Административная реформа начала ХХI в. Оценка эффективности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политический анализ и прогнозирование
  • 0 0 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 01.07.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
содержания нет
Фрагмент для ознакомления

д.) местные органы выполняют свои функции. Их взаимодействие с органами власти других уровней основывается на основе действующего законодательства и добровольного консенсуса. Необходимо отметить, что число таких муниципалитетов крайне мало, а консенсус достигается путем активной деятельности местных отделений «партии власти»; 2) в случае недостатка какого-либо ресурса, помощь оказывают вышестоящие органы в обмен на безусловную лояльность местных властей. Схема достаточно логична и жизнеспособна, вопрос заключается в том, будет ли в таких условиях стимул для развития институтов местного самоуправления, или в России сложится модель, напоминающая французскую, с четким подчинением местных властей центральным и довольно жестким контролем со стороны Центра.
В принципе переход местного самоуправления к роли низших органов государственной власти с встраиванием их в иерархическую лестницу, подотчетностью региональным и федеральным ведомствам сам по себе был практически неизбежен, тем более что находится в русле традиционных взаимоотношений местных и центральных властей в России (правда пока в необычно мягком варианте, и с вполне благоприятными перспективами). Интересно, что он практически полностью встраивается в схему, предложенную В. Д. Нечаевым. По его мнению, успешная, эффективная децентрализация, в том числе и на местном уровне, возможна только при наличии действующих демократических институтов (особенно на низовых уровнях) и отлаженной схемы взаимодействия, кооперации местных, региональных и федеральных властей.
Однако для успеха реформы необходимо сделать очень многое. «Это предполагает переход от модели бюрократии, ориентированной на обслуживание политического руководства страны (хотя эта функция, вне сомнения, сохраняется), к так называемой «отзывчивой бюрократии» - открытой, прозрачной, ставящей во главу угла интересы граждан, доступной внешнему контролю, рационально организованной, ответственной и пользующейся уважением в обществе.». Пока же главным итогом реформы можно признать создание предпосылок для медленной, кропотливой и осторожной работы в выбранном направлении и довольно рискованной централизации общественной жизни страны.
Надо честно признать, что большинство граждан страны совершенно не волнуют гарантии независимости местного самоуправления, демократичность его выборов или степень его подчиненности вышестоящим органам власти, гораздо важнее для них эффективность выполнения функций местных властей. При таком подходе логика «лучше зависимое местное самоуправление, чем катастрофа в области ЖКХ и муниципалитеты - банкроты» может оказаться верной. Однако нельзя забывать об еще одной функции местного самоуправления. Сохранение муниципальной автономии, пусть даже весьма ограниченной с точки зрения предметов ведения, и демократических практик в решении вопросов местного значения есть предпосылка формирования политической культуры участия на массовом уровне и культуры компромисса на уровне элит, то есть именно на этом уровне есть реальные шансы приобрести бесценный опыт участия населения в политической деятельности, ответственности власти перед населением, самоорганизации общества, в конечном счете – опыт работающей демократии. С этой точки зрения сохранение местного самоуправления (может быть ограниченного, в чем-то схожего с земствами) крайне важно для будущего России.


В. Н. Лазарев. Основные этапы и модели модернизации местного самоуправления в России. // Политика и общество. №1. 2005. С. 87
В. В. Лобанов Государственное управление и общественная политика. СПб. 2004. С. 221
Детальный анализ различных аспектов муниципальных реформ в России см.: Гельман В., Рыженков С, Белокурова Е., Борисова Н, Автономия или контроль? Реформа местной власти в городах России: 1991-2001. М.; СПб.: Летний сад, 2002;
Гельман В. Я. От местного самоуправления – к вертикали власти. // Pro et Contra. 2007. №1. С. 6
Об этих противоречиях см.: Швецов А. Системные преобразования местных бюджетов // Вопросы экономики. 2001. № 8. С. 142-157; Фёдоров К. Политический курс в сфере местного налогообложения в России // Полис. 2003. № 4. С. 71-81.
См., в частности: Полищук Л. Российская модель «переговорного федерализма»: Политико-экономический анализ // Политика и экономика в региональном измерении / Под ред. В. Климанова, Н. Зубаревич, М.; СПб.: Летний сад, 2000. С. 88—108; Митрохин С. Предпосылки и основные этапы децентрализации государственной власти в России // Центр — регионы — местное самоуправление / Под ред. Г. Люхтерхандт-Михалёвой, С. Рыженкова. М.; СПб.: Летний сад, 2001. С. 47-87.
См.: Мухарямов Н. Модель Татарстана // Реформа местного самоуправления в региональном измерении: По материалам из 21 региона Российской Федерации / Под ред. С. Рыженкова, Н. Винника. М.: МОНФ, 1999. С. 206—219
См.: Гельман В., Рыженков С, Белокурова Е., Борисова Н, Автономия или контроль? Реформа местной власти в городах России: 1991-2001. М.; СПб.: Летний сад, 2002;
См.: Александровский А. 95 проц. муниципальных образований находится на дотации (http:// www.strana.ru/stories/01/09/05/1493/56864.html, 6 сент. 2001).
См. подробнее: Гельман В. Я. От местного самоуправления – к вертикали власти. // Pro et Contra. 2007. №1. С. 6
СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822
Ведомости СССР. 1990. N 16. Ст. 267
Ведомости РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1010.
СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506.
Ланкина Т. Реформы местного самоуправления при Путине // Федеральная реформа 2000-2004. С. 261-263
См. выступление руководителя Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ Алексея Лаврова на слушаниях в Государственной думе (http://www.yabIoko.ru/Themes/SG/stenog 030403.html, 3 апр. 2003).
См.: Чернявский A., Вартапетов К. Финансовая децентрализация и местное самоуправление // Вопросы экономики. 2003. № 10. С. 98.
См.: Муниципальная власть. 2005. №5 С. 48.
См. В.Д. Нечаев. Децентрализация, демократизация и эффективность (Реформа федеративных отношений и местного самоуправления через призму теории эффективной децентрализации) /В.Д. Нечаев/ Полис/ 2005. №3. С. 92-102
В.С.Комаровский. Административная реформа в Российской Федерации / В.С. Комаровский/ «ПОЛИС» // №4. 2005. С. 173












1

Литература:
1.Истон Д. Категории системного анализа политики // Политология: хрестоматия / Сост. проф. М.А. Василик, доц. М.С. Вершинин. М.: Гардарики, 2000. C.319-331. * Или// Антология мировой политической мысли: В 5 т. М.: РАГС, 1997. Т. II. С. 630—642.
2.Луман Н. Понятие общества// Проблемы теоретической социологии / Под. ред. А.О. Бороноева. СПб., 1994. С. 35-42. *
3.Луман Н. Почему необходима «системная теория»?// Проблемы теоретической социологии/ Под ред. А.О.Бороноева. СПб., 1994. С. 25-34. *
4.Парсонс Т. К общей теории действия. Теоретические основания социальных наук. Часть 2. Ценности, мотивы и системы действия. Понятие системы и классификация типов систем// Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000. С. 546-562.
5.Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения//Американская социологическая мысль. М., 1996. С.494-526. *
6.Парсонс Т. Современное состояние и перспективы систематической теории в социологии// Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000. С. 381-414.
7.Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. М.: Логос, 2001. С. 10-72.
8.Политический процесс: основные аспекты и способы анализа/ Под ред. Мелешкиной Е.Ю. М.: ИНФРА-М, Весь мир, 2001. С.20-47.
9.Самбиев А. Технический анализ социальных систем. Грозный, 1999. Интернет-публикация в Библиотеке Мошкова http://www.lib.ru/POLITOLOG/sambiev.txt *
10.Скоробогацкий В.В. Коррупция как способ легитимации власти // ЧиновникЪ. 2001. № 1(11).

Вопрос-ответ:

Что такое административная реформа начала ХХI века?

Административная реформа начала ХХI века - это комплекс мероприятий, осуществляемых государственными органами с целью повышения эффективности содержания местных органов власти и обеспечения их более эффективной работы.

Какие функции выполняют местные органы власти и насколько они эффективны в их выполнении?

Местные органы власти выполняют такие функции, как организация и контроль в сфере социальной защиты, образования, здравоохранения, дорожного хозяйства и т.д. Оценка эффективности их работы проводится на основе действующего законодательства и анализа достигнутых результатов.

На чем основывается взаимодействие местных органов власти с органами власти других уровней?

Взаимодействие местных органов власти с органами власти других уровней основывается на действующем законодательстве и достижении добровольного консенсуса. Они работают совместно над решением общих задач и урегулированием вопросов, связанных с взаимодействием и сотрудничеством.

Каким образом достигается консенсус в отношениях между местными органами власти и органами власти других уровней?

Число муниципалитетов, где достигается консенсус, крайне небольшое. Как правило, консенсус достигается путем активной деятельности местных отделений партии, находящейся у власти. Они могут проводить переговоры, обсуждать общие вопросы и находить компромиссы.

Что происходит, если местным органам власти не хватает каких-либо ресурсов?

В случае недостатка какого-либо ресурса, местным органам власти оказывается помощь вышестоящих органов. Такие органы предоставляют необходимые ресурсы в обмен на безусловное выполнение ряда обязательств или условий.

Что такое административная реформа?

Административная реформа - это изменения, внесенные в систему управления государством, с целью повышения ее эффективности и оптимизации работы государственных органов.

Какие функции выполняют местные органы?

Местные органы выполняют широкий спектр функций, включая решение вопросов социального и экономического развития территории, предоставление коммунальных услуг, регулирование повседневной жизни граждан и т.д.

Как местные органы взаимодействуют с органами власти других уровней?

Местные органы взаимодействуют с органами власти других уровней на основе действующего законодательства и добровольного консенсуса. Такое взаимодействие помогает решать важные вопросы и достигать согласия между органами разных уровней власти.