Политология предпринимательства. Политические проблемы и трудности становления отечественного предпринимательства
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 05.02.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Предпринимательство в России: тенденции и перспективы политики
1.1 Развитие сектора малого бизнеса в 1990е годы
Глава 2. Политические проблемы и трудности становления отечественного предпринимательства
2.1 Основные политические проблемы развития отечественного предпринимательства
Глава 3. Политические рекомендации для продвижения и поддержки предпринимательства на местном и региональном уровне
Заключение
Список использованной литературы
Оценивая роль существующих институтов в оказании влияния на развитие предпринимательства в России, следует подчеркнуть, что основным недостатком существующей системы является не столько число учреждений, сколько недостаток согласованности в их действиях. Другие, привлекшие особое внимание вопросы, - это недостаток последовательности в помощи малым предприятиям и недостаток прозрачности действий соответствующих организаций.
В то же время, необходимо указать на определенные пробелы в действующем законодательстве, особенно по отношению к средним предприятиям. В то время, как законность государственной поддержки малых предприятий подкрепляется законодательством, критерии, определяющие понятие среднего бизнеса, еще должны быть созданы, что частично отражает относительно короткий промежуток времени, который истек с начала в России процесса перестройки в направлении рыночной системы хозяйствования.
Глава 3. Политические рекомендации для продвижения и поддержки предпринимательства на местном и региональном уровне
Общепризнанно, что общая нестабильность на политическом уровне в сочетании с нехваткой устойчивой правовой структуры мешает развитию малых предприятий в России. Существует также определенное сопротивление экономическим реформам в этой области как на федеральном, так и на региональном уровне, особенно там, где задействованы интересы больших бывших государственных предприятий. Меры по поддержке некоторых из этих нежизнеспособных предприятий приводят к ситуациям, где их доминирующая роль по отношению ко всей области мешает развитию предпринимательства. В этом контексте следует предпринять особые усилия для улучшения координации поддержки крупного и малого бизнеса. Это особенно важно в случаях очевидной необходимости реструктуризации крупных предприятий, либо путем создания дополнительных звеньев сотрудничества между крупными и малыми предприятиями, либо путем создания малых и средних предприятий из крупных фирм.
Еще одним основным недостатком является значительный разрыв между целями, сформулированными национальным, региональным и местным правительством по продвижению предприятий и реальным ресурсам, доступным для их достижения. Анализ местной и региональной экономической базы деятельности предприятий и формулировка региональных стратегий развития часто оказывались неудовлетворительными, с негативными последствиями касательно роли МСП.
Следует обратить внимание на разнообразие отношения местных властей к стимулированию предпринимательства, что может иметь ощутимые последствия для МСП, так как оно может влиять на их отношение к проведению в жизнь директив региональной власти. Создание обстановки, благоприятной для предпринимательства и МСП на региональном и местном уровне, требует реагирования властей на такие вопросы, как существование местных монополий, что может сузить круг возможностей для вновь образовавшихся и малых предприятий, привести к низкому уровню деловой дисциплины местных подрядчиков и низкому уровню профессиональных знаний и умений, что оказывает влияние на подход к регулированию местной экономической деятельности. В то время, как масштаб маневрирования местной и региональной власти зависит от присутствия или отсутствия в местных бюджетах возможностей ассигнования ресурсов для развития бизнеса, можно утверждать, что сокращение бюрократических препятствий на пути развития предпринимательства является одним из самых эффективных шагов, который может предпринять местная власть в качестве помощи МСП на местном уровне (4, с.21).
Сокращение бюрократических преград на местном уровне может быть более эффективной политикой местных властей, чем прямые бюджетные трансферы из центра, включая льготы и скидки с местных налогов. Однако, следует уменьшить масштаб прямой администрации, если местный бюджет не способен полностью покрыть расходы на эксплуатацию своей административной машины.
Бюрократические препятствия могут быть связаны с неудавшейся попыткой установить верховенство закона на местном уровне, так как именно там толкование и применение законов оказывает прямое воздействие на бизнесменов. Существует ряд примеров, когда местные бюрократы злоупотребляли своим служебным положением и/или намеренно тормозили деятельность предпринимателей. Вследствие этого, необходимо усилить внутренние и внешние аудиторские функции соответствующих департаментов местной и региональной администрации, проводя, где необходимо, уголовное расследование, и обеспечение освещений этих расследований в средствах массовой информации.
Существующий диалог между предпринимателями и исполнительной властью в регионах неэффективен из-за несоответствия интересов участников. Ситуация может быть улучшена с помощью посредников, выступающих от лица местных предпринимателей, которые по отдельности имеют тенденцию фокусировать внимание на своих конкретных интересах. Это должно включать в себя учреждения, которые являются частью региональной инфраструктуры поддержки МСП, со своими «экспертными взглядами». Улучшение диалога между предпринимателями и учреждениями, оказывающими поддержку МСП, с одной стороны, и региональными и местными властями, с другой, является необходимым условием успешного развития предпринимательства на региональном/местном уровне. В то время, как правительство на любом уровне не создает предпринимателей, оно может оказывать сильнейшее влияние на обстановку, в которой может развиваться предпринимательство. Установление и поддерживание диалога между государством и предпринимателями может внести полезный вклад в развитие подобной обстановки. Это должно стать ключевым элементом региональной стратегии стимулирования и поддержке предпринимательства, которое, в свою очередь, должно быть включено в стратегию регионального экономического развития.
Посредники могут помочь в консолидации частных интересов МСП в объединенную, более объективную заинтересованность предпринимательства. Органы исполнительной и законодательной власти, также как и предприниматели, должны доверять этим посредникам. В этом отношении, как эксперты по проблемам предпринимателей, так и представители предпринимателей, должны сыграть свою роль в подобном диалоге (6, с.33-34).
Необходимо усиливать роль муниципальной и региональной власти по отношению к политике поддержке предпринимательства, связанной с развитием региональных и муниципальных стратегий продвижения предприятий. Следует:
разрабатывать стратегию продвижения предпринимательства на региональном и муниципальном уровне, основанную на тщательном анализе характеристик региональной/местной экономики с позиции развития малых предприятий. Это должно включать в себя пересмотр местной экономической структуры, местного рынка труда, окружения и инфраструктуры, а также текущую деятельность по продвижению предпринимательства;
периодически проверять ресурсы и инфраструктуру местной экономики, к которым имеет доступ малый бизнес, а также уровень доступности новых и существующих малых предприятий к этим ресурсам. Ключевой темой подобных проверок должен быть мониторинг местных барьеров входа вновь образовавшихся предприятий на рынок;
проверять эффективность текущей политики и программ поддержки и наблюдать за уровнем ресурсов, выделенных для продвижения предпринимательства на всех уровнях;
гарантировать координацию всей деятельности по поддержке малого бизнеса и не допускать противоречий и накладок в местностях/регионах, координировать местную/региональную стратегию с национальными и международными программами малого бизнеса, обращая внимание на то, что местный уровень является отправной точкой для согласования усилий.
Предпринимать практические шаги по поддержке развития предпринимательства на местном уровне, такие как продвижение связующих звеньев между крупными и малыми предприятиями и улучшение доступа малых предприятий к государственным контрактам поставок.
гарантировать полное проведение в жизнь текущих решений, относящихся к распределению государственных поставок МСП на региональном, муниципальном, а также на федеральном уровне;
способствовать продвижению связующих звеньев между малыми и крупными предприятиями с целью усиления конкурентоспособности местной/региональной экономики;
стремиться распространить использования субподряда на малые фирмы, как один из путей перестройки крупных предприятий с целью усиления их конкурентоспособности;
по возможности, использовать резервы неэффективно действующих и несостоятельных предприятий с целью обеспечения прямой материальной поддержки малых и средних предприятий;
признать важность и потенциальный вклад малых предприятий в решение проблем, связанных с трудоустройством военных пенсионеров путем предоставления специальных программ;
избегать концентрации местного экономического развития на крупнейших местных работодателях и признать, что местное экономическое развитие не должно быть ограничено продвижением только промышленного производства;
предпринимать шаги к устранению бюрократических преград, влияющих на развитие предпринимательства, путем усиленного использования внутренних и внешних проверок местной и региональной администрации. Быть готовым, когда требуется, проводить уголовное расследование, гарантируя его широкое освещение в средствах массовой информации;
сделать приоритетным образование постоянной базы для системы представителей интересов малого бизнеса в местной и региональной администрации, стремясь как можно больше вовлечь ее в разработку местной/региональной стратегии развития и поддержки предпринимательства и способствуя внедрению этой стратегии.
Развивать государственно-частное партнерство на местном и региональном уровне в качестве механизма для продвижения и поддержки предприятий.
продвигать партнерство между региональной и местной властью и организациями частного сектора в качестве механизма мобилизации финансовых и человеческих ресурсов для достижения целей местного/регионального развития;
проводить проверки притока финансов на местный уровень, определяя, где местные банки обладают полномочиями кредитования, а не только кассирскими функциями без полномочий выдавать кредиты;
в тех случаях, когда нет возможности получить достаточные источники финансирования из банковского сектора на местном уровне, организовывать местные нетрадиционные межрегиональные и другие типы фондов для поддержки развития малого бизнеса (см. раздел Политических принципов в отношении финансовых инструментов поддержки).
Способствовать развитию бизнес-инкубаторов в качестве инструментов местного/регионального экономического развития, стремясь вовлечь в этот процесс местных партнеров, таких как крупные фирмы, университеты, бизнес-ассоциации и консалтинговые фирмы.
гарантировать образование эффективных структур управления бизнес-инкубаторами, ставя при этом реальные задачи в соответствии с ресурсами бизнес-инкубаторов, и местными экономическими условиями;
стремиться привлекать партнеров таких как крупные предприятия, университеты, бизнес-ассоциации, консалтинговые компании, концентрируя деятельность бизнес-инкубаторов на местных предпринимателях и их нуждах.
Заключение
Если Россия хочет добиться стабильного экономического роста, потребуются интенсивные усилия, направленные на стимуляцию экономического развития, в котором сектор малого бизнеса призван сыграть ведущую роль. Общепризнанно, что развитие предпринимательства и МСП является важной составляющей в процесс экономических и социальных преобразований, ведущих к созданию рыночной экономики и охватывающих широкие слои общества.
В то же время существуют определенные особенности российской экономики и политики, которые могут препятствовать успешному развитию малого бизнеса и эффективной институционализации политики поддержки бизнеса. Одна из ключевых сложностей - это достижение понимания правительством и населением России потенциальных плюсов для экономики и жизни общества от развития сектора малого бизнеса. Другой сложной задачей является то, что успешная разработка и внедрение политики по отношению к малому бизнесу, требует, чтобы интересы и нужды малых предприятий принимались во внимание всеми правительственными и государственными органами на всех уровнях. Эти условия являются необходимыми дляуспешного выполнения политических принципов.
Список использованной литературы
Аборнева О. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства // Пробл. теории и практ. упр. - 2004. - N 2. - С.111-117.
Административные барьеры на пути развития малого предпринимательства. // Отчет консалтингового центра «Шаг». – М.: Аспект Пресс, 2006. - 120 с.
Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: Эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 192с.
Анпилов А.И. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике // Актуал. пробл. совр. науки. - 2006. - N 6. - С.14-22.
Блинов А. Направления финансовой поддержки малого и среднего бизнеса / А.Блинов, Н.Эрматова // Рос. экон. журн. - 2004. - N 1. - С.44-47.
Веревкин Л.П. Что мешает развитию малого бизнеса: мнения предпринимателей // Мониторинг обществ. мнения. - 2007. - N 5-6. - С.30-35.
Виленский А.В. Особенности российского малого предпринимательства // Экон. журн. ВШЭ. - 2007. - N 2. - С.246-256.
Виленский А.В. Государственная поддержка малого предпринимательства в России / А.В.Виленский, И.Н.Доминина, Л.И.Маевская // Пробл. прогнозирования. - 2005. - N 2. - С.43-56.
Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. М.: Юристъ, 2008. – 511 с.
Ноздрачев А.Ф. Применение законодательства о малом предпринимательстве / А.Ф.Ноздрачев, Е.А.Павлодский. - М.: Юристъ, 2006 - 156с.
Ореховский П. Малое и среднее предпринимательство в России / П.Ореховский, В.Широнин // Общество и экономика. - 2005. - N 12. - С.49-85.
Рагимов С.Н. Современные проблемы развития малого предпринимательства / С.Н.Рагимов, Б.В.Петров // Финансы. - 2007. - N 11. - С.46-48.
Ровенский Ю.А. Концепция развития малого бизнеса в России // Социально-политический журн. - 2006. - N 11-12. - С.142-153.
30
1.Аборнева О. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства // Пробл. теории и практ. упр. - 2004. - N 2. - С.111-117.
2.Административные барьеры на пути развития малого предпринимательства. // Отчет консалтингового центра «Шаг». – М.: Аспект Пресс, 2006. - 120 с.
3.Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: Эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 192с.
4.Анпилов А.И. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике // Актуал. пробл. совр. науки. - 2006. - N 6. - С.14-22.
5.Блинов А. Направления финансовой поддержки малого и среднего бизнеса / А.Блинов, Н.Эрматова // Рос. экон. журн. - 2004. - N 1. - С.44-47.
6.Веревкин Л.П. Что мешает развитию малого бизнеса: мнения предпринимателей // Мониторинг обществ. мнения. - 2007. - N 5-6. - С.30-35.
7.Виленский А.В. Особенности российского малого предпринимательства // Экон. журн. ВШЭ. - 2007. - N 2. - С.246-256.
8.Виленский А.В. Государственная поддержка малого предпринимательства в России / А.В.Виленский, И.Н.Доминина, Л.И.Маевская // Пробл. прогнозирования. - 2005. - N 2. - С.43-56.
9.Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. М.: Юристъ, 2008. – 511 с.
10.Ноздрачев А.Ф. Применение законодательства о малом предпринимательстве / А.Ф.Ноздрачев, Е.А.Павлодский. - М.: Юристъ, 2006 - 156с.
11.Ореховский П. Малое и среднее предпринимательство в России / П.Ореховский, В.Широнин // Общество и экономика. - 2005. - N 12. - С.49-85.
12.Рагимов С.Н. Современные проблемы развития малого предпринимательства / С.Н.Рагимов, Б.В.Петров // Финансы. - 2007. - N 11. - С.46-48.
13.Ровенский Ю.А. Концепция развития малого бизнеса в России // Социально-политический журн. - 2006. - N 11-12. - С.142-153.
Вопрос-ответ:
Какие были основные тенденции и перспективы развития сектора малого бизнеса в России в 1990-е годы?
В 1990-е годы в России наблюдалось активное развитие сектора малого бизнеса. Случился значительный рост числа новых предприятий и предпринимателей. Появилось много маленьких компаний, занимающихся торговлей, производством и услугами. Особенно активно развивались такие отрасли, как розничная торговля, строительство, услуги. В то же время, сектор малого бизнеса стал сталкиваться с различными трудностями, связанными с недостатком финансирования, высокой степенью бюрократии и нестабильностью экономической ситуации.
Какие основные политические проблемы развития отечественного предпринимательства сталкивались в России?
В России отечественное предпринимательство сталкивалось с рядом политических проблем. Одной из таких проблем была высокая степень бюрократии. Предпринимателям было сложно получить все необходимые разрешения и лицензии для своей деятельности. Также существовали проблемы с коррупцией, которая могла затруднять развитие бизнеса. Кроме того, непонятность и неопределенность законодательства, а также нестабильность экономической ситуации создавали дополнительные трудности для предпринимателей.
Какие политические проблемы сталкивается развитие отечественного предпринимательства?
Основные политические проблемы развития отечественного предпринимательства включают нестабильность законодательства, высокую коррупцию, слабую защиту собственности, ограниченный доступ к финансированию, недостаток поддержки и регулирования.
Какие тенденции и перспективы политики развития сектора малого бизнеса в 1990-е годы в России?
В 1990-е годы в России наблюдалось активное развитие сектора малого бизнеса, однако оно было сопровождено политическими проблемами, такими как нестабильность законодательства, слабая защита собственности и высокая коррупция. Перспективы развития включают улучшение законодательства, укрепление прав собственности и оказание поддержки со стороны государства.
Какие политические рекомендации можно предложить для продвижения и поддержки предпринимательства на местном уровне?
Для продвижения и поддержки предпринимательства на местном уровне можно предложить следующие политические рекомендации: создание благоприятной инвестиционной среды, улучшение доступа к финансированию, упрощение процедур регистрации и лицензирования, обеспечение прозрачности и предсказуемости законодательства, оказание консультационной поддержки и обучение предпринимателей.
Какие тенденции и перспективы политики развития предпринимательства в России?
Тенденции в политике развития предпринимательства в России включают улучшение инвестиционного климата, разработку поддержки малого и среднего бизнеса, сокращение бюрократии и коррупции. Перспективы развития включают увеличение внутренней и внешней инвестиций, рост числа предпринимательских инициатив, развитие инноваций и укрепление роли предпринимательства в экономике страны.
Какие политические проблемы стояли перед развитием отечественного предпринимательства?
Основные политические проблемы становления отечественного предпринимательства включали нестабильность законодательства, высокую коррупцию, слабую защиту собственности, ограниченный доступ к финансированию, недостаток поддержки и регулирования. Эти проблемы затрудняли развитие предпринимательства и препятствовали его эффективному функционированию.
Как развивался сектор малого бизнеса в России в 1990-х годах?
Сектор малого бизнеса в России в 1990-х годах переживал неоднозначное развитие. В начале десятилетия были приняты реформы, которые открыли возможности для создания малых предприятий. Это вызвало бурное развитие сектора, но также привело к возникновению множества проблем, таких как недостаточная правовая база, беспредел и нестабильность. В конце 1990-х годов сектор малого бизнеса начал стабилизироваться благодаря улучшению правовых и экономических условий.
Какие основные политические проблемы возникали при становлении отечественного предпринимательства?
В процессе становления отечественного предпринимательства возникали различные политические проблемы. Одной из них были проблемы с законодательством и его несовершенством, что затрудняло развитие предпринимательской деятельности. Также существовали проблемы с получением финансирования для создания и развития бизнеса. Официальная бюрократия и коррупция также создавали преграды для предпринимательства.
Какие тенденции и перспективы политики развития сектора малого бизнеса были в 1990-х годах в России?
В 1990-е годы в России наблюдалось активное развитие сектора малого бизнеса, что было связано с проведением реформ и переходом к рыночной экономике. Малые предприятия стали основным двигателем экономического роста, создавая рабочие места и способствуя развитию новых отраслей. Однако, среди основных проблем развития сектора малого бизнеса можно выделить высокую степень бюрократии, низкую эффективность государственной поддержки, ограниченность доступа к капиталу и сложности в законодательстве.