Сравнительная характеристика детей с отягощенным интеллектом ЗПР и УО

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Специальная психология
  • 35 35 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 15.01.2010
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Особенности развития детей с ЗПР и УО
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
1.2. Особенности развития детей с умственной отсталостью
1.3. Сравнительная характеристика детей с отягощенным интеллектом ЗПР и УО
Глава 2. Проведение эксперимента по изучению развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, УО и с нормативным вариантом развития
2.1. Цель, задачи и методики эксперимента
2.2. Результаты, полученные в ходе эксперимента
2.3. Сравнительный анализ изучаемых групп детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ


Фрагмент для ознакомления

Результаты диагностики развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нормативным вариантом развития:
Полученные данные по проведенным методикам нами были занесены в таблицу 3.
Таблица 3.
№ п/п Ф.И. ребенка Сосредоточение внимания Продуктивность и устойчивость внимания Объем внимания Сосредоточение и устойчивость внимания 1. Егор 3 балла 3 балла 3 балла 3 балла 2. Сережа 3 балла 3 балла 3 балла 3 балла 3. Олег 3 балла 2 балла 3 балла 3 балла 4. Оля 3 балла 3 балла 3 балла 3 балла 5. Марина 3 балла 3 балла 3 балла 3 балла 6. Инна 3 балла 3 балла 3 балла 3 балла 7. Даня 3 балла 2 балла 3 балла 3 балла 8. Маша 3 балла 2 балла 3 балла 3 балла 9. Артем 3 балла 3 балла 2 балла 3 балла 10. Аня 3 балла 2 балла 3 балла 3 балла Средний результат 3 балла 2,6 балла 2,9 балла 3 балла
Таким образом, даже если не рассматривать отдельно каждую методику, виден тот факт, что у детей старшего дошкольного возраста с нормативным вариантом развития отмечается нормальный уровень развития внимания по всем изучаемым характеристикам:
- сосредоточение внимания;
- продуктивность внимания;
- объем внимания;
- устойчивость внимания.
2.3. Сравнительный анализ изучаемых групп детей старшего дошкольного возраста
1. Сравнительный анализ результатов группы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и группы детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью показал, что у детей с задержкой психического развития уровень развития внимания по всем изучаемым характеристикам намного лучше, чем у детей с умственной отсталостью:
- методика «найди отличия» показала, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР уровень развития сосредоточения внимания намного выше, чем у детей с умственной отсталостью (см. Гистограмму 1). Этот факт показывает, что детям с умственной отсталостью очень тяжело сосредоточить свое внимание на чем-либо определенном, а для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР это не составляет проблемы.
Гистограмма 1.


- по методике «найди и вычеркни», которая изучает продуктивность и устойчивость внимания, показатели этих групп различаются всего на 0,5 балла (см. Гистограмму 2), это свидетельствует о том, что продуктивность и устойчивость внимания у этих обеих групп страдает и требует пристального внимания психологов, воспитателей и родителей.
Гистограмма 2.

- методика «найди одинаковые предметы» показывает, что у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью, по сравнению с детьми с ЗПР, объем внимания очень мал и им, в отличие от детей той же возрастной группы, но с диагнозом ЗПР, довольно тяжело сравнивать различные предметы и находить среди них одинаковые.
Средние показатели по этой методике между группами сильно различаются, что видно из Гистограммы 3.
У детей с умственной отсталостью вообще плохо развито умение сравнивать и обобщать предметы, рисунки, людей и т.д., это связано с низким интеллектуальным уровнем и плохо развитым логическим мышлением. Дети же с ЗПР при эффективной коррекционной работе могут даже обучаться с детьми с нормативным вариантом развития, что говорит об их успешной обучаемости.
Гистограмма 3.

- средние показатели по последней методике, направленной на изучение сосредоточения и устойчивости внимания у групп сильно не различаются (см. Гистограмму 4) и в обеих группа они довольно низкие. Это говорит о том, что дети обеих групп плохо сосредотачивают свое внимание на предметах и удерживают его на них.
Гистограмма 4.


2. Сравнительный анализ результатов группы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и группы детей старшего дошкольного возраста с нормативным вариантом развития показал, дети с ЗПР по своим показателям немного приближены по развитию внимания к группе детей с нормативным вариантом развития.
Рассмотрим обнаруженные особенности в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста в трех группах с позиций Т-критерия Стьюдента:
Таблица 4. Различия в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью

Показатели методик Ср. знач. в группе 1 Ср. знач. в группе 2 Т-критерий Уровни значимости Сосредоточение внимания 17,8 19,1 - 0,0202 Продуктивность и устойчивость 16,1 13,8 2,9234 0,026 * Объем внимания 15,8 12,7 2,7849 0,03 * Сосредоточенность и устойчивость 14,1 9,8 3,7197 0,002 **
Обозначения:
Ср. знач. в группе 1 – в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Ср. знач. в группе 2 – в группе детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
Полученные данные показывают наличие значимых различий в группах детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и с умственной отсталостью в сосредоточенности и устойчивости внимания, которая наиболее выражена в группе детей с ЗПР (при р<=0,01). Обнаруженный факт свидетельствует о том, что у детей с ЗПР уровень развития сосредоточенности и устойчивости внимания лучше, чем у детей с умственной отсталостью.
Таблица 5. Различия в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и детей старшего дошкольного возраста с нормативным вариантом развития

Показатели методик Ср. знач. в группе 1 Ср. знач. в группе 3 Т-критерий Уровни значимости Сосредоточение внимания 4,62 4,86 - 1,0402 Продуктивность и устойчивость 6,17 5,33 3,4751 0,002 ** Объем внимания 12,7 10,7 1,5312 Сосредоточенность и устойчивость 11,5 19,1 - 4,9111 0,000 ***
Обозначения:
Ср. знач. в группе 1 – в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Ср. знач. в группе 3 – в группе детей старшего дошкольного возраста с нормативным вариантом развития
В группах детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и детей с нормативным вариантом развития значимые различия (при р<=0,001) обнаружены по методике «Найди и вычеркни», изучающей продуктивность и устойчивость внимания и по методике, изучающей сосредоточенность и устойчивость внимания, у детей с ЗПР эти характеристики внимания развиты намного хуже, чем у детей с нормативным вариантом развития.
Таким образом, исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу исследования - развитие детей с отягощенным интеллектом ЗПР будет более приближено к нормативному варианту развития, чем развитие детей с УО.
Заключение
Итак, в заключение нашего исследования еще раз отметим, что ЗПР – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью эмоционально-волевой сферы, как правило, с недоразвитием (в сочетании) познавательной деятельности, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых, психологических факторов, и приводящий к вторичным отклонениям личности и поведения.
Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
Нет четких критерий ЗПР и УО. Обычно обращают внимание, что дети с УО хуже обучаются в. У ребенка с УО и актуальное развитие, и зона ближайшего развития очень невелика.
Коррекционная работа с детьми с ЗПР должна активизировать психические процессы, улучшать процессы восприятия, развивать словесно-логические операции, формировать произвольную психическую активность. При коррекции УО проводятся все те же мероприятия, что и пр ЗПР, только добавляется еще и медицинская коррекция.
Таким образом, мы выполнили цель исследования - провели сравнительный анализ детей с отягощенным интеллектом ЗПР и УО.
Подтвердили гипотезу исследования - развитие детей с отягощенным интеллектом ЗПР будет более приближено к нормативному варианту развития, чем развитие детей с УО.
И решили все задачи исследования:
Провели сравнительную характеристику детей с ЗПР и УО.
Провели экспериментальное исследование детей с отягощенным интеллектом ЗПР и УО.
Список литературы
Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1998. – 156 с.
Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: 2005. – 123 с.
Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972. – 132 с.
Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития // Дефектология. 1975, № 6, - с. 54-60.
Власова Т.А., Лубовский В.И. Дети с задержкой психического развития. М., Просвещение, 1981, - 145 с.
Воспитание аномальных детей дошкольного возраста /Под ред. Н.Г.Морозовой. - М., 1978. – 241 с.
Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста: Сб.н.тр./ Под ред. Л.П.Носковой. - М., 1980. – 167 с.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956. – 312 с.
Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М., 1956. – 433 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 5 т.Т.5.-М., 1983.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. Давыдова В.В. – М: Педагогика, 1991. – 480с.
Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 1999. – 373 с.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой. - М., 1984. – 167 с.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно–развивающего обучения, Ростов – на – Дону, АРКТИ, - 224 с.
Дробинская А.О., Фишман М.Н. Дети с трудностями в обучении // Дефектология. – 1996, № 6, - с. 47- 53.
Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольников. - М., 1984. – 210 с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. М., Медицина, 1993, - 180 с.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.I. Психологическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с.
Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры.// Дошкольное воспитание. – 1965. - №10.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965. – 234 с.
Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Педагогика, 1986. – 198 с.
Селецкий А.С. Психопатология детского возраста. - Киев,1987. – 234 с.
Усова А.П. Обучение в детском саду. – М.: Педагогика, 1992. – 134 с.
Хейссерман Э. Потенциальные возможности развития нормального и аномального ребенка. - М.: Просвещение, 1964.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1999. – 210 с.








ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
Методика «найди отличия».
Цель: оценить уровень развития сосредоточения внимания у испытуемого.
Стимульный материал: две картинки с одинаковыми изображения, но с 10-ю отличиями.
Методика проведения: ребенку предлагаются две картинки с одинаковыми изображения, но с 10-ю маленькими отличиями и он должен в течение 4-5 минут их найти.
Оценка: если ребенок нашел 9-10 отличий, то он получает 3 балла – высокий уровень развития сосредоточения внимания.
Если найдено 7-8 отличий, ребенок получает 2 балла – средний уровень развития сосредоточения внимания.
При обнаружении всего 4-6 отличий ребенок получает 1 балл – низкий уровень развития сосредоточения внимания.
Итак:
9-10 отличий – 3 балла;
7-8 отличий – 2 балла;
4-6 отличий – 1 балл.
Методика «найди и вычеркни».
Цель: оценить уровень развития продуктивности и устойчивости внимания у испытуемого.
Стимульный материал: бланк с различными изображениями (см. Приложение 1).
Методика проведения: ребенок работает 2-3 минуты. По сигналу психолога «начинай вычеркивать кружки и треугольники», он начинает вычеркивать указанные фигуры.
Оценка: определяется количество предметов на рисунке, просмотренных за 2-3 минуты, продуктивность и устойчивость внимания высчитывается по следующей формуле:
S=(0,5N – 2,8n)/ t
где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания;
N – количество предметов, которые просмотрел ребенок;
n- количество ошибок;
t – время.
S ≥ 1 – высокий уровень;
0,5 ≤ S ≤ 1,0 – средний уровень;
S ≤ 0,5 - низкий уровень.
В общей таблице для упрощения подсчетов нами будет использована следующая трактовка результатов:
3 балла – высокий уровень;
2 балла – средний уровень;
1 балл – низкий уровень.
Методика «найди одинаковые предметы».
Цель: оценить уровень развития объема внимания у испытуемого.
Стимульный материал: картинки с изображениями мячика, варежки, кубика, треугольника и.т.д. Всего 16 изображений. Некоторые картинки повторяются 2-3 раза. Всего встречается 3 пары одинаковых изображений.
Методика проведения: ребенку предлагается найти одинаковые картинки и положить их рядом.
Оценка:
Ребенок нашел все 3 пары – 10 баллов – высокий объем внимания.
Нашел 2 пары одинаковых изображений – 5 баллов – средний уровень объема внимания у ребенка.
Ребенок нашел только 1 пару одинаковых картинок – получает 1 балл – низкий уровень объема внимания.
Методика изучения сосредоточения и устойчивости внимания.
Цель: оценить уровень развития сосредоточения и устойчивости внимания у ребенка.
Стимульный материал: различные игрушки в количестве 10 шт.
Методика проведения: достаем игрушки и просим, чтобы ребенок на них внимательно посмотрел и запомнил, убираем и тут же, без отвлечений спрашиваем: «какие игрушки ты запомнил».
Затем снова достаем игрушки и просим описать каждую, буквально парой фраз, после описания убираем игрушки и просим снова назвать ребенка, что он запомнил. После 2 – го раза ребенок должен назвать больше игрушек, чем после первого.
Оценка: если количество запомнившихся игрушек после 2-го раза больше, чем после 1-го просмотра на 2-4 игрушки, то это высокий уровень развития устойчивости и сосредоточения внимания – 3 балла.
Если разница составляет не больше 2-х игрушек, то средний уровень – 2 балла.
Если количество игрушек одинаково, то оцениваем как низкий уровень развития устойчивости и сосредоточения внимания - 1 балл.

Власова Т.А., Лубовский В.И. Дети с задержкой психического развития. М., Просвещение, 1981, - с. 13

Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой. - М., 1984. – с. 87

Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития // Дефектология. 1975, № 6, - с. 54

Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития // Дефектология. 1975, № 6, - с. 58

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. М., Медицина, 1993, - с. 66

Селецкий А.С. Психопатология детского возраста. - Киев,1987. – с. 113

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. М., Медицина, 1993, - с. 94


Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. М., Медицина, 1993, - с. 95


Дробинская А.О., Фишман М.Н. Дети с трудностями в обучении // Дефектология. – 1996, № 6, - с. 47

Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972. – 71 с.

Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 1999. – с. 214

Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 1999. – с. 215

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1999. – с. 94

Власова Т.А., Лубовский В.И. Дети с задержкой психического развития. М., Просвещение, 1981, - с. 37

Власова Т.А., Лубовский В.И. Дети с задержкой психического развития. М., Просвещение, 1981, - с. 39

Власова Т.А., Лубовский В.И. Дети с задержкой психического развития. М., Просвещение, 1981, - с. 40

Власова Т.А., Лубовский В.И. Дети с задержкой психического развития. М., Просвещение, 1981, - с. 42

Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно–развивающего обучения, Ростов – на – Дону, АРКТИ.













2

Список литературы
1.Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1998. – 156 с.
2.Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: 2005. – 123 с.
3.Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972. – 132 с.
4.Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития // Дефектология. 1975, № 6, - с. 54-60.
5.Власова Т.А., Лубовский В.И. Дети с задержкой психического развития. М., Просвещение, 1981, - 145 с.
6.Воспитание аномальных детей дошкольного возраста /Под ред. Н.Г.Морозовой. - М., 1978. – 241 с.
7.Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста: Сб.н.тр./ Под ред. Л.П.Носковой. - М., 1980. – 167 с.
8.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956. – 312 с.
9.Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М., 1956. – 433 с.
10.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 5 т.Т.5.-М., 1983.
11.Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. Давыдова В.В. – М: Педагогика, 1991. – 480с.
12.Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 1999. – 373 с.
13.Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой. - М., 1984. – 167 с.
14.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно–развивающего обучения, Ростов – на – Дону, АРКТИ, - 224 с.
15.Дробинская А.О., Фишман М.Н. Дети с трудностями в обучении // Дефектология. – 1996, № 6, - с. 47- 53.
16.Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольников. - М., 1984. – 210 с.
17.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. М., Медицина, 1993, - 180 с.
18.Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.I. Психологическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с.
19. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры.// Дошкольное воспитание. – 1965. - №10.
20.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965. – 234 с.
21. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Педагогика, 1986. – 198 с.
22.Селецкий А.С. Психопатология детского возраста. - Киев,1987. – 234 с.
23.Усова А.П. Обучение в детском саду. – М.: Педагогика, 1992. – 134 с.
24. Хейссерман Э. Потенциальные возможности развития нормального и аномального ребенка. - М.: Просвещение, 1964.
25.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1999. – 210 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития детей с задержкой психического развития?

Дети с задержкой психического развития имеют отклонения в области когнитивных способностей, речи, социальной адаптации и моторики. Они могут испытывать трудности с пониманием и использованием абстрактных понятий, обучением чтению и письму, а также взаимодействием с окружающими. Их развитие проходит медленнее и требует индивидуального подхода и специальных программ обучения.

Чем отличаются дети с умственной отсталостью от детей с задержкой психического развития?

Дети с умственной отсталостью имеют значительные ограничения в когнитивных способностях, которые влияют на их способность осваивать новые знания и навыки. В отличие от детей с задержкой психического развития, у них обычно наблюдается более серьезное отставание в различных областях развития. Они могут испытывать трудности с самообслуживанием, коммуникацией, обучением и социализацией.

В чем заключается сравнительная характеристика детей с отягощенным интеллектом ЗПР и УО?

Сравнительная характеристика детей с отягощенным интеллектом ЗПР (задержкой психического развития) и УО (умственной отсталостью) позволяет выявить сходства и отличия в их развитии. Дети с ЗПР и УО могут иметь сходные проблемы с когнитивными функциями, ограниченные социальные навыки и трудности в обучении. Однако, дети с ЗПР обычно имеют более легкую степень отклонения и могут лучше адаптироваться в обществе, в то время как дети с УО имеют более серьезные ограничения и требуют более интенсивной поддержки и ухода.

Какие особенности развития у детей с задержкой психического развития?

Дети с задержкой психического развития обычно имеют отклонения в различных аспектах развития, таких как интеллект, речь, моторика и эмоционально-волевая сфера. Они могут иметь проблемы с обучением, социализацией и адаптацией к окружающей среде. Также у них часто наблюдаются нарушения в поведении и коммуникативных навыках.

Какие особенности развития у детей с умственной отсталостью?

У детей с умственной отсталостью наблюдается задержка в развитии интеллекта, что приводит к ограниченности их умственных способностей. Они могут иметь проблемы с пониманием и использованием речи, освоением новых навыков и умений, а также с обучением и социализацией. Они требуют особого подхода и помощи в их развитии.

Какие особенности сравниваются у детей с отягощенным интеллектом ЗПР и УО?

При сравнительной характеристике детей с отягощенным интеллектом ЗПР и УО обращается внимание на их различия в интеллектуальных и когнитивных способностях, а также на особенности их развития и потребности в обучении и поддержке. Отягощенный интеллект ЗПР характеризуется высокой интеллектуальной способностью и одновременно присутствующими нарушениями психического развития, в то время как у детей с УО интеллектуальные способности значительно ниже среднего уровня.

Какие цель и задачи ставились в эксперименте по изучению развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР УО и с нормативным вариантом развития?

Целью эксперимента было изучение развития внимания у детей с ЗПР, УО и у детей с нормативным вариантом развития. Задачи эксперимента включали в себя определение уровня развития внимательности у детей, анализ особенностей внимания у детей с ЗПР и УО, и сравнение результатов с нормативным вариантом развития.

Какие особенности развития у детей с задержкой психического развития?

Дети с задержкой психического развития обычно имеют отставание в различных аспектах развития, включая речевое развитие, моторику, восприятие и социальное взаимодействие.