Социальная работа с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида
Заказать уникальную курсовую работу- 51 51 страница
- 52 + 52 источника
- Добавлена 03.08.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Социальные проблемы семьи, воспитывающей ребенка - инвалида
1.1. Дети-инвалиды как объект социальной работы
1.2. Основные проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида
1.3. Особенности реабилитации детей-инвалидов
Глава 2. Основные направления социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида
2.1. Особенности социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями
2.2. Абилитация и реабилитация в работе с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида
2.3. Основные направления социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями
Глава 3. Анализ деятельности ГУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Талисман"" (г. Екатеринбург)
3.1. Характеристика деятельности ГУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Талисман""
3.2. Основные направления деятельности ГУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Талисман"
3.3. Оказание социальной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида
Заключение
Список литературы
Педагогическое направление
Специалистами Центра проводится систематическая работа с родителями с целью объяснить им, что процессы медицинской и психолого-педагогической реабилитации должны идти параллельно, т.е. составлять единый комплекс реабилитационных мероприятий. Это неотъемлемые части единого процесса.
Психолого-педагогическая реабилитация ребенка ведется по следующим направлениям:
Комплексная диагностика уровня развития ребенка.
Коррекционные занятия с учителем-логопедом, с учителем – дефектологом.
Коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом.
Тренинговые занятия с психологом.
Развивающие занятия с социальным педагогом, направленные на формирование и развитие навыков самообслуживания, способности ориентироваться в окружающем повседневно-бытовом пространстве.
Профдиагностика и занятия по профессиональному самоопределению.
Развивающие занятия с педагогами дополнительного образования. Пребывая в стационаре центра, дети с удовольствием посещают занятия бумагопластикой (оригами), живописью и рисунком, занятия по изготовлению глиняной игрушки, изготовлению кукол из ткани и нитей, вязания крючком и на спицах; работают с природным материалом. Эти занятия помогают ребёнку испытать радость успеха, развить творческие способности, укрепить уверенность в себе.
Развивающие досуговые мероприятия, проводимые как в условиях Центра, так и с использованием возможностей общественных и культурных структур г. Екатеринбурга (праздники, конкурсы, выставки, музыкальные гостиные, выездные экскурсии, посещение развлекательных центров, театров, музеев, цирка и др.)
Наряду с традиционными методами коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями развития, педагоги и психологи центра применяют методы:
нейропсихологической диагностики и психомоторной коррекции (совместная работа педагога – психолога и инструктора ЛФК);
современные методы речевой коррекции с использованием логопедических компьютерных программ и тренажеров, предназначенных для коррекции звукопроизношения у детей, а также формирования речи у глухих и слабослышащих детей;
методы речевой коррекции с использованием комплекса «АкорД – мультимиостим (совместная работа учителя – логопеда и инструктора ЛФК);
развитие творческих способностей ребенка и обучение навыкам работы на компьютере с использованием графического редактора
Профориентационное направление
На вопросы клиентов: какую профессию выбрать, в какое учебное заведение пойти учиться, помогают найти ответы система тестов и методики ведущих специалистов в этой области, тренинги, взаимодействие медиков, педагогов и родителей (беседы, совместное консультирование родителей и детей). Для этого в Центре имеется все необходимое: высококвалифицированные специалисты, оборудованные кабинеты, информационная база данных учебных заведений города, а самое главное - большое желание помочь родителям в принятии судьбоносных решений для ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями в условиях стационара ГОУСО РЦ «Талисман» в процессе его профессионального самоопределения включает в себя следующие составляющие:
Программа диагностического обследования:
изучение способностей и возможностей ребенка;
изучение его личностных особенностей;
изучение его профессиональных склонностей;
изучение мотивов выбора профессии;
оценка адекватности сделанного выбора.
Профессиональное самоопределение: выявление темперамента, качеств личности, склонностей, интересов для более точного профессионального выбора, а также с целью его коррекции.
Профессиональное консультирование:
помощь подростку в зависимости от ограничений по диагнозу, направленности и склонности личности в выборе профессии и учебного заведения, коррекция неадекватного выбора профессии;
в случае неспособности подростка учиться или работать оказание помощи в организации его досуга как усилиями семьи, так и с привлечением общественных организаций.
Семейное консультирование:
консультирование родителей о возможностях дальнейшего обучения ребенка;
информирование о дошкольных и школьных учебных заведениях города, в которых может обучаться ребенок, в зависимости от его ограничений;
информирование родителей о возможностях трудоустройства членов семьи, потерявших работу в связи со сложной жизненной ситуацией;
коррекция неадекватных установок родителей в отношении профессионального выбора ребенка.
На базе Центра проводится развивающая программа «Мир профессий» для детей с 5-12 лет: в программу входят сюжетно-ролевые игры «Знакомство с профессиями».
Программа для подростков от 12-18 лет «Личное Портфолио»: в программу входят авторские психологические методики, тесты и опросники с использованием новых компьютерных технологий.
Дистанционное обучение. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями подразумевает и профессиональную реабилитацию. Отделение профессиональной реабилитации помогает оценить подростку его профессиональные возможности в зависимости от ограничений по диагнозу, интересов и склонностей, качеств личности.
Ребенок с ограниченными возможностями является не просто носителем недуга, а прежде всего личностью. Ограниченность возможностей оказывает сильное влияние на формирование качеств личности, на ее развитие. "Привязанность" к инвалидному креслу, к дому вынуждает учиться таких детей на домашнем обучении. В результате возникает так называемый "Синдром четырех стен", когда ребенок ограничен в общении, в познании окружающего мира.
Чтобы не порождать потребительское иждивенчество, необходимо создавать условия для интеграции молодых людей с ограниченными возможностями в социум как социально полноценных и социально полезных членов общества. Доступная профессиональная деятельность выступает не просто производственной занятостью, а средством личностной самореализации и способом социальной интеграции.
С августа 2006 года по июнь 2007 года в центре прошел совместный проект РЦ "Талисман" и МОУ № 201 "Согласие" - "Дистанционное обучение". В результате проекта 16 детей научились пользоваться Интернетом как средством общения и обучения, а некоторые дети только в РЦ "Талисман" на компьютерных занятиях впервые сели за монитор компьютера. Детям с ограниченными возможностями Интернет помог "выйти из 4-х стен": обрести новых друзей, узнать больше информации по предметам, расширить границы своих возможностей.
Большое значение имеет, что на государственном уровне обратили внимание на проблемы дезадаптации детей с ограниченными возможностями.
В течение 2007-2008 гг. в рамках эксперимента по Федеральной программе планируется "Дистанционное обучение" 25 детей с ограниченными возможностями. Ребенку дома поставят необходимое оборудование: компьютер, интернет, веб-камеру. МОУ № 201 "Согласие" продолжает сотрудничать с РЦ "Талисман", оказывая техническую помощь и предоставляя преподавателя для выполнения условий программы.
Цель "Дистанционного обучения" - освоить обучение на дистанции, получить дополнительное образование по школьной программе, а в будущем и высшее образование. Овладение профессией, связанной с необходимостью получения высшего образования и последующая профессиональная деятельность способствует личностной самореализации, укрепляет чувство собственной полноценности, а государство использует интеллектуальный, творческий, личностный потенциал людей с ограниченными возможностями.
2.3. Оказание социальной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида
Наблюдение и оказание социальной помощи семьям осуществляют специалисты по социальной работе Центра по следующим направлениям:
просвещение родителей по правовым вопросам;
помощь в оформлении документов;
содействие в вопросах получения льгот, преимуществ и социальных выплат;
оказание содействия в получении помощи от государственных и негосударственных структур;
оказание социально-экономических и социально-бытовых услуг семьям;
организация консультирования семей ведущими специалистами центра (врачами, педагогами, психологами); в рамках работы «Школы для родителей» просвещение родителей об особенностях состояния и перспектив развития ребёнка; информирование о специфике принципов ухода, воспитания и обучения детей с определёнными формами отклонений;
помощь в овладении адекватными приёмами и средствами воспитания и обучения ребёнка с учётом его индивидуальных психических и физических особенностей и этапов развития;
объединение усилий и взаимодействие родителей в вопросах оказания помощи собственным детям – обмен опытом и взаимовыручка, организация клубов по интересам и досуговых мероприятий;
оказание содействия в получении помощи от государственных и негосударственных структур;
оказание социально-экономических и социально-бытовых услуг семьям;
Сегодня в ГОУ СО РЦ «Талисман» совместно со Свердловской областной некоммерческой организацией EveryChild в рамках программы EveryChild – Россия «Повышение качества и доступности социальных услуг для детей и семей» разработан и реализуется проект совместных действий по решению проблемы сохранения семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями.
Целью проекта является содействие развитию и укреплению семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, повышению социальной активности семей, эффективной реализации своих прав и обязанностей в рамках действующего законодательства. Успешно работают группы самопомощи, участниками которых являются семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Совместно с Уральским государственным педагогическим университетом ГОУСО РЦ «Талисман» реализует программу волонтерского движения. Студенты УрГПУ активно посещают семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, помогают решать социально-педагогические и социально-бытовые проблемы.
Таким образом, ГУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Талисман"" оказывает помощь детям в возрасте от 1-18 лет, имеющим нарушения развития различных функций в результате повреждения центральной нервной системы, в том числе детям, страдающим ДЦП и имеющим отклонения соматического здоровья, имеющим некоторые проблемы развития, а также детям с аномальным развитием, с трудностями в обучении и дезадаптацией в школе. Социальная работа с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида, осуществляется по следующим направлениям: просвещение родителей по правовым вопросам; помощь в оформлении документов; содействие в вопросах получения льгот, преимуществ и социальных выплат; оказание содействия в получении помощи от государственных и негосударственных структур; оказание социально-экономических и социально-бытовых услуг семьям; организация консультирования семей ведущими специалистами центра; просвещение родителей об особенностях состояния и перспектив развития ребёнка; помощь в овладении адекватными приёмами и средствами воспитания и обучения ребёнка; оказание социально-экономических и социально-бытовых услуг семьям.
Заключение
Семьи с детьми-инвалидами – это семьи с особым статусом, имеющие свои специфические проблемы. Как правило, характер и течение заболевания ребенка в значительной мере сказываются на психологическом и социальном статусе ребенка и семьи в целом. Когда в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями здоровья, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ребенку, который не такой, как все, и к другим людям. Обобщенный психологический портрет родителей детей с инвалидностью характеризуется выраженной озабоченностью, высоким уровнем тревожности, консервативностью мышления, слабостью, хрупкостью эмоциональных структур, подозрительностью, явно заниженной самооценкой. Страх и тревога являются основными чувствами этих взрослых. Следствием сказанного являются значительные изменения в процессе восприятия себя, друг друга и окружающей действительности. Родители измучены непреходящей невротической усталостью, опустошенностью и раздражительностью. Особый психологический статус таких семей определяется, как правило, еще и тяжелым материальным положением.
В последнее время наметились и стали получать все большее распространение, прежде всего в экономически развитых странах, новые подходы в отношении детей с ограниченными возможностями, в том числе и детей, которые выражаются понятием «интеграция». Суть этих подходов заключается в том, что дети-инвалиды не являются социально обособленными и изолированными членами общества, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. Реальное воплощение идей интеграции – проблема комплексная и очень сложная даже для социально и экономически благополучных стран. Однако сложность заключается не столько в том, что это требует огромных средств (переоборудования общественных мест, зданий, транспорта и т.д.), сколько в необходимости изменения сознания как самих людей с ограниченными возможностями, так и других членов общества. В первую очередь это касается тех, кто оказывается в их ближайшем окружении, и прежде всего семьи. В нашей стране тоже наметились определенные тенденции к изменению данной ситуации. Они проявляются в создании, главным образом в крупных городах, специализированных реабилитационных центров по работе с различными категориями детей-инвалидов и их семьями. В таких центрах совместными усилиями специалистов разного профиля – медиков, психологов, социальных работников, социальных педагогов и др. – детям с ограниченными возможностями и их семьям оказывается комплексная медицинская, социальная, психологическая и педагогическая помощь.
Семья, воспитывающая ребенка-инвалида, нуждается в помощи специалиста, который смог бы активно войти в ее конкретную жизненную ситуацию, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи. Таким специалистом, профессионально подготовленным к решению такого рода социально-психологических проблем, и является социальный педагог и социальный работник. Содержание работы включает следующие направления: формирование здоровых, воспитывающих, гуманных отношений в социуме; содействие саморазвитию личности ребенка; оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации детей; решение их личных и социальных проблем; выявление и разрешение конфликтных ситуаций в межличностных отношениях; организация правового просвещения педагогов, учащихся, разъяснение их прав и обязанностей; представление интересов детей от имени специального (коррекционного) учреждения в органах милиции или в суде; сотрудничество с администрацией, психологом, педагогами и другими работниками специальных учреждений в подготовке необходимых документов для дальнейшего трудоустройства или учебы учащихся; патронаж детей, нуждающихся в социально-медицинской помощи.
Как правило, знания специалистов о профессиональной деятельности с детьми-инвалидами излишне теоретизированы, идеализированы и не соотносятся с решением конкретных проблем определенного ребенка-инвалида. Поэтому важно выстроить систему качественной социально-педагогической, социально-психологической, социально-правовой, социально-медицинской помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями, а также их семей, которую призваны обеспечить специально подготовленные кадры.
Список литературы
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года; одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года), ст. 19
Федеральный закон. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ // Российская газета от 2 декабря 1995 г.
«О совершенствовании профессионального образования инвалидов», Решение коллегии Минобразования № 10/2 от 24.06.2003 г.
Алмазов Б.Н., Беляева М.А., Бессонова Н.Н. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2006. 192 с.
Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов//Социальное обеспечение, 2005, №18;
Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». —Москва, 2005
Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов // Социальное обеспечение. – 2004. №9. – С. 11-12.
Дементьева Н.Ф., Васильчиков В.М. Развитие системы социальных услуг пожилым людям и инвалидам в России // Отечественный журнал социальной работы. — 2002. — № 1.
Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. – М., 2006.
Деятельность психолога в службах медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов / Метериалы всероссийской научно-практической конференции в Санкт-Петербурге 25-28 сентября 2002г. –Москва, 2002. – 90с.
Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально- психологические проблемы инвалидов//Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1/Под ред. В.С. Кукушина. Ростов н/Д., 2000. – 95с.
Зайцев Д. В. Интегрированное образование // Социс. 2004. № 7.
Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспеченияв России. — Москва.: Волтерс Клувер, 2005. – 576 с.
Казначеев В.В. Право на образование есть, но реализовать его трудно // Надежда. – 2004. - №1. – С. 9.
Карвялис В. Специальное образование детей с ограниченными возможностями и подготовка педагогов-дефектологов //Дефектология. 2005, №1.
Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учеб. пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 192 с.
Кравченко А.И. Социальная работа. М.: Прспект, 2008. – 416 с.
Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2004.
Кузнецова М.А. Социальные системы и процессы: методология исследования: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004.
Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2005
Кулагина Е.В. Адаптация семей с детьми-инвалидами к современным экономическим условиям: автореферат дисс. на соиск. ученой степени канд. экономических наук. - М., 2004
Кулагина Е.В. Занятость родителей в семьях с детьми-инвалидами// СОЦИС, 2004, № 5;
Кулебякин Е.В. Психология социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004.
Настольная книга специалиста: Социальная работа с инвалидами / Под ред. Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих. — Москва., 2004. – 280с.
Образование и молодежная политика в современной России. СПб., 2002. с. 155-159.
Основы социальной работы. Под редакцией Павленок П.Д. М.: Инфра-М, 2006. – 560 с.
Основы социальной работы. Учеб. пособие., Изд. 2-е, испр. и доп. Москва., 2004. – 425с.
Павленок П. Д., Руднева М. Я. Технологии социальной работы с различными группами населения, Москва., 2008, 272 с.
Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. М.,2004.
Ромашина Е.В. Формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-инвалидами. Майкоп, 2007.
Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: проблемы доступной среды и возможности занятости // Социс. 2005. № 2.
Российский статистический ежегодник. М.: 2004. – 324 с.
Руководство по геронтологии / Под ред. акад. РАМН, проф. В.Н. Шабалина. — Москва.: Цитадель-трейд, 2005 – 800с.
Саврасов Е.Г. Дети-инвалиды в Р.Ф. // Социальная работа. – 2003. №1. – С. 33-34.
Сигида Е.А. Развитие социальной реабилитологии в России. - Москва.: СТИ МГУС, 2000. – 341с.
Скок Н.И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции// СОЦИС, 2005, №4;
Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Социокультурные аспекты. – Саратов, 2004.
Социальные технологии: теория и практика / Межвузовая научно-практическая конференция 13,14 июня 2003 г.: Тез. доклад / отв. ред. К.М. Оганян, С.С. Бразевич, С.Н. Войцеховский. – СПб.: СПБ ГИ ЭУ, 2003. – 158с.
Социальная защита детей инвалидов и их родителей. Комментарии к законодательству, действующему на 01 07.99 г. - Владимир: Владимирская областная общественная организация “Ассоциация родителей детей инвалидов" “СВЕТ", 2007. - с. 80.
Социальная работа. Под общей редакцией Курбатова В.И. Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 480 с.
Теория социальной работы. Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2004. – 121с.
Тетерский С.В. Введение в социальную работу. М.: Академический проект, 2004 – 496 с.
Технология социальной реабилитации инвалидов: Метод. рекомендации. – Москва., 2000. – 82с.
Технологии социальной работы. Под редакцией Чернецкой А.А. Ростов на Дону: Феникс, 2006. - с. 255
Технологии социальной работы с различными категориями населения. Под пер. П. Д. Павленка, М., 2009, 272 с.
Технологии социальной работы. Под редакцией Чернецкой А.А. и др. Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 400 с.
Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. М.: Академия, 2007. – 192 с.
Холостова Е.и. Практикум по социальной работе. М.:Дашков И К., 2008. – 296 с.
Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 240 с.
Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов: Учеб.-метод. пособие. — Москва., 2005. – 352с
Ярская-Смирнова Е.Р, И.И. Лошакова. Инклюзивное образование детей-инвалидов//СОЦИС, 2003, №1
Ярская В. Н. Стратегии модернизации российского образования // Образование и Молодежная политика в современной России. СПб., 2004. с. 156.
5
1.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года; одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года), ст. 19
2.Федеральный закон. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ // Российская газета от 2 декабря 1995 г.
3.«О совершенствовании профессионального образования инвалидов», Решение коллегии Минобразования № 10/2 от 24.06.2003 г.
4.Алмазов Б.Н., Беляева М.А., Бессонова Н.Н. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2006. 192 с.
5.Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов//Социальное обеспечение, 2005, №18;
6.Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». —Москва, 2005
7.Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов // Социальное обеспечение. – 2004. №9. – С. 11-12.
8.Дементьева Н.Ф., Васильчиков В.М. Развитие системы социальных услуг пожилым людям и инвалидам в России // Отечественный журнал социальной работы. — 2002. — № 1.
9.Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. – М., 2006.
10.Деятельность психолога в службах медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов / Метериалы всероссийской научно-практической конференции в Санкт-Петербурге 25-28 сентября 2002г. –Москва, 2002. – 90с.
11.Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально- психологические проблемы инвалидов//Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1/Под ред. В.С. Кукушина. Ростов н/Д., 2000. – 95с.
12.Зайцев Д. В. Интегрированное образование // Социс. 2004. № 7.
13.Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения
в России. — Москва.: Волтерс Клувер, 2005. – 576 с.
14.Казначеев В.В. Право на образование есть, но реализовать его трудно // Надежда. – 2004. - №1. – С. 9.
15.Карвялис В. Специальное образование детей с ограниченными возможностями и подготовка педагогов-дефектологов //Дефектология. 2005, №1.
16.Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учеб. пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 192 с.
17.Кравченко А.И. Социальная работа. М.: Прспект, 2008. – 416 с.
18.Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2004.
19.Кузнецова М.А. Социальные системы и процессы: методология исследования: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004.
20.Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2005
21.Кулагина Е.В. Адаптация семей с детьми-инвалидами к современным экономическим условиям: автореферат дисс. на соиск. ученой степени канд. экономических наук. - М., 2004
22.Кулагина Е.В. Занятость родителей в семьях с детьми-инвалидами// СОЦИС, 2004, № 5;
23.Кулебякин Е.В. Психология социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004.
24.Настольная книга специалиста: Социальная работа с инвалидами / Под ред. Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих. — Москва., 2004. – 280с.
25.Образование и молодежная политика в современной России. СПб., 2002. с. 155-159.
26.Основы социальной работы. Под редакцией Павленок П.Д. М.: Инфра-М, 2006. – 560 с.
27.Основы социальной работы. Учеб. пособие., Изд. 2-е, испр. и доп. Москва., 2004. – 425с.
28.Павленок П. Д., Руднева М. Я. Технологии социальной работы с различными группами населения, Москва., 2008, 272 с.
29.Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. М.,2004.
30.Ромашина Е.В. Формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-инвалидами. Майкоп, 2007.
31.Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: проблемы доступной среды и возможности занятости // Социс. 2005. № 2.
32.Российский статистический ежегодник. М.: 2004. – 324 с.
33.Руководство по геронтологии / Под ред. акад. РАМН, проф. В.Н. Шабалина. — Москва.: Цитадель-трейд, 2005 – 800с.
34.Саврасов Е.Г. Дети-инвалиды в Р.Ф. // Социальная работа. – 2003. №1. – С. 33-34.
35.Сигида Е.А. Развитие социальной реабилитологии в России. - Москва.: СТИ МГУС, 2000. – 341с.
36.Скок Н.И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции// СОЦИС, 2005, №4;
37.Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Социокультурные аспекты. – Саратов, 2004.
38.Социальные технологии: теория и практика / Межвузовая научно-практическая конференция 13,14 июня 2003 г.: Тез. доклад / отв. ред. К.М. Оганян, С.С. Бразевич, С.Н. Войцеховский. – СПб.: СПБ ГИ ЭУ, 2003. – 158с.
39.Социальная защита детей инвалидов и их родителей. Комментарии к законодательству, действующему на 01 07.99 г. - Владимир: Владимирская областная общественная организация “Ассоциация родителей детей инвалидов" “СВЕТ", 2007. - с. 80.
40.Социальная работа. Под общей редакцией Курбатова В.И. Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 480 с.
41.Теория социальной работы. Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2004. – 121с.
42.Тетерский С.В. Введение в социальную работу. М.: Академический проект, 2004 – 496 с.
43.Технология социальной реабилитации инвалидов: Метод. рекомендации. – Москва., 2000. – 82с.
44.Технологии социальной работы. Под редакцией Чернецкой А.А. Ростов на Дону: Феникс, 2006. - с. 255
45.Технологии социальной работы с различными категориями населения. Под пер. П. Д. Павленка, М., 2009, 272 с.
46.Технологии социальной работы. Под редакцией Чернецкой А.А. и др. Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 400 с.
47.Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. М.: Академия, 2007. – 192 с.
48.Холостова Е.и. Практикум по социальной работе. М.:Дашков И К., 2008. – 296 с.
49.Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 240 с.
50.Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов: Учеб.-метод. пособие. — Москва., 2005. – 352с
51.Ярская-Смирнова Е.Р, И.И. Лошакова. Инклюзивное образование детей-инвалидов//СОЦИС, 2003, №1
52.Ярская В. Н. Стратегии модернизации российского образования // Образование и Молодежная политика в современной России. СПб., 2004. с. 156.
Вопрос-ответ:
Какие основные проблемы сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка-инвалида?
Семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, сталкиваются с различными проблемами, такими как: ограниченные возможности доступа к образованию, здравоохранению и социальным услугам; экономические трудности из-за необходимости оплаты медицинских и реабилитационных услуг; психологическое и эмоциональное напряжение из-за постоянной заботы о ребенке с особыми потребностями.
Какие особенности социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями?
Социальная работа с детьми-инвалидами и их семьями имеет свои особенности. Она должна быть специализированной и индивидуально ориентированной, учитывая особые потребности каждой семьи и каждого ребенка. Социальные работники должны помогать семьям в достижении оптимального уровня самообеспечения, обеспечении доступа к социальным услугам и ресурсам, а также в преодолении психологических и эмоциональных трудностей.
Какая роль играют абилитация и реабилитация в работе с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида?
Абилитация и реабилитация играют важную роль в работе с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида. Абилитация направлена на развитие и поддержку возможностей ребенка, а реабилитация на восстановление и укрепление функций, которые могут быть ограничены из-за инвалидности. Эти процессы помогают детям-инвалидам максимально реализовать свой потенциал и улучшить качество жизни.
Какие основные направления социальной работы с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида?
Основные направления социальной работы с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида, включают помощь в получении доступа к образованию и здравоохранению, обеспечение социальной поддержки и консультирования, помощь в решении экономических проблем, а также организацию реабилитационных и абилитационных программ.
Какие основные проблемы возникают у семей, воспитывающих ребенка-инвалида?
Основные проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, включают ограниченные финансовые ресурсы, социальную изоляцию, недостаток доступных услуг и ресурсов для реабилитации, а также эмоциональную и психологическую нагрузку, связанную с уходом за ребенком с особыми нуждами.
Какие особенности имеет реабилитация детей-инвалидов?
Реабилитация детей-инвалидов включает комплекс мероприятий, направленных на развитие и восстановление физических, психических и социальных навыков ребенка. Она может включать лечебные процедуры, физиотерапию, специальные упражнения, психологическую поддержку, обучение речи и многое другое.
Какие основные направления социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида?
Основные направления социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, включают предоставление информационной и консультативной поддержки, организацию реабилитационных программ и услуг, помощь в получении финансовой поддержки и коммуникацию с другими родителями в подобной ситуации.
Какие особенности социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями?
Социальная работа с детьми-инвалидами и их семьями требует глубокого понимания особенностей их ситуации, а также умения взаимодействовать с различными службами и организациями, которые могут предоставить поддержку и ресурсы для реабилитации. Она также должна быть направлена на создание условий для инклюзии ребенка в общество и обеспечение его полноценного развития.
Что включает в себя абилитация и реабилитация в работе с семьей воспитывающей ребенка-инвалида?
Абилитация и реабилитация в работе с семьей воспитывающей ребенка-инвалида включает различные методы и подходы, направленные на развитие и восстановление физических, психических и социальных навыков ребенка. Это может быть специальная физическая и речевая терапия, обучение навыкам самообслуживания, тренировка социальных коммуникаций и многое другое.
Какие проблемы могут возникнуть у семьи, воспитывающей ребенка-инвалида?
Основные проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, включают финансовые трудности, отсутствие доступности к медицинским и реабилитационным услугам, социальную изоляцию, эмоциональное и психологическое напряжение, ограниченные возможности получения образования и трудоустройства.
Чем отличается социальная работа с детьми-инвалидами и их семьями от обычной социальной работы?
Социальная работа с детьми-инвалидами и их семьями имеет свои особенности. Она направлена на поддержку семьи в решении проблем, связанных с ограничениями, которые присутствуют у ребенка-инвалида. Социальные работники помогают семье получить доступ к медицинским и реабилитационным услугам, обеспечить социальную поддержку и инклюзию ребенка в образовательные и общественные сферы, а также справиться с эмоциональными и психологическими трудностями.