Платон об устройстве общества и государства
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 18.02.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Учение о государстве
2. Учение о формах государственного устройства
3. Развитие идей Платона в социально-политической мысли ХХ в.
Заключение
Список литературы
А главный вывод – сближение платоновских идеалов с особенно гибельным для политики и социальной жизни ХХ в. тоталитаризмом: «Я считаю, – писал К. Поппер, – что в нравственном отношении политическая программа Платона не выходит за рамки тоталитаризма и в своей основе тождественна ему».
В свете политических идеалов современности утопия Платонова государства и правопорядка оказались особенно несоответственными и даже гибельными. Сближение с теориями и идеалами современности не всегда исторически справедливо. Но для правовой политики оно, как видно, непременно, чтобы оценивать не только исторический вклад, но и реальные смысл и перспективы начертанных древним пером концепций.
И здесь не всегда слово нового времени оказывается окончательным: во всяком случае, в начале XXI в. не совсем бесполезными вновь представляются, казалось бы, самые архаичные наблюдения Платона о взаимоотношениях государственного устройства с нравственными стремлениями людей и всего общества.
Заключение
Анализ взглядов Платона на устройство общества и государства позволяет нам сделать ряд выводов.
Платоновская концепция основывается на традиционном представлении о полисе как о едином теле, без частей которого полис не существует. Однако, согласно Платону, смысл полисного тела – не в телесности, а в его идеальной целостности. Данная концепция основывается на своего рода «естественной антропологии»: социальные микро- и макрокосм мыслятся подобными; поэтому, аналогично тому как основой личной справедливости является главенство разумной части души, и в обществе также должны править наимудрейшие.
Справедливость – это свойство полиса, в котором каждая из частей выполняет органически присущие ей функции в гармонии со всем обществом и остальными частями.
У Платона идея блага, несомая особым сословием философов-правителей, становится мерой справедливости, а средство «очищения» – это новая идеократическая техника управления, допускающая чистку человека, искусства, общества; в последнем случае город, общество не просто становится больше отдельного человека, но и растворяет его без остатка, предмет заботы Платона – не счастье отдельного человека или сословия, а благополучие государства как самодовлеющего целого.
Если отвлечься от эпохи Платона, то следует признать, что, обобщая опыт своих предшественников, он внес много ценного в политическую мысль и политическое сознание. Идея общего блага и общего интереса как основы политического объединения, мысль о частной собственности как причине социальных противоречий и конфликтов, довольно четкое определение форм государства и закономерностей их круговорота, признание законности важнейшим атрибутом политической организации – все это неоспоримые достижения Платона.
Но в его наследии немало и негативных моментов, также ставших достоянием последующих эпох. Это идеализация кастовости и аристократического правления, оправдание неравенства, пренебрежение правам личности, жесткая регламентация всех сторон жизни. Австрийские и английский философ и политолог К. Поппер не без основания относит Платона к числу идейных предшественников тоталитаризма и врага «открытого общества».
Список литературы
Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических учений. – М.: Юрист, 1994. – 132 с.
Асмус В.Ф. Платон. – М.: Мысль, 1975. – 220 с.
История политических и правовых учений: Учеб. пособ. для вузов / Под ред. проф. В.И. Власова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 512 с.
Омельченко О.А. История политических и правовых учений (История учений о государстве и праве): Учебник для вузов / О.А. Омельченко. – М.: Эксмо, 2006. – 576 с.
Платон. Диалоги. – М.: АСТ, 2006. – 560 с.
Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона / Пер. с англ. под ред. В.Н. Садовского. – М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. – 448 с.
Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность – первая четверть XIX в.). – М.: Московский государственный институт международных отношений (университет) МВД РФ, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. – 479 с.
Асмус В.Ф. Платон. – М.: Мысль, 1975. – С. 124.
Омельченко О.А. История политических и правовых учений (История учений о государстве и праве): Учебник для вузов / О.А. Омельченко. – М.: Эксмо, 2006. – С. 81.
Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность – первая четверть XIX в.). – М.: Московский государственный институт международных отношений (университет) МВД РФ, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. – С. 33.
Чанышев А.А. История политических учений. – С. 42.
История политических и правовых учений: Учеб. пособ. для вузов / Под ред. проф. В.И. Власова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 23.
Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических учений. – М.: Юрист, 1994. – С. 43.
Омельченко О.А. История политических и правовых учений. – С. 85.
Платон. Государство. 557а.
Омельченко О.А. История политических и правовых учений. – С. 86.
Платон. Политик. 303а.
Там же. 302е.
Там же. 259с.
См.: Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона / Пер. с англ. под ред. В.Н. Садовского. – М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. – 448 с.
Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. – С. 124.
12
1.Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических учений. – М.: Юрист, 1994. – 132 с.
2.Асмус В.Ф. Платон. – М.: Мысль, 1975. – 220 с.
3.История политических и правовых учений: Учеб. пособ. для вузов / Под ред. проф. В.И. Власова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 512 с.
4.Омельченко О.А. История политических и правовых учений (История учений о государстве и праве): Учебник для вузов / О.А. Омельченко. – М.: Эксмо, 2006. – 576 с.
5.Платон. Диалоги. – М.: АСТ, 2006. – 560 с.
6.Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона / Пер. с англ. под ред. В.Н. Садовского. – М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. – 448 с.
7.Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность – первая четверть XIX в.). – М.: Московский государственный институт международных отношений (университет) МВД РФ, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. – 479 с.
Вопрос-ответ:
Какое учение о государстве развивал Платон?
Платон развивал учение о государстве, которое основывается на идеи общественной справедливости и гармонии. Он предлагал идеалы рационального и идеального государства, которое управляется философскими правителями.
Какие формы государственного устройства предлагал Платон?
Платон предлагал несколько форм государственного устройства. Он говорил о наилучшей форме управления — философском государстве, где философы-правители руководят обществом. Также он описывал аристократию, тиранию, демократию и олигархию.
Какие идеи Платона были развиты в социально-политической мысли XX века?
В социально-политической мысли XX века были развиты идеи Платона о идеальном государстве и правлении философов. Эти идеи в какой-то мере отразились в тоталитарных режимах, где правители также стремились к абсолютной власти и контролю над обществом.
Каким образом Поппер связывает идеи Платона с тоталитаризмом?
Поппер считал, что идеи Платона о философских правителях и идеальном государстве имеют некоторое сходство с тоталитарными режимами. Он утверждал, что политическая программа Платона, основанная на абсолютной власти и контроле, не выходит за рамки тоталитаризма и может привести к гибели политики и социальной жизни.
В чем основной вывод о сближении платоновских идеалов с тоталитаризмом?
Основной вывод состоит в том, что идеалы Платона, основанные на абсолютной власти и контроле, сближаются с тоталитаризмом. Это означает, что реализация таких идеалов может привести к ограничению свободы и прав человека, а также к уничтожению политической и социальной жизни общества.
Какие учения Платона связаны с устройством общества и государства?
Учения Платона, связанные с устройством общества и государства, включают его учение о государстве и его учение о формах государственного устройства.
Что подразумевается под учением Платона о государстве?
Учение Платона о государстве представляет собой его идеи о справедливости, добродетели, законодательстве и управлении государством.
Что включает в себя учение Платона о формах государственного устройства?
Учение Платона о формах государственного устройства включает его представления о различных формах государственного правления, таких как монархия, аристократия, демократия и тирания.
Какие идеи Платона были развиты в социально-политической мысли ХХ века?
В социально-политической мысли ХХ века некоторые идеи Платона были развиты, например, его идеи о философском правлении, идеале справедливости и организации общества.
Главный вывод в связи с сближением платоновских идеалов с тоталитаризмом?
Главный вывод состоит в том, что в нравственном отношении политическая программа Платона может быть рассмотрена как тоталитарная, так как она предусматривает строгий контроль и ограничения для граждан во имя общественного блага.
Какие взгляды высказывает Платон об устройстве общества и государства?
Платон предлагает идею идеального государства, в котором правят философы-цари. Он считает, что общество должно быть разделено на три класса: правители, стражи и производители. В его представлении, только философы способны достичь истинного знания и, следовательно, способны руководить государством. Он также утверждает, что общество должно быть организовано по принципу справедливости, где каждый член общества выполняет свою функцию и взаимодействует в соответствии с общим благом.