнений, направленной на развитие способов словообразования у детей среднего дошкольного возраста, мы провели повторное исследование развития способов словообразования.
Цель повторного исследования – выявление эффективности проведенных дидактических игр и упражнений при формировании способов словообразования.
Методики при повторной диагностике нами использовались те же, что и при первичном обследовании:
Задание 1.
Цель: Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Задание 2.
Цель: Образование относительных прилагательных от существительных.
Задание 3.
Цель: Образование глаголов от звукоподрожательных слов.
Все полученные данные по повторно проведенным методикам в группе дошкольников среднего возраста, участвующих в диагностике нами были занесены в таблицу 2.
Таблица 2.
№ п/п Образование уменьшительно-ласкательных форм сущ. Образование относительных прилагательных от сущ. Образование глаголов от звукоподрожательных слов Петрова Наталья 7 баллов 7 баллов 8 баллов Лагутенков Даниэль 8 баллов 8 баллов 8 баллов Смирнов Дмитрий 9 баллов 9 баллов 9 баллов Буханевич Анна 6 баллов 6 баллов 6 баллов Глазкова Дарья 7 баллов 7 баллов 7 баллов Пигина Мария 7 баллов 6 баллов 6 баллов Гладилов Юрий 8 баллов 7 баллов 8 баллов Егоров Павел 9 баллов 8 баллов 8 баллов Васильева Юлия 6 баллов 7 баллов 6 баллов Намин Егор 7 баллов 6 баллов 7 баллов Ср.зн. 7,4 балла 7,1 балла 7,3 балла
Наглядно полученные результаты представлены в Гистограмме 2.
Гистограмма 2. Исследование развития способов словообразования после проведения развивающей работы, посредством дидактических игр и упражнений
Итак, повторное исследование показало, что поле проведения развивающей работы развитие способов словообразования улучшилось у детей среднего дошкольного возраста, участвующих в диагностике, что видно из гистограммы 2.
2.4. Оценка и анализ проделанной работы
Сравнительный анализ результатов, полученных до и после проведения развивающей работы, посредством дидактических игр и упражнений показывает, что подобранные нами дидактические игры и упражнения эффективны при формировании способов словообразования.
Наглядно сравнительный анализ представлен в Гистограмме 3.
Гистограмма 3. Сравнение полученных данных до и после проведения развивающей работы
Для математического подтверждения полученных данных, нами была проведена статистическая обработка результатов с помощью Т-критерия Стьюдента
Таблица 3. Различия в развитии способов словообразования у детей, участвующих в экспериментальной работе, до и после проведения развивающей работы посредством дидактических игр и упражнений
Критерий 1 2 Т-критерий Уровни значимости Образование уменьшительно-ласкательных форм сущ. 5,7 7,4 - 0,0202 0,002 ** Образование относительных прилагательных от сущ. 5,2 7,1 2,9234 0,026 ** Образование глаголов от звукоподрожательных слов 5,6 7,3 2,7849 0,03 ***
1 – до развивающей работы
2 – после развивающей работы
Как видно из таблицы 3, полученные данные показывают наличие значимых различий по всем уровням (при р<=0,01). Обнаруженный факт свидетельствует о том, что проведенная нами развивающая работа эффективна и способствует формированию способов словообразования у детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу исследования - если при использовании системы дидактических игр по развитию речи, в частности разделе словообразования, будут учитываться следующие условия:
- знание морфологических и морфосинтаксических способов словообразования у детей среднего дошкольного возраста;
- включение данных способов словообразования в систему работы;
- изучение уровней развития навыка словообразования у детей в процессе работы;
- проведение сравнительного анализа проделанной работы;
То это позволит развить умения и навыки в словообразовании и улучшить навык грамматически правильной речи.
Заключение
Итак, в заключение нашего исследования отметим еще раз, что правильная речь — это первостепенное средство проявления важнейших психических процессов, таких как память, восприятие, эмоции. Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослым и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.
Формирование разных сторон грамматического строя (синтаксиса, морфологии, словообразования) языка дошкольника имеет свою специфику, и для их развития должны применяться различные педагогические средства (приемы, формы организации).
Работа по формированию грамматически правильной речи в детском саду должна строиться так, чтобы предоставлять каждому ребенку возможность решать посильные речевые задачи.
Формирование речи и грамматических навыков возможно только при пребывании ребенка в человеческой языковой среде в начальном периоде его развития, до 10 лет.
Главная цель при формировании грамматических навыков - чтобы дети как можно раньше услышали все грамматические формы родного языка и постепенно проникали в их смысл. Понимание смысла грамматических значений языка есть процесс становления и развития интеллекта ребенка дошкольного возраста. Ребенок, не усвоивший грамматического строя языка до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности.
В дошкольный период интенсивно растет словарный состав речи. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются достаточно сложные закономерности синтаксического и морфологического порядков. Дошкольник не просто активно овладевает речью, он творчески осваивает языковую действительность.
Освоение способов словообразования начинается уже на третьем году жизни. Это длительный процесс, растягивающийся на весь период дошкольного детства и имеющий ряд качественно своеобразных этапов.
Инновации в детской речи свидетельствуют об активном творческом поиске ребенка, активной ориентировке в явлениях грамматики. Их нежелательно называть ошибками, это «хорошие ошибки» (Р.Е.Левина), ошибки роста. Без них ребенок не может освоить богатства языка.
Дидактические игры содержат условия, способствующие овладению способами словообразования: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении дидактических игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, чтобы каждая дидактическая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность.
Дидактическая игра развивает речь и способы словообразования, а речь организует игру, одиноко играющий ребенок и тот говорит, инстинктивно пользуется языком как наиболее усовершенствованным средством для установления связи с окружающей средой.
Работая над ответственным делом развития речи и способов словообразования детей и планируя работу, педагоги не должны забывать главного: работа эта достигает намеченных нами целей только в том случае, если она будет протекать в необходимых для ее успеха условиях.
Для занятий по развитию речи и способов словообразования, языковой материал отбирается таким образом, чтобы дать детям полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, помочь детям на практике овладеть правилами согласования, управления и примыкания слов в предложении.
Проведение экспериментального исследования показало, что после проведения развивающей работы посредством дидактических игр и упражнений, у детей среднего дошкольного возраста улучшилось развитие способов словообразования, что говорит об эффективности дидактических игр, подобранных нами.
Итак, мы выполнили цель нашего исследования - определили влияние дидактических игр на овладение детьми разными способами словообразования.
Решили все задач исследования:
Изучили историю данного вопроса и его состояние на современном этапе.
Дали определения основным понятиям исследуемой проблемы.
Выявили особенности использования детьми разных способов словообразования.
Подобрали систему дидактических игр для овладения разными способами словообразования детьми среднего дошкольного возраста.
Провели сравнительный анализ для выявления эффективного использования дидактических игр в обучении навыкам словообразования.
Показали практическую значимость выпускной квалификационной работы.
И подтвердили выдвинутую гипотезу исследования - если при использовании системы дидактических игр по развитию речи, в частности разделе словообразования, будут учитываться следующие условия:
- знание морфологических и морфосинтаксических способов словообразования у детей среднего дошкольного возраста;
- включение данных способов словообразования в систему работы;
- изучение уровней развития навыка словообразования у детей в процессе работы;
- проведение сравнительного анализа проделанной работы;
То это позволит развить умения и навыки в словообразовании и улучшить навык грамматически правильной речи.
Результаты проведенной работы могут быть предложены методистам, взрослым, родителям для обучения детей дошкольного возраста способам словообразования через дидактическую игру для улучшения грамматической стороны речи дошкольников.
Список литературы
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987. – 210 с.
Аркин Е.А. Воспитание детей к игре. – М., 1983. – 189 с.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. –234 с.
Базжина Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития // Детская речь: Лингвистический аспект. - С.-Пб. - 1992. - с. 57-66.
Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М. - 1986. - с. 250-296.
Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Психология и педагогика, 1998. – 290 с.
Брунер Дж. Развитие игровой деятельности и её особенности. – СПб., 2004. – 210 с.
Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М.: Педагогика, 1981. – 198 с.
Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 5 т.Т.5.-М., 1983.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. Давыдова В.В. – М: Педагогика, 1991. – 480с.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1997. – 323 с.
Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов – М.: Аспект Пресс, 1999. – 373 с.
Детская практическая психология: Учебник для студентов вузов/Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001. – 247 с.
Детская психология /Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько – Минск, 2000. – 390 с.
Диагностика готовности детей к обучению в школе: Спецкурс: Методические рекомендации для воспитателей детских садов, учителей начальных классов/Сост. Ю.А. Дмитриев.- М., 1994. – 183 с.
Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей/ Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1981. – 256 с.
Дьяченко О., Варенцова Н. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей подготовительной к школе группы (седьмой год жизни) // Дошкольное воспитание. – 1994. - №10. – с. 56-73
Дьяченко О.М. Психологическое развитие дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М., 1984. – 194 с.
Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. – М.: Новая школа, 1998. – 144 с.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М., 1988. – 689 с.
Как помочь ребенку войти в современный мир / Под ред. Т.В.Антоновой, - М., 1995. – 93 с.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. т.2, М., 1983. – 480 с.
Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. – 167 с.
Литература и фантазия / Сост. Л.Е. Стрельцова. - М.: Просвещение, 1992. – 201 с.
Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М. - 1976. - с. 64-93.
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
Мухина В.С. Психология детства и отрочества: Учебник для студентов психолого-пед. факультетов – М., 1998. - 267 с.
Немов Р.С. Психология. Т. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М., 1995. – 675 с.
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого–педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001. – 199 с.
Никольская А.А. Возрастная педагогическая психология. – Дубна: Феникс+, 2001. – 332 с.
Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., 1996. – 263 с.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1996. – 313 с.
Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. М., 1987. – 345 с.
Поддьяков Н.Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О.С. Ушаковой. - М. - 1994. - с. 119-126.
Психология и педагогика: Учебн. пособие для студентов вузов / ред. Бодалев А.А., ред. Жуков В.И., ред. Лаптев Л.Г., ред. Сластенин В.А. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 585 с.
Психология и педагогика: Учебное пособие. – М – Новосибирск: ИНФА-М-НГАЭиУ, 1998. – 175 с.
Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. / сост. и отв. ред. Радугин А.А. – М.: Центр, 1996. – 336 с.
Российская педагогическая энциклопедия (РПЭ). - М., 1993. – 789 с.
Рубинштейн С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей // Основы общей психологии. - Т. 1. - М: 1989. - с. 442-460.
Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. – Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. – 253 с.
Свеженцова Г.М. Подготовка детей к школе// Начальная школа, 1994г., №5, стр. 67-69.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах /Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1993. – 312 с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1984. – 290 с.
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. – М., – 379 с.
Юрьева Н.М. Культурно-историческая концепция развития и формирования диалогического взаимодействия // Язык как учебный предмет. Обучение языку и формирование личности дошкольника. - М. - 1993. - с. 101-102.
Юрьева Н.М. Проблема коммуникативного развития и диалог в контексте обучения дошкольников // Проблема речевого развития дошкольников и младших школьников. - М. - 1993. - с. 86-98.
Ядэшко В.И. Развитие речи детей от 3 до 5 лет. - М.: Просвещение, 1996. – 234 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
Образование относительных прилагательных от сущ. до проведения развивающей работы после проведения развивающей работы Петрова Наталья стул, шкаф, стол; из стекла: стакан, банка; из кожи: сапоги, плащ; из шерсти: кофта, шарф, шапка, носки низкий средний Лагутенков Даниэль стул, шкаф, стол; из стекла: стакан, банка; из кожи: сапоги, плащ; из шерсти: кофта, шарф, шапка, носки низкий высокий Смирнов Дмитрий стул, шкаф, стол; из стекла: стакан, банка; из кожи: сапоги, плащ; из шерсти: кофта, шарф, шапка, носки низкий высокий Буханевич Анна стул, шкаф, стол; из стекла: стакан, банка; из кожи: сапоги, плащ; из шерсти: кофта, шарф, шапка, носки низкий высокий Глазкова Дарья стул, шкаф, стол; из стекла: стакан, банка; из кожи: сапоги, плащ; из шерсти: кофта, шарф, шапка, носки низкий средний Пигина Мария стул, шкаф, стол; из стекла: стакан, банка; из кожи: сапоги, плащ; из шерсти: кофта, шарф, шапка, носки средний высокий Гладилов Юрий стул, шкаф, стол; из стекла: стакан, банка; из кожи: сапоги, плащ; из шерсти: кофта, шарф, шапка, носки низкий средний Егоров Павел стул, шкаф, стол; из стекла: стакан, банка; из кожи: сапоги, плащ; из шерсти: кофта, шарф, шапка, носки низкий высокий Васильева Юлия стул, шкаф, стол; из стекла: стакан, банка; из кожи: сапоги, плащ; из шерсти: кофта, шарф, шапка, носки низкий высокий Намин Егор стул, шкаф, стол; из стекла: стакан, банка; из кожи: сапоги, плащ; из шерсти: кофта, шарф, шапка, носки низкий средний
Приложение 2.
Образование относительных прилагательных от сущ. до проведения развивающей работы после проведения развивающей работы Петрова Наталья из резины: сапоги, игрушки, мяч; из меха: шуба, шапка; из пуха: подушка, одеяло, перина низкий средний Лагутенков Даниэль из резины: сапоги, игрушки, мяч; из меха: шуба, шапка; из пуха: подушка, одеяло, перина низкий высокий Смирнов Дмитрий из резины: сапоги, игрушки, мяч; из меха: шуба, шапка; из пуха: подушка, одеяло, перина низкий высокий Буханевич Анна из резины: сапоги, игрушки, мяч; из меха: шуба, шапка; из пуха: подушка, одеяло, перина низкий высокий Глазкова Дарья из резины: сапоги, игрушки, мяч; из меха: шуба, шапка; из пуха: подушка, одеяло, перина низкий средний Пигина Мария из резины: сапоги, игрушки, мяч; из меха: шуба, шапка; из пуха: подушка, одеяло, перина средний высокий Гладилов Юрий из резины: сапоги, игрушки, мяч; из меха: шуба, шапка; из пуха: подушка, одеяло, перина низкий средний Егоров Павел из резины: сапоги, игрушки, мяч; из меха: шуба, шапка; из пуха: подушка, одеяло, перина низкий высокий Васильева Юлия из резины: сапоги, игрушки, мяч; из меха: шуба, шапка; из пуха: подушка, одеяло, перина низкий высокий Намин Егор из резины: сапоги, игрушки, мяч; из меха: шуба, шапка; из пуха: подушка, одеяло, перина низкий средний
Детская психология /Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько – Минск, 2000. – с. 87
Ядэшко В.И. Развитие речи детей от 3 до 5 лет. - М.: Просвещение, 1996. – с. 41
Юрьева Н.М. Культурно-историческая концепция развития и формирования диалогического взаимодействия // Язык как учебный предмет. Обучение языку и формирование личности дошкольника. - М. - 1993. - с. 101
Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. – Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. – с. 114
Рубинштейн С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей // Основы общей психологии. - Т. 1. - М: 1989. - с. 442
Поддьяков Н.Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О.С. Ушаковой. - М. - 1994. - с. 120
Поддьяков Н.Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О.С. Ушаковой. - М. - 1994. - с. 121
Рубинштейн С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей // Основы общей психологии. - Т. 1. - М: 1989. - с. 444
Рубинштейн С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей // Основы общей психологии. - Т. 1. - М: 1989. - с. 442
Рубинштейн С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей // Основы общей психологии. - Т. 1. - М: 1989. - с. 445
Базжина Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития // Детская речь: Лингвистический аспект. - С.-Пб. - 1992. - с. 57
Базжина Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития // Детская речь: Лингвистический аспект. - С.-Пб. - 1992. - с. 58
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. т.2, М., 1983. – с.312
Психология и педагогика: Учебное пособие. – М – Новосибирск: ИНФА-М-НГАЭиУ, 1998. – с.103
Российская педагогическая энциклопедия (РПЭ). - М., 1993. – с. 132
Ядэшко В.И. Развитие речи детей от 3 до 5 лет. - М.: Просвещение, 1996. – с. 114
Ядэшко В.И. Развитие речи детей от 3 до 5 лет. - М.: Просвещение, 1996. – с. 115
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. –с.41
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. –с.41-42
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. –с.43
Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М.: Педагогика, 1981. – с. 79
Свеженцова Г.М. Подготовка детей к школе// Начальная школа, 1994г., №5, стр. 67
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. –с. 36
Там же – с. 36-37
Никольская А.А. Возрастная педагогическая психология. – Дубна: Феникс+, 2001. – с. 217
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – с. 202
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – с. 203
Ядэшко В.И. Развитие речи детей от 3 до 5 лет. - М.: Просвещение, 1996. – с. 178
Ядэшко В.И. Развитие речи детей от 3 до 5 лет. - М.: Просвещение, 1996. – с.180
Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М.: Педагогика, 1981. – с. 114
2
2.Аркин Е.А. Воспитание детей к игре. – М., 1983. – 189 с.
3.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. –234 с.
4.Базжина Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития // Детская речь: Лингвистический аспект. - С.-Пб. - 1992. - с. 57-66.
5.Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М. - 1986. - с. 250-296.
6.Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Психология и педагогика, 1998. – 290 с.
7.Брунер Дж. Развитие игровой деятельности и её особенности. – СПб., 2004. – 210 с.
8.Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М.: Педагогика, 1981. – 198 с.
9.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983.
10.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 5 т.Т.5.-М., 1983.
11.Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. Давыдова В.В. – М: Педагогика, 1991. – 480с.
12.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6.
13.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1997. – 323 с.
14.Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов – М.: Аспект Пресс, 1999. – 373 с.
15.Детская практическая психология: Учебник для студентов вузов/Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001. – 247 с.
16.Детская психология /Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько – Минск, 2000. – 390 с.
17.Диагностика готовности детей к обучению в школе: Спецкурс: Методические рекомендации для воспитателей детских садов, учителей начальных классов/Сост. Ю.А. Дмитриев.- М., 1994. – 183 с.
18.Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей/ Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1981. – 256 с.
19.Дьяченко О., Варенцова Н. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей подготовительной к школе группы (седьмой год жизни) // Дошкольное воспитание. – 1994. - №10. – с. 56-73
20.Дьяченко О.М. Психологическое развитие дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М., 1984. – 194 с.
21.Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. – М.: Новая школа, 1998. – 144 с.
22. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М., 1988. – 689 с.
23.Как помочь ребенку войти в современный мир / Под ред. Т.В.Антоновой, - М., 1995. – 93 с.
24.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. т.2, М., 1983. – 480 с.
25.Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. – 167 с.
26.Литература и фантазия / Сост. Л.Е. Стрельцова. - М.: Просвещение, 1992. – 201 с.
27.Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М. - 1976. - с. 64-93.
28.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
29.Мухина В.С. Психология детства и отрочества: Учебник для студентов психолого-пед. факультетов – М., 1998. - 267 с.
30.Немов Р.С. Психология. Т. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М., 1995. – 675 с.
31.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого–педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001. – 199 с.
32.Никольская А.А. Возрастная педагогическая психология. – Дубна: Феникс+, 2001. – 332 с.
33.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., 1996. – 263 с.
34.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1996. – 313 с.
35.Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. М., 1987. – 345 с.
36.Поддьяков Н.Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О.С. Ушаковой. - М. - 1994. - с. 119-126.
37.Психология и педагогика: Учебн. пособие для студентов вузов / ред. Бодалев А.А., ред. Жуков В.И., ред. Лаптев Л.Г., ред. Сластенин В.А. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 585 с.
38. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М – Новосибирск: ИНФА-М-НГАЭиУ, 1998. – 175 с.
39.Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. / сост. и отв. ред. Радугин А.А. – М.: Центр, 1996. – 336 с.
40. Российская педагогическая энциклопедия (РПЭ). - М., 1993. – 789 с.
41.Рубинштейн С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей // Основы общей психологии. - Т. 1. - М: 1989. - с. 442-460.
42.Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. – Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. – 253 с.
43.Свеженцова Г.М. Подготовка детей к школе// Начальная школа, 1994г., №5, стр. 67-69.
44. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.
45.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах /Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1993. – 312 с.
46.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1984. – 290 с.
47.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. – М., – 379 с.
48.Юрьева Н.М. Культурно-историческая концепция развития и формирования диалогического взаимодействия // Язык как учебный предмет. Обучение языку и формирование личности дошкольника. - М. - 1993. - с. 101-102.
49.Юрьева Н.М. Проблема коммуникативного развития и диалог в контексте обучения дошкольников // Проблема речевого развития дошкольников и младших школьников. - М. - 1993. - с. 86-98.
50.Ядэшко В.И. Развитие речи детей от 3 до 5 лет. - М.: Просвещение, 1996. – 234 с.
Вопрос-ответ:
Зачем нужна дидактическая игра для развития речи дошкольников?
Дидактическая игра используется как средство в овладении способами словообразования для развития грамматически правильной речи у дошкольников. Игра стимулирует у детей интерес и активное участие, помогая им легче усваивать языковые нормы и правила.
Какие цели и задачи ставятся перед формированием грамматически правильной речи у дошкольников?
Одной из главных целей формирования грамматически правильной речи у дошкольников является развитие и совершенствование их языковых навыков, а также обогащение словарного запаса. Задачи включают в себя овладение грамматическими правилами, синтаксическими структурами и способами словообразования.
Каковы особенности развития грамматических навыков у дошкольников?
Развитие грамматических навыков у дошкольников происходит постепенно. В начальном возрасте дети могут совершать ошибки в образовании предложений, путая порядок слов или неправильно использовая грамматические формы. Однако с возрастом, при помощи игры и практики, они улучшают свои навыки и становятся способными к грамматически правильной речи.
Каким образом дошкольники овладевают способами словообразования?
Дошкольники овладевают способами словообразования через активное использование языка в игровой форме. Они учатся образовывать новые слова, добавляя приставки и суффиксы к уже известным корням. Такие игры помогают им лучше понимать структуру языка и усваивать его правила.
Как можно использовать дидактическую игру в овладении способами словообразования?
Дидактическая игра используется для активизации детей и развития их языковых навыков. Например, можно провести игру, в которой дети должны составлять слова, добавляя приставки и суффиксы. Также можно использовать различные игровые карточки или пазлы, на которых указаны основы слов, чтобы дети могли создавать новые слова.
Зачем нужна дидактическая игра в овладении способами словообразования у дошкольников?
Дидактическая игра является эффективным средством формирования грамматически правильной речи у дошкольников. Она позволяет привлечь внимание детей, создать интерес к изучаемому материалу и способствует усвоению основных способов словообразования.
Какие цели и задачи ставятся перед обучением грамматически правильной речи у дошкольников?
Основной целью обучения грамматически правильной речи у дошкольников является формирование языковой компетенции, развитие умений и навыков использования грамматических конструкций. Задачи включают овладение способами словообразования и формирование лексического запаса.
В чем особенности развития грамматических навыков у дошкольников?
У дошкольников развитие грамматических навыков происходит постепенно. Вначале дети овладевают основами грамматической структуры языка, а затем учатся правильно строить предложения, использовать словообразовательные средства и формировать корректные грамматические конструкции.
Каким образом дошкольники овладевают способами словообразования?
Дошкольники овладевают способами словообразования через игру и активное участие в различных языковых действиях. Они учатся образовывать новые слова путем добавления приставок, суффиксов и окончаний, формированию форм рода, числа и падежей. С помощью игры они стимулируют свое творческое мышление и развивают языковую пластичность.
Каким образом использование дидактической игры способствует овладению способами словообразования?
Использование дидактической игры способствует овладению способами словообразования у дошкольников. В процессе игры дети активно применяют словообразовательные средства, создают новые слова и конструируют предложения, что способствует развитию лингвистической и творческой активности.