Концепции Н.Я. Данилевского "Россия и Европа" и О. Шпенглера ("Закат Европы") : общность и различие.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 16 16 страниц
  • 2 + 2 источника
  • Добавлена 29.12.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. «Россия и Европа»: теория культурно-исторических типов
Н.Я. Данилевского
2. О. Шпенглер «Закат Европы»: противопоставление культуры и цивилизации
3. Концепции Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера: основные положения
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Отличие деления у Шпенглера в том, что он древнесемитический и новосемитический культурно-исторический тип объединил в арабскую, а греческий и римский - в античную культуру.
Понять чужую культуру, не принадлежа ей, Шпенглер считает невозможным. Использование достижений чужой культуры как материала строительства своей культуры, наоборот, распространено. Изолированность культур определяется, по Шпенглеру, прежде всего уникальностью души культуры. Душа культуры проявляется в так называемом «праcимволе». Шпенглер считает прасимволом фаустовской (европейской) культуры стремление к бесконечности, аполлоновской (античной) - тело, магической (арабской) - пещера, русско-сибирской (славянской) - равнина. Прасимвол накладывает отпечаток на всю культуру, так как он находится в глубине сознания людей, принадлежащих данной культуре, составляет основу их мироощущения и мировосприятия.
Шпенглер отмечает в истории не только периоды подъема, прогресса, но и упадка, регресса. В основе его концепции - идея циклического развития органических тел, фазы их рождения, роста, зрелости, старения и смерти. Он критикует линейные теории общественного прогресса, основанные на идее прогрессивного развития человечества. Как и все организмы, культуры у Шпенглера рождаются, растут и умирают.
В заключение общее в концепциях Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера можно представить следующим образом:
Единство взглядов Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера заключается в отрицании всемирной истории и постоянства общественного прогресса.
Выступали с критикой общечеловеческой цивилизации.
Рассматривали цивилизацию как культурно-исторический тип общества.
Запад вступил в период «цивилизации», поэтому находится в стадии «заката».
Кроме того, будущее развитие человечества оба ученых связывали с возникновением и становлением нового культурно-исторического типа (славянского - Данилевский) или новой культуры (русско-сибирской – О. Шпенглер). Надежду на будущее развитие культуры Шпенглер связывал с неосвоенными землями Сибири, считая, что только этот регион земли сохраняет потенции для того, чтобы стать колыбелью нового мира и новой культуры, поскольку остальные пространства планеты уже неоднократно прошли основные циклы развития. Таким образом, Н.Я. Данилевский и О. Шпенглер особую роль в будущем развитии мира отводили славянским народам, в частности, русскому народу.
Оба считали цивилизацию высшей точкой развития культуры, за которой следует ее гибель: «цивилизация есть завершение. Она - неотвратимый конец; к ней приходят все культуры».
Различное в концепциях Данилевского и О. Шпенглера состоит в следующем:
Локально-цивилизационная модель исторического развития Н.Я. Данилевского, изложенная в труде «Россия и Европа», появилась на несколько десятилетий раньше «Заката Европы» О. Шпенглера.
Несмотря на общее отрицание единства всемирно-исторического процесса, Н.Я. Данилевский и О. Шпенглер подошли к данному выводу с различных позиций: Данилевский, создавая теорию, обосновывал самобытность развития России, О. Шпенглер, в свою очередь, выдвигал концепцию мирового общественного развития.
В отличие от О. Шпенглера Н.Я. Данилевский не сосредотачивает своего внимания на признаках упадка или прогресса, но собирает обширный фактологический материал, позволяющий за множеством исторических особенностей увидеть повторяемость социальных порядков.
По Шпенглеру, душа культуры проявляется в «прасимволе», составляющем основу мироощущения людей, принадлежащих к данной культуре.
Шпенглер противопоставлял понятия «культуры» (творческого жизненного импульса) и «цивилизации» (технического развития).
Цикл жизни культурно-исторического типа, по Данилевскому, продолжается около 1500 лет, завершается периодом упадка и разложения; по Шпенглеру, цикл культурно-исторического типа - около 1000 лет. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Культура уникальна, цивилизация же - это утрата индивидуальности.
Н. Данилевский и О. Шпенглер употребляли разную терминологию: «культурно-исторические типы» (Н. Данилевский), «высокие культуры» (О. Шпенглер).
Список литературы

Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- М.: Книга, 1991.- 574 с.
Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. - М.: Наука, 1993. – 592 с.
Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. - М.: Наука, 1993, с. 144-147
Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. – М.: Наука, 1993, с.538
Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. - М.: Наука, 1993, с. 262-265
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Книга, 1991, с. 21-87
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Книга, 1991, с. 91 - 92
Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- М.: Книга, 1991, с. 88.
Данилевский Н. Я. Россия и Европа – М.: Книга, 1991, с. 90
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Книга, 1991, с. 115
Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. - М.: Наука, 1993, с. 151
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Книга, 1991, с.106
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991, с. 88
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991, с. 100
Шпенглер О. Закат Европы» – М: Наука, 1993, Т.1, с.264
Шпенглер О. Закат Европы. - М.: Наука, 1993, Т.1, с. 164


Данилевский Н. Россия и Европа.- М.: Книга, 1991, с.87
Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. – М.: Наука, 1993, с. 289
Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. - М.: Наука, 1993, с. 41 - 42

Данилевский Н. Россия и Европа.- М.: Книга, 1991, с. 74.












16

Список литературы

1.Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- М.: Книга, 1991.- 574 с.
2.Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. - М.: Наука, 1993. – 592 с.

Вопрос-ответ:

Какие концепции описывает статья?

Статья описывает концепции Н.Я. Данилевского "Россия и Европа: теория культурно-исторических типов" и О. Шпенглера "Закат Европы: противопоставление культуры и цивилизации".

В чем заключается сходство и различие между концепциями Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера?

Сходство между концепциями Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера заключается в их общей идее о различных культурно-исторических типах и противопоставлении цивилизаций. Однако у них различается подход к классификации этих типов и объединению культур в одну цивилизацию.

Какие основные положения выделяются в концепциях Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера?

В концепции Н.Я. Данилевского основными положениями являются идеи о существовании различных культурно-исторических типов и противопоставлении России и Европы. В концепции О. Шпенглера основные положения связаны с противопоставлением культуры и цивилизации, а также упадка и заката Европы.

Какие культурно-исторические типы объединяет О. Шпенглер в своей концепции?

В своей концепции О. Шпенглер объединяет древнесемитический и новосемитический культурно-исторические типы в арабскую культуру, а греческий и римский - в античную.

Какие работы рекомендуется ознакомить для более подробного изучения концепций Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера?

Для более подробного изучения концепций Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера рекомендуется ознакомиться с их основными работами: "Россия и Европа: теория культурно-исторических типов" (Данилевский) и "Закат Европы" (Шпенглер).

Какие основные концепции Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера?

Основная концепция Н.Я. Данилевского заключается в разделении мировой истории на культурные исторические типы, главными из которых являются "Россия" и "Европа". А. Шпенглер в своей концепции "Закат Европы" противопоставляет культуру и цивилизацию, считая, что последняя является результатом упадка культуры.

В чем основное отличие деления типов у Шпенглера?

Отличие заключается в том, что Шпенглер объединил древнесемитический и новосемитический культурно-исторические типы в арабскую, а греческий и римский - в античную культурно-историческую группу. Таким образом, Шпенглер предложил свое собственное деление мировой истории на культурно-исторические типы.

Что такое теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского?

Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского предполагает разделение мировой истории на различные типы в зависимости от особенностей культуры и религии. Главными типами являются "Россия" и "Европа". Данилевский считал, что каждый тип имеет свою уникальную историческую миссию и судьбу.

В чем состоит противопоставление культуры и цивилизации по концепции О. Шпенглера?

По концепции О. Шпенглера, культура - это живая историческая сущность, олицетворяющая духовные ценности и творческую энергию народа, в то время как цивилизация представляет собой формализованную, стереотипную систему, которая возникает на поздних стадиях развития культуры. Цивилизация считается упадком и деградацией культуры.

Какая литература может быть полезной для более подробного изучения концепций Данилевского и Шпенглера?

Для более подробного изучения концепции Н.Я. Данилевского можно обратиться к его основной работе "Россия и Европа", а также к комментариям и исследованиям, посвященным его теории культурно-исторических типов. Для изучения концепции О. Шпенглера рекомендуется обратиться к его книге "Закат Европы" и к комментариям, исследованиям и критическим работам, посвященным его концепции культуры и цивилизации.

Какие концепции Н.Я. Данилевского и О.Шпенглера существуют?

Существуют концепции Н.Я. Данилевского "Россия и Европа: теория культурно-исторических типов" и О.Шпенглера "Закат Европы: противопоставление культуры и цивилизации".