- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Особенности духовно-политической жизни Аравии в 5-7 веках
1.1. Особенности географического положения
1.2. Политическая ситуация на Аравийском полуострове в период и до начала пророчества Мухаммада
1.3. Культура и традиции арабов
Глава 2. Особенность религиозной ситуации на Аравийском полуострове в 5-7 веках
2.1. История многобожия и его значение
2.2. Особенность творчества Хишама Ал-Калби
Заключение
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления
Значительная часть книги Ибн ал-Калби содержится в Хизанат ал-адаб ал-Багдади. Очевидно, другую редакцию “Книги об идолах” отражают цитаты в сочинениях Ибн ал-Джаузи и Ибн Каййима ал-Джаузийи.
В 1897 г. Ю. Вельхаузен собрал и исследовал сохранившиеся отрывки из “Книги об идолах” в не утратившей до сих пор значения работе “Reste arabischen Heidentums”.
Наконец, в 1914 г. египетский ученый Ахмад Заки-паша обнаружил рукопись “Книги об идолах” и напечатал, однако по каким-то причинам книга не вышла в свет. Только в 1924 г. после публикации второго издания это сочинение стало известным в оригинале.
В настоящее время рукопись хранится в Египетской Национальной библиотеке (Дар ал-кутуб ал-Мисрийа) под шифром 344 раздела “Рукописи”. Цепь передатчиков в начале рукописи и колофон позволяют восстановить историю “Книги об идолах” непосредственно от Хишама ибн ал-Калби вплоть до рукописи, лежащей в основе издания Ахмада Заки-паши.
В 201/815-16 г. “Книгу об идолах” под руководством Хишама ибн ал-Калби прослушал Абу-л-Хасан 'Али ибн ас-Саббах ибн ал-Фурат. Далее идет непрерывный иснад вплоть до 463/1070 г., когда ее слушал ас-Сайрафи. В 494/1100 г. в присутствии и под руководством ас-Сайрафи ее прослушал ал-Джавалики. Тогда же или позже ал-Джавалики переписал “Книгу об идолах” со списка, сделанного рукой Мухаммада ибн ал-'Аббаса ибн ал-Фурата, а в 529/1135 г. он изготовил с первого списка второй. С этого второго списка ал-Джавалики и была переписана рукопись, обнаруженная Ахмадом Заки-пашой.
X. С. Ниберг предполагает, что “Книга об идолах”, дошедшая до нас, представляет собой не оригинальное сочинение Хишама ибн ал-Калби, а более позднюю редакцию ал-Джаухари. Эту гипотезу он основывает на том, что в “Книге об идолах” без всякого объяснения излагаются две версии введения идолопоклонничества в Аравии, по-разному в разных местах объясняется значение терминов санам и васан. Кроме того, начиная со с. 47 текста 19 вместо полного иснада, стоящего в начале рукописи, приводится сокращенный, начинающийся с Хишама ибн ал-Калби и заканчивающийся ал-Джаухари. В пользу этого предположения говорит и тот факт, что в различных средневековых арабских сочинениях встречаются упоминания идолов, не отмеченных в “Книге об идолах”, со ссылкой на Хишама ибн ал-Калби. Однако этот вопрос может быть решен, очевидно, только в случае обнаружения других рукописей “Книги об идолах”.
В настоящее время кроме рукописи Ахмада Заки-паши известна только одна рукопись “Книги об идолах”. Она хранится в Медине в библиотеке 'Арифа Хикмата под шифром 211 “сборники” в разделе “История”. Судя по кратким данным о ней, которые приводит В. Аталлах, не ознакомившийся, впрочем, с ней de visu, она не отличается от рукописи Ахмада Заки-паши.
Издание “Книги об идолах” вызвало большой интерес в научном мире. Появились переводы: Р. Клинке-Розенбергер — на немецкий язык, Н. Фариса — на английский, В. Аталлаха — на французский и, наконец, Икеда Осаму — на японский. Арабский текст “Книги об идолах” издавался трижды: Ахмадом Заки-пашой, Р. Клинке-Розенбергер (переиздание текста Ахмада Заки-паши) и В. Аталлахом. Последнее издание осуществлено по рукописи Ахмада Заки-паши, но отличается от издания египетского ученого тем, что в нем полностью воспроизведены все пометки и приписки, имеющиеся в рукописи. Кроме того, В. Аталлах ограничился изданием текста самой рукописи и не включал в него, как это сделал Ахмад Заки-паша, цитаты из Хишама ибн ал-Калби относительно идолов, заимствованные из других сочинений арабских авторов.
2.2. Особенность творчества Хишама Ал-Калби
О жизни Хишама Ал-Калби практически ничего не известно. Мы знаем лишь по его прозвищу Ал-Куфи, что он родился в г. Куфа (современный Ирак). Отец его Мухаммад ибн ас-Са'иб ал-Калби (ум. в 763 г.), известный знаток генеалогии, хадисов и один из первых авторов толкований Корана, был основателем арабской генеалогической школы. Именно своему отцу Хишам Ал-Калби был обязан интересом и широкими познаниями в области генеалогии, религии и истории. Со временем Хишам Ал-Калби переселился в Багдад, где прожил до конца своих дней.
Перу Хишама Ал-Калби принадлежало около 140 сочинений по генеалогии, религии, истории и древностям арабских племен. Однако до нас дошло только одно его произведение – «Китаб ал-аснам» («Книга об идолах»), а также небольшие отрывки из его произведений у других авторов.
О народах Восточной Европы имеются генеалогические сведения в отрывке из Большого словаря Якуба (имеются две рукописи словаря: Российской Академии Наук и изданная Вюстенфельдом), который на русском языке впервые был опубликован А.Я.Гаркави по Академической рукописи Большого словаря Йакута. Эти же сведения находятся и в рукописи Казвини, изданной Вюстенфельдом.
Так О.Г. Большаков указывает, что «Древнеарабский автор ал-Калби в своей книге “Об идолах” говорит, что у жителей каждой усадьбы в Мекке был идол, которому они поклонялись. Судя по свидетельствам древнеарабских авторов, у них были крайне развиты фетишизм и анимистические представления. Для них вся природа казалась одушевленной и наполненной божествами. Одушевлялись и становились почитаемыми такие объекты природы, как луна, отдельные горы, вершины, скалы, пальмы, источники и т.д. Кроме почитаемых предметов природы, родовые группы и племена имели своих кумиров, считавшихся их воображаемыми покровителями. Мало-помалу кумиры антропоморфизировались, а затем и приобретали человекоподобный облик. С процессами объединения родов и племен отдельные божества приобретали межплеменное значение. Так, с возвышением экономически могущественного племени курейш его божество Хобаль — большая человекообразная фигура — занимала центральное место среди других идолов (их было около 360), выставленных в святилище племенных божеств в мекканском храме Каабе. Там же находился почитаемый мусульманами и поныне знаменитый “черный камень” (аль-хаджар аль-асвад) — вещественное доказательство остатков фетишизма в исламе.
О широкой традиции фетишизма среди арабов сохранилось много сведений раннеарабских авторов. Одним из них, Хишамом ибн ал-Калби (VIII - нач. IV в.), написана специальная книга “Об идолах”, в которой содержится масса интересных сведений о глубоких традициях идолопочитания среди соплеменников в доисламские времена и борьбе раннего ислама против этих традиций.
Сведения ал-Калби и других авторов для нас важны как достоверные источники о генезисе почитания арабами священных объектов. Именно фетишизм, по моему мнению, как одна из раннеполитеистических форм поклонения, явился исходной основой культа священных объектов, не преодоленного исламом и вошедшего в его практику в мусульманизированном виде.
По мере разложения родо-племенных отношений и усиления объективной тенденции классообразования процесс постепенного возвышения божеств наиболее влиятельных племен подрывал авторитет и значение кумиров других родов и племен. Ал-Калби очень образно и убедительно показывает в своей книге сколь трудным и жестоким выглядел процесс преодоления традиции почитания родовых божеств в пользу признания единственным богом Аллаха — бога влиятельного мекканского племени курейш: уничтожались капища, убивались их хранители, сокрушались святыни-божества, подвергалось осмеянию и угрозам самое почитание кумиров1.
Постепенно они все более и более отходили на второстепенный план. Но, утрачивая значение родовых божеств, кумиры силой традиции сохраняли свою роль сверхъестественных покровителей, становясь как бы “малыми богами” в границах данных родо-племенных объединений. Это и были прообразы будущих святых. Чахнувшие формы политеистических воззрений уступали дорогу складывавшемуся монотеизму, сохраняя, однако, свои мифологические основы в образах святых.
Так постепенно шел процесс трансформации многобожных верований к святым, занявшим место важной опоры складывавшегося культа Аллаха — центральной идеи сверхъестественного в исламе»
Заключение
Сведения о религии арабов доисламского периода основываются на археологические данные и надписи Южной и Северной Аравии. Только, содержимое данных документов вместо пояснений об основе веры, религиозных обрядах и молитвах дает перечень названий богов и идолов. Сведения о религии арабов доисламского периода, наряду с надписями и работами по археологии можно найти в ассирийских, иудейских, греческих и латинских источниковых материалах. Вместе с этим, возможно почерпнуть сведения из стихов и пословиц Джахилия, которые напрямую дают дерективы об арабском обществе доисламского периода. За исключением этих разных и ограниченных источников, знания о религии многобожников арабов, особенно незадолго до зарождения ислама и в первые годы ислама, находятся в Коране и материалах по тафсиру, хадису, сиру и истории. Данные работы состоят из надежных и детальных материалов.
Среди арабов доисламского периода существовали приверженцы иудаизма, христианства, язычества, мандеизм (сабии) и ханифзм (монотеистическая секта древней Аравии, выработавшаяся из еврейства и христианства, без националистических и сложных догматов, с покорной верой в единого Бога и в воздаяние). Но, без всяких сомнений, самой распространенной верой было идолопоклонство. Эта вера составляла основу религии бедуинов и представляла собой самый древний и исходный вид религии семитов. В основном восприятие арабами идолопоклонства произошло в довольно поздний срок. Вначале, арабы не отрицали существование создателя, но со временем испугавшись его неизмеримой силы, решили общаться с богом через посредников и выдумали всякие идолы. Таким образом, появились мнения о переходе идолопоклонства к арабам извне. Это утверждение основано на следующей версии: народ Мекки впервые ознакомился с верой в единого бога во время строительства пророка Ибрахимом Каабы, но со временем, когда Мекка уже не отвечала требованиям Ибрахима, его сына Исмаила и их рода они покинули Мекку, захватив с собой маленькие, оторванные от Каабы каменные частички. На новом месте они признали эти частицы святыми и стали им поклоняться.
"Книга об идолах" Хишама ал-Калби является одним из самых ранних дошедших до нас произведений арабских историков по истории духовной жизни доисламской Аравии. Она посвящена доисламским языческим культам на территории Аравийского полуострова и содержит в себе легенды и предания о введении идолопоклонничества, сведения о многих общеаравийских или племенных идолах, описание жертвоприношений, обрядов при паломничестве. Значительное место уделено в ней событиям, сопровождавшим уничтожение язычества и победу ислама в Аравии.
Перу Хишама Ал-Калби принадлежало около 140 сочинений по генеалогии, религии, истории и древностям арабских племен. Однако до нас дошло только одно его произведение – «Китаб ал-аснам» («Книга об идолах»), а также небольшие отрывки из его произведений у других авторов.
Список использованной литературы
Большаков О.Г. История Халифата. I. Ислам в Аравии (570-633). М., 1989.
Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока. VII - середина XIII в. М., 1984.
Васильев А. М. История Саудовской Аравии. М., 1982.
Грюнебаум Г.Э.фон Основные черты арабо-мусульманской культуры – М., 1968
Грязневич П.А. Ислам и государство (к истории государственно-политической идеологии раннего ислама)// Ислам. Религия, общество, государство. М., 1984.
Лундин А.Г. Южная Аравия в VI в. // Православный палестинский сборник. Вып.8 (71). – М.-Л., 1961, С.118-124
Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII — XV веках. Ленинград, 1966.
Пиотровский М.Б. Пророческое движение в Аравии VII в. // Ислам. Религия, общество, государство. Сборник статей. - М.: Наука, 1984. - С. 19-27.
Резван Е.А. Коран и его мир. Санкт-Петербург, «Петербургское востоковедение», 2001.
Большаков О.Г. История Халифата. I. Ислам в Аравии (570-633). М., 1989.
Васильев А. М. История Саудовской Аравии. М., 1982.
Васильев А. М. История Саудовской Аравии. М., 1982.
Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока. VII - середина XIII в. М., 1984.
Васильев А. М. История Саудовской Аравии. М., 1982.
Грюнебаум Г.Э.фон Основные черты арабо-мусульманской культуры – М., 1968
Васильев А. М. История Саудовской Аравии. М., 1982.
Грязневич П.А. Ислам и государство (к истории государственно-политической идеологии раннего ислама)// Ислам. Религия, общество, государство. М., 1984.
Грюнебаум Г.Э.фон Основные черты арабо-мусульманской культуры – М., 1968
Большаков О.Г. История Халифата. I. Ислам в Аравии (570-633). М., 1989.
Грюнебаум Г.Э.фон Основные черты арабо-мусульманской культуры – М., 1968
Васильев А. М. История Саудовской Аравии. М., 1982.
Грюнебаум Г.Э.фон Основные черты арабо-мусульманской культуры – М., 1968
Васильев А. М. История Саудовской Аравии. М., 1982.
Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока. VII - середина XIII в. М., 1984.
Грюнебаум Г.Э.фон Основные черты арабо-мусульманской культуры – М., 1968
Резван Е.А. Коран и его мир. Санкт-Петербург, «Петербургское востоковедение», 2001.
Лундин А.Г. Южная Аравия в VI в. // Православный палестинский сборник. Вып.8 (71). – М.-Л., 1961, С.118-124
Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока. VII - середина XIII в. М., 1984.
Пиотровский М.Б. Пророческое движение в Аравии VII в. // Ислам. Религия, общество, государство. Сборник статей. - М.: Наука, 1984. - С. 19-27.
Грюнебаум Г.Э.фон Основные черты арабо-мусульманской культуры – М., 1968
Лундин А.Г. Южная Аравия в VI в. // Православный палестинский сборник. Вып.8 (71). – М.-Л., 1961, С.118-124
Цит по Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII — XV веках. Ленинград, 1966.
Лундин А.Г. Южная Аравия в VI в. // Православный палестинский сборник. Вып.8 (71). – М.-Л., 1961, С.118-124
Большаков О.Г. История Халифата. I. Ислам в Аравии (570-633). М., 1989.
Грюнебаум Г.Э.фон Основные черты арабо-мусульманской культуры – М., 1968
4
Список использованной литературы
1.Ан-Наубахти, ал-Хасан ибн Мусса. Шиитские секты. Пер. с араб. и коммент. С. М. Прозорова. М., 1973.
2.Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. Пер. с араб., введение и коммент. С. М. Прозорова. М., 1984.
3.Большаков О.Г. История Халифата. I. Ислам в Аравии (570-633). М., 1989.
4.Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока. VII - середина XIII в. М., 1984.
5.Васильев А. М. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство саудитов в Аравии М., 1967.
6.Васильев А. М. История Саудовской Аравии. М., 1982.
7.Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.
8.Ибн Абд ал-Хакам Абд ар-Рахман. Завоевание Египта, ал-Магриба и ал-Андалуса. Пер. с араб., предисл. и примеч. С.Б.Певзнера, М., 1986.
9.Котлов Л. Н. Йеменская Арабская Республика. Справочник. М., 1971.
10.Луцкий В. Б. Новая история арабских стран. М., 1965.
11.Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII — XV веках. Ленинград, 1966.
12.Семенова Л.А. Из истории фатимидского Египта. М., 1984.
13.Семенова Д.А. Салах ад-дин и мамлюки в Египте. М., 1966.
14.Святые места вблизи и издали: Путевые заметки русских писателей первой половины XIX века. М., 1995.
15.Сирия, Ливан и Палестина в описании российских путешественников, консульских и военных обзорах первой половины XIX века. М., 1991.
16.Трошин Ю.А. История стран Азии и Африки в новейшее время (1918-2000). М., 2004.
Вопрос-ответ:
Какие были особенности духовно-политической жизни в Аравии до начала пророчества Мухаммада?
Духовно-политическая ситуация в Аравии до начала пророчества Мухаммада была сложной и разнообразной. Она была определяема географическим положением региона, политическими конфликтами и культурными традициями арабского народа. На Аравийском полуострове существовало множество племен, каждое из которых имело свою особенную политическую структуру и религиозные верования. В то время многие арабские племена поклонялись идолам и проводили разные религиозные обряды. В целом, Аравия была духовно разделена и не имела единой политической системы.
Каково было географическое положение Аравии в духовно-политическую эпоху доисламской эпохи?
Географическое положение Аравии имело важное значение для духовно-политической ситуации в регионе. Аравийский полуостров располагался на крестовине дорог между Азией, Африкой и Европой, что способствовало развитию торговли и обмену культурными ценностями. Здесь проходили караванные пути, по которым торговали различные народы. Из-за своего географического положения Аравия стала важным центром торговли и общения между разными культурами. Это также повлияло на формирование разнообразных религиозных верований и политических структур.
Какие были особенности культуры и традиций арабов в духовно-политическую эпоху доисламской Аравии?
Культура и традиции арабов в духовно-политическую эпоху доисламской Аравии были своеобразными и отличались от других культурных традиций. Арабы вели кочевой образ жизни и занимались скотоводством. Они имели свои кланы и племена, каждое из которых имело свои правила и обычаи. Арабский народ в полной мере ценил свободу и независимость, их образ жизни базировался на племенных структурах и традициях. Они также развивали поэзию и музыку, которые играли важную роль в их культурной жизни.
Каковы особенности географического положения Аравии в период доисламской эпохи?
Аравия расположена на Аравийском полуострове и имеет пустынный характер. Ее географическое положение делало ее отрезанной от большинства цивилизаций, что способствовало формированию внутренней духовно-политической ситуации.
Каково значение многобожия в истории Аравийского полуострова?
Многобожие играло важную роль в религиозной и политической жизни арабов. Оно было основой их верований и обрядов, и имело большое значение для формирования и поддержания духовно-политической ситуации Аравии до прихода ислама.
Какие традиции и культура присущи арабам в период доисламской эпохи?
Арабы были племенным обществом со своими устоями и нормами поведения. Их культура была связана с пастушеским образом жизни и почитанием идолов. Также они имели свои собственные обычаи, традиции и законы, которые определяли их духовно-политическую жизнь.
Какова политическая ситуация на Аравийском полуострове в период до начала пророчества Мухаммада?
Аравия была разделена на племена, каждое из которых имело своих вождей. Во главе политической системы были племенные старейшины, которые принимали ключевые решения. Из-за отсутствия единого политического авторитета, Аравия часто оказывалась в состоянии войн и конфликтов между племенами.
Какова особенность творчества Хишама Ал Калби в контексте религиозной ситуации на Аравийском полуострове в 5-7 веках?
Хишам Ал Калби изучал и описывал идолов и их роль в арабской религии. Его творчество помогло разобраться в многобожии и формированию духовно-политической ситуации в Аравии до прихода ислама.
Что представляет из себя духовно-политическая ситуация в Аравии доисламской эпохи?
Духовно-политическая ситуация в Аравии доисламской эпохи характеризовалась многогодиями и поклонением различным идолам. Различные племена имели свои собственные идолы и центры культа. Религиозные обряды и верования играли важную роль в жизни арабов и оказывали влияние на их политическую организацию.
Какова роль географического положения в формировании духовно-политической ситуации в Аравии доисламской эпохи?
Географическое положение Аравийского полуострова имело большое значение для формирования духовно-политической ситуации. Благодаря своему изолированному положению, племена Аравии смогли сохранить свою культуру и традиции в течение долгого времени. Это привело к тому, что каждое племя имело свои собственные идолы и центры культа. Также изоляция полуострова способствовала формированию различных политических структур и религиозных обрядов.