Роман Достоевского "Преступление и наказание" как Петербургский макет

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русская литература
  • 32 32 страницы
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 14.10.2008
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Образ Петербурга в творчестве Ф.М. Достоевского с точки зрения писателей и критиков
1.1. Особенности понятия «Петербургский текст», история появления и формирования
1.2. Критерии, позволяющие определить «Петербургский текст»
Глава 2. Особенности изображения Петербурга в романе «Преступление и наказание»
2.1. Петербургский миф Ф.М. Достоевского
2.2. Роль цветового фона в романе
2.3. Топография «Преступления и наказания»
Глава 3. Значение образа Петербурга для раскрытия идеи романа
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Раскольников – это порождение Петербурга, и раскрывая образ города, мы тем самым раскрываем образ главного героя. Петербург так же двойственен, как и порожденное им человеческое сознание. С одной стороны — царственная Нева, Исаакиевский собор, «великолепная панорама», с другой — Сенная с ее страшной бедностью, мерзостью и безобразием. Таков и Раскольников: «он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». (В этой красоте, кстати, и залог его грядущего возрождения.) Но у этого «замечательно хорошего собою» человека есть своя Сенная, свое грязное подполье: мысль об убийстве и грабеже. Как будто Петербург находит того, через кого может передать свои мысли и ощущения. У меня складывается ощущение, что Раскольников – это другое, человеческое, лицо Петербурга.
Свидригайлов приоткрывает Раскольникову мрачное влияние Петербурга на его душу: «...Я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем». Но мне кажется, что Петербург не влияет на Раскольникова, Петербург – это и есть Раскольников. Не о трагедии человека написал Ф.М. Достоевский роман, а о трагедии города.
Весь Петербург с его пьянством, нищетой, ненавистью, развратом ведет убийцу в дом старухи-процентщицы. Обстановка преступления, квартал и дом, в котором процентщица, вызывают в Раскольникове не меньшее «омерзение», чем его «безобразная мечта». «А тут еще город! — восклицает Свидригайлов в разговоре с Раскольниковым. — То есть как это он сочинился у нас, скажите пожалуйста! Город канцеляристов и всевозможных семинаристов!»
Вот Раскольников идет «делать пробу»: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека».
Все темное и низкое Петербурга — притоны, кабаки, подвалы, трущобы — становится сообщником, соучастником отвратительного преступления Раскольникова: «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой». Хотя, если вдуматься, то город – это не сообщник, не соучастник преступления, это сам преступник, но преступник вынужденный, потому как нет у него больше сил бороться. А убийство это только крик о помощи.
Мысль об убийстве в нищем студенте родилась из соприкосновения с ядовитыми испарениями мрачного города: «С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а "другою в -ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома». После «пробы» Раскольников восклицает: «О Боже! как это все отвратительно! <...> На какую грязь способно, грязно, пакостно, гадко, гадко!.. <...> Чувство бесконечного отвращения, начинавшее давить и мутить его сердце еще в то время, как он только шел к старухе, достигло теперь такого размера и так ярко выяснилось, что он не знал, куда деться от тоски своей». Сенная площадь со своими девицами, пьяницами и «промышленниками» и идея преступления — два образа одного душевного состояния, неразрывно связанного с Петербургом.
Петербургское солнце, петербургский день обличают Раскольникова, петербургская ночь поглощает в своем мрачном лоне его двойника Свидригайлова. Последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов скитается по безлюдным петербургским улицам под грозой и проливным дождем. Душевный хаос Свидригайлова сливается с природным хаосом Петербурга, и Петербург такой же соучастник самоубийства Свидригайлова, как и преступления Раскольникова.
«До десяти часов» вечера Свидригайлов посещает «разные трактиры и клоаки, переходя из одного в другой», слушает шарманку в каком-то увеселительном саду: «...Вечер был душный и мрачный. К десяти часам надвинулись со всех сторон страшные тучи; ударил гром, и дождь хлынул, как водопад. Вода падала не каплями, а целыми струями хлестала на землю. Молния сверкала поминутно, и можно было сосчитать до пяти раз в продолжение каждого зарева». Свидригайлов снимает в полночь крошечный номер в грязной деревянной гостинице на Петербургской стороне, на «бесконечном» Большом проспекте, но разбушевавшаяся стихия преследует его. «Это под окном, должно быть, какой-нибудь сад, — подумал он, — шумят деревья; как я не люблю шум деревьев ночью, в бурю и в темноту, скверное ощущение!» Нестерпимое отвращение вызывают в Свидригайлове дождь, сырость, вода, неизменные атрибуты Петербурга. «Никогда в жизнь мою не любил я воды, даже в пейзажах,— подумал он вновь...»
Образ утопленницы надвигается на Свидригайлова, словно наводнение, соединяется с наводнением: «Свидригайлов очнулся, встал с постели и шагнул к окну. Он ощупью нашел задвижку и отворил окно. Ветер хлынул неистово в его тесную каморку и как бы морозным инеем облепил ему лицо <...> Среди мрака и ночи раздался пушечный выстрел, за ним другой.
"А, сигнал! Вода прибывает, — подумал он, — к утру хлынет, там, где пониже место, на улицы, зальет подвалы и погреба, всплывут подвальные крысы..."»
«Под площадями, улицами и домами Петербурга ему"', [Достоевскому] чудится первоначальный хаос, — пишет Н. П. Анциферов. — Водная стихия, скованная героическими и титаническими усилиями строителей этого города, не уничтожена, она лишь притаилась и ждет своего часа».
За преступление надо платить, и водная стихия Петербурга мстит своему осквернителю. Свидригайлов убивает себя во влажном тумане, на грязной улице, среди мокрых деревьев: «Молочный, густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошел по скользкой, грязной деревянной мостовой, по направлению к Малой Неве. Ему мерещились высоко поднявшаяся за ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты...»
В тошнотворно-отвратительных образах Ф.М.Достоевский выражает свою мучительную тревогу за безбожное человечество. «Веселые покойники» устраивают дьявольские оргии. «Я предлагаю всем провести эти два месяца как можно приятнее и для того всем устроиться на иных основаниях, — говорит один из них. — Господа! я предлагаю ничего не стыдиться! <...> На земле жить и не лгать невозможно, ибо жизнь и ложь синонимы; ну а здесь мы для смеху будем не лгать <...> Все это там вверху было связано гнилыми веревками. Долой веревки, и проживем эти два месяца в самой бесстыдной правде! Заголимся и обнажимся! — Обнажимся, обнажимся! — закричали во все голоса. — Я ужасно, ужасно хочу обнажиться! — взвизгивала Авдотья Игнатьевна».
«Заголимся и обнажимся» — предел сатанинского отрицания и разрушения. Безбожный мир заживо разлагается. Гниение душ страшнее телесного. Петровский Петербург заканчивается атеизмом.
Но только вот если бы не любил Ф.М. Достоевский Петербург, не смотря на всю грязь и отвращение, не болело бы у него сердце за этот город, и не пытался бы он улучшить его обитателей.






Заключение
Почему культурологический феномен "петербургского текста" во всех его проявлениях играет столь значительную роль в российском художественном сознании и постоянно привлекает внимание исследователей? Думается, что разгадка феномена петербургского теста - в уникальности Петербурга, состоящей в том, что это единственный в мире город-идея. Идея, воплощенная в градообразующей архитектонике, идея, воплощенная в камне. А логика существования идеи требует эманации не только в материальной субстанции, каковой стал Петербург, но и затем - в слове-образе, в Логосе, и это не может не продуцировать те многочисленные тексты, в которых образ Петербурга каким-то странным, почти мистическим образом явлен в одних и тех же или схожих образах: будь то Пушкин или Гоголь, Достоевский или Белый, Мережковский или Ремизов. Причем петербургский текст создавали в ХХ столетии отнюдь не только петербуржцы. Но и москвичи (например, Ремизов) не смогли привнести в сложившийся образный канон ничего, что бы его нарушило и тем более разрушило.
Н.П. Анциферов точно замечает, что «Петербург как будто остается отвлеченной идеей своего основателя, лишенной реального бытия. Строитель чудотворный заколдовал финские болота, и возник над ними мираж, в котором живая душа человека превращается в страдающий призрак, становится также умышленной и отвлеченной».
Ф.М. Достоевский неизменно подчеркивает, что Петербург — самый прозаический город на всем земном шаре и в то же время «самый фантастический в мире». «Прибавьте нашу петербургскую, потрясающую нервы оттепель, — объясняет Евгений Иванович в "Идиоте" Льву Николаевичу Мышкину, — прибавьте весь этот день в незнакомом и почти фантастическом для вас городе».
В романе «Подросток» Ф.М. Достоевский размышляет: «Мне сто раз, среди этого тумана, задавалась странная, но навязчивая греза: "А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне?"».
Героев Ф.М. Достоевского все время тянет общаться с этим фантастическим городом, словно некая неведомая сила принуждает их к этому. Ордынов – герой «Хозяйки» «ходил по улицам, как отчужденный, как отшельник, внезапно вышедший из своей немой пустыни в шумный и гремящий город. Все ему казалось ново и странно. Но он до того был чужд тому миру, который кипел и грохотал кругом него, что даже не подумал удивиться своему странному ощущению <...> Все более и более нравилось ему бродить по улицам, Он глазел на все как фланер <...> Он читал в ярко раскрывшейся перед ним картине, как в книге между строк. Все поражало его; он не терял ни одного впечатления и мыслящим взглядом смотрел на лица ходящих людей, всматривался в физиономию всего окружающего <...> Часто какая-нибудь мелочь поражала его, рождала идею...»
Петербург рождает идеи, проникающие в сознание героев Достоевского и побуждающие их к действию. Этому способствуют и петербургские жилища героев писателя, ибо «архитектурные сочетания линий имеют, конечно, свою тайну», но ведь эта «тайна» могла быть связана и с петербургскими адресами самого Ф.М. Достоевского. Сложно сказать, что возникло в начале: образ Раскольникова, сотворенный Петербургом, или Петербург, породивший в писателе образ героя «Преступления и наказания».
Петербург Ф.М. Достоевского – это некий символ, он незримо связан с действующими лицами. Раскольников – «петербургский тип», и только в таком угрюмом и таинственном городе могла зародиться «безобразная мечта» нищего студента.
При изучении «Преступления и наказания» каждое слово, каждый жест, каждый беглый намек имеет значение. Обычный роман изображает земной трехмерный мир людских характеров и природы, тогда как романы Ф.М. Достоевского раскрывают тайны человеческого духа.
Такой тайной в «Преступлении и наказании» предстает и Петербург, все петербургские детали требуют разгадки. И Петербург требует не меньшей, а то и большей разгадки, чем остальные герои и символы романа.
"Город - трагическая судьба человека. Город Петербург есть призрак, порожденный человеком в его отщепенстве и скитальчестве", - настаивал Достоевский. Петербург - не только воплощенная в камне идея, но и город, в котором "что ни шаг, то видится, слышится и чувствует современный момент и идея настоящего момента", - писал Достоевский, предопределяя изображение Петербурга в русской литературе начала ХХ века.
В творчестве Достоевского определены и заданы практически все главные, опорные символы изображения Петербурга в русской литературе начала ХХ века: курящийся к темно-синему небу пар, поднимающийся над болотами дым, ощущение нереальности происходящего, чувство сна наяву. Жизнь как чья-то греза, которая может в любой момент прекратиться, стоит только проснуться тому, кто видит этот страшноватый сон.








Список литературы
Анциферов Н.П. «Непостижимый город…» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина/Сост. М.Б. Вербловская. – СПб, 2005. – 335 с.
Белов С.В. Петербург Достоевского. – СПб, 2002. – 372с.
Белов С.В. Тринадцать ступеней (Петербургские аномалии-символы у Достоевского) //Грани. Франкфурт-на-Майне, 1994. № 173. – с. 127-154.
Бирон В. Петербург Достоевского. – СПб, 2007 – 125с.
Бурмистров А. Петербург в романе «Преступление и наказание» // Прометей, 11. М., 1977. С. 77-85
Достоевский Ф.М. Собрание сочинений. – СПб, 2005
Кумпан К.А., Конечный А.М. Наблюдения над топографией «Преступления и наказания» // Изв. АН ССР. Отд. лит. и яз., 1976, № 2. С. 180-190
Лихачев Д.С. Достоевский в поисках реального и достоверного //в кн.: Литература – Реальность – Литература. – Л., 1981
Меднис Н. Е. Сверхтексты в русской литературе - М., 2007 – с. 117
Раков Ю. Лестница Раскольникова: Записки литературного следопыта. – СПб., 2003 – 342 с.
Соловьев В.С. Сочинения в двух томах, т.2, М., Мысль, 1988 – 1239 с.

Бирон В. Петербург Достоевского. – СПб, 2007 – с. 173

Меднис Н. Е. Сверхтексты в русской литературе - М., 2007 – с. 117
Анциферов Н.П. «Непостижимый город…» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина/Сост. М.Б. Вербловская. – СПб, 2005 -
Томашевский Б. В. Пушкин: Материалы к монографии. М.; Л., 1961. Кн. 2. С. 410
См., напр.: Берков П. Н. Петербург — Петроград — Ленинград и русская литература // Нева. 1957. № 6. С. 202–205; он же. Идея Петербурга — Ленинграда в русской литературе // Звезда. 1957. № 6. С. 177–182; Лурье А. Н.  Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» и советская поэзия 1920-х гг. // Советская литература: Проблемы мастерства. Л., 1968. С. 42–81 (Учен. зап. Ленинградского гос. пед. ин-та. Т. 322); о «петербургском тексте» русских символистов см.: Долгополое Л. К. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX – начала XX в. Л., 1977. С. 158–204.
Топоров В. Н. О структуре романа Достоевского в связи с историческими схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Structure of texts and semiotics of culture. Hague; Paris, 1973. P. 277; ср. мысль о едином «петербургском символе» (Берковский Н. Я. О мировом значении русской литературы. Л., 1975. С. 131 и cл.).
Тименчик Р. Д., Топоров В. Н., Цивьян Т. В. Сны Блока и «петербургский текст» начала XX века // Тезисы I Всесоюзной (III) конференции «Творчество А. А. Блока и русская культура XX века». Тарту, 1975. С. 129–135
Помимо городских текстов к сверхтекстовым единствам относятся именные или персональные тексты, текстообразующими на сверхтекстовом уровне могут стать мотивы, предметы и т.д.
Бирон В. Петербург Достоевского. – СПб, 2007 – с. 98

Анциферов Н.П. «Непостижимый город…» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина/Сост. М.Б. Вербловская. – СПб, 2005. – с. 120
Там же – с. 123
Меднис Н. Е. Сверхтексты в русской литературе - М., 2007 – с. 96

Анциферов Н.П. «Непостижимый город…» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина/Сост. М.Б. Вербловская. – СПб, 2005. - с. 186
Данилов В. В. К вопросу о композиционных приемах в «Преступлении и наказании» Достоевского // Изв. АН СССР. Отд. обществ, наук, 1933. № 3. С. 249-250
В.С.Соловьев. Сочинения в двух томах, т.2, М., Мысль, 1988 – с. 579
Кумпман К. А., Конечный Д. М. Наблюдения над топографией «Преступления и наказания» / / Изв. АН СССР. Сер. лит и яз., 1976. № 2. С. 184, 190
Анциферов Н.П. «Непостижимый город…» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина/Сост. М.Б. Вербловская. – СПб, 2005. – с. 237

Кумпман К. А., Конечный А. М. Наблюдения над топографией «Преступления и наказания»//Изв. АН СССР. Сер. лит и яз., 1976. № 2. С. 185
Лихачев Д. С. Литература — Реальность — Дитература. Л., 1981. С. 53-54
Михневич Вл. Петербург весь на ладони. СПб., 1874. С. 33
Гранин Д. А. Тринадцать ступенек. Л., 1984. С. 115-116
Белов С.В. Петербург Достоевского. – СПб, 2002 – с. 11
Анциферов Н.П. «Непостижимый город…» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина/Сост. М.Б. Вербловская. – СПб, 2005. – с. 210
Анциферов Н.П. «Непостижимый город…» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина/Сост. М.Б. Вербловская. – СПб, 2005. – с. 209

Анциферов Н.П. «Непостижимый город…» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина/Сост. М.Б. Вербловская. – СПб, 2005 – с. 214












35


1.Анциферов Н.П. «Непостижимый город…» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина/Сост. М.Б. Вербловская. – СПб, 2005. – 335 с.
2.Белов С.В. Петербург Достоевского. – СПб, 2002. – 372с.
3.Белов С.В. Тринадцать ступеней (Петербургские аномалии-символы у Достоевского) //Грани. Франкфурт-на-Майне, 1994. № 173. – с. 127-154.
4.Бирон В. Петербург Достоевского. – СПб, 2007 – 125с.
5.Бурмистров А. Петербург в романе «Преступление и наказание» // Прометей, 11. М., 1977. С. 77-85
6.Достоевский Ф.М. Собрание сочинений. – СПб, 2005
7.Кумпан К.А., Конечный А.М. Наблюдения над топографией «Преступления и наказания» // Изв. АН ССР. Отд. лит. и яз., 1976, № 2. С. 180-190
8.Лихачев Д.С. Достоевский в поисках реального и достоверного //в кн.: Литература – Реальность – Литература. – Л., 1981
9.Меднис Н. Е. Сверхтексты в русской литературе - М., 2007 – с. 117
10.Раков Ю. Лестница Раскольникова: Записки литературного следопыта. – СПб., 2003 – 342 с.
11.Соловьев В.С. Сочинения в двух томах, т.2, М., Мысль, 1988 – 1239 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет понятие "Петербургский текст"?

Понятие "Петербургский текст" включает в себя историю появления и формирования специфической литературной темы, связанной с городом Санкт-Петербург. Основными критериями, позволяющими определить "Петербургский текст", являются: место действия, мифологическое значение, специфическая топография и представление города в сознании персонажей.

Каким образом изображается Петербург в романе "Преступление и наказание"?

Петербург в романе "Преступление и наказание" обладает мифологическим значением для Ф. М. Достоевского. Он передает атмосферу города с помощью цветового фона, который меняется в зависимости от настроения героев и развития сюжета. Кроме того, в романе присутствуют топографические описания, которые позволяют читателю представить Петербург как конкретное пространство, влияющее на поведение и мысли персонажей.

В чем заключается роль цветового фона в романе "Преступление и наказание" Достоевского?

Цветовой фон в романе "Преступление и наказание" играет важную роль в передаче атмосферы города Петербурга. Ф. М. Достоевский использует различные цвета, чтобы выразить эмоциональное состояние персонажей и создать определенное настроение. Например, темные и мрачные цвета могут указывать на душевные муки и раскаяние, в то время как яркие и светлые цвета могут символизировать надежду и оправдание.

Какова роль Петербургского мифа в романе "Преступление и наказание"?

Петербургский миф в романе "Преступление и наказание" является важным элементом, который помогает Ф. М. Достоевскому выразить свое отношение к городу и его жителям. Мифология Петербурга представляет собой смесь реальности и вымысла, которая позволяет писателю исследовать глубокие психологические и философские темы. Петербург становится символом мрачной и безысходной атмосферы, где персонажи сталкиваются с внутренними конфликтами и моральными дилеммами.

Какие особенности понятия "Петербургский текст" в истории появления и формирования по мнению писателей и критиков?

По мнению писателей и критиков, понятие "Петербургский текст" имеет свои особенности в истории его появления и формирования. Как отмечается, Достоевский был одним из первых писателей, рассматривавших Петербург как особое пространство, отличное от других городов России. Он подчеркивал его неповторимость и уникальность, а также его способность вызывать у людей особые чувства и настроения. В то же время, некоторые критики отмечали, что Достоевский не всегда достаточно объективно и полно изображал Петербург, иногда он использовал его только как фон для своих литературных экспериментов.

Какие критерии позволяют определить "Петербургский текст"?

Определение "Петербургского текста" основывается на нескольких критериях. Во-первых, это особое отношение писателя к городу - Петербург становится главным героем произведения, имеет свою собственную индивидуальность и эмоциональный заряд. Во-вторых, это наличие ярких образов и мотивов, специфичных для Петербурга - мосты, каналы, ночные прогулки и т.д. Также важным критерием является наличие у писателя знания и опыта жизни в Петербурге, что позволяет создать реалистичное и точное изображение города.

Какой был Петербургский миф у Ф.М. Достоевского?

У Достоевского Петербургский миф представлялся как сложное и многогранное явление, которое включало в себя не только внешний облик города, но и его духовный мир. Достоевский видел в Петербурге город тайн, преступлений и наказаний, который становится символом всех трагических идеалов человеческой жизни. Он рассматривал Петербург как пространство, где творится драма и катастрофа, где происходит борьба добра и зла.

Какое место занимает образ Петербурга в творчестве Ф.М. Достоевского?

Образ Петербурга занимает важное место в творчестве Ф.М. Достоевского. Город является одним из главных персонажей его произведений, включая роман "Преступление и наказание".

Что такое Петербургский текст?

Петербургский текст - это специфическое понятие в литературе, которое описывает тексты, в которых автор освещает жизнь и особенности города Петербурга. Этот термин возник в XIX веке и имеет историю появления и формирования.

Какое место занимает Петербург в романе "Преступление и наказание"?

Петербург играет важнейшую роль в романе "Преступление и наказание". Город становится фоном для разворачивающихся событий, его топография, атмосфера и дух оказывают сильное влияние на героев и ход сюжета. Петербургский миф, созданный Ф.М. Достоевским, также присутствует в повествовании.