Психологическая характеристика дошкольного детства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 27 27 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 15.12.2008
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Социальная ситуация развития дошкольника. Дошкольное детство – сензитивный период формирования личности
Условия формирования личности
Развитие эмоционально-волевой сферы
Игра ведущий род деятельности. Структура сюжетно-ролевой игры
Роль игры в психическом развитии ребенка
Мотивы поведения дошкольника. Соподчинение мотивов – основное новообразование дошкольного детства
Особенности психического и физического развития 6-летних детей
Кризис семи лет
Психологическая готовность детей к обучению в школе
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом. Если главными становятся общественные мотивы поведения, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать. Напротив, преобладание стремления лично получать удовольствие демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям в поведении ребенка. Возникновение соподчинения мотивов не говорит о том, что ребенок во всех случаях руководствуется одними и теми же социально значимыми мотивами. Такого не бывает и у взрослых. В поведении любого человека обнаруживается множество разнообразных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему (Мухина В.С., 2000).
В дошкольном возрасте начинают приобретать важное значение нравственные мотивы, среди которых наиболее выражены: сделать приятное, нужное людям; принести пользу; сохранить положительные взаимоотношения со взрослыми, детьми, а также познавательные интересы, интерес к новым видам деятельности.
У детей старшего дошкольного возраста расширяется круг потребностей. Появляются новые потребности, связанные с желанием пойти в школу, обрести статус школьника. Ребенок хочет узнавать новые сведения же не через игру, а в общении с учителем и другими детьми. Ребенок начинает осознавать свои потребности. У него появляются познавательные интересы. Хотя часто на пороге школы потребности и интересы направлены на внешнюю, наиболее привлекательную сторону, связанную со школьным обучением (покупка ранца, школьных принадлежностей, выделение в даме места для выполнения уроков и т.п.). Особенности психического и физического развития 6-летних детей
Психофизиологическое развитие ребенка связано с совершенствованием анатомо-физиологического аппарата, развитием физических характеристик (вес, рост и т.п.), совершенствованием двигательной сферы, развитием условных рефлексов, соотношением процессов возбуждения и торможения.
К 6-7 годам у ребенка достаточно сформированы структуры и функции мозга, близкие по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Так, вес мозга в этот период составляет 90% веса мозга взрослого человека. Развиваются большие полушария мозга и особенно лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы – системы связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов. Это находит выражение в речи детей, в ней резко увеличивается количество обобщающих слов. Нервные процессы становятся более уравновешенными и подвижными, нервные клетки переходят на активность, как у взрослого человека.
Костно-мышечный аппарат отличается гибкостью, в костях много хрящевой ткани. Развиваются, хотя и медленно, мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма. В этом возрасте дети хорошо улавливают ритм и темп движений. Однако движения ребенка недостаточно ловки, точны и координированы.
В младшем школьном возрасте в качестве новообразований выделяются: произвольность, внутренний план действия и рефлексия. Произвольность связана со способностью к произвольной деятельности, а также постепенной перестройкой познавательных процессов на произвольную основу. Внутренний план действий предполагает умение во внутренней деятельности продумывать ходы, способы действия решаемой задачи. Рефлексия связана с умением соотносить свои возможности. Эти новообразования должны учитываться родителями как перспектива, прогноз в развитии ребенка (Выгодский Л.С., 2003, с. 114). Кризис семи лет
Старший дошкольный возраст (6–7 лет) традиционно выделяется в психологии как переходный, критический период детства, получивший наименование «кризиса семи лет». «Самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка» (Выгодский Л.С., 1984, Т. 4). В кризисе семи лет дошкольные переживания изменяются на школьные, возникает новое единство средовых и личностных моментов, которые делают возможным новый этап развития – школьный возраст. Кризис представляет цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С. Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития является воображение. Общение приобретает специфическую черту – произвольность. «Содержание и строение общения к концу дошкольного возраста начинает определяться уже не только непосредственной предметной ситуацией и непосредственными взаимоотношениями с окружающими, но и сознательно принимаемыми задачами, правилами, требованиями, то есть определенным контекстом. Основной отличительной характеристикой общения детей с высоким уровнем произвольности является то, что может быть названо контекстностью общения.
Контекстность общения (внеситуативность) – это непривязанность к какой-либо наличной ситуации, способность действовать не под влиянием сиюминутных ситуативных побуждений, а с учетом предзаданной целевой установки, правил, условий и других задающих контекст ситуации моментов».
В старшем дошкольном возрасте формируются деловые личностные качества, которые возникают как потребность в признании со стороны взрослых. Одобрение окружающих людей вызывает чувство радости, гордости, уверенности в себе, формируя тем самым у дошкольника чувство ответственности и волевые качества.
Элементы начинающегося труда складываются, в основном, в дошкольном возрасте. В начале это игра, в которой дети подражают различным трудовым действиям близких, затем – привычное выполнение отдельных поручений (убрать игрушки) и самообслуживание (самостоятельно одеться, раздеться, умыться, и т. д.). Под руководством взрослого трудовая деятельность старшего дошкольника становится более сложной и разнообразной. В это время происходит развитие трудолюбия.
Ведущая деятельность дошкольного периода – игра начинает отходить на второй план, уступая место желанию учиться. В результате внутренних противоречий, связанных с развитием самосознания и внутренней жизни, возникает так называемый «кризис 7-ми лет», который приводит к новой социальной ситуации и к новым социальным отношениям с обществом.
Кризис 7-ми лет характеризуется тем, что:
исчезает детская непосредственность и нелогичность рассуждений;
появляется манерничанье, что свидетельствует о существовании внутренней жизни;
возникает скрытность – ребенок не всегда раскрывает свои переживания.
Кризис 7-ми лет проявляется различными поведенческими реакциями, которые в первую очередь направлены на родителей: непослушание, пререкания, замкнутость и т.п. Психологическая готовность детей к обучению в школе
Важным жизненным этапом ребенка является школа. Психологическая готовность к обучению предполагает высокий уровень умственного развития. Если ребенок обладает большим словарным запасом, умеет считать, читать и писать, то это еще не означает, что дошкольник готов к обучению в школе. Немаловажное значение для обучаемости имеет вид мышления и социальная позиция ребенка.
В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.
Д.Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает вращивание социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым.
Психологическая готовность к школьному обучению включает:
– умственную готовность, эмоциональную готовность, социальную готовность.
Умственная готовность предполагает:
– дифференцированное восприятие, преднамеренную концентрацию, умение выделять существенные признаки и связи, логическое запоминание, рациональный подход к действительности (ослабление фантазий), интерес к новым сведениям, овладение на слух разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительной координации.
Эмоциональная готовность:
– достижение хорошей эмоциональной устойчивости (снижение числа импульсивных реакций)
Социальная зрелость:
– потребность общаться с другими людьми (детьми) и подчиняться их интересам и условностям детских групп и также способность взять на себя социальную роль школьника.
В этом возрастном периоде основным является наглядно-образное мышление, отдельные формы логического мышления уже есть у ребенка и дальнейшее их развитие будет только способствовать успешной учебе. Социальная позиция выражается в стремлении быть учеником, при негативном отношении к школе ребенку даже с хорошей интеллектуальной готовностью трудно будет даваться учебная деятельность.
Личностная готовность детей к учению связана с двигательными способностями, с коммуникативными и волевыми чертами характера. Двигательная способность включает в себя умение, навыки, готовность ребенка к систематическому труду. Коммуникативные черты характера – умение адаптироваться к новым социальным условиям, общительность и совместная деятельность в детском коллективе. Волевая готовность к обучению в школе – целеустремленность и настойчивость в достижении хороших результатов, необходима для успешного освоения учебной программы. Заключение
Каждый период жизни человека важен и ответственен. Роль дошкольного детства в жизни человека можно проследить в следующих выводах.
Дошкольное детство, как период развития в жизни человека имеет место во многих зарубежных теориях периодизации развития личности.
Согласно деятельному подходу, популярному в отечественной психологии развитие личности происходит в процессе включения в различные виды деятельности.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра.
Главное значение игры для детей дошкольного возраста состоит в том, что благодаря особым игровым приемам ребенок моделирует в ней отношения между людьми.
Вступление в период дошкольного возраста связано с переживанием кризиса 3-х лет, с появлением важнейшего новообразования личности – Я - концепции.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Эмоция для ребенка дошкольного возраста является основным способом отражения окружающего мира, становясь при этом условием успешного познания и активности во взаимодействии с окружающим.
Основное новообразование школьного возраста - соподчинение мотивов.
По окончанию периода дошкольного возраста ребенок вступает в кризис семи лет, связанный с новой социальной ситуацией и с новыми социальными отношениями с обществом. Литература
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М., 1995.
Воспитание и обучение детей 6-го года жизни. /под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой, -М., 1987.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6.
Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.,2003. – с. 114
Выготский Л.С., «Собрание сочинений» в 6 т. М., 1984, Т. 4.
Земская М. Семья и личность, М., 1999. с. 11
Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. М., 1983. с.4.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2000.
Титаренко В. Я. Семья и формирование личности, М.: Мысль, 1987. с. 79.
Шевадрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. Пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛАДОС, 1995. с. 218.











2

Литература
1.Шевадрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. Пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛАДОС, 1995. с. 218.
2.Земская М. Семья и личность, М., 1999. с. 11
3.Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. М., 1983. с.4.
4.Титаренко В. Я. Семья и формирование личности, М.: Мысль, 1987. с. 79.
5.Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М., 1995.
6.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
7.Воспитание и обучение детей 6-го года жизни. /под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой, -М., 1987.
8.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6.
9.Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.,2003. – с. 114
10.Выготский Л.С., «Собрание сочинений» в 6 т. М., 1984, Т. 4.
11.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2000.

Вопрос-ответ:

Какие условия способствуют формированию личности в дошкольном детстве?

Условиями формирования личности в дошкольном детстве являются положительная семейная обстановка, забота и внимание родителей, разнообразные образовательные игры и активности, а также поддержка и поощрение со стороны взрослых.

Какую роль игра играет в психическом развитии ребенка?

Игра является ведущим родом деятельности в дошкольном возрасте. Она играет важную роль в психическом развитии ребенка, способствуя развитию его воображения, творческого мышления, эмоций и социальных навыков.

Какие мотивы поведения характерны для дошкольников?

Мотивы поведения дошкольников включают основные потребности, такие как потребность во взаимодействии с другими детьми, потребность в самостоятельности и самовыражении, а также стремление к получению одобрения и похвалы от взрослых.

Каковы особенности психического и физического развития 6-летних детей?

На этом возрастном этапе происходит интенсивное развитие мелкой моторики, улучшается координация движений. Появляется возможность контролировать эмоции и проявлять самостоятельность в действиях. Также дети начинают проявлять интерес к обучению и показывать успехи в овладении навыками чтения, письма и арифметики.

Чем характерен кризис семи лет?

Кризис семи лет связан с поиском своей самостоятельности и отделения от родителей. Ребенок начинает проявлять более независимое поведение, возможно конфликты с родителями и другими детьми. Он стремится к расширению своего социального круга и получению новых знакомств и опыта.

Каковы основные условия формирования личности в дошкольном возрасте?

Основными условиями формирования личности в дошкольном возрасте являются: благоприятная социальная среда, поддержка и воспитание взрослых, разнообразные игровые и образовательные активности, доступ к культурным ценностям, обеспечение безопасного и комфортного пространства для развития.

Какую роль игра играет в психическом развитии дошкольника?

Игра играет важную роль в психическом развитии дошкольника. Она позволяет ребенку развивать воображение, творческое мышление, эмоциональную сферу, социальные навыки и речь. Через игру ребенок учится решать проблемы, осваивать новые роли и ситуации, развивается его когнитивная и моторная активность.

Какова структура сюжетно-ролевой игры?

Структура сюжетно-ролевой игры включает в себя следующие компоненты: начало, развитие сюжета, конфликт, разрешение конфликта, завершение игры. В ходе игры дети принимают на себя определенные роли, создают мир своих персонажей, взаимодействуют друг с другом и вместе развивают сюжет игры.

Каковы основные мотивы поведения дошкольника?

Основными мотивами поведения дошкольника являются познавательные, социальные и эмоциональные мотивы. Ребенок стремится познавать мир вокруг себя, получать новые знания и умения, устанавливать контакты с другими людьми и удовлетворять свои эмоциональные потребности. Эти мотивы влияют на его поведение и развитие.

Как происходит развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольника?

Развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольника происходит через опыт переживания различных эмоций, осознания и регулирования собственных эмоций, развития самоконтроля и силы воли. В этом возрасте ребенок учится выражать свои чувства, управлять своим поведением, решать проблемные ситуации и развивать эмоциональную компетенцию.

Какие особенности психического и физического развития наблюдаются у шести летних детей?

У шести летних детей наблюдаются значительные изменения в их психическом и физическом развитии. В этом возрасте дети становятся более самостоятельными и активными. Физически развивается координация движений, грубая моторика улучшается, а ловкость и точность движений растут. Психически шестилетние дети обладают более сложным мышлением, лучше понимают причинно-следственные связи, начинают абстрагироваться от конкретных предметов. Они также улучшают свои коммуникативные навыки и активно интересуются окружающим миром.