Эвентуальные последствия вступления России в ВТО для сферы финансовых услуг

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Международные экономические отношения
  • 26 26 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 12.11.2008
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Роль ВТО в международной интеграции и Россия
1.1 ВТО: основные принципы функционирования и процедура присоединения
1.2 Особенности процесса вступления России в ВТО
Глава 2. Сфера финансовых услуг РФ: особенности и последствия присоединения к ВТО
2.1 Особенности присоединения России к ВТО в сфере финансовых услуг
2.2 Эвентуальные последствия вступления России в ВТО для финансовой сферы услуг
Заключение
Список использованных источников и литературы
Фрагмент для ознакомления

Говоря о финансовой сфере в контексте вступления России в ВТО следует отметить несколько ключевых проблем. Во-первых, в РФ законодательная база очень мало привязана к международным стандартам, что не может не сказывать на ее отношениях с государствами-членами ВТО. «Связано это с тем, что в одних секторах после разрушения централизованной системы регулирования экономики полноценный рынок еще не успел сформироваться, а в других - отсутствует конкурентная среда, благоприятствующая росту объема и повышению качества предоставляемых услуг, в том числе вследствие слабого присутствия иностранных инвесторов; на рынке финансовых услуг России сложилась ситуация, в которой регулирование доступа на рынок порой осуществляется на основе субъективных, а не объективных критериев».
Одним из первых законодательных актов, которые были приняты в России с целью регулирования иностранных финансовых услуг, стал Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», который был принят Государственной Думой в 1999 г. Предполагается, что данный закон увеличит приток иностранных инвестиций реальный сектор российской экономики.
В финансовой сфере для России важными позитивными факторами, содействующими привлечению иностранных капиталов, являются: предсказуемость экономической среды, наличие системы гарантий сохранности капиталовложений и репатриации прибыли, использование международных правил валютного регулирования. Обязательства России при присоединении к ВТО, видимо, должны распространяться на все указанные сферы.
В этой связи нельзя не обратить внимания на то, что доминирующей реакцией на финансовый кризис в странах Азии в конце 1990-х годов со стороны западных банков было стремление к сохранности вложений по сравнению с доходностью. Раньше других такое поведение продемонстрировали швейцарские банки - первый по величине в Европе «Объединенный швейцарский банк» и «Креди Свис». Также подобная реакция среди швейцарских банков была отмечена в результате ипотечного кризиса в США в 2007 году, одним из первых это сделал «Юлиус Баер Банк».
Проблемой для России является допуск иностранных банков в приемлемом для страны объеме и требуемых формах.
Российские законодатели уделяют все больше внимания данной проблеме. Так, они стремятся максимально защитить отечественные компании, которые занимаются продажей финансовых услуг. В частности, примером может служить принятие в июне 1999 г. Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Данный закон определяет отношения, которые оказывают влияние на конкуренцию на рынке ценных бумаг, банковских, страховых и остальных финансовых услуг. Он запрещает действия финансовых организаций, занимающих лидирующее место на рынке, которые затрудняют доступ на этот рынок другим финансовым предприятиям.
Новые законы призваны защищать российские финансовые компании в том случае, если позиции иностранных предприятий чрезмерно усилятся. Особенно это касается принятия со стороны Российской Федерации обязательств в рамках ВТО по допуску данных иностранных компаний на свой внутренний рынок финансовых услуг.
Кризис, который имел место в России в августе 1998 года, показал необходимость участия России в документах ВТО в сфере финансовых услуг, так как это поможет улучшить конъюнктуру отечественного рынка и упростить выход российских банков на международный рынок финансовых услуг. За время того кризиса российские предприятия утратили значительную долю капитала, что в свою очередь уменьшило возможности активного развития экономики страны. Та же ситуация может сложиться в результате нынешнего финансового кризиса.
При решении этой проблемы важно соблюсти баланс интересов поставщиков и потребителей финансовых услуг и предусмотреть одновременно с либерализацией допуска иностранных банков и меры защиты национальных банков. Зарубежная практика, особенно в развивающихся странах, как показано в приложении, выработала многочисленные и многообразные такие меры.
Допуск иностранцев к операциям с физическими лицами на определенных условиях может оказаться фактором, способствующим укреплению доверия населения к банковской системе. Эта мера, кроме того, положительно скажется на ассортименте предлагаемых услуг и на динамике процентных ставок.
Таким образом, для России важно договориться с ВТО о поэтапной либерализации национального рынка финансовых, и особенно банковских, услуг. При этом ей необходимо опираться на использование зарубежного опыта.



Заключение

Процесс вступления в ВТО для России уже затянулся, на протяжении последних нескольких лет речь идет о том, что он «вот-вот» завершится, однако в силу ряда причин этого не происходит.
Вопрос «плюсов и минусов» присоединения к ВТО носит крайне неоднозначный характер: единого мнения по данной теме не существует. Однако можно сделать вывод о том, что преимущества вступления смогут осуществиться в долгосрочной перспективе (и то при условии эффективной торгово-экономической политики государства), в то время как негативные последствия можно будет наблюдать сразу после вступления в ВТО.
Переговорный процесс по данному вопросу носит очень непростой характер. Прежде всего, необходимо отметить, крайнюю сложность переговоров с технической точки зрения: например, необходимо провести переговоры по каждой тарифной ставке с каждым членом ВТО. Но переговоры осложняются также и тем, что Россия до сих пор не выработала четкую отраслевую политику, то есть не имеет ясного представления о том, какие отрасли отечественной экономики и в какой мере нуждаются в протекционистской защите или стимулировании. Большую проблему составляют также нескоординированные действия министерств и ведомств. К ослаблению позиции России приводит и установление календарных сроков вступления, что приводит к тому, что члены ВТО выдвигают дополнительные жесткие требования.
Таким образом, видится целесообразным проведение четких, скоординированных действий российской стороны на основе единой торгово-экономической концепции, учитывающей интересы российских отраслей экономики. При этом необходимо добиваться максимально возможных выгодных условий для развития российской экономики: защита отдельных отраслей, максимальный срок переходного периода для осуществления мер по дальнейшей либерализации экономики и упорядочению российского законодательства и т.д. Нельзя забывать о том, что вступление России выгодно не только и не столько России, но, прежде всего, странам-членам ВТО, для которых дополнительно откроется огромный российский рынок для сбыта товаров и услуг.
Рассмотрение эвентуальных последствий вступления России в ВТО в сфере финансовых услуг помогло определить основные направления решения стоящих проблем в данной области. Так, это касается российского законодательства, в которое пока в не достаточной мере интегрированы международные стандарты. Главным последствием присоединения РФ к ВТО станет необходимость допуска иностранных поставщиков финансовых услуг (особенно речь идет о банковском секторе), но сегодня еще не создано эффективных механизмов защиты отечественных компаний.
Как показал опыт кризиса 1998 года, участие в финансовых документах ВТО крайне важно экономики страны, так как тогда российские финансовые организации потеряли значительные капиталы. То же может случиться и сегодня по итогам современного финансового кризиса.
Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что на пути России в ВТО стоит достаточно большое количества проблем, касающихся как переговорного процесса, так и подготовки экономики страны к вступлению в ВТО, для решения которых необходимо предпринять большие совместные усилия со стороны государства, объединений деловых кругов и отдельных предприятий.


Список использованных источников и литературы

Источники
Всемирная торговая организация. Краткие сведения // URL: http://www.wto.ru/chto.asp?f=spravka&t=6
Генеральное соглашение о торговле услугами // URL: http://www.rgwto.com/upload/contents/323/po_uslugam.doc
О ходе переговоров по доступу на рынок услуг в рамках процесса присоединения России к ВТО // URL: http://www.wto.ru/russia.asp?f=dela1&t=11
О ходе переговоров по присоединению России к ВТО // URL: http://www.wto.ru/russia.asp?f=dela&t=11
Основные этапы переговоров по присоединению России к ВТО // URL: http://www.wto.ru/russia.asp?f=etaps&t=10
Присоединение России к ВТО для сектора услуг. Финансовые услуги // URL: http://www.wto.ru/ru/content/documents/docs/finuslug.doc
Состояние российского рынка услуг // URL: http://www.wto.ru/ru/content/documents/docs/sostrynok.doc
Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в российской федерации» // URL: http://www.legalexp.ru/lib160m.shtml
Федеральный закон от 23 июня 1999 г. №117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» // URL: http://www.fas.gov.ru/law/1364.shtml
Цели и задачи присоединения России к ВТО // URL: http://www.wto.ru/russia.asp?f=target&t=9
Marrakesh Agreement establishing the World Trade Organization (Art. IX, 3) // URL: http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/04-wto_e.htm
The Uruguay Round agreements // URL: http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/legal_e.htm

Литература

ВанДузер Э., Холлидей Э. Торговля услугами // Россия и международная торговая система. СПб., 2000. С. 131-132.
Воробьева И.В. Возможности использования зарубежного опыта реформирования экономики при присоединении России к ВТО // Россия и международная торговая система. Под ред. Э. ВанДузера, С.Ф. Сутырина, В.И. Капусткина. СПб., 2000.
Всемирная торговая организация (справочно-аналитический обзор) // Внешняя торговля. 1999. №3. С. 4-10.
Данилова Е.В. Присоединение России к ВТО и последствия для секторов услуг // Россия и Всемирная торговая организация. М., 1999. С. 90-96.
Доусон Л.Р. Торговля товарами // Россия и международная торговая система / Под ред. Э. ВанДузера, С.Ф. Сутырина, В.И. Капусткина. СПб., 2000. С. 82.
Ефимова Е.Г. Россия на мировом рынке услуг // Россия и международная торговая система. СПб., 2000. С. 183.
Крылов В.И. Вступление России во Всемирную торговую организацию // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. №1. С. 30-35.
Ливинцев Н.Н. Международная экономическая интеграция. М., 2003. С. 9-19.
Медведков М.Ю. Россия и Всемирная торговая организация: диалог с ЕС // Современная Европа. 2001. №3. С. 96.
Минкова К.В. Международная многосторонняя торговля: от античности до ВТО. СПб., 2006.
Мировая экономика: Учебное пособие. Под ред. С.Ф. Сутырина. СПб., 2003.
Сутырин С.Ф. Россия и ВТО // ВТО: механизм взаимодействия национальных экономик. Угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок. Под ред. С.Ф. Сутырина. М., 2008. С. 358-382.
Шеров-Игнатьев В.Г., Сутырин С.Ф. Внешнеэкономическая стратегия России: итоги последнего десятилетия // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2002, вып. 2.
Balassa B. The theory of economic integration. London, 1962.
Gallagher P. The first ten years of the WTO: 1995-2005. Cambridge, 2005.
Trebilcock M.J., Howse R. The regulation of international trade. New York, 1995. P. 299-230.


Всемирная торговая организация (справочно-аналитический обзор) // Внешняя торговля. 1999. №3. С. 4.
The Uruguay Round agreements // URL: http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/legal_e.htm
Всемирная торговая организация. Краткие сведения // URL: http://www.wto.ru/chto.asp?f=spravka&t=6
Крылов В.И. Вступление России во Всемирную торговую организацию // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. №1. С. 30-31.
Всемирная торговая организация. Краткие сведения // URL: http://www.wto.ru/chto.asp?f=spravka&t=6
Всемирная торговая организация (справочно-аналитический обзор) // Внешняя торговля. 1999. №3. С. 5.
Мировая экономика: Учебное пособие. Под ред. С.Ф. Сутырина. СПб., 2003.
Всемирная торговая организация. Краткие сведения // URL: http://www.wto.ru/chto.asp?f=spravka&t=6
Там же.
Marrakesh Agreement establishing the World Trade Organization (Art. IX, 3) // URL: http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/04-wto_e.htm
Там же.
Всемирная торговая организация (справочно-аналитический обзор)//Внешняя торговля. 1999. №3. С. 6.
Всемирная торговая организация. Краткие сведения // URL: http://www.wto.ru/chto.asp?f=spravka&t=6
Там же.
Всемирная торговая организация. Краткие сведения // URL: http://www.wto.ru/chto.asp?f=spravka&t=6
Генеральное соглашение о торговле услугами // URL: http://www.rgwto.com/upload/contents/323/po_uslugam.doc
Крылов В.И. Вступление России во Всемирную торговую организацию // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. №1. С. 32.
Основные этапы переговоров по присоединению России к ВТО // URL: http://www.wto.ru/russia.asp?f=etaps&t=10
Там же.
Там же.
О ходе переговоров по присоединению России к ВТО // URL: http://www.wto.ru/russia.asp?f=dela&t=11
Цели и задачи присоединения России к ВТО // URL: http://www.wto.ru/russia.asp?f=target&t=9
Медведков М.Ю. Россия и Всемирная торговая организация: диалог с ЕС // Современная Европа. 2001. №3. С. 96.
Ефимова Е.Г. Россия на мировом рынке услуг // Россия и международная торговая система. СПб., 2000. С. 183.
Данилова Е.В. Присоединение России к ВТО и последствия для секторов услуг // Россия и Всемирная торговая организация. М., 1999. С. 90-96.
Данилова Е.В. Присоединение России к ВТО и последствия для секторов услуг // Россия и Всемирная торговая организация. М., 1999. С. 96.
Состояние российского рынка услуг // URL: http://www.wto.ru/ru/content/documents/docs/sostrynok.doc
Состояние российского рынка услуг // URL: http://www.wto.ru/ru/content/documents/docs/sostrynok.doc
Там же.
Там же.
О ходе переговоров по доступу на рынок услуг в рамках процесса присоединения России к ВТО // URL: http://www.wto.ru/russia.asp?f=dela1&t=11
Там же.
Там же.
Там же.
Присоединение России к ВТО для сектора услуг. Финансовые услуги // URL: http://www.wto.ru/ru/content/documents/docs/finuslug.doc
Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в российской федерации» // URL: http://www.legalexp.ru/lib160m.shtml
Присоединение России к ВТО для сектора услуг. Финансовые услуги // URL: http://www.wto.ru/ru/content/documents/docs/finuslug.doc
Там же.
Федеральный закон от 23 июня 1999 г. №117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» // URL: http://www.fas.gov.ru/law/1364.shtml
Присоединение России к ВТО для сектора услуг. Финансовые услуги // URL: http://www.wto.ru/ru/content/documents/docs/finuslug.doc
Там же.












2

Источники
1.Всемирная торговая организация. Краткие сведения // URL: http://www.wto.ru/chto.asp?f=spravka&t=6
2.Генеральное соглашение о торговле услугами // URL: http://www.rgwto.com/upload/contents/323/po_uslugam.doc
3.О ходе переговоров по доступу на рынок услуг в рамках процесса присоединения России к ВТО // URL: http://www.wto.ru/russia.asp?f=dela1&t=11
4.О ходе переговоров по присоединению России к ВТО // URL: http://www.wto.ru/russia.asp?f=dela&t=11
5.Основные этапы переговоров по присоединению России к ВТО // URL: http://www.wto.ru/russia.asp?f=etaps&t=10
6.Присоединение России к ВТО для сектора услуг. Финансовые услуги // URL: http://www.wto.ru/ru/content/documents/docs/finuslug.doc
7.Состояние российского рынка услуг // URL: http://www.wto.ru/ru/content/documents/docs/sostrynok.doc
8.Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в российской федерации» // URL: http://www.legalexp.ru/lib160m.shtml
9.Федеральный закон от 23 июня 1999 г. №117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» // URL: http://www.fas.gov.ru/law/1364.shtml
10.Цели и задачи присоединения России к ВТО // URL: http://www.wto.ru/russia.asp?f=target&t=9
11.Marrakesh Agreement establishing the World Trade Organization (Art. IX, 3) // URL: http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/04-wto_e.htm
12.The Uruguay Round agreements // URL: http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/legal_e.htm

Литература

13.ВанДузер Э., Холлидей Э. Торговля услугами // Россия и международная торговая система. СПб., 2000. С. 131-132.
14.Воробьева И.В. Возможности использования зарубежного опыта реформирования экономики при присоединении России к ВТО // Россия и международная торговая система. Под ред. Э. ВанДузера, С.Ф. Сутырина, В.И. Капусткина. СПб., 2000.
15.Всемирная торговая организация (справочно-аналитический обзор) // Внешняя торговля. 1999. №3. С. 4-10.
16.Данилова Е.В. Присоединение России к ВТО и последствия для секторов услуг // Россия и Всемирная торговая организация. М., 1999. С. 90-96.
17.Доусон Л.Р. Торговля товарами // Россия и международная торговая система / Под ред. Э. ВанДузера, С.Ф. Сутырина, В.И. Капусткина. СПб., 2000. С. 82.
18.Ефимова Е.Г. Россия на мировом рынке услуг // Россия и международная торговая система. СПб., 2000. С. 183.
19.Крылов В.И. Вступление России во Всемирную торговую организацию // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. №1. С. 30-35.
20.Ливинцев Н.Н. Международная экономическая интеграция. М., 2003. С. 9-19.
21.Медведков М.Ю. Россия и Всемирная торговая организация: диалог с ЕС // Современная Европа. 2001. №3. С. 96.
22.Минкова К.В. Международная многосторонняя торговля: от античности до ВТО. СПб., 2006.
23.Мировая экономика: Учебное пособие. Под ред. С.Ф. Сутырина. СПб., 2003.
24.Сутырин С.Ф. Россия и ВТО // ВТО: механизм взаимодействия национальных экономик. Угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок. Под ред. С.Ф. Сутырина. М., 2008. С. 358-382.
25.Шеров-Игнатьев В.Г., Сутырин С.Ф. Внешнеэкономическая стратегия России: итоги последнего десятилетия // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2002, вып. 2.
26.Balassa B. The theory of economic integration. London, 1962.
27.Gallagher P. The first ten years of the WTO: 1995-2005. Cambridge, 2005.
28.Trebilcock M.J., Howse R. The regulation of international trade. New York, 1995. P. 299-230.


Вопрос-ответ:

Какова роль ВТО в международной интеграции и как она связана с Россией?

ВТО (Всемирная Торговая Организация) играет важную роль в международной торговле, в том числе в интеграции различных стран. Она создает правила и условия для проведения торговых операций между ее членами. Вступление России в ВТО было завершено в 2012 году и это открыло новые возможности и вызвало изменения в ее экономике, включая сферу финансовых услуг.

Какие особенности были в процессе вступления России в ВТО в сфере финансовых услуг?

В процессе вступления России в ВТО в сфере финансовых услуг были ряд особенностей. К ним относится, например, необходимость приведения национальных правил и законодательства в соответствие с требованиями ВТО, а также открытие российского рынка для иностранных банков и других финансовых организаций. Вступление в ВТО также подразумевает принятие определенных обязательств и правил в области финансовых услуг, которые могут иметь свои эвентуальные последствия.

Какие эвентуальные последствия вступления России в ВТО для финансовой сферы услуг?

Вступление России в ВТО может иметь различные эвентуальные последствия для финансовой сферы услуг. С одной стороны, открытие российского рынка для иностранных банков и финансовых организаций может способствовать увеличению конкуренции, что в свою очередь может привести к снижению процентных ставок и улучшению качества услуг. С другой стороны, это может создать вызовы и привести к изменениям в национальной финансовой системе, требующим адаптации и реформы.

Какие основные принципы функционирования у ВТО и какая процедура присоединения?

Основные принципы функционирования ВТО включают национальное режим наиболее благоприятствуемой нации, отсутствие дискриминации, открытость и прозрачность, урегулирование споров и т. д. Процедура присоединения предусматривает определенные переговоры и принятие необходимых мер со стороны присоединяющегося государства.

Какие особенности процесса вступления России в ВТО можно выделить?

Процесс вступления России в ВТО был длительным и сложным. В ходе переговоров с другими членами ВТО были рассмотрены и обсуждены различные вопросы, в том числе и в области финансовых услуг. Более того, Россия была вынуждена принять ряд мер и реформировать свою экономику и законодательство в соответствии с требованиями ВТО.

Какие особенности присоединения России к ВТО в сфере финансовых услуг?

Присоединение России к ВТО в сфере финансовых услуг предполагало приведение законодательства и практики России в соответствие с международными стандартами ВТО. Это, в свою очередь, требовало изменений в регулировании и лицензировании финансовой деятельности, улучшения прозрачности и открытости рынка, а также соблюдения принципов национального режима и отсутствия дискриминации в отношении иностранных предприятий.

Какие эвентуальные последствия вступления России в ВТО для финансовой сферы услуг?

Вступление России в ВТО может привести к ряду эвентуальных последствий для финансовой сферы услуг. Например, это может привести к усилению конкуренции на рынке финансовых услуг, увеличению притока иностранных инвестиций, расширению доступа иностранных банков и страховых компаний на российский рынок, а также улучшению стандартов и качества предоставляемых услуг.

Что такое ВТО и какая роль она играет в международной интеграции?

ВТО (Всемирная торговая организация) - это международная организация, занимающаяся регулированием мировой торговли. Она играет важную роль в международной интеграции, поскольку создает правила и обеспечивает стабильность в торговых отношениях между государствами.

Как Россия вступила в ВТО и какие особенности были в этом процессе?

Процесс вступления России в ВТО начался в 1993 году, а завершился официально в 2012 году. Особенностью этого процесса было то, что вступление России в ВТО было самым продолжительным и сложным присоединением в истории ВТО.

Какие последствия присоединения России к ВТО сфере финансовых услуг?

Вступление России в ВТО имело эвентуальные последствия для финансовой сферы услуг. Одним из основных последствий является увеличение конкуренции в этой сфере. Также ожидалось улучшение доступа к рынкам финансовых услуг за рубежом и облегчение условий работы для зарубежных финансовых компаний в России.

Какие особенности присоединения России к ВТО в сфере финансовых услуг?

Присоединение России к ВТО в сфере финансовых услуг имело свои особенности. Например, было введено ограничение на иностранные банки, которые не могли открывать филиалы в России в течение пяти лет после присоединения. Также произошли изменения в регулировании и стандартах финансовых услуг в соответствии с требованиями ВТО.