Проблемы и перспективы развития топливно-энергетического сотрудничества РФ и КНР.
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 15.12.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 История развития китайско-российских отношений в топливно-энергетическом комплексе
1.1 Теория ТЭК
1.2 Предпосылки экономического сотрудничества Китая и России
1.3 Нормативно-правовая база
2 Современное состояние китайско-российского сотрудничества
2.1 Китай на мировом рынке
2.2 РФ на мировом рынке
2.3 Сотрудничество РФ и КНР
3 Перспективы развития Китая и РФ в ТЭК
3.1 Расширение сотрудничества с Китаем
3.2 Перспективы и стратегии развития сотрудничества
Заключение
Список используемой литературы
По плану китайского руководства это должно способствовать устойчивому развитию нефтеперерабатывающих заводов Китая, прежде всего в слаборазвитых западных и северовосточных регионах.
Для российских компаний, осваивающих нефтяные и газовые месторождения Восточной Сибири, принципиально необходимо выйти на азиатские рынки сбыта. В целом для России диверсификация экспортно-сырьевых направлений - одно из ключевых положений в программе «Энергетическая стратегия развития до 2020 года». Невысокий спрос на сырье на внутреннем рынке и, в большей степени, ценовой дисбаланс внутри страны и за ее пределами фактически предопределили рынок сбыта сырья. Ведется активная разработка крупных проектов по строительству нефте- и газопроводов для поставок российских углеводородов в КНР, а также объектов топливно-энергетического комплекса внутри Китая (трубопроводы, подземные хранилища газа, оборудование для перевода автотранспорта на газовое топливо и др.).
В настоящее время на разных стадиях проработки находятся, в частности, следующие проекты в области энергетики между РФ и КНР:
1. Проект поставок природного газа с Чаяндинского и других месторождений Республики Саха (Якутия) в восточные районы КНР. Прорабатывается с января 1999 года, на основании Соглашения между Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (КННК) и «Саханефтегаз» об организации совместного сотрудничества в области газовой промышленности и Контракта по составлению ПТЭО, проекта поставки газа из Чаяндинского и других месторождений Республики Саха в КНР.
2. Взаимодействие ОАО «Газпром» с КННК начиная с конца 90-х годов прошлого века характеризуется достаточным динамизмом и диверсифицированностью направлений. За истекший период стороны проделали определенный объем работ по проекту поставок природного газа из Западной Сибири в восточные районы КНР, продолжено техническое сотрудничество и обмен опытом в области подземного хранения газа (ПХГ), обучения китайского персонала, предпринят ряд усилий по определению месторождений на территориях двух стран для организации их совместной разработки.
Победив в международном тендере по строительству транскитайского газопровода «Запад-Восток» - переброска газа из Таримской впадины (Северо-Запад КНР) в индустриально развитые восточные районы (конечный пункт на Востоке КНР - Шанхай), «Газпром» подписал с компанией «Петрочайна» рамочное Соглашение о совместном предприятии по участию в проекте «Запад-Восток».
3. Китайская сторона проявляет интерес к таким нефтегазовым месторождениям, как Юрубчено-Тохомское, Куюмбинское, Верхнечонское и Талаканское (Восточная Сибирь).
Но добыче и транспортировке энергетических ресурсов из Сибири и Дальнего Востока России в Китай препятствуют следующие факторы:
- отсутствие трубопроводов;
- необходимость привлечения капитала для финансирования строительства и содержания трубопроводов (без финансовой помощи извне планы России и Китая не смогут осуществиться);
- Усиливающаяся конкуренция со стороны Японии;
- Неблагоприятный инвестиционный климат России, в особенности на Дальнем Востоке. [15, с. 471]
Китайские интересы в инвестиционном сотрудничестве на территории России направлены на получение доступа к разработке необходимых Китаю энергетических природных ресурсов, переработку леса и морских продуктов, расширение своих позиций в производстве телекоммуникационного оборудования, электронной бытовой техники, продукции текстильной промышленности и сельского хозяйства, сферу обслуживания и торговли, строительство объектов недвижимости.
Российско-китайские отношения характеризует не только состояние сотрудничества, но и состояние конкурентности, борьбы за улучшение отношений с США с тем, чтобы в отношениях между собой каждая из сторон имела бы более прочную позицию. Иначе говоря, и Китай и Россия стремятся улучшить свои отношения с тем, чтобы укрепить свои позиции в отношениях с Западом, и наоборот.
3 Перспективы развития Китая и РФ в ТЭК
3.1 Расширение сотрудничества с Китаем
Интеграция России с мировой системой оборота энергоресурсов, международное сотрудничество в области освоения и разработки топливно-энергетических ресурсов, повышения эффективности их использования и освоения новых энергетических рынков являются важнейшими направлениями энергетической политики страны.
Целями внешней энергетической политики являются:
укрепление позиции России на мировых энергетических рынках, максимально эффективная реализация экспортных возможностей отечественного ТЭК, рост конкурентоспособности его продукции и услуг на мировом рынке;
установление недискриминационного режима внешнеэкономической деятельности в энергетическом секторе, доступность для российских энергетических компаний зарубежных рынков энергоресурсов, финансовых рынков, передовых энергетических технологий;
содействие привлечению в рациональных масштабах и на взаимовыгодных условиях зарубежных инвестиций.
Исходя из этих целей политика в этой сфере направлена на:
получение наибольшей выгоды для государства от внешнеэкономической деятельности с учетом оценки взаимосвязанных последствий политики в области экспорта, импорта и транзита, присутствия российских компаний на мировых рынках энергоресурсов и капитала;
стимулирование диверсификации товарной структуры экспорта, повышения объема вывоза продукции с более высокой долей добавленной стоимости;
диверсификацию рынков сбыта энергоресурсов, расширение географии присутствия российских компаний на международных рынках при условии экономической целесообразности такого расширения;
поддержку проектов по активизации привлечения иностранного капитала в Россию;
развитие новых форм международного сотрудничества в энергетике;создание механизмов координации государственной политики в области внешнеторгового регулирования в энергетической сфере.
Стратегически важным является укрепление позиции России на мировых нефтяном и газовом рынках, с тем чтобы в течение предстоящего двадцатилетия максимально реализовать экспортные возможности отечественного ТЭК и внести вклад в обеспечение экономической безопасности страны, оставаясь стабильным и надежным партнером для европейских государств и всего мирового сообщества. Новым фактором в период до 2020 года будет являться участие России как крупного поставщика энергоресурсов в обеспечении международной энергетической безопасности. [19, с. 152]
Стратегические интересы России обусловливают необходимость формирования единой энергетической и энерготранспортной инфраструктуры в сопредельных регионах Европы и Азии, развития международных энерготранспортных систем и обеспечения недискриминационного транзита энергоносителей. В этих целях государство будет поощрять участие российских акционерных обществ и компаний в разработке и реализации крупномасштабных международных проектов транспорта газа, нефти и электроэнергии как в западном, так и в восточном направлениях.
Уникальное географическое и геополитическое положение России создает все необходимые предпосылки для того, чтобы транзит энергоресурсов обеспечивал надежность ее снабжения топливно-энергетическими ресурсами, их эффективный экспорт и получение дохода от транзитных функций.
Глобальный характер энергетических проблем и все большая их политизация, а также влиятельное положение ТЭК России в системе мировой энергетики выдвинули энергетический фактор в число базовых элементов российской дипломатии. Ее основными задачами в рассматриваемый в настоящем документе период времени являются:
внешнеполитическое обеспечение реализации Энергетической стратегии;дипломатическая поддержка интересов российских топливно-энергетических компаний за рубежом;
активный диалог в области энергетики со странами Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, Северо-Восточной Азии, Европейского союза, а также с США и другими государствами и международными организациями.
Россия, являясь одним из крупнейших в мире производителей, экспортеров и потребителей энергоресурсов, будет в целях обеспечения справедливых цен на энергоресурсы активно вести диалог со странами, производящими и потребляющими энергоресурсы, участвуя в работе международных энергетических конференций, сотрудничая с промышленно развитыми странами на основе декларации о сотрудничестве с Международным энергетическим агентством и в рамках "восьмерки", а также взаимодействуя с ведущими странами - экспортерами нефти - как независимыми, так и членами ОПЕК.
Важное значение для проведения эффективной политики на внешних топливно-энергетических рынках будет иметь ее законодательное обеспечение. Необходимо принять законы и поправки к действующим законам в части регламентирования вывоза капитала из России и инвестиций российских компаний за рубежом, поддержки отечественных компаний в борьбе за ресурсы и рынки сбыта энергоносителей, развития совместных предприятий и привлечения иностранных инвестиций в добычу (производство) энергоресурсов в стране, включая выработку электроэнергии.В целях координации внешнеэкономической деятельности и внешнеполитической поддержки отечественных топливно-энергетических компаний необходимо создание соответствующей межведомственной комиссии и повышение эффективности работы созданных органов управления ТЭК в рамках Содружества Независимых Государств и Союзного государства. Необходима долгосрочная программа развития экспорта топливно-энергетических ресурсов.
Россия
Общая информацияГородаОбластьИсторияЭкономика
Хотя китайское руководство официально заявляет, что все территориальные проблемы между РФ и КНР урегулированы, вышеупомянутая трактовка истории остается неизменной, только она используется в сфере высшего и среднего образования и в академической науке. Упоминания о «несправедливых и неравноправных договорах» практически всегда содержатся в высказываниях официальных лиц и ученых КНР, даже если сопровождаются заявлениями о том, что сейчас все проблемы решены.
Значительного внимания заслуживают также современные подходы военно-политического руководства КНР к проблемам экономического развития и безопасности своей страны. [3, с. 109]
Так, Китай рассматривает себя как силу, которая должна стать центром интеграции в Северо-Восточной Азии. Интеграционная зона, которую в работах китайских политологов предполагается объединить и в экономическом, а в перспективе - с вытеснением американского влияния - и в политическом плане, простирается на пространстве от российского Урала на Северо-Западе до границ с Океанией на Юго-Востоке. Таким образом, часть российской территории становится объектом интеграции в китайскую сферу влияния, причем интеграции не только экономической, но и политической.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе ожидается существенное расширение поставок углеводородного топлива из-за рубежа, ускоренная газификация страны, к 2020 г. намечено построить 30 АЭС. Масштабное производство этанола считается в КНР не соответствующим условиям страны.
3.2 Перспективы и стратегии развития сотрудничества
С целью надежного удовлетворения потребностей экономики стран в ТЭР, повышения эффективности функционирования и развития энергетической промышленности необходимо осуществление долгосрочных государственных реформ, предусматривающих:
повышение надежности энергоснабжения экономики и населения страны;
сохранение целостности и развитие единой энергетической системы страны, ее интеграция с другими энергообъединениями на Евразийском континенте;
повышение эффективности функционирования и обеспечение устойчивого развития энергетики на базе новых современных технологий;
снижение вредного воздействия отрасли на окружающую среду.
совершенствование форм организации и участия государства в управлении
энергетической отраслью, максимальную регламентацию мер государственного регулирования и повышение их эффективности.
Для достижения оптимального топливно-энергетического баланса страны в нашей стране планируются следующие задачи в области энергообеспечения национального хозяйства и развития отраслей ТЭК:
увеличение производства первичных ТЭР до 1700-1820 млн. т. у.т. в 2010 г.;
рост выработки электроэнергии до 1015-1070 млрд. кВт-ч в 2010 г.;
увеличение добычи нефти до 445-490 млн. т в 2010 г.;
увеличение добычи газа до 635-665 млрд. мЗ в 2010 г.;
рост добычи угля до 310-330 млн. т в 2010 г. [14, с. 157]
В научно-техническом отношении нефтяная отрасль ТЭК развивается по следующим направлениям:
разработка новых методов поиска и разведки ресурсов нефти, освоение которых позволит значительно расширить ресурсную базу нефтяной и газовой промышленности;
использование новых технологий, способствующих повышению эффективности геолого-разведочных работ, что позволит упростить и ускорить разведочные работы;
широкое использование новых технологий и аппаратуры для сканирования межскважинного пространства (в нефтяной промышленности), что позволит получить более достоверную информацию о строении продуктивных пластов.
создание высоконадежных ресурсосберегающих экологически чистых технологий, оборудования и приборов для обеспечения высокого качества работ при строительстве, эксплуатации и реконструкции систем трубопроводного транспорта.
Предусматриваются развитие систем транспортировки нефти на всех направлениях с целью максимально удовлетворить потребности потребителей внутри страны, а также расширить область экспорта (например, создание нефтепроводной системы Ангарск - Находка (мощностью до 80 млн. т в год) с ответвлением на Китай (г. Дацин)). [16]
Для оптимизации экспортных поставок нефтепродуктов с крупнейших нефтеперерабатывающих заводов предусматривается строительство нефте-продуктопроводов.
Приоритетными направлениями научно-технического прогресса в газовой отрасли являются:
разработка оборудования и современных технологических установок для объектов добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья;
создание и освоение техники и технологии для прокладки морских газопроводов на мелководье и больших глубинах, необходимых для освоения месторождений акватории Обско-Тазовской губы и полуострова Ямал;
внедрение техники и технологии сжижения природного газа и его транспортировки;
разработка в ближайшие годы техники и технологии конверсии природного газа в жидкофазные продукты (синтетическая нефть, бензин, дизельное топливо и другие).
Научно-техническая и инновационная политика в угольной отрасли предусматривает:
коренное техническое перевооружение угледобывающего производства, включая оснащение разрезов высокопроизводительной горно-транспортной техникой, обеспечение развития технологии подземной угледобычи, техническое обеспечение промышленной утилизации шахтного метана;
увеличение объема обогащения коксующегося угля до 100% и энергетического угля (кроме бурого) до 50%;
внедрение технологии глубокой переработки углей с получением жидких углеводородов и др.;
разработку и внедрение ресурсосберегающих технологий и оборудования;
разработку и реализацию программы создания конкурентоспособной отечественной горнодобывающей техники.
Для выполнения инновационной программы электроэнергетической отрасли необходимо осуществить комплекс научных исследований и разработок по следующим направлениям:
расширение ресурсной базы электроэнергетики и повышение региональной обеспеченности топливом;
повышение эффективности защиты окружающей среды на основе комплексных систем газоочистки и золоулавливания на энергоблоках;
создание и освоение производства энергетических установок нового поколения;
внедрение нового поколения трансформаторного оборудования, систем защиты от
перенапряжений и микропроцессорных систем релейной защиты и противоаварийной автоматики, оптико-волоконных систем связи, межсистемных электрических передач с повышенной пропускной способностью.
Главными задачами в развитии атомной энергетики являются повышение ее эффективности и конкурентоспособности, снижение уровня удельных затрат на воспроизводство и развитие мощностей при обеспечении соответствия уровня безопасности современным нормам и правилам.
Перечисленные варианты решения энергетических проблем и возможности развития ТЭК позволят сберечь огромное количество энергии и обеспечить устойчивое развитие народного хозяйства на перспективу даже при сокращении добычи и потребления первичных энергоресурсов.
Заключение
Электроэнергетическая компания провинции Хэйлунцзян в городе Хэйхэ по итогам специального совещания утвердила местонахождение станции переменного тока, которая будет построена в рамках китайско-российского проекта объединенных электросетей. Это свидетельствует о выходе масштабного сотрудничества Китая и России в электроэнергетике в практическую плоскость. Станция переменного тока будет построена у реки Хэйлунцзян у города Хэйхэ. Когда будет завершена прокладка линий электропередачи, мощности электропередачи в Китай из России достигнут 720 тыс. киловатт.
Компания национальных электросетей будет перебрасывать электроэнергию из России тремя путями. На первом этапе из электросетей российского Дальнего Востока в электросети провинции Хэйлунцзян Северо-Восточного Китая. На втором этапе, то есть к 2010 году, из электросетей российского Дальнего Востока в электросети провинции Ляонин. На третьем этапе, то есть к 2015 году, из электросетей российского Дальнего Востока или Восточной Сибири в электросети Северо-Восточного Китая или Северного Китая.
Специалисты называют сотрудничество в электроэнергетике важным компонентом китайско-российских связей в энергетике. Оно углубляет основное содержание отношений стратегического взаимодействия и партнерства между двумя странами. Начало масштабного сотрудничества в электроэнергетике между Китаем и Россией имеет важное значение для обеспечения энергетической безопасности Китая, содействия социально-экономическому развитию и снижению нагрузки на экологию.
Однако сотрудничество с Китаем в энергетике не ограничивается только поставками энергоносителей и самой энергии. Оно включает также поставки энергетического оборудования, атомную энергетику, в том числе продолжение участия России в создании новых атомных мощностей в Китае.
Среди других направлений энергетического взаимодействия России и Китая - сотрудничество в области электроэнергетики, поставки газа и нефти, договоренности по развитию инфраструктуры, в том числе трубопроводного транспорта, как по газу, так и по нефти.
Список используемой литературы
Актуальные проблемы международных отношений в начале XXI века : материалы 6-й науч.-практ. конф. молодых ученых / Дипломат. акад. МИД России, Совет молодых ученых ; отв. ред. Е.П. Бажанов. – М. : Научная книга, 2003. – 413 с.
Александрова М.В. Экономическое взаимодействие регионов России и Китая в период реформ / М.В. Александрова ; Ин-т Дальнего Востока РАН. – М.: ОГНИ, 2005. – 261 с.
Александрова М. В. Роль и значение приграничного и межрегионального российско-китайского экономического сотрудничества на современном этапе. / Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Выпуск XI. М., ИДВ РАН, 2006. С. 105-127.
Анализ внешнеэкономических связей регионов России на современном этапе / С.Ю. Муртузалиева. – М.: Компания Спутник+, 2007.
Бергер Я., Михеев В. Китай: социальные вызовы развитию// Общество и экономика. – 2005. - №1
Глобализм. Главные угрозы международной стабильности и национальной безопасности России: (политологический анализ) / П.П. Лопата. – М.: Изд-во СГА, 2007. – 269 с.
Долгосрочные перспективы российской нефти (анализ, тренды, сценарии) / В.В. Петров [и др.]. – М. : Фазис, 2003. – 200 с.
Жуань Цзунцзэ. Современная международная ситуация и отношения между Китаем, Россией и Индией. // Проблемы Дальнего Востока. 2005, № 5. С. 22-25.
Захаров В.О. Формирование общеевропейского экономического пространства в условиях глобализации : проблемы и перспективы / В.О. Захаров. – М.: Научная книга, 2004. – 196 с.
Китай: шансы и вызовы глобализации: тезисы докладов XIV Междунар. науч. конф. «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы», Москва, 23–25 сент. 2003 г. Ч. 1 / Ин-т Дальнего Востока РАН. – М., 2003. – 233 с.
Китайско-российское региональное сотрудничество. // Проблемы Дальнего Востока. 2001, № 6. С. 45-54.
Кудряшова И.А. Глобализация и регион / И.А. Кудряшова. – М. : Финансы и статистика, 2007. – 256с.
Кузык Б. Н., Титаренко М. Л. Китай - Россия 2050: стратегия соразвития. М., Институт экономических стратегий РАН, ИДВ РАН, 2006. -56c.
Лихачев А.Е. Экономическая дипломатия России: новые вызовы и возможности в условиях глобализации / А.Е. Лихачев. – М. : Экономика, 2006. – 461 с.
Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 735с.
Мажаров И.В. Научно-техническая программа КНР: взгляд в будущее //http://www.chinadata.khv.ru/scit_ma.htm
Нефть и газ в Китайско-Российском сотрудничестве / Ван Шаочжан, У Чжоу // Северо-Восток КНР в системе экономического развития Северо-Восточной Азии: Информационные материалы: Мат. 9 междунар. конф. «Мир и развитие в регионе Северо-Восточной Азии», и-нт Северо-Восточной Азии Цзилиньского ун-та, Чанчунь, 2000/ Ин-т Дальнего Востока РАН. – М., 2001. – С. 83-86.
Россия и глобализация : междунар. аспекты / РАН, отд-ние обществ. наук, секция междунар. отношений ; отв. ред. М.Г. Носов. – М. : Наука, 2006. – 288 с.
Россия и современный миропорядок / В.Н. Лихачев. – М. : Вече, 2007. – 399с.
ТНК в мировой политике и мировой экономике: проблемы, тенденции, перспективы: сборник статей / Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН ; отв. ред. Э.Г. Соловьев. – М., 2005. – 30 с.
Хлебников В.В. Топливно-энергетический комплекс России в XXI веке: стратегия развития энергетического будущего: монография / В.В. Хлебников. – М.: Научтехлитиздат, 2006. – 331 с.
Экономика и управление в зарубежных странах. Информ. бюлл. - 2008. - №7 – С. 5-8.
25
40
1.Актуальные проблемы международных отношений в начале XXI века : материалы 6-й науч.-практ. конф. молодых ученых / Дипломат. акад. МИД России, Совет молодых ученых ; отв. ред. Е.П. Бажанов. – М. : Научная книга, 2003. – 413 с.
2.Александрова М.В. Экономическое взаимодействие регионов России и Китая в период реформ / М.В. Алек¬сандрова ; Ин-т Дальнего Востока РАН. – М.: ОГНИ, 2005. – 261 с.
3.Александрова М. В. Роль и значение приграничного и межрегионального российско-китайского экономического сотрудничества на современном этапе. / Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Выпуск XI. М., ИДВ РАН, 2006. С. 105-127.
4.Анализ внешнеэкономических связей регионов России на современном этапе / С.Ю. Муртузалиева. – М.: Компания Спутник+, 2007.
5.Бергер Я., Михеев В. Китай: социальные вызовы развитию// Общество и экономика. – 2005. - №1
6.Глобализм. Главные угрозы международной стабильности и национальной безопасности России: (политологический анализ) / П.П. Лопата. – М.: Изд-во СГА, 2007. – 269 с.
7.Долгосрочные перспективы российской нефти (анализ, тренды, сценарии) / В.В. Петров [и др.]. – М. : Фазис, 2003. – 200 с.
8.Жуань Цзунцзэ. Современная международная ситуация и отношения между Китаем, Россией и Индией. // Проблемы Дальнего Востока. 2005, № 5. С. 22-25.
9.Захаров В.О. Формирование общеевропейского экономического пространства в условиях глобализации : проблемы и перспективы / В.О. Захаров. – М.: Научная книга, 2004. – 196 с.
10.Китай: шансы и вызовы глобализации: тезисы докладов XIV Междунар. науч. конф. «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы», Москва, 23–25 сент. 2003 г. Ч. 1 / Ин-т Дальнего Востока РАН. – М., 2003. – 233 с.
11.Китайско-российское региональное сотрудничество. // Проблемы Дальнего Востока. 2001, № 6. С. 45-54.
12.Кудряшова И.А. Глобализация и регион / И.А. Кудряшова. – М. : Финансы и статистика, 2007. – 256с.
13.Кузык Б. Н., Титаренко М. Л. Китай - Россия 2050: стратегия соразвития. М., Институт экономических стратегий РАН, ИДВ РАН, 2006. -56c.
14.Лихачев А.Е. Экономическая дипломатия России: новые вызовы и возможности в условиях глобализации / А.Е. Лихачев. – М. : Экономика, 2006. – 461 с.
15.Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 735с.
16.Мажаров И.В. Научно-техническая программа КНР: взгляд в будущее //http://www.chinadata.khv.ru/scit_ma.htm
17.Нефть и газ в Китайско-Российском сотрудничестве / Ван Шаочжан, У Чжоу // Северо-Восток КНР в системе экономического развития Северо-Восточной Азии: Информационные материалы: Мат. 9 междунар. конф. «Мир и развитие в регионе Северо-Восточной Азии», и-нт Северо-Восточной Азии Цзилиньского ун-та, Чанчунь, 2000/ Ин-т Дальнего Востока РАН. – М., 2001. – С. 83-86.
18.Россия и глобализация : междунар. аспекты / РАН, отд-ние обществ. наук, секция междунар. отношений ; отв. ред. М.Г. Носов. – М. : Наука, 2006. – 288 с.
19.Россия и современный миропорядок / В.Н. Лихачев. – М. : Вече, 2007. – 399с.
20.ТНК в мировой политике и мировой экономике: проблемы, тенденции, перспективы: сборник статей / Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН ; отв. ред. Э.Г. Соловьев. – М., 2005. – 30 с.
21.Хлебников В.В. Топливно-энергетический комплекс России в XXI веке: стратегия развития энергетического будущего: монография / В.В. Хлебников. – М.: Научтехлитиздат, 2006. – 331 с.
22.Экономика и управление в зарубежных странах. Информ. бюлл. - 2008. - №7 – С. 5-8.
Вопрос-ответ:
Как исторически развивались отношения между Россией и Китаем в топливно-энергетической сфере?
Сотрудничество между Россией и Китаем в топливно-энергетической сфере имеет долгую историю. Уже в начале XX века, Россия начала поставлять нефть в Китай. После Революции 1917 года и гражданской войны в России, эта торговля прекратилась. Однако, в 1990-х годах сотрудничество в сфере топливно-энергетического комплекса возобновилось, и в настоящее время стремительно развивается.
Каковы предпосылки для экономического сотрудничества между Китаем и Россией?
Для двустороннего экономического сотрудничества между Китаем и Россией есть несколько предпосылок. Во-первых, оба государства обладают обширными природными ресурсами, такими как нефть и газ, что является потенциальным объектом сотрудничества. Кроме того, Китай и Россия являются крупными потребителями энергии, и их сотрудничество в этой сфере может быть выгодным для обеих стран.
Каково современное состояние китайско-российского сотрудничества в топливно-энергетическом секторе?
В настоящее время, Китай играет важную роль на мировом рынке, как потребитель энергии, а также является крупным инвестором в проекты добычи нефти и газа. Россия, в свою очередь, является крупным производителем и экспортером нефти и газа. Сотрудничество между Китаем и Россией в топливно-энергетической сфере продолжает развиваться, а обе страны активно привлекают инвестиции и занимаются совместными проектами.
Какова история развития топливно-энергетического сотрудничества между РФ и КНР?
История сотрудничества в топливно-энергетической сфере между РФ и КНР зародилась еще в советское время. В период СССР и Китай активно сотрудничали в области нефте- и газодобычи, поставке энергооборудования и строительстве энергетических объектов. Во времена перестройки и распада Советского Союза сотрудничество с Китаем затормозилось, но в последние годы это сотрудничество начало набирать обороты.
Какие предпосылки экономического сотрудничества между Китаем и Россией существуют в области топливно-энергетического комплекса?
Одной из главных предпосылок экономического сотрудничества между Китаем и Россией в сфере топливно-энергетического комплекса является географическое положение обоих стран. Китай - крупный потребитель энергоресурсов, а Россия - один из главных их производителей. Также важными факторами являются совместные проекты в области добычи и транспортировки нефти и газа, а также наличие нормативно-правовой базы, регулирующей сотрудничество в энергетической сфере.
Каково современное состояние китайско-российского сотрудничества в сфере топливно-энергетического комплекса?
В настоящее время Китай является одним из крупнейших потребителей энергоресурсов, а Россия - одним из главных экспортеров нефти и газа. Сотрудничество между двумя странами в области топливно-энергетического комплекса развивается активно. Китай активно приобретает нефть и газ у России, а также инвестирует в строительство газопроводов и другой инфраструктуры в России. В общем, сотрудничество между Китаем и Россией в сфере топливно-энергетического комплекса можно охарактеризовать как взаимовыгодное и перспективное.
Какова история развития топливно-энергетического сотрудничества между Россией и Китаем?
История развития топливно-энергетического сотрудничества между Россией и Китаем началась еще в 1990-х годах, когда две страны начали активно вести переговоры о поставках нефти и газа. В 1999 году был заключен первый долгосрочный контракт на нефтяные поставки в Китай на 25 лет. В последующие годы были подписаны новые контракты, а сотрудничество в сфере энергетики стало одним из основных направлений взаимодействия между двумя странами.
Какие предпосылки способствуют экономическому сотрудничеству Китая и России в сфере топливно-энергетического комплекса?
Экономическое сотрудничество между Китаем и Россией в сфере топливно-энергетического комплекса способствуют несколько предпосылок. Во-первых, оба государства являются крупными производителями и потребителями нефти и газа. Во-вторых, Китай и Россия имеют схожие интересы в области энергетики и строительства энергетической инфраструктуры. В-третьих, наличие обширных запасов нефти и газа в России и необходимость Китая в постоянных поставках этих ресурсов создает возможности для сотрудничества.
Каково современное состояние топливно-энергетического сотрудничества между Китаем и Россией?
Современное состояние топливно-энергетического сотрудничества между Китаем и Россией характеризуется активным взаимодействием в сфере поставок нефти и газа. Китай – один из крупнейших потребителей этих ресурсов, а Россия – один из крупнейших производителей. Обе страны активно осуществляют поставки, сотрудничают в области строительства энергетической инфраструктуры и ведут партнерские проекты.
Какова история развития китайско-российских отношений в топливно-энергетическом комплексе?
История развития китайско-российских отношений в топливно-энергетическом комплексе начинается давно. Уже в 1996 году было подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере нефтяной и газовой промышленности между Россией и Китаем. С тех пор существует постоянное экономическое сотрудничество в этой области, включая строительство нефтегазовых магистралей и транзит нефти и газа между двумя странами.
Каковы перспективы развития Китая и России в топливно-энергетическом комплексе?
Перспективы развития Китая и России в топливно-энергетическом комплексе очень обширны. Обе страны имеют значительные запасы нефти и газа, а также сильно зависят от их импорта. Развитие сотрудничества в этой области позволит обеспечить энергетическую безопасность обеих стран, а также создать новые рабочие места и повысить экономический рост. Россия является одним из крупнейших поставщиков энергоресурсов для Китая, а Китай, в свою очередь, является одним из крупнейших потребителей этих ресурсов. Поэтому сотрудничество в ТЭК является взаимовыгодным для обеих сторон.