Информацинная база оценки конкурентоспособности продукции.Кружки качества и их роль в управлении качеством
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 11 + 11 источников
- Добавлена 30.09.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Информационная база оценки конкурентоспособности продукции
2. Кружки качества и их роль в управлении качеством
Заключение
Список литературы
Избранная стратегия предполагала сохранение лидирующего положения на рынке своей продукции. А это означало необходимость постоянного усовершенствования машин, улучшения качества продукции. Чисто техническими средствами, при помощи, научно-исследовательских центров, эта проблема трудно разрешима, были необходимы также и организационные преобразования. На предприятии были созданы межотраслевые «группы проекта» и «группы прогресса» — европейский аналог японских «кружков качества». Как и «кружки качества» — «группы проекта» и «группы прогресса» представляли собой неформальные группы, объединяющие людей из всех секторов и служб. Руководитель группы не имел административных функций. Он рассматривался как воодушевитель проекта. Но кто-то же должен принимать решение. И в этих группах решение принималось на основе консенсуса. «Группы проекта» и «группы прогресса» охватили 85% всего персонала предприятия. Труд в этих группах дополнительно оплачивался, и это служило хорошим стимулом в их работе.
Интересно, что в СССР в конце 80-х годов также была предпринята попытка создания групп качества, однако эта работа проводилась во многом формально и не успела дать ощутимые результаты.
Опыт передовых корпораций разных стран свидетельствует, что организация кружков качества, а также и другие организационно-технические решения (автоматизация производства, внедрение новейших средств контроля и др.) дают ощутимый выигрыш только в случаях, когда используется новая философия управления, в основу которой положена проблема качества.
Зарубежный опыт показывает, что для успешной работы кружков качества нужна система обеспечивающих мероприятий, включающая:
а) поддержку первого руководителя. Ему отводится особая роль в организации всей деятельности по обеспечению качества продукции на предприятии. Без внимания директора к кружкам качества невозможно их успешное функционирование, наступает спад активности, первоначальный энтузиазм затухает;
б) инженерное обеспечение: создание производственных условий, помощь в выборе тематики, обучение приемам работы, творческий поиск решений; активная работа «штабов кружков качества», координационных советов по всем уровням управления на фирме;
в) систему сбора, рассмотрения и внедрения предложений кружков, контроль за этим процессом со стороны администрации;
г) систему обмена передовым опытом как внутри предприятия, так и в региональном, отраслевом и общенациональном масштабе;
д) систему поощрений (и не только материальных): призы лучшим кружкам, поощрительные поездки и т. п.
Надо стремиться к неформальному объединению людей с психологической совместимостью, с учетом возраста, интересов, квалификации.
Для управления кружком из числа его участников избирается руководитель. Это преимущественно неформальный лидер, хотя и не исключен вариант, когда руководителем кружка становится старший по производственным обязанностям (бригадир или мастер).
Кроме того, должен быть назначен куратор кружка от администрации, который поддерживает и организационно обеспечивает его работу, помогает руководителю в управлении, сборе необходимой информации, подготовке предложений и отчетов.
Процесс обучения имеет особое значение для успешной деятельности кружков качества. Отдача от этих творческих объединений может быть получена не сразу после их создания. Объективно требуется совершенно определенный и довольно продолжительный (не менее трех месяцев) период «акклиматизации», «вживания в образ», прежде чем заработает творческая лаборатория единомышленников – энтузиастов.
Наличие кружков качества на всех уровнях управления и во всех подразделениях предприятия создает условия саморегулирования процесса их работы, наличия «обратной связи» и контроля исполнения.
Заключение
В ходе выполнения данной работы раскрыты два теоретических вопроса:
1. Информационная база оценки конкурентоспособности продукции.
2. Кружки качества и их роль в управлении качеством.
В заключение сделаем основные выводы.
Формирование информационной базы для оценки конкурентоспособности продукции обусловлено используемой методикой.
Информационная база оценки конкурентоспособности, как правило, содержит постоянную и эпизодическую информацию. Постоянная информация используется при принятии решений в области систематически повторяющихся задач. Эпизодическая информация необходима в случае изменения условий.
Исследование конкурентоспособности обычно начинают со сбора вторичных данных, т.е. это информация, которая уже собрана кем-то и обработана. Вторичная информация может быть получена из внутренних источников (отчеты о хозяйственной деятельности предприятия, отчеты филиалов и дочерних компаний) и из внешних источников.
Первичные данные фирма получает в результате наблюдений, опросов потребителей, экспериментов. Такие исследования дают возможность фирме получить непосредственные данные от потребителей на рынке.
В последние годы все более широко применяется информация, полученная у сторонних специалистов и специализированных исследовательских учреждений. Так, при исследовании рынка, анкетировании потребителей, проведении пробных продаж необходимы профессионалы в области многих наук, специальное оборудование. Некоторые предприятия, не располагая такими возможностями, вынуждены прибегать к платным услугам.
Важную роль в обеспечении и повышении качества продукции на предприятиях многих развитых стран играют "кружки качества". Первые кружки качества появились в 1962 году в Японии. Сейчас их насчитывается около миллиона, объединяющих до 10 миллионов работников. Более чем сорокалетняя практика кружков качества показывает, что их экономический эффект в среднем превышает затраты на них в 5 раз.
Кружки качества призваны решать одновременно две задачи:
- массовое обучение работников предприятия конкретным методам и приемам повышения качества продукции;
- использовать творческие способности людей для решения проблем производства.
Кружки качества получили распространение более чем в 50 странах мира, но такого эффекта, какой получен от них в Японии, не дали; однако признано, что кружки качества дают пользу и их следует поддерживать. Системы формирования кружков качества, обучения методам контроля, рационализации - сходны в основном в Японии, США и Европе, но в других вопросах различие кружков качества опирается на национальные различия и традиции.
В СССР в конце 80-х годов также была предпринята попытка создания групп качества, однако эта работа проводилась во многом формально и не успела дать ощутимые результаты.
Опыт передовых корпораций разных стран свидетельствует, что организация кружков качества, а также и другие организационно-технические решения (автоматизация производства, внедрение новейших средств контроля и др.) дают ощутимый выигрыш только в случаях, когда используется новая философия управления, в основу которой положена проблема качества.
Таким образом, определенную во введение цель работы следует признать достигнутой.
Список литературы
Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2005. – 297 с.
Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 397 с.
Берну П. Социология организаций. - М.: Прогресс, 2006. – 479 с.
Версан В.Г., Чайка И.И. Система управления качеством продукции. – М.: Стандарты, 2005. – 264 с.
Гличев А.В. Современное представление о механизме управления качеством продукции. // Стандарты и качество. - 2007.- №3. – С.19-36.
Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения – СПб: Бизнес-пресса, 2006. – 379 с.
Горькова Т., Шаповалов Г. Стратегия конкурентной борьбы в предпринимательстве//Экономист.-2008.-№2. – С.36-59.
Дегтярева Н. М., Пипко Е. Г. Управление качеством в условиях конкуренции. – Тольятти: ПТИС, 2008. – 312 с.
Завьялов П. Конкурентоспособность и маркетинг // Российский экономический журнал.-2007.-№12– С.18-29.
Ишикова К. Японские методы управления качеством / Пер. с англ. – М.: Экономика, 2006. – 289 с.
Спицнадель В.Н. Система качества: Учебное пособие. – СПб: Бизнес-пресса, 2007. – 506 с.
Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2005. – С. 29.
Горькова Т., Шаповалов Г. Стратегия конкурентной борьбы в предпринимательстве//Экономист.-2008.-№2. – С.46.
Завьялов П. Конкурентоспособность и маркетинг // Российский экономический журнал.-2007.-№12– С.26.
Дегтярева Н. М., Пипко Е. Г. Управление качеством в условиях конкуренции. – Тольятти: ПТИС, 2008. – С.153.
Ишикова К. Японские методы управления качеством / Пер. с англ. – М.: Экономика, 2006. – С. 39.
Версан В.Г., Чайка И.И. Система управления качеством продукции. – М.: Станд., 2005. – С. 203.
Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством. М.: ИНФРА-М, 2007.- С. 77.
Гличев А.В. Современное представление о механизме управления качеством продукции. // Стандарты и качество. - 2007.- №3. – С.19-36.
Берну П. Социология организаций. - М.: Прогресс, 2006. – С. 139-142.
Дегтярева Н. М., Пипко Е. Г. Управление качеством в условиях конкуренции. – Тольятти: ПТИС, 2008. – С. 212.
20
2.Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 397 с.
3.Берну П. Социология организаций. - М.: Прогресс, 2006. – 479 с.
4.Версан В.Г., Чайка И.И. Система управления качеством продукции. – М.: Стандарты, 2005. – 264 с.
5.Гличев А.В. Современное представление о механизме управления качеством продукции. // Стандарты и качество. - 2007.- №3. – С.19-36.
6.Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения – СПб: Бизнес-пресса, 2006. – 379 с.
7.Горькова Т., Шаповалов Г. Стратегия конкурентной борьбы в предпринимательстве//Экономист.-2008.-№2. – С.36-59.
8.Дегтярева Н. М., Пипко Е. Г. Управление качеством в условиях конкуренции. – Тольятти: ПТИС, 2008. – 312 с.
9.Завьялов П. Конкурентоспособность и маркетинг // Российский экономический журнал.-2007.-№12– С.18-29.
10.Ишикова К. Японские методы управления качеством / Пер. с англ. – М.: Экономика, 2006. – 289 с.
11.Спицнадель В.Н. Система качества: Учебное пособие. – СПб: Бизнес-пресса, 2007. – 506 с.
Вопрос-ответ:
Какую роль играют кружки качества в управлении качеством продукции?
Кружки качества играют важную роль в управлении качеством продукции. Они позволяют проводить оценку конкурентоспособности продукции, а также улучшать качество продукции с помощью научно-исследовательских центров и технических средств.
Какая информационная база используется для оценки конкурентоспособности продукции?
Для оценки конкурентоспособности продукции используется информационная база, которая включает данные о лидирующем положении продукции на рынке, аналитические отчеты, результаты исследований и т.д. Эта информация позволяет определить конкурентные преимущества продукции и разработать стратегию улучшения качества.
Какие меры принимаются для улучшения качества продукции?
Для улучшения качества продукции принимаются различные меры, включающие использование научно-исследовательских центров, разработку и внедрение новых технических средств, анализ конкурентоспособности продукции, обучение персонала и т.д. Все эти меры позволяют повысить качество продукции и сохранить лидирующее положение на рынке.
Какие стратегии используются для сохранения лидирующего положения на рынке?
Для сохранения лидирующего положения на рынке используются различные стратегии, включающие постоянное усовершенствование машин и улучшение качества продукции, проведение исследований и анализа конкурентоспособности, разработку и внедрение новых технологий и т.д. Каждая организация выбирает оптимальную стратегию в зависимости от своих целей и ресурсов.
Какие результаты можно достичь с помощью кружков качества?
С помощью кружков качества можно достичь множество результатов, включая улучшение качества продукции, повышение конкурентоспособности на рынке, разработку и внедрение новых технологий и технических средств, обучение персонала и т.д. Кружки качества являются важным инструментом управления качеством продукции.
Что такое информационная база оценки конкурентоспособности продукции?
Информационная база оценки конкурентоспособности продукции — это совокупность данных и информации, которая используется для анализа и оценки конкурентоспособности товаров или услуг на рынке. Она включает в себя данные о ценах, качестве, уровне потребления и другие показатели, которые помогают определить конкурентные преимущества продукции.
Какие роли играют кружки качества в управлении качеством продукции?
Кружки качества играют важную роль в управлении качеством продукции. Они являются организационными структурами, которые объединяют сотрудников разных подразделений компании для совместного решения задач, связанных с качеством продукции. Кружки качества помогают выявлять проблемы в процессе производства, искать пути их решения, а также разрабатывать и внедрять улучшения, направленные на повышение качества продукции.