Производство и спрос на экономические ресурсы в условиях соврешенной и несоврешенной конкуренции
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 17.06.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Анализ основных форм совершенной конкуренции в микроэкономике
1.1. Сущность и значение конкуренции в рыночных условиях
1.2. Краткая характеристика основных форм конкуренции на рынке
2. Производство и спрос на экономические ресурсы в условиях совершенной конкуренции
2.1. Спрос и предложение организации в условиях совершенной конкуренции
2.2. Объем выпуска и реализации в условиях совершенной конкуренции
3. Производство и спрос на экономические ресурсы в условиях несовершенной конкуренции
3.1. Производство и спрос в условиях монополистической конкуренции
3.2. Производство и спрос в условиях олигополии
Заключение
Глоссарий
Список литературы
Приложение 1- Спрос на продукцию конкурентной организации (а) и отраслевой спрос (б)
Приложение 2- График валового TR и предельного MR доходов конкурентной организации
Приложение 3 – Объем выпуска при монополии
Приложение 3 – Объем спроса при монополии
Барьеры для вхождения новых организаций на рынок. Значительные барьеры для новых организаций также поддерживают значительный уровень концентрации и сохранение олигополии. Они встречают разную форму: экономии на масштабах, экономии на издержках вследствие накопленного знания, известности товара, сложности товара, капиталовооруженности и т.д.
Рис. 13. Вхождение в отрасль организаций
Экономия на масштабах, организованная на известности продукта, является важным барьером для других организаций, желающих работать на рынке. Поскольку новая организация неизвестна, она может претендовать лишь на незначительный рыночный спрос (Dн - сведена влево) и ее объем производства будет ниже, чем у организаций - участников рыночной олигополии () (рисунок 13). Цена же, напротив, в силу более высоких расходах, должна быть больше ().
Организации - олигополисты, зная, что вхождение конкурента уменьшит их долю, попробуют не дать этого, воспользовавшись преимуществами. Они установят рыночную цену меньше Рн, но в силу экономии от производства товаров и в этом случае (между Рн и Ро) будут получать рыночную прибыль или доход. Новая же организация понесет значительные потери.
В реальной жизни весьма часто у старой и новой организации различаются сами кривые издержек (рисунок 14).
Издержки новой организации могут быть выше потому, что оно не имеет опыта ведения бизнеса в данной сфере деятельности: менеджеры не обладают навыками управления фирмой; не хватает квалифицированной силы; хуже условия получения банковского кредита; слабее связи с поставщиками; снижающим издержки производства.
Новые организации смогут со временем преодолеть трудности, однако - не все из них. Неопределенность ослабляет стимулы для вступления на рынок и уменьшает число конкурентов.
Рис. 14. Кривые издержек
Между тем сама угроза вхождения конкурентов меняет поведение организации -олигополиста. Если бы старая организация не боялась потерять свою долю значительной рынка, она, для того чтобы умножить прибыль, могла бы установить рыночную цену на уровне Ро и производить Qо.
Она устанавливает рыночную цену на не выше Р1, поскольку при такой рыночной цене конкурент будет не в состоянии покрыть свои расходы и откажется от вступления в отрасль.
Старая же организация и при такой рыночной цене будет получать прибыль. Цена Р1 часто называется предельной рыночной ценой. Такое поведение организации-олигополиста позволяет поддерживать высокий уровень рыночной концентрации отрасли.
Заключение
Рыночный процесс в целом состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец и покупатель, на стороне которого выступает предложение товара или услуги, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение выдвигается главным регулятором равновесной цены. Которая при равном размере спроса и предложения приводит рынок к равновесию. Таким образом, рыночное равновесие — это свойство рынка, при котором объем спроса равен размеру предложения.
Организация определяет размера выпуска, выравнивая максимальный доход, который в условиях совершенной конкуренции равен цене продукции, и предельные издержки. До тех пор, пока максимальные издержки ниже цены, организация будет наращивать производство того момента, когда они сравняются. Дальнейшее увеличение выпуска будет увеличивать расходы в большей степени, чем доход, и производство станет являться нецелесообразным.
В условиях совершенной конкуренции организации изготавливают такое количество продукции, которое соответствует точке пересечения рыночного спроса и предложения. Кривая предложения каждой организации является частью кривой ее предельных издержек, выше кривой средних переменных издержек.
Совокупное предложение складывается из объемов предложения всех работающих в ней организаций. Реакция на изменение спроса быстрая и гибкая, рынок совершенной рыночной конкуренции автоматически реагирует на изменение спроса расширением или свертыванием производства.
Из изученной выше конкуренции можно сделать несколько выводов:
1. равновесная рыночная цена при монополистической конкуренции в долгосрочном периоде превышает равновесную рыночную цену, которая установилась бы при совершенной конкуренции. Иными словами, структура рынка монополистической конкуренции принуждает потребителя платить за товар «чрезмерные» деньги.
Во-вторых, при монополистической конкуренции устанавливается несколько меньший, чем наиболее эффективный, объем выпуска продукции. В случае совершенной конкуренции каждый продавец производит продукцию в объеме, соответствующем минимуму средних издержек, так что производство всего продаваемого на рынке объема продукта достигается при минимально возможных затратах.
2. поскольку в точке долгосрочного равновесия рыночная цена спроса выше предельных издержек организации, найдутся клиенты, которые согласились бы заплатить за дополнительную единицу товара или услуги больше, чем расходы продавца на производство этой единицы продукции.
Оценивая значение олигополистических рыночных структур, необходимо отметить, во-первых, неизбежность их формирования как процесса, вытекающего из открытой конкуренции и стремления организаций к достижению оптимальных масштабов производства. Во-вторых, несмотря как на положительную, так и на негативную оценку олигополий в экономической жизни, следует признать объективную неизбежность их существования.
Позитивная оценка олигополистических структур связывается с достижениями научно-технического прогресса. В последние десятилетия во многих отраслях с олигополистическими структурами достигнуты высокие успехи в развитии науки и техники (авиационная, космическая, электронная, нефтяная промышленность, химическая).
Негативная оценка олигополий устанавливает следующими моментами. Это что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а как следствие можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при власти монополиста. Олигополии путем заключения тайных договоров уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стараются извлечь выгоду за счет клиентов.
Монополия как экономическое явление представляет обусловленный собственностью и властью тип экономических отношений между ее субъектами рынка, которые реализуют собственный интерес и влияют на производство или его отдельные сферы. Ее сущность состоит в обладании субъектом собственностью на факторы производства и исключительными правами, обеспечивающими доминирующее положение в определенной сфере деятельности, контроль над рынком и диктат своих условий, регулирование рыночных цен и объемов производства, присвоение монопольной прибыли.
Монопольная власть обусловлена экономическими и внеэкономическими факторами и причинами. Она достигается не только благодаря особому положению хозяйствующего субъекта, но и может быть искусственно предоставлена государством, местными органами власти.
Глоссарий
№ п.п. Новые понятия Содержание 1 Законы спроса и предложения при увеличении спроса цена блага повышается, а при увеличении предложения — снижается; при уменьшении спроса цена блага понижается, а при уменьшении предложения — повышается 2 Затраты альтернативные ценность тех благ, которые можно было бы произвести посредством затраченных на производство данного блага факторов 3 Затраты переменные затраты, изменяющиеся с изменением выпуска 4 Затраты постоянные затраты, не меняющиеся с изменением выпуска 5 Индекс цен это отношение цены текущего года к цене базисного года, умноженное на 100%
6 Инфляция постоянный рост уровня цен (снижение покупательной способности денег)
7 Инфляция издержек инфляция, первоисточником которой является увеличение совокупного спроса чаще всего из-за увеличения предложения денег
8 Инфляция подавленная состояние экономической конъюнктуры, при котором дефицит на рынке труда сочетается с дефицитом на рынке благ 9 Инфляция спроса инфляция, первоисточником которой является увеличение совокупного спроса чаще всего из-за увеличения предложения денег 10 Капиталовооруженность труда оптимальная капиталовооруженность труда, обеспечивающая при данной технологии минимальные затраты на единицу продукции
11 Модель упрощенное представление изучаемого объекта за счет абстракции от его несущественных для целей исследования свойств
Список литературы
Барр Р. Политическая экономия. М. "Международные отношения", 2005, 582 с.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций. - М.: Юрист, 2003.
Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов /Пер. с англ. Под ред. Н.Л.Фроловой. - М.:ЮНИТИ, 2007.
Гальперин В., Игнатьев С, Моргунов В.. Микроэкономика. СПб.: Экономическая школа, 2004. Т.1.
Гальперин В., Игнатьев С, Моргунов В.. Микроэкономика. СПб.: Экономическая школа, 2004. Т.2.
Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В.И. Микроэкономика. - В 2-х т. СПб.: Экономическая школа, 1999.
Ерошин А.А., «Опыт моделирования экономики в условиях долговременного конкурентного равновесия»// Экономическая наука современной науки.-№4.-2003
Игошин Н.В. Экономика. Учебное пособие для студентов вузов. -М.:ЮНИТИ, 2004.
Иохин В.Я. Экономическая теория. Учебник. -М.:ЮРИСТЪ, 2000.
Коршунов Г.В., Экономико-математическое моделирование. «Использование теории игр при анализе взаимодействий субъектов рынка»//Экономический анализ: теория и практика.-№9.-2006.-стр.48-57.
Курс экономической теории: учебник – 4-е дополненное и переработанное издание под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: “АСА”, 2000.
Маршалл А.. Принципы политической экономии. М., "Прогресс", 2003, с.28
Микроэкономика. Теория и Российская практика. /Учебное пособие под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова - 4-е изд., испр. и доп. - М.: КНОРУС, 2004.
Пиндайк Р.. Рубинфельд Д.. Микроэкономика. М. "Экономика", 2002. с.52
Романов Л.Е., «Об устойчивости модели конкурентного рыночного равновесия»// Экономика и математические методы.-№4.-2005.-стр.103-107.
Самуэльсон П.. Экономика. Т.1. М., МГП "Алгон", 2002.
Светуньков С.Г.. Модели спроса и предложения в пространстве "цена-объем-доход" -http://www.marketing.spb.ru/
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р.. Экономика. Пер. с англ. Со 2-го изд. - М.: "Дело ЛТД", 2003. С. 44.
Хайман Д.. Современная микроэкономика: анализ и применение. М. "Финансы и статистика", 2002. Стр.161
Хейлброннер Р., Туроу Л.. Экономика для всех. Новосибирск, "ЭКОР", 2004, с.216, 219.
Хикс Дж.Стоимость и капитал. М., "Прогресс", 2003, с.121
Экономическая теория: Учебник /Под ред. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина. Г.П.Журавлевой. - М.: Инфра-М, 2003.
Приложение 1- Спрос на продукцию конкурентной организации (а) и отраслевой спрос (б)
Приложение 2- График валового TR и предельного MR доходов конкурентной организации
Приложение 3 – Объем выпуска при монополии
Приложение 3 – Объем спроса при монополии
Хайман Д.. Современная микроэкономика: анализ и применение. М. "Финансы и статистика", 2002. Стр.161
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р.. Экономика. Пер. с англ. Со 2-го изд. - М.: "Дело ЛТД", 2003. С. 44.
Хейлброннер Р., Туроу Л.. Экономика для всех. Новосибирск, "ЭКОР", 2004, с.216, 219.
Светуньков С.Г.. Модели спроса и предложения в пространстве "цена-объем-доход" -http://www.marketing.spb.ru/
Хикс Дж.Стоимость и капитал. М., "Прогресс", 2003, с.121
Самуэльсон П.. Экономика. Т.1. М., МГП "Алгон", 2002. – с. 58.
Самуэльсон П.. Экономика. Т.1. М., МГП "Алгон", 2002. – с. 151.
Экономическая теория: Учебник /Под ред. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина. Г.П.Журавлевой. - М.: Инфра-М, 2003. – с. 88.
Пиндайк Р.. Рубинфельд Д.. Микроэкономика. М. "Экономика", 2002. с.52
Игошин Н.В. Экономика. Учебное пособие для студентов вузов. -М.:ЮНИТИ, 2004. – с. 87
Курс экономической теории: учебник – 4-е дополненное и переработанное издание под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: “АСА”, 2000. – с. 87.
Маршалл А.. Принципы политической экономии. М., "Прогресс", 2003, - с.28
Микроэкономика. Теория и Российская практика. /Учебное пособие под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова - 4-е изд., испр. и доп. - М.: КНОРУС, 2004. – с. 144.
Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов /Пер. с англ. Под ред. Н.Л.Фроловой. - М.:ЮНИТИ, 2007. – с. 35.
Иохин В.Я. Экономическая теория. Учебник. -М.:ЮРИСТЪ, 2000. – с. 271
Коршунов Г.В., Экономико-математическое моделирование. «Использование теории игр при анализе взаимодействий субъектов рынка»//Экономический анализ: теория и практика.-№9.-2006.-стр.48-57.
Ерошин А.А., «Опыт моделирования экономики в условиях долговременного конкурентного равновесия»// Экономическая наука современной науки.-№4.-2003
Гальперин В., Игнатьев С, Моргунов В.. Микроэкономика. СПб.: Экономическая школа, 2004. Т.2.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций. - М.: Юрист, 2003. – с. 145.
Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В.И. Микроэкономика. - В 2-х т. СПб.: Экономическая школа, 2007. – с. 78
Романов Л.Е., «Об устойчивости модели конкурентного рыночного равновесия»// Экономика и математические методы.-№4.-2005.-с.103-107.
Барр Р. Политическая экономия. М. "Международные отношения", 2005, с. 82
33
Совокупный доход, ($ в неделю)
Объём выпуска, (единиц в неделю)
Q1
Q0
10
20
24
32
16
12
8
4
Q0=2
Q1=4
Объём спроса, (единиц в неделю)
Предельный доход, ($ в неделю)
А
С
В
6
8
Е > 1
Е = 1
Е < 1
D
1.Барр Р. Политическая экономия. М. "Международные отношения", 2005, 582 с.
2.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций. - М.: Юрист, 2003.
3.Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов /Пер. с англ. Под ред. Н.Л.Фроловой. - М.:ЮНИТИ, 2007.
4.Гальперин В., Игнатьев С, Моргунов В.. Микроэкономика. СПб.: Эконо-мическая школа, 2004. Т.1.
5.Гальперин В., Игнатьев С, Моргунов В.. Микроэкономика. СПб.: Эконо-мическая школа, 2004. Т.2.
6.Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В.И. Микроэкономика. - В 2-х т. СПб.: Экономическая школа, 1999.
7.Ерошин А.А., «Опыт моделирования экономики в условиях долговремен-ного конкурентного равновесия»// Экономическая наука современной науки.-№4.-2003
8.Игошин Н.В. Экономика. Учебное пособие для студентов вузов. -М.:ЮНИТИ, 2004.
9.Иохин В.Я. Экономическая теория. Учебник. -М.:ЮРИСТЪ, 2000.
10.Коршунов Г.В., Экономико-математическое моделирование. «Использо-вание теории игр при анализе взаимодействий субъектов рын-ка»//Экономический анализ: теория и практика.-№9.-2006.-стр.48-57.
11.Курс экономической теории: учебник – 4-е дополненное и переработан-ное издание под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: “АСА”, 2000.
12.Маршалл А.. Принципы политической экономии. М., "Прогресс", 2003, с.28
13.Микроэкономика. Теория и Российская практика. /Учебное пособие под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова - 4-е изд., испр. и доп. - М.: КНОРУС, 2004.
14.Пиндайк Р.. Рубинфельд Д.. Микроэкономика. М. "Экономика", 2002. с.52
15.Романов Л.Е., «Об устойчивости модели конкурентного рыночного рав-новесия»// Экономика и математические методы.-№4.-2005.-стр.103-107.
16.Самуэльсон П.. Экономика. Т.1. М., МГП "Алгон", 2002.
17.Светуньков С.Г.. Модели спроса и предложения в пространстве "цена-объем-доход" -http://www.marketing.spb.ru/
18.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р.. Экономика. Пер. с англ. Со 2-го изд. - М.: "Дело ЛТД", 2003. С. 44.
19.Хайман Д.. Современная микроэкономика: анализ и применение. М. "Фи-нансы и статистика", 2002. Стр.161
20.Хейлброннер Р., Туроу Л.. Экономика для всех. Новосибирск, "ЭКОР", 2004, с.216, 219.
21.Хикс Дж.Стоимость и капитал. М., "Прогресс", 2003, с.121
22.Экономическая теория: Учебник /Под ред. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина. Г.П.Журавлевой. - М.: Инфра-М, 2003.
Вопрос-ответ:
Какую роль играет конкуренция в рыночной экономике?
Конкуренция является важным фактором в рыночной экономике, поскольку она способствует эффективному распределению ресурсов и стимулирует предприимчивость. Благодаря конкуренции, предприятия вынуждены постоянно улучшать качество продукции и снижать цены, что в итоге приводит к удовлетворению потребностей потребителей. Конкуренция также способствует инновациям и технологическому прогрессу, так как компании стремятся создавать уникальные продукты и улучшать свои процессы производства, чтобы оставаться конкурентоспособными.
Что такое совершенная конкуренция на рынке?
Совершенная конкуренция - это форма конкуренции на рынке, при которой на рынке действует большое количество продавцов и покупателей, товары неразличимы и доступны в неограниченном количестве, а также отсутствуют ограничения на вход и выход на рынок. В совершенной конкуренции каждое предприятие является ценополучателем и не может повлиять на рыночную цену. Такая форма конкуренции обеспечивает эффективное использование ресурсов и минимальные издержки производства.
Какие факторы влияют на спрос и предложение организации в условиях совершенной конкуренции?
В условиях совершенной конкуренции спрос и предложение организации зависят от множества факторов. На спрос организации влияют цена товара, доходы потребителей, цены на сопутствующие товары, вкусы и предпочтения потребителей, а также множество других факторов. Что касается предложения организации, то на него могут влиять стоимость производства, доступность ресурсов, технологический прогресс и другие факторы, а также действия конкурентов на рынке.
Какова сущность и значение конкуренции в рыночных условиях?
Сущность конкуренции в рыночных условиях заключается в борьбе между продавцами и покупателями за достижение сделки, при которой стоимость товара или услуги будет максимально выгодной для всех сторон. Конкуренция стимулирует участников рынка вкладывать больше усилий в повышение качества и снижение стоимости товаров, способствует инновациям и развитию экономики в целом.
Какие основные формы конкуренции существуют на рынке?
На рынке существуют три основных формы конкуренции: совершенная конкуренция, несовершенная конкуренция и монополия. В совершенной конкуренции на рынке присутствует большое число продавцов и покупателей, свободный доступ к информации, однородный товар и возможность свободного входа и выхода из рынка.
Как происходит взаимодействие спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции?
В условиях совершенной конкуренции взаимодействие спроса и предложения определяет равновесную цену и объем продаж. При возрастании спроса на товар цена увеличивается, что приводит к увеличению анимации на производство и увеличению предложения, в результате чего спрос и предложение выравниваются. При снижении спроса на товар происходит обратный процесс.
Каким образом определяется объем выпуска и реализации товаров в условиях совершенной конкуренции?
В условиях совершенной конкуренции объем выпуска и реализации товаров определяется в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке. При равновесной цене равновесный объем продаж определяется таким уровнем, при котором количество товара, которое готовы купить потребители, равно количеству товара, которое готовы продать производители.
Какая роль играет конкуренция в рыночных условиях?
Конкуренция в рыночных условиях является одним из основных движущих сил экономики. Она стимулирует производителей к снижению цен, повышению качества товаров и услуг, а также к инновационной деятельности. Конкуренция способствует эффективному распределению ресурсов и повышает благосостояние потребителей.
Какие основные формы конкуренции существуют на рынке?
На рынке существуют различные формы конкуренции, такие как совершенная конкуренция, неполная конкуренция и монополистическая конкуренция. В рамках совершенной конкуренции на рынке действует большое число небольших производителей и покупателей, которые не могут влиять на цены. В случае неполной конкуренции на рынке существует некоторая степень монополии. Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что на рынке присутствует несколько производителей, но они предлагают разнообразные товары или услуги, поэтому у каждого из них есть некоторая степень влияния на цены.
Каков объем выпуска и реализации в условиях совершенной конкуренции?
Объем выпуска и реализации товаров и услуг в условиях совершенной конкуренции определяется спросом и предложением на рынке. Если спрос на товар или услугу выше, чем предложение, то цена на рынке будет расти, что стимулирует производителей к увеличению объемов выпуска и реализации. Если же спрос ниже, чем предложение, то цена будет снижаться, что может привести к сокращению объемов выпуска и реализации товаров и услуг.
Какие преимущества имеют потребители в условиях совершенной конкуренции?
Потребители имеют ряд преимуществ в условиях совершенной конкуренции. Во-первых, они могут выбирать из большого числа поставщиков товаров и услуг, что стимулирует конкуренцию и ведет к снижению цен. Во-вторых, конкуренция способствует повышению качества товаров и услуг, так как производители стремятся привлечь и удержать клиентов. В-третьих, производители в условиях совершенной конкуренции должны предлагать инновационные решения и улучшать свою продукцию, чтобы выделиться на рынке и привлечь покупателей.