Внимание у детей с ЗПР (легкой степени)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психодиагностика
  • 32 32 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 04.05.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Обзор психолого-педагогической литературы по проблеме исследования внимания у детей с задержкой психического развития (легкая степень)
1.1. Внимание как один из психических процессов
1.2. Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Глава 2. Проведение экспериментального исследования по изучению развития внимания у детей с задержкой психического развития (легкая степень)
2.1. Цель, задачи и методики экспериментального исследования
2.2. Результаты, полученные в ходе эксперимента
2.3. Сравнительный анализ изучаемых групп
2.4. Обработка полученных результатов по Т-критерию Стьюдента
Глава 3. Методические рекомендации, направленные на развитие внимания у детей с задержкой психического развития (легкой степени)
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.
Перемешаем нашу "коллекцию", разложив предметы в другом порядке, и позовем к столу другого участника игры. Так один за другим пройдут испытание все участники команды.
Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же.
В этом случае лучший результат - 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считаться победителями в игре.
2. Игра «Где чей домик?»
Игра для развития устойчивости внимания.
Ход игры. Ребенку предлагается рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если же задание сложно для малыша, тогда можно разрешить использовать карандаш, но со временем карандаш все-таки откладывается в сторону.
3. Игра «Поем вместе»
Игра для развития устойчивости внимания.
Ход игры: В игру играют всей группой. Один из участников становится ведущим. Ведущий предлагает спеть всем вместе песню, например "Голубой вагон" или "Улыбку". Причём, если ведущий хлопает в ладоши 1 раз, все начинают дружно петь вслух. Если ведущий хлопает 2 раза, все продолжают петь, но только мысленно, про себя. Если ведущий хлопает опять 1 раз, все снова продолжают петь в слух. И так несколько раз пока кто нибудь не ошибётся. Тот, кто ошибся, сам становится ведущим.
Занятие 2:
Цель занятия: развитие и тренировка у детей наблюдательности и концентрации внимания.
1. Упражнение "Что изменилось?"
Упражнение для тренировки наблюдательности.
Ход упражнения: Играть лучше всего с несколькими детьми. Все становятся в одну шеренгу. Воспитатель или психолог вызывает одного ребенка и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 2-3 минуты. После этого малыш отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в костюм или прическу: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом местами, изменить прическу и т.д. Затем запоминавший должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить.
2. Упражнение «Картинки "Найди отличие"»
Данное упражнение направлено на развитие наблюдательности.
Все дети дошкольного возраста с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным.
Ход упражнения: Ребенку предлагается взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Ребенок должен постараться обнаружить различия.
Второй вариант этого упражнения. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.
3. Упражнение "Раскрась вторую половинку"
Упражнение на развитие концентрации внимания.
Ход игры: Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И ребенок должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина.
Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).
4. Упражнение "Выполни по образцу" (тренировка концентрации внимания)
Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров.
Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:
а) анализ каждого элемента узора;
б) правильное воспроизведение каждого элемента;
в) удержание последовательности в течение продолжительного времени.
При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 12 минут (для детей с нормативным вариантом развития достаточно и 5 минут, но в нашем случае работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР).
Занятие 3:
Цель занятия: развитие у детей устойчивости и объема внимания.
1. Упражнение "Бди, не зевай"
Упражнение направленно на развитие устойчивости внимания.
Ход игры: Все играющие образуют большой круг. И ведущий (в данном случае воспитатель) объясняет правила игры: «Начинаем по очереди, один хлопает в ладоши, следующий за ним приседает и так далее через одного, хлопает в ладоши, приседает и т.д. Понятно». Если дети отвечают понятно, воспитатель начинает игру, если не понятно, то воспитатель объясняет еще раз. Затем говорит: «Давайте попробуем, поиграем».
Начинать игру необходимо в медленном темпе, затем по мере усвоения правил игры темп увеличивается. Тот, кто ошибается, выходит из игры. Когда остаются три человека они объявляются победителями.
2. Упражнение «Угадай»
В данном упражнении происходит развитие объема внимания у детей.
Ход упражнения: На столе разложены различные игрушки по форме и фактуре, в количество 5 -7 штук (с учетом того, что у нас дети с ЗПР, целесообразно предложить 5 игрушек).
Всем детям предлагают внимательно посмотреть на разложенные игрушки, потрогать руками и запомнить. Затем, по очереди, завязывают глаза, меняют порядок игрушек на столе и просят взять любую и, ощупывая игрушку сказать, что он держит в руке. Задание можно усложнить, попросив ребенка отвечать на вопросы ведущего, (какого она цвета, какая на ощупь и т.д.).
3. Упражнение «Найди отличия в рисунке»
Данное упражнение развивает и устойчивость, и объем внимания. Предложенное упражнение очень любят дети дошкольного возраста с ЗПР.
Ход упражнения: Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее воспитателю или психологу, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
4. Игра «Запрещенное движение»
Игра направлена на развитие устойчивости внимания, а также на развитие двигательно-моторного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Ход игры: Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.
Занятие 4:
Цель занятия: развитие у детей зрительного внимания.
Все упражнения, входящие в данное занятие направлены на развитие зрительного внимания.
1. Упражнение «Исключение лишнего»
Ход упражнения: Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.
2. Упражнение «Найди отличия»
Ход упражнения: Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.
3. Упражнение «Лабиринт»
Ход упражнения: Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.
4. Упражнение «назови предмет»
Ход упражнения: Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.
Занятие 5:
Цель занятия: развитие у детей слухового внимания.
Все упражнения, входящие в данное занятие направлены на развитие слухового внимания у детей с ЗПР.
1. Упражнение «Что звучало?»
Ход упражнения: Детям демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а дети называют, что звучало. Побеждает тот, кто больше всего угадает звуков.
2. Игра «Четыре стихии»
Ход игры: Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Занятие 6:
Цель занятия: все упражнения входящие в данное занятие направлены на общее стимулирование внимания у детей.
Направлены упражнения на развитие объема, устойчивости, распределения и переключения внимания.
1. Игра «Будь внимателен»
Ход игры: Дети шагают по кругу. Затем ведущий произносит какое-нибудь слово, и дети должны начать выполнять определенное действие: на слове «зайчики» - прыгать, «лошадки» - ударять «копытом» об пол, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны и т.д.
2. Упражнение «Слушай звуки»
Ход игры: дети идут по кругу. Звучит звон колокольчика и дети, например, приседают (можно придумать другое действие), затем дети идут дальше по кругу. Звучит барабанная дробь, и дети встают на одну ножку (можно придумать другое действие).
Если кто-нибудь перепутал звуки и действия, то он выбывает из игры.
Победителя можно наградить маленьким призом.
3. Игра «Запретный номер»
Ход игры: играющие становятся в круг и считают вслух, по очереди произнося числа. Перед этим выбирается «запретное число», это число нельзя произносить, вместо него надо хлопать в ладоши, соответствующее количество раз.
Тот, кто ошибется и назовет число вслух, выбывает из игры.
4. Игра «Противоположные движения»
Ход игры: Дети становятся в две шеренги, друг против друга. Вторая шеренга выполняет движения, противоположные первой: если первая шеренга приседает, то вторая подпрыгивает и т.д.
Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.
Заключение
При сравнительном анализе было выявлено следующее:
Развитие уровня сосредоточения внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития приближено к нормативному варианту развития.
Развитие продуктивности и устойчивости внимания в группе старших дошкольников с ЗПР развито плохо, не доходит до нормативного варианта развития.
Развитие объема внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР приближено к нормативному варианту развития внимания в онтогенезе.
Находится на очень низком уровне развития такое качества внимания как сосредоточение и устойчивость.
У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития больше всего страдает такая характеристика внимания как устойчивость, т.к. в обеих методиках по которым получены самые низкие показатели, изучается уровень развития устойчивости внимания. Поэтому коррекционная и методическая работа должны быть в первую очередь направлены на развитие этой характеристики, относящейся к развитию внимания.
Таким образом, мы выполнили цель работы - проанализировали особенности внимания у детей с задержкой психического развития легкой степени.
И подтвердили гипотезу работы - у детей с ЗПР (легкая степень) будут наблюдаться определенные особенности в развитии такого психического процесса как внимание, но, не смотря на эти особенности в развитии, внимание детей с ЗПР будет приближено к развитию внимания детей с нормативным вариантом развития.
Список литературы
Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития // Дефектология. 1975, № 6, - с. 54-60.
Власова Т.А., Лубовский В.И. Дети с задержкой психического развития. М., Просвещение, 1981, - 145 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. Давыдова В.В. – М: Педагогика, 1991. – 480с.
Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов – М.: Аспект Пресс, 1999. – 373 с.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой. - М., 1984. – 167 с.
Дробинская А.О., Фишман М.Н. Дети с трудностями в обучении // Дефектология. – 1996, № 6, - с. 47- 53.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. М., Медицина, 1993, - 180 с.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М., 1988. – 689 с.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектологических ф-тов пед. ин-тов /Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Школа-пресс, 1994. - 416 с.
Селецкий А.С. Психопатология детского возраста. - Киев,1997. – 234 с.
Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования - К., Освита, 1992г. – 112 с.
Энциклопедия психологических тестов для детей. – Издательство «Аркадия», 1997. – 256 с.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах /Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1993. – 312 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет - М: Учпедгиз, 1960г. – 289 с.
Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб., 2001. – 112 с.











3

1.Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития // Дефектология. 1975, № 6, - с. 54-60.
2.Власова Т.А., Лубовский В.И. Дети с задержкой психического развития. М., Просвещение, 1981, - 145 с.
3.Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. Давыдова В.В. – М: Педагогика, 1991. – 480с.
4.Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов – М.: Аспект Пресс, 1999. – 373 с.
5. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой. - М., 1984. – 167 с.
6.Дробинская А.О., Фишман М.Н. Дети с трудностями в обучении // Дефектология. – 1996, № 6, - с. 47- 53.
7.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. М., Медицина, 1993, - 180 с.
8.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М., 1988. – 689 с.
9. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектологических ф-тов пед. ин-тов /Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Школа-пресс, 1994. - 416 с.
10. Селецкий А.С. Психопатология детского возраста. - Киев,1997. – 234 с.
11. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования - К., Освита, 1992г. – 112 с.
12. Энциклопедия психологических тестов для детей. – Издательство «Аркадия», 1997. – 256 с.
13. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах /Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1993. – 312 с.
14. Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет - М: Учпедгиз, 1960г. – 289 с.
15.Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб., 2001. – 112 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития внимания у детей с задержкой психического развития легкой степени?

У детей с ЗПР легкой степени наблюдаются определенные особенности развития внимания, такие как ухудшение его устойчивости, затрудненная переключаемость внимания, снижение концентрации, а также замедленная скорость выполнения задач.

Как проводится экспериментальное исследование по изучению развития внимания у детей с задержкой психического развития легкой степени?

В экспериментальном исследовании по изучению развития внимания у детей с ЗПР легкой степени используются различные методики, такие как тестирование, наблюдение и анкетирование. Цель исследования - выявить особенности развития внимания у таких детей и определить эффективные методы и приемы для его развития.

Какие задачи и цели ставятся перед экспериментальным исследованием по изучению развития внимания у детей с ЗПР легкой степени?

Одной из целей экспериментального исследования по изучению развития внимания у детей с ЗПР легкой степени является выявление особенностей развития внимания у таких детей и определение эффективных методов и приемов для его развития. Задачами исследования могут быть определение уровней развития внимания у детей с ЗПР, изучение влияния различных факторов на развитие внимания и определение эффективности различных методик и приемов в развитии внимания у таких детей.

Какие психические процессы входят в понятие внимания?

В понятие внимания входят такие психические процессы, как восприятие, волевая активность, память, мышление и другие. Внимание является черезвычайно важным процессом, так как оно обеспечивает концентрацию психической энергии на определенном объекте, выборочное снижение чувствительности к другим объектам и контроль над мыслями и активностью.

Какие психолого-педагогические особенности имеют дети с задержкой психического развития легкой степени?

Дети с задержкой психического развития легкой степени имеют ряд особенностей в психолого-педагогическом аспекте. Они могут испытывать затруднения в освоении нового материала, показывать низкую мотивацию к обучению, иметь ограниченные коммуникативные возможности и проблемы с адаптацией в социальной среде. Однако, вместе с тем, у них сохраняется потенциал для развития, и при правильной методике и подходе они могут добиваться успеха.

Какова роль внимания в психическом развитии детей с задержкой психического развития легкой степени?

Внимание играет важную роль в психическом развитии детей с задержкой психического развития легкой степени. Оно является основой для успешного обучения и активного взаимодействия с окружающим миром. Нарушения внимания могут препятствовать усвоению нового материала и развитию других психических процессов. Поэтому особое внимание должно быть уделено развитию внимания у этих детей.

Какие методики используются для изучения развития внимания у детей с задержкой психического развития легкой степени?

Для изучения развития внимания у детей с задержкой психического развития легкой степени используются различные методики и экспериментальные подходы. Некоторые из них включают проведение специальных психологических тестов, наблюдение за поведением и реакциями ребенка, а также анализ показателей его активности и концентрации внимания во время выполнения заданий. Важно, чтобы методики были адаптированы к особенностям развития этих детей.

Какие особенности развития внимания у детей с задержкой психического развития легкой степени дошкольного возраста?

У детей с задержкой психического развития легкой степени дошкольного возраста наблюдаются определенные особенности в развитии внимания. Они могут испытывать трудности с концентрацией внимания, переключением и поддержанием его на длительное время. Также у них часто наблюдаются проблемы с раздражимостью и быстрая утомляемость в процессе выполнения задач, требующих концентрации. Однако, с помощью специального педагогического воздействия и развивающих игр, эти дети могут значительно улучшить свои навыки внимания.

Какие методики и задачи используются для проведения экспериментального исследования по изучению развития внимания у детей с задержкой психического развития легкой степени?

В экспериментальном исследовании по изучению развития внимания у детей с задержкой психического развития легкой степени используются различные методики и задачи. Например, одной из методик может быть применение специальных игровых заданий, направленных на развитие концентрации и внимания у детей. Также могут использоваться задачи, требующие переключения внимания с одной деятельности на другую. Важным аспектом является также оценка и измерение продолжительности и стабильности внимания у детей.

В чем заключается цель задачи и методики проведения экспериментального исследования по изучению развития внимания у детей с задержкой психического развития легкой степени?

Основная цель проведения экспериментального исследования по изучению развития внимания у детей с задержкой психического развития легкой степени заключается в выявлении особенностей развития внимания у этих детей и определении эффективных методик и задач для его развития. Такое исследование позволяет развить специфические навыки внимания у детей с задержкой психического развития легкой степени, что в свою очередь способствует их успешной адаптации и развитию в обществе.

Какие особенности развития внимания у детей с задержкой психического развития легкой степени дошкольного возраста?

У детей с задержкой психического развития легкой степени дошкольного возраста наблюдаются определенные особенности развития внимания. Они испытывают затруднения в поддержании внимания на задании в течение длительного времени, также им сложно переключаться с одного задания на другое. У них могут быть трудности в контроле и управлении своим вниманием.

Какие методики использовались при проведении экспериментального исследования развития внимания у детей с задержкой психического развития легкой степени?

При проведении экспериментального исследования развития внимания у детей с задержкой психического развития легкой степени использовались различные методики. Одна из них была основана на проведении заданий, требующих сосредоточенного внимания и переключения внимания с одного объекта на другой. Другая методика включала задания, направленные на оценку устойчивости внимания и способности детей к контролю за своим вниманием.