Прозаические и поэтические тексты (их особенности, подробнее о стихотворных текстах).

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Литература
  • 13 13 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 30.06.2011
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1.Особенности прозаических текстов
2.Поэтические тексты
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Но, тонкую, ее ломая,
Из силы выбьется… Она,
Видать, хаp̣актеp̣ом пp̣ямая,
Кому-то тp̣етьему веp̣на.
При очевидных различиях прозаического и стихотворного текста нельзя провести резкую границу между ними, поскольку сильно в них единое, объединяющее начало - художественность. Стихи в прозе И. Тургенева или «Песня о буревестнике» М. Горького, хотя и не имеют рифмы, восприняли от стихотворной речи ее ритмическую форму. Поэтичность формы часто сопровождает орнаментальную прозу.
Чтобы наглядно представить себе, чем отличается прозаическая форма от поэтической, следует переделать поэтическое произведение в прозу.
Такая “переделка” не касается превращения стихотворной речи в нерифмованную и немерную, а нечто другое. Возьмем, например, любую образную пословицу: “своя рубашка ближе к телу” или “рубашка ближе к телу, чем кафтан”. Это изречение есть поэтическое произведение только до тех пор, пока оно иносказательно. Прозаическая его переделка будет состоять в том, что мы или отсечем от образа его значение и тогда образ обратится в частный случай, или же устраним образ и оставим одно отвлеченное положение, которое можно формулировать так: эгоизм, субъективизм. Каждый раз, когда мы превращаем таким образом поэтическое произведение, когда мы вместо образа и значения, тесно между собою связанных, оставляем только одно, каждый раз мы получаем в результате или выражение частного факта, или общего закона. Что же в таком случае есть прозаическое мышление? Это—мышление в слове (а можно думать и не словами, а музыкальными звуками, цветами, очертаниями), при котором значение (частный факт или общий закон) выражается непосредственно, без помощи образа.
Заключение
Прозаическое и поэтическое могут в разных долях входить в одно и то же явление. Например, поговорка и присказка в сравнении со сказкой – стих; а в сравнении с лирической песней, стихотворением – проза. Поэтический текст в отличие от прозаического текста, структура которого заключена в строгие рамки, может изменяться: сложно понимаемый и усваиваемый материал преподносится в стихотворной форме, которая позволяет словам нужного текста стать «весомее, многозначительнее, надолго запоминаться». Поэтический текст со своей общей установкой на максимальную упорядоченность подразумевает презумпцию и графической упорядоченности текста. Стихотворное пространство стиха — это цельное однородное пространство, в котором реализована модель обратимого времени. Синтаксическая структура высказывания — это уже результат мышления о мире, структурирование его.
В неязыковом мире объекты, вступая во взаимодействие друг с другом — входя в какую-то ситуацию, входят в нее определенным свойством или качеством, но при этом присутствуют в ней целиком и полностью. В прозаическом высказывании знак-заместитель называет именно ту черту, которая объясняет участие объекта в данной ситуации, об остальном же умалчивает. Когда звуковое тело выступает основным материальным воплощением концепта, оно также входит в ситуацию дважды: как носитель актуализованного признака и как цельное, «оконтуренное тело» во всей полноте его характеристик.
Список литературы
Банников Н.В. Серебряный век русской поэзии. – М.: Просвещение, 1993. – 295с.
Валгина Н.С. Теория текста. – М: Логос, 2003. – 250с.
Валгина Н.С. Функциональные стили русского языка: Учеб. пособие. – М.: Мир книги, 1994. – 326с.
Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: 1950 - 1990-е годы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. – 562с.
Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб.: Искусство – СПБ, 1998. – 273с.
Общие свойства художественной литературы / Сост. И. В, Егоров. А. С. Смирнов. – Гродно: ГрГУ, 2002 – 83с.
Чернец Л.В. Введение в литературоведение: уч. пос. – М.: Академия, 2010. – 720с.
Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – 192с.
Шкловский В. Б. О теории прозы. – М.: Советский писатель, 1983. – 362с.
Эткинд 2001: Эткинд Е.Г. Проза о стихах / Е. Г.Эткинд.— СПб. : Знание, 2001. —448с.
Валгина Н.С. Функциональные стили русского языка: Учеб. пособие. – М.: Мир книги, 1994. – 326с.
Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб.: Искусство – СПБ, 1998. – 273с.
Общие свойства художественной литературы / Сост. И. В, Егоров. А. С. Смирнов. – Гродно: ГрГУ, 2002 – 83 с.
Шкловский В. Б. О теории прозы. – М.: Советский писатель, 1983. – 362с.
Чернец Л.В. Введение в литературоведение: уч. пос. – М.: Академия, 2010. – 720с.
Валгина Н.С. Теория текста. – М: Логос, 2003. – 250с.
Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: 1950 - 1990-е годы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. – 562с.
Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982.
Банников Н.В. Серебряный век русской поэзии. – М.: Просвещение, 1993. – 295с.
Эткинд 2001: Эткинд Е.Г. Проза о стихах / Е. Г.Эткинд.— СПб. : Знание, 2001. —448 с.









2

Список литературы
1.Банников Н.В. Серебряный век русской поэзии. – М.: Просвещение, 1993. – 295с.
2.Валгина Н.С. Теория текста. – М: Логос, 2003. – 250с.
3.Валгина Н.С. Функциональные стили русского языка: Учеб. пособие. – М.: Мир книги, 1994. – 326с.
4.Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: 1950 - 1990-е годы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. – 562с.
5.Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб.: Искусство – СПБ, 1998. – 273с.
6.Общие свойства художественной литературы / Сост. И. В, Егоров. А. С. Смирнов. – Гродно: ГрГУ, 2002 – 83с.
7.Чернец Л.В. Введение в литературоведение: уч. пос. – М.: Академия, 2010. – 720с.
8.Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – 192с.
9.Шкловский В. Б. О теории прозы. – М.: Советский писатель, 1983. – 362с.
10.Эткинд 2001: Эткинд Е.Г. Проза о стихах / Е. Г.Эткинд.— СПб. : Знание, 2001. —448с.

Вопрос-ответ:

Чем отличаются прозаические и стихотворные тексты?

Прозаические тексты отличаются от стихотворных текстов своей прозрачностью и отсутствием стихотворной формы. В прозе нет ограничений по структуре и размерам текста, она более свободна и естественна. Стих отличается особым строением, ритмом и рифмой, акцентуированием лексических единиц.

Какие особенности присущи прозаическим текстам?

Прозаические тексты характеризуются свободным строением и развернутостью изложения. Они могут быть описательными, повествовательными, рассуждающими или разговорными. В прозе используется широкий спектр языковых средств: описания, диалоги, монологи, размышления героев и т.д. Основным критерием прозы является её непоэтичность.

В чем заключается особенность поэтических текстов?

Поэтические тексты отличаются особым устройством, музыкальностью и ритмикой. Они строятся на поэтической форме, характерной для стихотворений - наличии размеров, строчной структуре, рифме и силлабическом стихе. Поэзия использует образы, метафоры и символы для передачи чувств, мыслей и настроений автора.

Можно ли провести резкую границу между прозаическими и стихотворными текстами?

Нельзя провести резкую границу между прозаическими и стихотворными текстами, так как у них есть общие особенности, связанные с художественностью. Некоторые авторы, например, пишут стихотворные тексты, используя элементы прозы, такие как свободное построение и отсутствие рифмы. В то же время, проза может содержать поэтические фрагменты, использовать стихи или аллегории.

Какие примеры можно привести для пояснения стихотворных текстов?

Примеры стихотворных текстов могут быть разнообразными. Например, можно привести стихотворение Ивана Тургенева "Вешнолюбивая" или стихотворение "Песня о буревестнике" Александра Сергеевича Пушкина. Оба текста отличаются ритмом, рифмой и использованием поэтических средств для выражения чувств и эмоций.

Какие особенности прозаических текстов?

Особенности прозаических текстов заключаются в том, что они не имеют ограничений по форме и могут быть написаны в любом стиле. Проза отличается от поэзии свободным расположением слов и фраз, отсутствием ритма и рифмы. В прозе можно подробно описывать сюжет, характеризовать персонажей, вести диалоги и т.д.

Какие особенности поэтических текстов?

Поэтические тексты отличаются от прозаических своим особым строем и ритмом. Они используют метрические законы, рифму, силлабическую структуру и другие поэтические приемы. Поэзия наполнена эмоциями, образами, символами и метафорами. Она обычно компактна и содержит глубокий смысл.

Можно ли провести резкую границу между прозой и поэзией?

Нет, нельзя провести резкую границу между прозой и поэзией, поскольку они имеют общее объединяющее начало - художественность. В некоторых случаях можно найти тексты, которые находятся где-то между прозой и поэзией, например, стихи в прозе И. Тургенева или "Песня о буревестнике".

В чем заключаются особенности стихотворных текстов И. Тургенева?

Особенностью стихотворных текстов И. Тургенева является то, что они представлены в форме прозы, то есть без строгого метрического и ритмического строя. Однако, они все равно имеют поэтическую укладку и содержат эмоциональные образы и символы.

Какие примеры прозаических и поэтических текстов можно привести?

Примеры прозаических текстов могут включать отрывки из романов, повестей или рассказов, где применяются описания, диалоги и развернутые сюжеты. Примеры поэтических текстов могут быть стихотворениями, где использованы метрика, рифма и другие поэтические приемы. Также можно привести примеры стихов в прозе или лирических отрывков из произведений.