Теория волнообразной социально-культурной динамики П.Сорокина.
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 06.10.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Биография П. А. Сорокина
2. Основные позиции теории социально-культурной динамики П.Сорокина
Заключение
Библиография
Основная мысль Сорокина в том, что пока система ценностей не устарела, она порождает энтузиазм, в нее верят и ей следуют. Вера и энтузиазм ведут к ее победе. Но после победы начинается гибель. Наступает разложение и кризис. В качестве примера приводится сенситивная культура XV—XVIII вв., которая была очень содержательной и динамичной. Ее расцвет пришелся на XIX век, что подтвердилось активным развитием эмпирических наук, техники, искусства, не связанного с религией. Однако в конце XIX столетия начался кризис этой культуры. Люди теряют веру в прежних кумиров, в прежние идеалы. Верование слабеет, т. к. чувственный метод познания оказывается не беспредельным. Одноплановость взгляда на мир ведет к искажению мировоззрения, к нарушению его связи с реальностью.
По этой причине растет интерес к ирреальности, мистике. Философы пытаются вести «богостроительство». Социальные институты утрачивают прочность. В обществе нарастает напряжение, грозящее смутой и революцией. Сорокин так подает критическое положение культуры: «Мы живем в конце блестящей шестисотлетней чувственной эпохи... Косые лучи солнца все еще освещают пространство, но, угасая, они обнажают тени, и человеку становится все труднее ориентироваться в смятении сумерек... Ночь переходного периода, возможно, с ее кошмарами и ужасами, начинает маячить впереди...»
Говоря о кризисе, философ стремится отразить общность в разных областях жизни. Он говорит о гипертрофии чувственного познания в повседневной жизни, увеличении роли эмпирических воззрений в науке, росте материалистических взглядов — в философии, явлений техницизма — в общественной жизни. Основным результатом этих процессов становится потеря духовности. Это мнение совпадает с суждениями ряда исследователей, подвергающих критике европейскую цивилизацию. Отбирая у человека идеи божественного, священного, абсолютного, научно-техническая цивилизация умаляет суть человеческой личности до «рефлекторного механизма», «винтика социальной системы». Сенсуализм, прагматизм ведут к господству грубой силы, войнам, революционным переворотам нашей эпохи, анархии в духовной и социальной сферах. Делаясь все более относительными, чувственные ценности теряют силу. Это ведет к разрушению конструкции социальных взаимоотношений. Чувственная культура становится аморфной «культурной свалкой».
По П. А. Сорокину, суперсистемам культуры свойственна особая внутренняя жизненная динамика. Она проходит долгие этапы исторического развития: рост, вызревание, увядание, упадок и гибель. Одновременно философ уверен в том, что явление, именуемое «смертью культуры» не носит полного и необратимого характера. Он писал, что эта «мнимая смертная агония была не чем иным, как острой болью рождения новой формы культуры, родовыми муками, сопутствующими высвобождению новых созидательных сил».
Заключение
П. А.Сорокин является одним из тех ученых, чье имя превращается в символ науки, которой он посвятил себя. На Западе его признают как одним из классиков социологии XX века вместе О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.
Будучи выдающимся русско-американским социологом, он внес большой вклад в совершенствование общественной мысли и в развитие социологии как науки об обществе.
В нашей работе мы рассмотрели одну из основных, разработанных Сорокиным теорий, ставшую важнейшей в его научной деятельности. Культура, согласно Сорокину, представляет собой систему ценностей. При их помощи этих ценностей общество консолидируется и осуществляет связь между собой общественных институтов. Культурой определяется энергия и направленность усилий человечества. Понимание сути процессов развития цивилизаций даст нам возможность верно оценить ход социального и культурного развития человеческого общества и придать ему должное направление.
Сорокин объясняет ход исторических процессов флуктуацией стилей культуры. Вывод этот не вполне достаточен для того, чтобы объяснить всю многогранность и противоречивость истории. Кроме того, сама флуктуация культур тоже требует серьезного объяснения. Сорокин считает, что культурные системы приходят одна на смену другой в силу своей неполноценности, ограниченности. По его мнению, когда очередная культурная система овладевает всем обществом, она «выдыхается», теряет силу и общество отторгает ее.
Здесь кроется уязвимость этой философской системы, ибо включить в эту же схему процессы развития науки, искусства, философии не представляется возможным.
Это лишний раз доказывает, что ни одна теория в чистом виде, даже при несомненной ее научной ценности и выдающемся таланте автора(или авторов) не может претендовать на полное познание истины.
Библиография
Воробьева М. 3. Логико-философский анализ концепции теоретической концепции Питирима Сорокина: замысел, воплощение, судьба. М., 1997.
Волгина С. Л. Критика социологической концепции религии Питирима Сорокина. Л., 1989.
Головко Э. П. Проблемы социальной динамики в социологической концепции П. А. Сорокина. М., 1970.
Голосенко И. А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991.
Дойков Ю. В. Питирим Сорокин // США. Экономика. Политика. Идеология. 1992. N 6.
Пархоменко И. Т., Радугин А. А. Культурология в вопросах и ответах. М., 2001.
Сербенко Н. И. Критика этической концепции Питирима Сорокина. Л., 1984.
Сорокин П. А. Социокультурная динамика / /Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Султанов К. В. Проблемы культуры в свете социологии. Л., 1989.
Яковец Ю. В., Пирогов С. В. Закономерности цикличной динамики и генетики науки, образования и культуры. М., 1993.
Голосенко И. А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991. С. 21.
Голосенко И. А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991. С. 30.
Голосенко И. А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991. С. 39.
Воробьева М. 3. Логико-философский анализ концепции теоретической концепции Питирима Сорокина: замысел, воплощение, судьба. М., 1997. С. 47.
П. А. Сорокин. Социокультурная динамика / /Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 429.
П. А. Сорокин. Социокультурная динамика / /Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 430.
Там же С. 436.
Головко Э. П. Проблемы социальной динамики в социологической концепции П. А. Сорокина. М., 1970. С. 124.
Султанов К. В. Проблемы культуры в свете социологии. Л., 1989. С. 147.
Сербенко Н. И. Критика этической концепции Питирима Сорокина. Л., 1984. С. 79.
Яковец Ю. В., Пирогов С. В. Закономерности цикличной динамики и генетики науки, образования и культуры. М., 1993. С. 176.
П. А. Сорокин. Социокультурная динамика / /Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 433.
3
2.Волгина С. Л. Критика социологической концепции религии Питирима Сорокина. Л., 1989.
3.Головко Э. П. Проблемы социальной динамики в социологической концепции П. А. Сорокина. М., 1970.
4.Голосенко И. А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991.
5.Дойков Ю. В. Питирим Сорокин // США. Экономика. Политика. Идеология. 1992. N 6.
6.Пархоменко И. Т., Радугин А. А. Культурология в вопросах и ответах. М., 2001.
7.Сербенко Н. И. Критика этической концепции Питирима Сорокина. Л., 1984.
8.Сорокин П. А. Социокультурная динамика / /Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
9.Султанов К. В. Проблемы культуры в свете социологии. Л., 1989.
10. Яковец Ю. В., Пирогов С. В. Закономерности цикличной динамики и генетики науки, образования и культуры. М., 1993.
Вопрос-ответ:
Кто такой П А Сорокин?
Питирим Александрович Сорокин был российско-американским социологом и философом. Он родился в 1889 году в России и позже эмигрировал в США, где получил американское гражданство. Сорокин широко известен своими исследованиями в области социологии, культурологии и истории. Он также был основателем и директором Центра изучения культурных сдвигов в Гарвардском университете.
Какие основные позиции теории социально-культурной динамики П.Сорокина?
Основная мысль Сорокина заключается в том, что пока система ценностей не устарела, она порождает энтузиазм, в нее верят и ей следуют. Вера и энтузиазм ведут к ее победе. Однако, после победы начинается гибель. Наступает разложение и кризис. Сорокин приводит в качестве примера сенситивную культуру XV-XVIII веков, которая была очень содержательной и динамичной, но со временем устарела и привела к кризису в виде разложения и упадка.
Что можно найти в библиографии П.Сорокина?
В библиографии П.Сорокина можно найти множество его работ по различным аспектам социологии, культурологии и истории. Он известен своими книгами, такими как "Социально-культурные динамические закономерности", "Системный анализ социологических данных", "Социологическая методология" и многими другими. В своих работах Сорокин исследовал взаимосвязь между социальными и культурными процессами, а также их динамику и развитие.
Чему учит теория социально-культурной динамики П.Сорокина?
Теория социально-культурной динамики П.Сорокина учит, что система ценностей, пока она актуальна и отвечает потребностям общества, может порождать энтузиазм и веру в нее. Однако, с течением времени и изменением обстоятельств, система ценностей может устареть и перестать соответствовать требованиям общества. В этом случае начинается кризис и разложение. Таким образом, основная мысль Сорокина состоит в том, что социально-культурная динамика мировой истории определяется сменой систем ценностей и их воздействием на социальные процессы и развитие общества.
Кто такой П.А. Сорокин?
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - российский и американский социолог, один из основоположников социологической теории и методологии. Он изучал различные аспекты социальных и культурных процессов, разработал теорию социально-культурной динамики.
В чем заключается основная мысль теории социально-культурной динамики П.Сорокина?
Основная мысль Сорокина состоит в том, что система ценностей общества играет важную роль в его развитии. Пока эта система не устарела, она порождает энтузиазм, веру и следование этим ценностям. Вера и энтузиазм приводят к победе этой системы. Однако после победы начинается гибель, разложение и кризис.
Какая библиография П.Сорокина?
Среди наиболее известных работ П.Сорокина можно выделить следующие: "Социальная и культурная динамика" (1928-1941), "Социология революции" (1925-1941), "Социология служебной элиты" (1929-1959), "Социологическое исследование квалификации социологов" (1960), "Стратегия социологии" (1961).
Какие позиции занимает П.Сорокин в теории социально-культурной динамики?
П.Сорокин считает, что социально-культурная динамика имеет волновой характер. Общество переживает периоды интеграции и размывания, взлетов и падений. Культурные ценности играют важную роль в этих процессах. Он также подчеркивает необходимость учета длительных временных периодов в анализе социальной динамики.
Можно ли привести пример в истории для иллюстрации идей Сорокина о социально-культурной динамике?
Один из примеров, который приводит Сорокин - это сенситивная культура XV-XVIII веков. В этот период культура была очень содержательной и динамичной. Она вдохновляла людей, вызывала веру и энтузиазм. Однако со временем эта культура устарела и начался разлом, кризис и гибель.
Кто такой П.А. Сорокин?
Питирим Александрович Сорокин (1889–1968) — российско-американский социолог, философ и историк, основатель теории волнообразной социально-культурной динамики.
В чем заключаются основные позиции теории социально-культурной динамики П.А. Сорокина?
Основная мысль Сорокина заключается в том, что пока система ценностей не устарела, она порождает энтузиазм, в нее верят и ей следуют. Вера и энтузиазм ведут к ее победе. Но после победы начинается гибель, наступает разложение и кризис. В качестве примера приводится сенситивная культура XV-XVIII веков, которая была очень содержательной и динамической.
Какие работы можно найти в библиографии П.А. Сорокина?
В библиографии П.А. Сорокина можно найти такие работы, как "Социологическое исследование циклических колебаний", "Система социологии", "Социология революции", "Социальная и культурная динамика" и другие.