Стратегия ценообразования в условиях монопольной власти. Захват потребительского излишка.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Микроэкономика
  • 17 17 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 15.04.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
1 Монополизированный рынок и условия его существования
2 Ценообразование при монопольной власти
3 Ценовая дискриминация как проявление рыночной власти
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

В то же время по определению цены спроса:
. Подставим полученное значение в уравнение
Отсюда находится оптимальный размер партии: (6)
Ценовую дискриминацию третей степени можно осуществить тогда, когда отраслевой спрос предстает перед продавцом в виде отдельных групп покупателей (сегментов рынка с различными функциями спроса). В этом случае задача монополиста установить такие цены для каждой групп покупателей, которые максимизируют общую прибыль.
Общая прибыль от продажи на n сегментах рынка определяется по формуле
, где .
Условием ее максимизации является система уравнений:
(7)
Следовательно, на каждом из сегментов рынка нужно установить такую цену, чтобы предельная выручка на всех сегментах была одинаковая и равнялась предельным затратам. Графическое решение этой задачи случае существования двух сегментов показано на рисунке 4.
Если монополия не проводит дискриминацию, она сталкивается с агрегированной рыночной кривой спроса,, представляющей горизонтальную сумму кривых спроса двух групп покупателей, D1 и D2. Оптимальный выпуск монополии () определяется, как обычно, пересечением кривых МС и МR, т.е. в точке Е. Ему соответствует единая цена Р*. При такой цене первой группе покупателей будет продано единиц продукции, второй - ; предельная выручка от продажи первой группе составит MR1(), а от продажи второй – MR2().Из точки Е , где уравниваются предельные затраты и предельная выручка монополиста, проводим горизонтальную прямую равной предельной выручке МR*. Точки пересечения этой прямой с линиями МR1 и MR2, Е1 и Е2, позволяют определить объемы продаж, при которых размеры предельной выручки на обоих сегментах рынка будут одинаковы и равны предельной выручке монополии в целом, и соответствующие этим объемам цены товара. На рынке 1 будет продано Q1 единиц продукции по цене Р1, на рынке 2 – Q2 по цене P2. Графически прирост выручки на первом рынке равен площади Q1*NE1Q1 , потери выручки на втором - площади Q2E2LQ2*. Их разность характеризует чистый прирост общей выручки монополиста. Его можно представить так же как площадь треугольника MGF, которая соответствует разрыву кривой предельной выручки недискриминирующего монополиста. Поскольку общей объем продукции , и затраты на выпуск не изменились, мы можем считать, что прирост выручки, полученный в результате сегментации рынка, тождественно приросту прибыли монополии.


Рисунок 4 – Ценовая дискриминация третьей степени

Таким образом, одним из возможных способов увеличения прибыли для производителя, в той или иной мере обладающего монопольной властью, является ценовая дискриминация, т.е. продажа гомогенного блага по различным ценам разным покупателям. Необходимым условием осуществления ценовой дискриминации является не возможность перепродажи блага. Различные формы ценовой дискриминации часто используются для увеличения прибыли. Фирма хотела бы для каждого покупателя назначать различные цены, но на практике это почти не возможно.
Заключение

В условиях рынка ценообразование является сложным процессом, подверженным воздействию многих факторов. Выбор общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли, и укрепления рыночных позиций фирмы является важнейшей задачей каждого предприятия.
Поскольку условием максимизации прибыли монополии является равенство предельных затрат предельной выручке, а предельная выручка при нормальной, убывающей функции рыночного спроса всегда меньше цены спроса, то стремящаяся к максимуму прибыли монополия не доводит выпуск до оптимального с позиций общества объема.
Многообразие монопольных цен при заданном рыночном спросе значительно возрастает в связи с возможностью монополии проводить ценовую дискриминацию. Продажа гомогенного блага различным покупателям по разным ценам увеличивает как объем предложения монополии за счет расширения контингента покупателей, так и ее прибыль за счет «захвата» потребительского излишка.
Итак, подводя итог, следует отметить, что исследовав ценообразование на монопольном рынке, можно достичь максимизации прибыли, с помощью диверсификации цен. Так же рассмотрев основные виды дискриминации цен, можно точно установить оптимальные цены для различных покупателей, что приведет к захвату потребительского излишка и более оптимальному использованию ресурсов предприятия.
Список использованной литературы

Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. М: ЮНИТ, 2007, 230 с.
Гальперин Р. Микроэкономика: в 2-х т./Общая редакция В.М. Гальперин. СПб: Экономическая школа, 1999, 415 с.
Гребенников А.И. Микроэкономика / Общая редакция Л.С. Тарасевича. СПб.: Из-во СПбУФ, 2003, 359 с.
Пиндайк Р. Микроэкономика М: Дело, 2000, 457с.

Гальперин Р. Микроэкономика: в 2-х т./Общая редакция В.М. Гальперин. СПб: Экономическая школа,1994 с.- 256.
Гребенников А.И. Микроэкономика / Общая редакция Л.С. Тарасевича. СПб.: Из-во СПбУФ, 2003, с. 124

Пиндайк Р. Микроэкономика М: Дело,2000, с.125
Гребенников А.И. Микроэкономика / Общая редакция Л.С. Тарасевича. СПб.: Из-во СПбУФ,2003, с.100












2



MR (наклон= -2b)

Выпуск

MC





цена

А

B

D

C

AC



Прибыль =

Спрос (наклон =-b)
















































MC

Q

MR

D

Q1

QM

P

P1

PM

PC



P3

P2

P1

P

MR2

MR1

D

q3

q2

q1

Q

MC





D

D

D

MC

B

MR2

MR1

K

E

M

G

F

E

E

P

P*

P

MR*

QQ2

Q1*

Q2*Q*

A

MR

N

L

Список использованной литературы

1.Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. М: ЮНИТ, 2007, 230 с.
2.Гальперин Р. Микроэкономика: в 2-х т./Общая редакция В.М. Гальперин. СПб: Экономическая школа, 1999, 415 с.
3.Гребенников А.И. Микроэкономика / Общая редакция Л.С. Тарасевича. СПб.: Из-во СПбУФ, 2003, 359 с.
4.Пиндайк Р. Микроэкономика М: Дело, 2000, 457с.

Вопрос-ответ:

Какая стратегия ценообразования использовать, если у меня есть монопольная власть?

Стратегия ценообразования в условиях монопольной власти зависит от различных факторов, но в общем случае можно использовать тактику установления высоких цен, чтобы максимизировать прибыль. Однако, нужно учитывать, что слишком высокие цены могут привести к сокращению спроса и появлению конкуренции.

Что такое монополизированный рынок и какие условия необходимы для его существования?

Монополизированный рынок - это рынок, на котором только один продавец контролирует предложение товара или услуги. Для существования монополизированного рынка необходимы следующие условия: 1) отсутствие конкуренции со стороны других продавцов; 2) наличие значительной власти у монополиста, чтобы устанавливать цены и контролировать предложение; 3) наличие препятствий для входа новых конкурентов на рынок.

Как осуществляется ценообразование при монопольной власти?

При монопольной власти монополист может самостоятельно устанавливать цены на свой товар или услугу. Чаще всего монополист будет стремиться установить такие цены, которые максимизируют его прибыль. Однако, нужно учитывать, что слишком высокие цены могут привести к сокращению спроса и появлению конкуренции.

Что такое ценовая дискриминация и как она связана с рыночной властью?

Ценовая дискриминация - это стратегия ценообразования, при которой продавец устанавливает разные цены для различных отрезков потребителей. Она может быть проявлением рыночной власти, так как монополист может использовать информацию о покупательской способности или предпочтениях потребителей, чтобы устанавливать разные цены для разных групп.

Как осуществлять ценовую дискриминацию третьей степени?

Ценовая дискриминация третьей степени осуществляется, когда отраслевой спрос предстает перед продавцом в виде отдельных сегментов, и для каждого сегмента устанавливаются разные цены. Для успешной ценовой дискриминации третьей степени необходимо наличие различных групп потребителей, разные уровни ценовой эластичности спроса и возможность отслеживания потребительского поведения.

Какая стратегия ценообразования используется при монопольной власти?

При монопольной власти часто применяется стратегия максимизации прибыли, то есть установление цены в таком размере, чтобы получить максимальную прибыль от продажи товара или услуги.

Что такое монополизированный рынок и какие условия позволяют ему существовать?

Монополизированный рынок - это ситуация, когда на рынке существует только один продавец товара или услуги. Условия, позволяющие монополизированному рынку существовать, могут быть различными, например, наличие эксклюзивных прав на производство или продажу товара, высокие барьеры входа для новых конкурентов или доминирующее положение на рынке.

Как устанавливается цена при монопольной власти?

При монопольной власти цена обычно устанавливается продавцом таким образом, чтобы максимизировать прибыль. Это может означать установку высокой цены, чтобы получить максимальную прибыль от продажи товара или услуги, или установку более низкой цены для привлечения большего числа покупателей.

Что такое ценовая дискриминация и как она связана с рыночной властью?

Ценовая дискриминация - это стратегия, при которой продавец устанавливает разные цены для разных групп потребителей. Это проявление рыночной власти, поскольку продавец может манипулировать ценами в зависимости от спроса и возможностей покупателей.

Как можно осуществить ценовую дискриминацию третьей степени?

Ценовую дискриминацию третьей степени можно осуществить, когда отраслевой спрос предстает перед продавцом в виде отдельных групп с разными ценовыми предпочтениями. В этом случае продавец может устанавливать разные цены для каждой группы, чтобы максимизировать свою прибыль.

Что такое стратегия ценообразования в условиях монопольной власти?

Стратегия ценообразования в условиях монопольной власти - это план, разработанный компанией, которая контролирует монопольную долю рынка, для установления цен на свои продукты или услуги. Она позволяет монополисту определить оптимальную цену, которая максимизирует его прибыль.