Методы работы социальных служб с пожилыми людьми. Профилактика одиночества.
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 27 + 27 источников
- Добавлена 01.03.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
ГЛАВА 1. Методы работы социальных служб с пожилыми людьми
1.1. Понятие «институт» социальных служб и методы работы социальных служб
1.2. Анализ социальной работы с лицами позднего возраста
1.3. Содержание социальной работы с лицами позднего возраста
ГЛАВА 2. Профилактика одиночества
2.1. Основные подходы в профилактике одиночества
2.2. Специфика институционального подхода в профилактике одиночества
2.3. Профессиональные требования к социальному работнику в повышении результативности профилактики и коррекции с людьми преклонного возраста
Заключение
Список литературы
Отделения социального обслуживания на дому должны выявлять людей пожилого возраста, нуждающихся в социальной помощи, которые проживают на закрепленной территории обслуживания; оказывать им надомную социально-бытовую помощь. Сюда включатся обеспечение их продуктами питания, горячими обедами, промышленными товарами первой необходимости, медикаментами по рецептам врача и уборка помещения, и оплата коммунальных услуг, и содействие в ремонте, начиная от жилья и, заканчивая вещами. Социальный работник организует и содействует правовой и медицинской помощи своим клиентам. В интересах клиента социальный работник должен взаимодействовать с церковью, общественными организациями и благотворительными фондами.
Каждая роль предполагает взаимодействие с другими ролями: например, роль «сиделки» невозможно представить без роли «лица преклонного возраста», она может быть определена как ожидаемое поведение только относительно ожидаемого поведения последнего.
Социальному работнику (сиделке) в каждой конкретной профессиональной ситуации важно уметь определять индивидуально-типологические особенности клиента, актуальную структуру его мотивационно - потребностной сферы, его способности и интеллектуальные возможности, базовые определения его характера, особенности самопознания, направленности личности, уровень психической адекватности. Помимо психологических знаний о человеке, о специфике его жизнедеятельности в различные возрастные периоды, о закономерностях построения взаимоотношений, необходимо владеть навыками взаимодействия и воздействия на клиента.
Немаловажным представляется наличие, развитие и совершенствование профессионалом личностных качеств, способствующих успешной деятельности: психофизиологических и психологических качеств, и особо важных коммуникативных и организационных качеств, позволяющих отстаивать интересы клиентов.
Например, психологическое образование позволяет социальному работнику объяснять причины происходящего с его клиентом, с ним самим в отношении клиента, а также прогнозировать успешность своей профессиональной деятельности в интересах клиента.
Особую актуальность приобретает изучение факторов влияния деятельности работников социальной сферы на индивидуально – психологические особенности лиц позднего возраста, проживающих в различных социальных условиях (в домах – интернатах, хосписах, домашних условиях).
Практика показывает, что в системе социального обслуживания населения, особенно в отделениях социального обслуживания на дому лиц пожилого и старческого возраста, качество социального обслуживания сводится к формальной доставке продуктов питания и предметов первой необходимости. В сфере обслуживания населения большая текучесть кадров, основными причинами являются эмоциональное выгорание и конфликты с клиентами (О.А.Москвитина, 2008).
В качестве профилактики и исправления подобного положения дел, по мнению специалистов (Е.А.Климова, П.Д.Павленюк, М.Я. Рудневой и др.) имеет смысл проводить периодическое повышение квалификациисреди социальных работников, оказывающих социальную помощь на дому лицами пожилого и старческого возраста. На наш взгляд, в связи с высвобождением работников из сфер экономики, необходимо развивать институт сиделок, создавая дополнительные рабочие места в сфере занятости населения. Механизм привлечения работников в сферу социального обслуживания населения включает собеседование (психодиагностику) с потенциальной сиделкой, переподготовку по данному направлению работы, консультирование и методическое сопровождение работника в его деятельности по работе с лицами преклонного возраста.
Заключение
1. Предложена модель социального работника, высвобожденного из сферы экономики и прошедшего профессиональную переподготовку. Модель включает в себя функции, выполняемые сиделкой (уход за лицом престарелого возраста в домашних условиях, коммуникативная, оперативная скорая помощь, уборка жилого помещения, приготовление пищи); совокупность предъявляемых к нему требований (стрессоустойчивость, дисциплинированность, альтруизм, профессиональная квалификация, мобильность); адаптивно важные качества (эмоционально-волевые, коммуникативные, этические); профессиональные компетенции (мотивационно-ценностные, рефлексивные).
2. Основными институциональными субъектами обеспечивающие уход и влияющими на психологическое состояние лиц позднего возраста являются такие социальные институты, как дома – интернаты для престарелых лиц, частные хосписы, сиделки.
Психологическое состояние лиц позднего возраста зависит от поведенческой, санитарно-гигиенической и общей культуры социального работника (сиделки).
3. Процесс оказания социальной помощи не ограничивается только взаимоотношениями на уровне: сиделка– лицо пожилого возраста, а включает различные виды помощи (психологической, медицинской, информационной, экономической, юридической и др.) с учетом широкого набора функций (адаптации, социализации, здоровьесохраниния, психокоррекции, безопасности, обеспечения жизнедеятельности).
4. Социальные условия проживания оказывают влияние на эмоциональное состояние людей позднего возраста. Депрессивные состояния более распространены среди находящихся в условиях дома-интерната, чем среди аналогичной группы одиноко проживающих в домашних условиях.
5. Коммуникативные и профессиональные навыки является важными факторами определяющим эмоциональное состояние пожилых людей. Нарушение общения и психологического сопровождения как в форме их дефицита в случае одинокого проживания, так и в форме постоянного пребывания в условиях дома-интерната, оказывают негативное воздействие на их эмоциональное (психологическое) состояние.
6. Взаимопонимание сиделки и пациента во многом зависит от того, как пациент оценивает личностные и профессиональные качества специалиста. В отношениях с пожилым, нуждающимся в уходе, человеком для сиделки важным фактором является всестороннее знание пациента, его окружения, образа жизни, потребностей; для пациента – доверие к социальному работнику (сиделке).
Список литературы
Абулъханова- Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.335с.
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебн. Пособие для студ. вузов. – М.Академия, 1999. – 403.
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. – Т. 1., Т.2. / Под ред. А.А. Бодалева и др. – М. Педагогика, 1981
Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник.МГУ, 1990
Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Сознание личности в кризисном обществе. - М., 1995. - С. 28—41.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб, 2008.- 292 с.
Васильева Н.Л. Клинический психоанализ: эффективность терапевтического подхода // Развитие личности. 2007, №1. - с. 216-228.
Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 томах. – М. - 1982
Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Социальная геронтология: Учеб. пособие. - М: ИНФРА-М, 2004.
Ермолаева ,М. В. Практическая психология старости /М.В. Ермолаева. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 94с.
Ермолаева, М.В. Психология зрелого и позднего возрастов/ М.В. Ермолаева. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 455с.
Ермолаева, М.В. Современные технологии психологического консультирования и психотерапии пожилых людей / М.В. Ермолаева – М.: МПСИ Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.-223с.
Ермолаева, М.В. Психологические проблемы организации обучения пожилых людей / М.В. Ермолаева, Е.В. Фёдорова // Психология зрелости и старения. – 2008. – № 3. – С. 30-40
Ефименко С.А. Потребители медицинских услуг и их самооценка здоровья//Социол. исследования. – 2007. №4.
Золотарева Т.Ф. Практика в системе подготовки специалистов социальной работы в вузе: Уч.-метод, пособие. — М.: Дашков и К. 2006.
Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды: Уч. пособие. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.- с. 296
Москвитина О.А. Место практической психологии в обучении социальных работников, обслуживающих на дому лиц пожилого и старческого возраста // Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования в России «Психология и современное российское образование». – М. 2008. с. 233 -235
Основы социальной работы: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006.
Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Уч. пособие. — М.: Дашков и К, 2008.
Поднебесная Е.Б. Особенности эмоционального состояния лиц поздних возрастов, проживающих в различных социальных условиях (условия дома-интерната и ситуация одинокого проживания в домашних условиях). Автореф. дисс. … док. психол. Наук. – М.: МГПУ, 2006.
Решетников А.В., Ефименко С.А. Проведение медико-социологического мониторинга. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек в мире. - СПб, 2003. – 290 с.
Савченко Л.С. Инновационные подходы в управлении человеческими ресурсами // Экономика и управление. Российский научный журнал. №1 – СПб., 2008.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП/ В.А.Сластенин – М.:НИИ школьные технологии, 2005
Хаванова Н.В. Оценка социальных программ как инструмент эффективной реализации муниципальной социальной политики // Актуальные проблемы современной российской экономики трансформационного периода / МГУС. – М., 2006
Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Уч. пособие. — М., 2002.
Цукерман Г.А. и др.Психология саморазвития. – М., 1995 – 186 с.
2
1.Абулъханова- Славская К. А. Деятельность и психология лично¬сти. М.: Наука, 1980.335с.
2.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебн. Пособие для студ. вузов. – М.Академия, 1999. – 403.
3.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. – Т. 1., Т.2. / Под ред. А.А. Бодалева и др. – М. Педагогика, 1981
4.Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник.МГУ, 1990
5.Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Сознание личности в кризисном обществе. - М., 1995. - С. 28—41.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб, 2008.- 292 с.
6.Васильева Н.Л. Клинический психоанализ: эффективность терапевтического подхода // Развитие личности. 2007, №1. - с. 216-228.
7.Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 томах. – М. - 1982
8.Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Социальная геронтология: Учеб. пособие. - М: ИНФРА-М, 2004.
9.Ермолаева ,М. В. Практическая психология старости /М.В. Ермолаева. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 94с.
10.Ермолаева, М.В. Психология зрелого и позднего возрастов/ М.В. Ермолаева. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 455с.
11.Ермолаева, М.В. Современные технологии психологического консультирования и психотерапии пожилых людей / М.В. Ермолаева – М.: МПСИ Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.-223с.
12.Ермолаева, М.В. Психологические проблемы организации обучения пожилых людей / М.В. Ермолаева, Е.В. Фёдорова // Психология зрелости и старения. – 2008. – № 3. – С. 30-40
13.Ефименко С.А. Потребители медицинских услуг и их самооценка здоровья//Социол. исследования. – 2007. №4.
14.Золотарева Т.Ф. Практика в системе подготовки специалистов социальной работы в вузе: Уч.-метод, пособие. — М.: Дашков и К. 2006.
15.Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды: Уч. пособие. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.
16.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.- с. 296
17.Москвитина О.А. Место практической психологии в обучении социальных работников, обслуживающих на дому лиц пожилого и старческого возраста // Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования в России «Психология и современное российское образование». – М. 2008. с. 233 -235
18.Основы социальной работы: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006.
19.Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Уч. пособие. — М.: Дашков и К, 2008.
20.Поднебесная Е.Б. Особенности эмоционального состояния лиц поздних возрастов, проживающих в различных социальных условиях (условия дома-интерната и ситуация одинокого проживания в домашних условиях). Автореф. дисс. … док. психол. Наук. – М.: МГПУ, 2006.
21.Решетников А.В., Ефименко С.А. Проведение медико-социологического мониторинга. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007.
22.Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек в мире. - СПб, 2003. – 290 с.
23.Савченко Л.С. Инновационные подходы в управлении человеческими ресурсами // Экономика и управление. Российский научный журнал. №1 – СПб., 2008.
24.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП/ В.А.Сластенин – М.:НИИ школьные технологии, 2005
25.Хаванова Н.В. Оценка социальных программ как инструмент эффективной реализации муниципальной социальной политики // Актуальные проблемы современной российской экономики трансформационного периода / МГУС. – М., 2006
26.Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Уч. пособие. — М., 2002.
27.Цукерман Г.А. и др.Психология саморазвития. – М., 1995 – 186 с.
Вопрос-ответ:
Какие методы работы используют социальные службы для работы с пожилыми людьми?
Социальные службы используют различные методы работы, включая индивидуальные консультации, психологическую поддержку, организацию социальных мероприятий и групповых занятий, помощь в оформлении нужных документов, содействие в получении медицинской помощи и т.д.
Какие подходы используются в профилактике одиночества пожилых людей?
Основные подходы в профилактике одиночества пожилых людей включают поддержку социальной сети, активное социальное включение, организацию социальных мероприятий, групповые занятия, поддержку волонтеров и т.д. Целью этих подходов является создание условий для активного и насыщенного общения пожилых людей с окружающими.
Какое значение имеет институциональный подход в профилактике одиночества пожилых людей?
Институциональный подход в профилактике одиночества пожилых людей предусматривает создание специализированных учреждений, социальных центров и клубов, где пожилым людям предоставляются возможности для активного общения, занятий различными видами деятельности, получения помощи и поддержки. Этот подход позволяет предотвратить социальную изоляцию и одиночество пожилых людей.
Какие профессиональные требования предъявляются к работникам социальных служб, работающим с пожилыми людьми?
Профессиональные требования к работникам социальных служб, работающим с пожилыми людьми, включают хорошие коммуникативные навыки, понимание особенностей пожилого возраста, умение проводить индивидуальные консультации и групповые занятия, знание социального законодательства и возможностей предоставления социальной помощи. Важными навыками являются также эмпатия, толерантность и умение эффективно работать с разными категориями пожилых людей.
Какие методы работы используют социальные службы с пожилыми людьми?
Социальные службы используют разные методы работы с пожилыми людьми, включая проведение консультаций и психологической поддержки, организацию социальных мероприятий и занятий, помощь в получении социальных услуг и справок, а также координацию работы с другими службами и организациями.
Какие подходы применяются в профилактике одиночества пожилых людей?
В профилактике одиночества пожилых людей применяются различные подходы, включая социальную активизацию, организацию групповых мероприятий, развитие социальной сети и поддержку социальных связей, а также предоставление индивидуальной психологической поддержки.
Какие требования предъявляются к социальным работникам, занимающимся пожилыми людьми?
Социальным работникам, занимающимся пожилыми людьми, предъявляются различные требования, включая знание законодательства, навыки работы с пожилыми людьми и понимание их особых потребностей, эмпатия и умение слушать, а также способность оказывать психологическую и эмоциональную поддержку.
Чем отличается институциональный подход в профилактике одиночества пожилых людей?
Институциональный подход в профилактике одиночества пожилых людей предполагает организацию специализированных учреждений, где пожилые люди могут проживать и получать социальные услуги. Такой подход предусматривает совместное проживание, участие в групповых занятиях и мероприятиях, а также доступ к различным специалистам и услугам.