Особенности физического развития и физических способностей у девочек в подростковом периоде
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 12.11.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Особенности физического развития девочек в подростковом возрасте
1.1. Характеристика телосложения девочек и его развитие
1.2. Развитие функциональных систем девочек в подростковом возрасте
1.2.1. Развитие сердечно – сосудистой системы
1.2.2. Развитие дыхательной системы
1.2.3. Развитие центральной нервной системы
Глава 2. Особенности развития физических способностей девочек в подростковом возрасте
2.1. Развитие силы
2.2. Развитие гибкости
2.3. Развитие выносливости
2.4. Развитие быстроты
2.5. Развитие координации движений
Выводы
Литература
На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.
С биохимической точки зрения быстрота движений зависит oт содержания аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) в мышцах, скорости
ее расщепления и ресинтеза (восстановления).
Научные исследования свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа, например, быстрота простой реакции примерно на 60—88% определяется наследственности.
На проявление скоростных способностей также влияет и температура внешней среды. Максимальная скорость движений наблюдается при температуре +20-22 ° С. При 16 °С скорость снижается на 6-9 °.
Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14—15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5—20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.
Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12—13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).
Скоростные способности человека очень специфичны. Например, можно обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью, и наоборот, а тренировка в быстроте реакции практически не сказывается на частоте движений.
Средствами развития скоростных способностей являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные группы.
1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей:
а) быстроту реакции;
б) скорость выполнения отдельных движений;
в) улучшение частоты движений;
г) улучшение стартовой скорости;
д) скоростную выносливость;
е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча).
2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).
3. Упражнения сопряженного воздействия:
а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость);
б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.).
В спортивной практике для развития быстроты отдельных движений применяются те же упражнения, что и для развития взрыв ной силы, но без отягощения или с таким отягощением, которое не снижает скорости движении. Кроме этого используются такие упражнения, которые выполняют с неполным размахом, с максимальной скоростью и c резкой остановкой движений, а также старты и спурты.
Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений; бег под уклон за мотоциклом, с тяговым устройством; быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения; упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения.
Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении применяются три группы упражнений: упражнения, которые используются для развития быстроты реакции; упражнения, которые используются для развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100 м); упражнения, характеризующиеся взрывным характером.
Основными методами воспитания скоростных способностей являются: методы строго регламентированного упражнения; соревновательный метод; игровой метод.
Методы строго регламентированного упражнения включают в себя: а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения; б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.
При использовании метода вариативного упражнения чередуют
движения с высокой интенсивностью (в течение 4—5 с) и движения с
меньшей интенсивностью — вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.
Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы – уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.
Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях Проведения
подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера».
2.5. Развитие координации движений
Ловкость – качество или способность, которая определяет отношение нашей нервной системы к двигательным навыкам. От степени двигательной ловкости зависит как быстро и успешно сможет сформировать тот или иной навык.
Берштейн Н.А. выделят несколько свойств ловкости:
• она всегда обращена на внешний мир Тренировка на грушах у боксеров в меньшей мере будет развивать ловкость, нежели чем при поединке с соперником.
•Специфичное качество можно обладать хорошей ловкостью в игровых видах спорта и недостаточной в гимнастике.
Под физическим качеством ловкость понимается единство взаимодействия функций центрального и периферического управления двигательной системой человека, позволяющих перестраивать биомеханическую структуру действий в соответствии с меняющимися условиями решения двигательной задачи.
Начиная с 30-х годов, специалисты многих стран пытаются выделить способности, относящиеся к ловкости. С каждым годом число их
растет. Так, в настоящее время насчитывается 2-3 «общих» способности, до 20 специальных и специфически проявляемых: общее равновесие, равновесие на предмете, быстрота перестройки двигательной деятельности, пространственная ориентация и др.
Координационные способности – это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Теоретические и экспериментальные исследования позволяют выделить виды КС: специальные, специфические и общие.
Специальные КС относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности:
• в циклических и ациклических двигательных действиях;
• движения тела в пространстве (гимнастические, акробатические);
• движения манипулирования в пространстве различными частями
тела (укол, удар и др.);
• перемещения предметов в пространстве (подъем тяжестей, переноска предметов);
• баллистические (метательные) на дальность и силу метания (мяча, диска, ядра);
• метательные упражнения на меткость (теннис, городки, жонглирование);
• атакующие и защитные действия в боксе, фехтовании, единоборствах;
• нападающие и защитные действия в подвижных и спортивных
играх.
Установили, что в разные возрастные периоды, развитие КС протекает
разновременно и разнонаправлено. Однако наиболее интенсивно показатели разных КС нарастают с 7 до 11-12 лет. Авторы единогласны, что в названные возрастные периоды существуют особенно благоприятные психически-интеллектуальные, анатомо-физиологические и моторные предпосылки для быстрого развития и совершенствования КС.
Начиная со второй половины среднего школьного возраста различные
КС изменяются противоречиво. Так, у мальчиков 12-13 лет увеличиваются
абсолютные показатели КС в циклических, ациклических, баллистических
локомоциях (вероятно, это связано с параллельным ростом кондиционных
способностей).
Способность к равновесию имеет сенситивные периоды у девочек до
13 лет. После 11 лет у девочек темпы роста способности к ритму резко замедляются вплоть до студенческого возраста.
Способность к перестроению двигательных действий у девочек после
11-12 лет уменьшается. В отличие от других, способность к расслаблению мышц у мальчиков c 7 до 10 лет существенно не изменяется. Наиболее резкое улучшение выявилось с 10 до 11 лет. Затем, с 12 до 14 лет происходит некоторая стабилизация данного показателя, который вновь улучшается с 14 до 15 лет. У девочек наблюдали аналогичные изменения данной способности. К 15 годам способность расслаблять мышцы у юношей и девушек достигает уровня взрослого человека.
Быстрота реагирования в простых и сложных условиях прогрессирует к
13 годам у девочек.
Необходимо отметить, что во все периоды школьного возраста, и девочки и мальчики имеют индивидуальные особенности в уровне развития КС. Особенно впечатляют те дети, которые показывают результаты намного превышающие результаты сверстников и даже спортсменов. Как утверждают ученые, это говорит о значительной обусловленности наследственных факторов.
В качестве средств развития КС можно использовать разнообразные двигательные действия (физические упражнения) если они отвечают следующим требованиям:
• связаны с преодолением координационных трудностей;
• требуют от исполнителя правильности, быстроты, рациональности
при выполнении сложных в координационном отношении двигательных действий;
• являются новыми и необычными для исполнителя;
• хотя и являются привычными, но выполняются при изменении самих движений и двигательных действий, либо условий.
Упражнения, удовлетворяющие хотя бы одному из этих требований,
называются координационными.
Наиболее широкой и разнообразной является группа общеподготовительных координационных упражнений. Теоретически можно говорить о безграничном количестве таких упражнений. Практически же число их ограничено следующими обстоятельствами:
• временем, которое можно выделить без ущерба для других упражнений, в процессе внеклассных, внешкольных или самостоятельных форм занятий;
• возрастными особенностями (в младшем школьном возрасте доля
использования их выше, чем в среднем и старшем);
• половыми и индивидуальными различиями (например, в старшем
школьном возрасте у юношей больше представлены общеразвивающие упражнения силовой направленности: с гирями, гантелями, штангой, а у девушек - с обручем, булавами, лентами, скакалками, мячами);
• материально-техническими условиями (оборудование, инвентарь).
Выводы
Современная физическая подготовка является одной из актуальнейших задач формирования здорового общества. Основы формирования здорового образа жизни для детей должны быть заложены в семье, потом совершенствоваться в воспитательных учреждениях (детском саду, школе и т.д.) и в процессе индивидуальных занятий.
Считаем, что следует обратить внимание на уровень развития физических качеств подростков. Как известно 11-12-й год жизни человека совпадает с относительным началом активных критических (сенситивных) периодов развития физических качеств. Этот возрастной этап определяется как конец подготовительного периода и начало поиска специализации в видах легкой атлетики, которая объединяет в себе основные двигательные локомоции человека. Это и относительное начало пубертатного периода, когда повышаются темпы роста тела, координация пространственных движений, максимальная вентиляция легких, создаются предпосылки для повышения объема сердечного выброса крови и тем самым для более эффективного функционирования организма в целом. На этом возрастном этапе возможен большой прирост некоторых составных компонентов скорости, частоты движений у девочек.
Известно, что уровень проявления физических качеств генетически детерминирован. Но, выполняя направленную программу воспитания, селекцию (отбор), соответствующе корригируя процесс развитии и оценки проявления физических качеств, можно достичь хороших результатов в изменении фенотипа, развития физических качеств до оптимального уровня не только у занимающихся конкретным видом спорта, но и у детей, получающих дополнительную физическую нагрузку только на уроках физической культуры.
Однако статистические данные научных исследований показывают неудовлетворительное состояние здоровья девочек. Более 50% 10-15-летних подростков имеют разные факторы риска: мало занимаются физической культурой, курят, имеют повышенное артериальное давление, большой вес тела и т.д. Многие ученики осознают, что физическая культура положительно влияет на здоровье, но самостоятельно тренируются только 10% учащихся старших классов.
Литература
1. Антропова М.В., М.М. Кольцова. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1983. - 160 с.
2. Аракелян О.Г. Физическое развитие и подготовленность детей от 4 до 7 лет при повышенном режиме двигательной активности //Матер. Всесоюзн. научн. конф. по актуальным проблемам общественного дошкольного воспитания и вопросам подготовки детей к школе. М., 1970.
3. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М.: Медицина, 1979. - 295 с.
4. Бальсевич В.К., Л.И. Лубышева. Физическая культура: молодежь и современность //Теория и практика физической культуры. 1995, № 4, с. 2-7.
5. Гильбо И.С., В.Я. Егоров, А.И. Кузнецов и др. Нормативы физического развития детей дошкольного и раннего школьного возраста г. Санкт-Петербурга. - СПб.: ЛГОУ, 1977. - 145 с.
6. Демидова Е.В. Влияние упражнений повышенной координационной сложности на физическое развитие детей дошкольного возраста (4-7 лет): Канд. дис. Краснодар, 1988. - 180 с.
7. Мотылянская Р.Е., Э.Я. Каплан и др. Двигательная активность - важное условие здорового образа жизни //Теория и практика физической культуры, 1980, № 1, с. 14-21.
8. Пономарев С.А. Растите малышей здоровыми. - М.: ФиС, 1992. - с.95
9. Проблемы совершенствования физического воспитания дошкольников: Сб. научн. тр. //ВНИИФК /Под общ. ред. Е.Я. Бондаревского. - М.: ФиС, 1988. - 116 с.
10. Сологуб Е.Б., Г.П. Виноградов, С.В. Никольская. Физическое развитие детей дошкольного возраста. - СПб.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1993. - 39 с.
11. Солодков А.С., Е.М. Есина. Функциональное развитие детей дошкольного возраста //Матер. итог. научн. конф. ин-та за 1997 г. - СПб.: ВИФК, с. 142-143.
Проблемы совершенствования физического воспитания дошкольников: Сб. научн. тр. //ВНИИФК /Под общ. ред. Е.Я. Бондаревского. - М.: ФиС, 1988. - 116 с.
Мотылянская Р.Е., Э.Я. Каплан и др. Двигательная активность - важное условие здорового образа жизни //Теория и практика физической культуры, 1980, № 1, с. 14-21.
Солодков А.С., Е.М. Есина. Функциональное развитие детей дошкольного возраста //Матер. итог. научн. конф. ин-та за 1997 г. - СПб.: ВИФК, с. 142-143
Антропова М.В., М.М. Кольцова. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1983. - 160 с.
2
2. Аракелян О.Г. Физическое развитие и подготовленность детей от 4 до 7 лет при повышенном режиме двигательной активности //Матер. Всесоюзн. научн. конф. по актуальным проблемам общественного дошкольного воспитания и вопросам подготовки детей к школе. М., 1970.
3. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М.: Медицина, 1979. - 295 с.
4. Бальсевич В.К., Л.И. Лубышева. Физическая культура: молодежь и современность //Теория и практика физической культуры. 1995, № 4, с. 2-7.
5. Гильбо И.С., В.Я. Егоров, А.И. Кузнецов и др. Нормативы физического развития детей дошкольного и раннего школьного возраста г. Санкт-Петербурга. - СПб.: ЛГОУ, 1977. - 145 с.
6. Демидова Е.В. Влияние упражнений повышенной координационной сложности на физическое развитие детей дошкольного возраста (4-7 лет): Канд. дис. Краснодар, 1988. - 180 с.
7. Мотылянская Р.Е., Э.Я. Каплан и др. Двигательная активность - важное условие здорового образа жизни //Теория и практика физической культуры, 1980, № 1, с. 14-21.
8. Пономарев С.А. Растите малышей здоровыми. - М.: ФиС, 1992. - с.95
9. Проблемы совершенствования физического воспитания дошкольников: Сб. научн. тр. //ВНИИФК /Под общ. ред. Е.Я. Бондаревского. - М.: ФиС, 1988. - 116 с.
10. Сологуб Е.Б., Г.П. Виноградов, С.В. Никольская. Физическое развитие детей дошкольного возраста. - СПб.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1993. - 39 с.
11. Солодков А.С., Е.М. Есина. Функциональное развитие детей дошкольного возраста //Матер. итог. научн. конф. ин-та за 1997 г. - СПб.: ВИФК, с. 142-143.
Вопрос-ответ:
Какие особенности физического развития наблюдаются у девочек в подростковом возрасте?
В подростковом возрасте у девочек наблюдаются такие особенности физического развития, как увеличение высоты и веса, развитие молочных желез, начало менструаций, изменение пропорций тела и формирование осанки.
Какие характеристики телосложения характерны для девочек в подростковом возрасте?
Для девочек в подростковом возрасте характерно увеличение количества жировой ткани, более округлые формы тела, формирование молочных желез, увеличение высоты и веса.
Как развивается сердечно-сосудистая система у девочек в подростковом возрасте?
В подростковом возрасте сердечно-сосудистая система у девочек продолжает свое развитие. Увеличивается объем крови, укрепляются стенки кровеносных сосудов, улучшается работа сердца.
Как развивается дыхательная система у девочек в подростковом возрасте?
В подростковом возрасте дыхательная система у девочек улучшается и укрепляется. Увеличивается легочная вентиляция, увеличивается общая легочная емкость.
Какое влияние имеет развитие центральной нервной системы на физические способности девочек в подростковом возрасте?
Развитие центральной нервной системы играет важную роль в формировании физических способностей у девочек в подростковом возрасте. От него зависит координация движений, быстрота реакции, сила и выносливость мышц.
Какие основные особенности физического развития у девочек в подростковом периоде?
В подростковом возрасте у девочек происходит активный рост и развитие организма. Они начинают формироваться в физическом плане, меняются пропорции тела, происходят изменения в функциональных системах организма.
Как развивается телосложение у девочек в подростковом возрасте?
Телосложение у девочек в подростковом возрасте может иметь разные особенности. Вообще, в этот период происходит увеличение высоты тела, изменение пропорций и формирование женских черт. Также у девочек может начинаться формирование молочных желез и появляться жировая прослойка.
Как развивается сердечно-сосудистая система у девочек в подростковом возрасте?
В подростковом возрасте сердечно-сосудистая система у девочек проходит через значительные изменения. Объем сердца увеличивается, улучшается работа сердца, увеличивается сила и выносливость сердечной мышцы. Кровеносные сосуды становятся более эластичными.
Как развивается дыхательная система у девочек в подростковом возрасте?
Дыхательная система у девочек в подростковом возрасте также проходит через значительные изменения. Объем легких увеличивается, улучшается работа дыхательных мышц, увеличивается легочная вентиляция. Это способствует повышению физической выносливости и улучшению обмена газов в организме.
Как развивается центральная нервная система у девочек в подростковом возрасте?
Центральная нервная система у девочек в подростковом возрасте продолжает развиваться и совершенствоваться. Улучшается координация движений, увеличивается сила и выносливость мышц. Также улучшается память, внимание и другие психические функции.