категория текста
Заказать уникальный доклад- 7 7 страниц
- 3 + 3 источника
- Добавлена 20.04.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Оглавление
Доклад на тему «Категории текста»
Список литературы
Таким образом, смысловая цельность данного текста обеспечивается единством тем каждой его части.
Тематическая целостность обеспечивается повтором практически в каждом предложении рассказа ключевого слова утка и его местоименной замены. Исключение составляют несколько предложений: первое – в начале рассказа, в котором заявлена тема воспоминания, во втором абзаце при описании семьи рассказчицы, образ утки лишь обрамляет образ семьи («В оставшемся перед задним бортом пространстве вмещается кушетка, на которой восседаем мы — мама, папа и я. Прадед — в кабине шофера»), потому что она – это лишь воспоминание, а семья – это настоящее. Синтаксически данная мысль оформлено изменением формы прошедшего времени на форму настоящего времени.
Целостность анализируемого текста определяется подходом к выбору форм глагола, раскрывающих действие. Именно действие держит этот рассказ, в нем практически нет описании и оценок, только перечень действий. Преобладание в рассказе глаголов в форме прошедшего времени оправдано формой воспоминания, рассказчица подменяет форму глагола три раза: в первом случае - это все тоже предложение, с которого начинается рассказ («Первое дорожное впечатление: переезжаем с дачи в город»). Это сложное бессоюзное предложение, где первая часть – это неполное именное предложение, рисующее образ, картинку. Второй раз смена формы глагола происходит при описании семьи рассказчицы – это то, что вечно будет в сердце рассказчицы, это ее настоящее, так как ее семья – это она сама. Четвертая часть рассказа построена на описании действии, происходящем, якобы в настоящем. Темой четвертой части является образ прадедушки, который трогательно относится к утке, кормит ее пирогом. Именно здесь и раскрывается подтекст произведения Л.Улицкой, настоящая тема рассказа – детство, прадедушка, семья.
Список литературы
Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М., 1981
Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., Флинта. Наука, 1998.
Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? – М, 1998.
3
1.Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследова-ния. — М., 1981
2.Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., Флинта. Наука, 1998.
3.Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуаль-ность? – М, 1998.