Теория доминанты А.А.Ухтомского

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Физиология
  • 12 12 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 04.08.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


1. Мотивация как основа целенаправленной деятельности
2. Основные положения учения о доминанте
3. Формирование и становление доминанты
4. Способы коррекции нежелательных доминант
Заключение
Литература


Фрагмент для ознакомления

В-третьих, подпитывать свои доминанты, связанные с творческим процессом. Например, неоднократно отмечалось стимулирующее влияние (подпитка) доминанты с помощью ходьбы или музыки. Так, любили на ходу обдумывать свои проблемы Жан Жак Руссо, В. Гёте, П.И. Чайковский, В.И. Ленин и др.
Известно четыре основных психофизиологических механизма коррекции старых доминант.
1. Резкое ослабление доминанты в связи с ее естественным разрешением
То есть надо просто удовлетворить насущную потребность, (насколько это возможно): накормить, напоить, если речь и дет о биологических мотивациях.
Сложнее с мотивациями социальными. Например, этот механизм используется на фирмах Японии, где обиженный на начальника может избить его надувное чучело...
2. Запрет, торможение "в лоб"
Волевое управление "в лоб", выражаемое обычно приказами "нельзя!", "не делай!", - метод традиционной педагогики. Это малоэффективно.
Длительное управление личностью в таком режиме ведет к конфликту между "хочу" и "нельзя", к так называемой "сшибке нервных процессов" и неврозам.
3. Переведение нужных действий в автоматизм
Создание ритуала, "полезного автоматизма", необходимого для настройки на занятие, на творческую работу независимо от погоды, настроений, событий в школе и т.п. Возможен "ритуал" и на более высоком уровне.
4. Торможение прежней доминанты новой
Как выполнить задание "Ни за что в течение 5 минут не думай о белой обезьяне, об этой противной обезьяне!"? Как можно не думать о таком впечатляющем образе? Кажется, сам запрет работает на доминанту!
Наиболее успешный путь здесь - по мнению А.А. Ухтомского - создание новой доминанты, тормозящей старую. То есть, чтобы не думать о белой обезьяне, следует упорно думать о... красном зубастом крокодиле! Действительно: ведь недаром умная мать не запрещает малышу хныкать, а отвлекает его...
Механизм формирования новых доминант малоизучен, но для педагогической практики достаточно знать, что новые доминанты могут от различных уровней деятельности: информационного, эмоционального и физиологического.
Для устойчивого и быстрого формирования новых доминант лучше всего использовать сочетание всех трех уровней. Понятно, что информационное воздействие, как правило, самое слабое - недаром призывы Минздрава "Курение опасно для вашего здоровья" не срабатывают даже в среде медиков...
Примером довольно эффективного формирования новых доминант, а, точнее, формирования новых потребностей (иногда совершенно ненужных человеку) служит реклама. Например, на презентации нового продукта, умелый менеджер не только даст информацию, но и приведет примеры, затрагивающие эмоции клиента, даст «подержать в руках» рекламируемый продукт.
Во всех религиях, сектах и даже современном обществе так или иначе существует процедура "посвящения". В развитых обществах это экзамен, собеседование, испытательный срок, в неиндустриальных - система действий с явной опорой на физиологические механизмы.
Заключение
Таким образом, доминанта определяет вероятность возникновения той или иной рефлекторной реакции в ответ на текущее раздражение. Это проявление инстинкта самосохранения, помогавшее животным выживать в условиях дикой природы. Принцип доминанты не позволяет в мозгу существовать множеству равноправных очагов возбуждения, он всю энергию мозга передает на выполнение только самой важной на текущий момент задачи.
Изучение теории доминанты, как основы поведенческой деятельности человека, имеет большое значение для понимания процессов воспитания, творчества и других сфер деятельности человека.
Литература
Алейникова Т.В. «Возрастная психофизиология». – Р/нД, 2002
Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. - СПб., 2002.
Викентьев И.Л. Принцип доминанты А.А. Ухтомского. – ТРИЗ. – 1991. - № 2.2. – С. 18-23.
Серова Л. Заметки о нашем поведении. Хочу и должен / Наука и жизнь – 2001. – № 4.
Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. – М., 1998.
Симонов П.В. Мотивированный мозг. – М., 1987.
Ухтомский А.А. Доминанта. Л., 1966.
Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. – М., 1998.
Серова Л. Заметки о нашем поведении. Хочу и должен / Наука и жизнь – 2001. – № 4.
Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. - СПб., 2002.
Ухтомский А.А. Доминанта. Л., 1966.
Алейникова Т.В. «Возрастная психофизиология». – Р/нД, 2002
Ухтомский А.А. Доминанта. Л., 1966.
Алейникова Т.В. «Возрастная психофизиология». – Р/нД, 2002
Ухтомский А.А. Доминанта. Л., 1966.
Ухтомский А.А. Доминанта. Л., 1966.
Ухтомский А.А. Доминанта. Л., 1966.













4

Литература
1.Алейникова Т.В. «Возрастная психофизиология». – Р/нД, 2002
2.Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. - СПб., 2002.
3.Викентьев И.Л. Принцип доминанты А.А. Ухтомского. – ТРИЗ. – 1991. - № 2.2. – С. 18-23.
4.Серова Л. Заметки о нашем поведении. Хочу и должен / Наука и жизнь – 2001. – № 4.
5.Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. – М., 1998.
6.Симонов П.В. Мотивированный мозг. – М., 1987.
7.Ухтомский А.А. Доминанта. Л., 1966

Вопрос-ответ:

Что такое теория доминанты А. А. Ухтомского?

Теория доминанты А. А. Ухтомского - это психологическая теория, которая объясняет механизмы мотивации и целенаправленной деятельности человека. В основе этой теории лежит предположение о существовании доминанты - ведущего мотива, который определяет поведение и действия человека.

Как мотивация является основой целенаправленной деятельности?

Мотивация - это энергетическая основа целенаправленной деятельности человека. Она представляет собой совокупность потребностей, интересов, целей и ожиданий, которые мобилизуют человека к действию. Без мотивации человек не имеет стимулов для достижения поставленных целей и не может сосредоточиться на выполнении задач.

Как формируется и становится доминанта?

Доминанта формируется на основе сочетания врожденных склонностей и переживаний человека. Она начинает выделяться в течение детства и подросткового возраста, когда развиваются личностные черты и интересы. Формирование доминанты происходит в результате взаимодействия среды, образования и саморазвития. Становление доминанты завершается взрослым возрастом, но может продолжаться и изменяться на протяжении всей жизни человека.

Что такое теория доминанты А А Ухтомского?

Теория доминанты А.А. Ухтомского - это психологическая теория, которая описывает основные положения о влиянии доминантных мотиваций на целенаправленную деятельность человека.

Какая роль мотивации в теории доминанты А.А. Ухтомского?

В теории доминанты А.А. Ухтомского мотивация играет роль основы целенаправленной деятельности. Мотивы, основанные на сильных доминантах, выступают как движущая сила, направляющая поведение человека.

Как формируется и становится доминанта?

Формирование и становление доминанты происходит через процесс обучения и опыта. Человек, находящийся под влиянием определенных мотивов, начинает формировать предпочтения и ценности, которые с течением времени могут стать его доминантами.

Какие способы коррекции нежелательных доминант существуют?

Существуют различные способы коррекции нежелательных доминант. Некоторые из них включают изменение среды, в которой формируются доминанты, использование техник саморегуляции и управления своими мыслями и эмоциями, а также работу с психологом или тренером для осознания и изменения нежелательных доминант.