Риторика
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 4 + 4 источника
- Добавлена 01.02.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Коммуникационные барьеры. Сущность, виды и причины возникновния
Авторские классификации коммуникационных барьеров
Заключение
Библиография
И чем более сенситивна (чувственная) личность, тем чаще и быстрее это проявляется.Психологически причина непонимания кроется в том, что все внимание индивида, на которого направлен поток оскорбительных слов, концентрируется не на смысле объяснения, а в отношении того, кто говорит, к партнеру. И как результат возникает защитная реакция, т.е. происходит смещение внимания, который блокирует анализаторскую деятельность мозга, и слова, адресованные партнеру, который слушает, им не осознаются. Вполне понятно, чтобы такого барьера не было, необходимо говорить четко, не очень громко, избегая говорить со скоростью.Также психологи советуют использовать приемы личной психологической защиты. В частности, можно мысленно проанализировать особенности партнера в момент зажигательного оглашения информации: «какие у него стали большие глаза» или «как вены вздулись». Хотя эффективнее будет использовать вербальные средства и сказать, например: «Если вы будете говорить медленнее, тише и спокойнее, то я вас лучше пойму». Такая фраза дает возможность партнеру перестроиться.Семантический барьер возникает ввиду отсутствия совпадений в системах значений партнеров по коммуникации - тезауруса, т.е. лингвистического словаря языка, с полной смысловой информацией. Другими словами, он имеет место тогда, когда партнеры пользуются одними и теми же знаками (и словами тоже) для обозначения совершенно разных вещей.Семантический барьер - это, во-первых, проблема в жаргоне и сленге; во-вторых, он вызывается ограниченным лексиконом у одного из собеседников; в-третьих, его причинами могут быть социальные, культурные, психологические, национальные, религиозные, профессиональные, групповые и другие особенности общения.Т. Дридзе использует название «эффект смысловых ножниц» для обозначения семантического барьера и рассматривает коммуникативные ситуации, при которых этот эффект возникает:явное несоответствие между языковыми средствами, которые использует коммуникатор, и языковыми ресурсами реципиента;расхождение возникает еще раньше - на этапе перевода мысли в слова;взаимопониманию мешают определенные индивидуальные особенности реципиента, прежде способность оперировать языком как средством мышления.Вместе с тем, из того, что каждый человек имеет неповторимый опыт, образование, свой круг общения, а следовательно, и неповторимый тезаурус, совсем не обязательно делать вывод, что взаимопонимание невозможно.Чтобы преодолеть семантический барьер, необходимо понять особенности другого человека и использовать в разговоре с ним понятную для него лексику. При этом слова, которые имеют разное значение, следует объяснять: в каком смысле вы принимаете то или иное слово. Необходимо также помнить о том, что языковые нормы, специфика вашего языка должны изменяться в зависимости от того, к кому направлено сообщение.Стилистический барьер возникает в случае несовпадения стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента.Например, партнер может не воспринять критическое замечание собеседника, потому что оно было сказано в дружественной манере. Т.е. стиль может быть неуместным, слишком трудным, не соответствовать коммуникативной ситуации и намерениям партнера.Если коммуникатор использует речевые обороты: «Вам нужно», «Вы обязаны», «Ты должен» и подобные, у реципиента возникает явное или скрытое сопротивление. Такому стилю, который имеет принудительный характер, противостоит другая философия отношений, которую называют парадигмой возможного: «Возможно», «Желательно, чтобы вы», «можно» и др.Психологи советуют придерживаться двух основных приемов структурирования информации (речь идет прежде всего о деловой сфере): правила рамки и правила цепи.Сущность правила рамки заключается в том, что начало и конец (цели, намерения, перспективы, результаты и выводы) любого разговора следует четко очертать, ведь они в информационном ряду запоминаются лучше.Правило цепи определяет «внутреннее» структурирование коммуникативного процесса. Речь идет о том, что необходимая для анализа проблемы информация должна образовывать цепь, в которой сообщения объединены по определенным признакам. Очень важным является и последовательность изложения всей информации в целом.Итак стилистический барьер между партнерами в таких условиях порождает неправильная организация сообщения.Считается, что сообщение воспринимается лучше, если оно построено таким образом:от внимания к интересу;от интереса к основным положениям;от основных положений до возражений и вопросов;ответы, выводы, резюмирование.Стилистический барьер может возникнуть и при условии, что форма коммуникации и ее содержание не соответствуют друг другу. К примеру, пригласили на беседу, а вместо диалога был односторонний монолог, вызывающий у собеседника не только недовольство, но и непонимание самой информации, так как негативные эмоции, которые не позволяют эффективно слушать, мешают сосредоточиться и воспринимать услышанное.Стилистический барьер возникает и тогда, когда информация передается научно-канцелярским стилем, понятных во время чтения и затруднения в слуховом восприятии.ЗаключениеВ ходе той или иной коммуникации могут появляться различные проблемы. Некоторые сообщения могут быть блокированы или искажены, в результате чего происходит существенное изменение смысла при восприятии информации. Приведенная характеристика коммуникационных барьеров демонстрирует их принципиальную неустранимость ни в настоящем, ни в обозримом будущем. Библиография1)Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб.пособие. – СПб.: Михайлов, 2002. 2)Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация. - Благовещенск, 2000. 3)Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М., 2000.4) Андреева, Г.М., Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 2006.
1) Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособие. – СПб.: Михайлов, 2002.
2) Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация. - Благовещенск, 2000.
3) Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М., 2000.
4) Андреева, Г.М., Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 2006.
Вопрос-ответ:
Какие причины возникновения коммуникационных барьеров?
Сущность и причины возникновения коммуникационных барьеров могут быть различными. Некоторые из них могут быть связаны с несоответствием восприятия информации между коммуникантами, языковыми различиями, поведенческими факторами и недостатком эмоциональной связи.
Какие авторские классификации коммуникационных барьеров существуют?
Существует несколько авторских классификаций коммуникационных барьеров. Например, одна из них основана на разделении барьеров на физические, когнитивные, эмоциональные и социокультурные. Другая классификация основана на разделении барьеров на коммуникативные, психологические и организационные.
Чем сенситивность чувственной личности может повлиять на возникновение коммуникационных барьеров?
Чем более сенситивна чувственная личность, тем чаще и быстрее она может проявлять непонимание и возникновение коммуникационных барьеров. Это связано с тем, что внимание такой личности на потоке оскорбительных слов фокусируется не на смысле объяснения, а на отношении говорящего к партнеру. В результате возникают защитные реакции, усложняющие коммуникацию.
Какие библиографические источники могут быть полезны для изучения коммуникационных барьеров?
Для изучения коммуникационных барьеров полезно обратиться к следующим библиографическим источникам: "Риторика: Оглавление", "Коммуникационные барьеры: сущность, виды и причины возникновения", "Авторские классификации коммуникационных барьеров". Эти источники содержат информацию о причинах и типах коммуникационных барьеров, а также предлагают методы их преодоления.
В чем психологическая причина непонимания и возникновения коммуникационных барьеров?
Психологическая причина непонимания и возникновения коммуникационных барьеров заключается в том, что внимание индивида, к которому направлен поток оскорбительных слов, концентрируется не на смысле объяснения, а на отношении говорящего к партнеру. В результате возникают защитные реакции, которые могут препятствовать эффективной коммуникации.
Что такое "Риторика"?
Риторика - это наука о искусстве убеждения и влияния на других людей с помощью речи и словесных высказываний.
Какие бывают коммуникационные барьеры?
Существуют различные коммуникационные барьеры, такие как языковые различия, культурные различия, физические препятствия и неправильная передача информации.
Какие причины могут вызывать возникновение коммуникационных барьеров?
Одной из причин возникновения коммуникационных барьеров может быть непонимание между людьми, различия в образе мышления, эмоциональные факторы и недостаточная ясность высказываний.
Какие виды коммуникационных барьеров существуют?
Существуют различные виды коммуникационных барьеров, такие как физические, психологические, социокультурные, лингвистические и информационные барьеры.
Почему непонимание может возникать из-за сенситивной личности?
Сенситивная личность часто более восприимчива к негативным высказываниям и оскорблениям. Это может привести к защитной реакции и непониманию смысла передаваемой информации.
Что такое риторика?
Риторика - это искусство убедительного и красноречивого выступления, искусство использования слов и позитивного влияния на аудиторию.