Внешняя торговля России: специфика экспорта и импорта

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Мировая экономика
  • 25 25 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 29.07.2008
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1 Объем и динамика внешней торговли России
1.1 Место и роль России в мировой торговле
1.2 Состояние внешней торговли в январе-мае 2008 года
2 Государственное регулирование внешней торговли: задачи, перспективы, тенденции
2.1 Политика государства. Задачи внешнеполитического регулирования
2.2 Россия и ВТО
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Одним из вариантов такого направления должно стать активное внедрение на рынке развивающихся стран, где можно обеспечить довольно высокий уровень конкурентоспособности и качества целого ряда изделий и технологий (аэрокосмических, микробиологических, образовательных) при проведении адекватной ценовой политики.
Наконец, возможен переход к принципиально новой модели экспорта, когда будущий экспорт из нашей страны станет финансироваться партнерами по мировому рынку в рамках достаточно стабильных и долгосрочных программ. Вложения в сферу НИОКР, в образование на базе имеющегося у нас потенциала, в развитие экологически чистых технологий могут обеспечить будущий экспорт результатов этой деятельности.
В последние годы Россия имеет положительное сальдо торгового баланса, однако это не может служить свидетельством эффективности проводимой торговой политики. Оно явилось практически результатом низких темпов рота импорта, а также активного экспорта невыполняемых природных ресурсов, в первую очередь энергетического сырья. Российский экспорт долгое время лимитировался на основе количественных ограничений (квот и лицензий), что в значительной мере происходило под давлением центральных и местных бюрократических структур, не желавших расставаться со сложившими еще в советское время рычагами контроля над внешней торговлей.
Отсутствие в России целого ряда необходимых для нормального функционирования внешней торговли законодательных актов привело к широкому использованию мер так называемого оперативного регулирования, означающих стремление решать возникающие проблемы с помощью «пожарных», часто не продуманных мер, вызванных обстоятельствами конкретного момента.
Стремление к созданию в России социально-ориентированного рыночного хозяйства, открытого внешнему миру и тесно интегрированного в мировую экономику, требует разработки концепции национальной экономической безопасности и вытекающей из нее четкой, научно-обоснованной внешне-экономической стратегии, в основе которой должен лежать разумный протекционизм.

2.2 Россия и ВТО

Членами Всемирной торговой организации являются уже 151  страна мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
· Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
· Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
· Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
· Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
· Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
· Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
· Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Россия с 1994 года пытается вступить в ВТО. 19 ноября 2006 года российским дипломатам удалось подписать двусторонний договор о вступлении в ВТО с США. Россия пообещала не допустить ухудшения ситуации с защитой интеллектуальной собственности, а также снизить пошлины на множество товаров в самых разных отраслях экономики. В конце декабря аналогичное соглашение было заключено с Молдавией, а 24 января - с Сальвадором. В мае 2008 года в ВТО вступила Украина, что может создать сложности при присоединении к торговому клубу России.
Вступив в ВТО, Россия получит возможность использовать для защиты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда в нем для российских предпринимателей ощутимо выросла, когда в ответ на серьезное повышение открытости своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран. Вместо этого она, напротив, столкнулась с торговыми барьерами как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке России.
Присоединение России к ВТО, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима страны, на недостатки которого приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и импортеров в самой России.
Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО. Вместе с обязательствами Россия получит, конечно, и права, которые позволят ей лучше защищать свои внешнеторговые интересы и ускорят ее интеграцию в мировое хозяйство.
Основной предпосылкой успешного преодоления сложностей в области трансформации законодательства и использования его преимуществ в рамках ВТО является эффективное продолжение процесса совершенствования законодательства в рамках либеральных экономических реформ, ибо данный процесс практически полностью совпадает с адаптацией законодательства к нормам и правилам ВТО. Речь идет, прежде всего, об устранении излишнего административного давления на предприятия и о повышении степени прозрачности всего законодательства.
От либерализации и унификации российской системы государственного регулирования ожидаются следующие выгоды:
– упрощение и рационализация процедур подтверждения соответствия производимой продукции международным стандартам, а отсюда – ускорение оборачиваемости средств;
– повышение конкурентоспособности продукции российских фирм за счет более гибкой системы технических требований и гармонизации национальных и международных требований;
– повышение инвестиционной привлекательности экономики России;
– снижение расходов и устранение дублирования в области надзора и контроля за соблюдением требований;
– уменьшение числа документов и повышение степени прозрачности системы регулирования.
Но либерализация внешнеэкономических отношений неизбежно приведет и к некоторым негативным последствиям. Этот процесс коснется всех сфер жизни страны – политической, социальной, производственной и финансово-экономической.
Переговоры о вступлении в ВТО находятся в завершающей стадии. Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий – присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.































Заключение

Можно, конечно, надеяться на то, что Россия, продолжая опираться на традиционные экспортные отрасли, сохранит относительно высокие темпы экономического роста и удвоит ВВП в начале 2-ого десятилетия. Однако, важнее решить проблему подъёма обрабатывающей промышленности и аграрного сектора, создав таким образом надёжную основу для устойчивого развития в будущем, дополнительные рабочие места и плацдарм для преодоления бедности.
При этом важно добиться того, чтобы российские товаропроизводители научились выпускать готовую продукцию, пользующуюся устойчивым спросом на внутреннем и внешнем рынках. Именно от этого во многом будет зависеть темпы роста и товарного наполнения экспортных поставок, структура и объёмы импорта, включая его рационализацию за счёт развития импортозамещающих производств.
Анализ состояния и прогнозов развития от дельных отраслей народного хозяйства говорит о том, что возможности изменить характер участия в системе мирохозяйственных связей в ближайшие годы незначительны. Но в средне срочной перспективе внешнеэкономическую специализацию страны можно было бы диверсифицировать, опираясь на природные факторы, в частности на ее наделенность лесом и пригодной для ведения сельского хозяйства землей. Определенный вклад в обновление экспортной специализации страны могла бы внести и научно-техническая сфера, которая располагает высокими технологиями в оборонных и некоторых других отраслях промышленности и достаточно широкой сетью организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования. Такая диверсификация могла бы помочь укреплению позиции страны в качестве экспортера и снижению ее импортной зависимости.
Качественное состояние внешней торговли обусловлено главным образом тем, что экономика страны находится на стадии развития конкуренции, базирующейся на факторах производства. В этой связи России жизненно необходимо расширять источники конкурентных преимуществ, включив в их число инвестиции и инновации. Для того, чтобы наша страна, сохраняя традиционный экспорт, могла предложить на внешних рынках более широкий спектр готовой продукции, а также рационализировать импорт, требуется модернизировать и диверсифицировать экономику, обновить её технологический базис которой стремительно устаревает морально и физически. Располагая такими фондами, вряд ли можно выпускать конкурентоспособную продукцию.
Одно из важнейших условий повышения конкурентоспособности - опережающий рост инвестиций и обрабатывающие отрасли в аграрный сектор. Для модернизации экономики требуется, по имеющимся оценкам громадный объём капитальных вложений – более 2 трлн.долл. в течении ближайших 20 лет. Это означает, что среднегодовой объём инвестиций в основной капитал должен превышать нынешний уровень примерно в 2,8 раза. Финансовые рынки в России – кредитный и фондовый – к сожалению, ещё недостаточно развиты. Поэтому их укрепление – важнейшее условие успешного решения задачи сближения объёмов сбережения и накопления. Некоторые отечественные специалисты считают, что нельзя терять время и ждать, когда банковская система и финансовые рынки достигнут необходимой степени зрелости и станут надёжными источниками финансирования. В целях активизации инвестиционного процесса они полагают необходимым, по примеру других стран, наладить деятельность государственных банков развития.
Не менее важной задачей, чем стимулирование инвестиций и перелива капитала из сырьевых в перерабатывающие отрасли, является активизация использования инновационного фактора на базе целенаправленного развития научно-технической сферы. Расходы на исследования и разработки в стране составляют 1,28% ВВП, в том числе на фундаментальную науку – 0,3%. Организационная структура отечественной науки, исследований, разработок остаётся архаичной и не отвечает потребностям рынка.
Список литературы

Байков М. Актуальные проблемы экономических отношений Россия – ЕС // МЭ и МО. – 2007. №6. – с.29-36
Глазьев С. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. – 2008. - №5. – с.30-51.
Гурова И.П. Диверсификация российского экспорта / И.П. Гурова, Е.В. Зыкова, Е.Б.Склярова // ЭКО. - 2007. - N 9. - С.29-42.
Емельянова Е. ВТО: скоро или никогда? // Экономика и жизнь. – 2007. - №42. – с.6
Иванов Д. Россия на пороге ВТО // МЭ и МО. – 2007. - №8. – с.3-15
Мировая экономика: учебное пособие / под ред. И.П.Гурова – 2-е изд., стер. Москва: Омега. – Л, 2008 – 394 с.
Оболенский В. Внешняя торговля России: темпы сверхвысокие, товарное наполнение прежнее // МЭ и МО. – 2006. - №1. – с.76-87
Оболенский В. Россия на мировых рынках готовой продукции: что впереди? // МЭ и МО. – 2007. - №8. - с.16-24
Фрадков П.М. О проблемах присоединения России к ВТО. // Внешнеэкономический бюллетень. - 2007. - № 8. – с. 23-26.
Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утверждённая правительством РФ в августе 2003 г. // Российская бизнес-газета, 07.10.2003
Сайт статистики: www.gks.ru


Глазьев С. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. – 2008. - №5. – с.30-51.
Сайт статистики: www.gks.ru
Гурова И.П. Диверсификация российского экспорта / И.П.Гурова, Е.В.Зыкова, Е.Б.Склярова // ЭКО. - 2007. - N 9. - С.29-42.
Байков М. Актуальные проблемы экономических отношений Россия – ЕС // МЭ и МО. – 2007. №6. – с.29-36
Оболенский В. Внешняя торговля России: темпы сверхвысокие, товарное наполнение прежнее // МЭ и МО. – 2006. - №1. – с.76-87
Фрадков П.М. О проблемах присоединения России к ВТО. // Внешнеэкономический бюллетень. - 2007. - № 8. – с. 23-26.




2

Список литературы

1.Байков М. актуальные проблемы экономических отношений Россия – ЕС // МЭ и МО. – 2007. №6. – с.29-36
2.Бобылов Ю. Внешнеторговые аспекты рыбного хозяйства России // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2008. - N 5. - С.54-62.
3.Глазьев С. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. – 2008. - №5. – с.30-51.
4.Гурова И.П. Диверсификация российского экспорта / И.П. Гурова, Е.В. Зыкова, Е.Б.Склярова // ЭКО. - 2007. - N 9. - С.29-42.
5.Емельянова Е. ВТО: скоро или никогда? // Экономика и жизнь. – 2007. - №42. – с.6
6.Иванов Д. Россия на пороге ВТО // МЭ и МО. – 2007. - №8. – с.3-15
7.Мировая экономика: учебное пособие / под ред. И.П.Гурова – 2-е изд., стер. Москва: Омега. – Л, 2008 – 394 с.
8.Оболенский В. Внешняя торговля России: темпы сверхвысокие, товарное наполнение прежнее // МЭ и МО. – 2006. - №1. – с.76-87
9.Оболенский В. Россия на мировых рынках готовой продукции: что впереди? // МЭ и МО. – 2007. - №8. - с.16-24
10.Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утверждённая правительством РФ в августе 2003 г. // Российская бизнес-газета, 07.10.2003
11.Сайт статистики: www.gks.ru

Вопрос-ответ:

Какой объем и динамика имеет внешняя торговля России?

Объем внешней торговли России активно растет. В 2020 году общий оборот внешней торговли составил более 420 млрд долларов. Это на 4,2% больше, чем в предыдущем году. В то же время, экспорт России увеличился на 1,3%, достигнув отметки в 280 млрд долларов. А импорт вырос на 10,7%, составив 140 млрд долларов.

Какое место и роль занимает Россия в мировой торговле?

Россия занимает одно из лидирующих мест в мировой торговле. По данным Всемирной торговой организации, в 2020 году Россия занимала 11-е место по объему внешней торговли. Экспорт товаров из России составил 2% от мирового объема, а импорт товаров - 1,5%. Россия активно экспортирует энергоносители, металлы, продукты питания, оружие и другие товары.

Каково состояние внешней торговли России в январе-мая 2008 года?

Согласно официальным данным, объем внешней торговли России в январе-мае 2008 года составил около 250 млрд долларов. Экспорт товаров из России составил около 170 млрд долларов, а импорт - около 80 млрд долларов. В то же время, сальдо торгового баланса было положительным и составило около 90 млрд долларов.

Какие задачи стоят перед государством в регулировании внешней торговли?

Главной задачей государственного регулирования внешней торговли является обеспечение национальных интересов России. Государство должно разрабатывать и внедрять эффективную политику, направленную на поддержку отечественных производителей, привлечение иностранных инвестиций, расширение рынков сбыта для российских товаров. Кроме того, государство должно заботиться о соблюдении международных правил торговли и развивать сотрудничество с другими странами в рамках ВТО.

Какой объем и динамика внешней торговли России?

Объем внешней торговли России постоянно растет. В 2019 году общий оборот внешней торговли составил около 707,4 млрд долларов США. Это на 3,6% больше, чем в предыдущем году. Экспорт России также увеличился на 3,0% и составил около 414,8 млрд долларов США, а импорт - на 4,4% до 292,6 млрд долларов США.

Какую роль играет Россия в мировой торговле?

Россия является одной из крупнейших экономик мира и занимает значительное место в мировой торговле. В 2019 году доля России в мировом экспорте составила около 2,5%, а в импорте - около 1,7%. Россия активно взаимодействует со многими странами и является ключевым экспортером энергоносителей, металлов, продуктов питания, машиностроительной продукции и других товаров.

Каково состояние внешней торговли России в январе-мае 2008 года?

В январе-марте 2008 года внешняя торговля России продолжала демонстрировать положительные результаты. Общий объем внешней торговли увеличился на 56,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Экспорт увеличился на 47,6%, а импорт - на 68,3%. Таким образом, Россия сохраняла высокий уровень торгового оборота со своими партнерами.

Какое государственное регулирование внешней торговли существует в России?

Государство активно регулирует внешнюю торговлю России с целью защиты национальных интересов и развития экономики. Одной из задач государства является создание условий для конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке. Также важным направлением регулирования является контроль за экспортом и импортом товаров, в том числе военной продукции.

Каков объем и динамика внешней торговли России?

Объем и динамика внешней торговли России являются достаточно значимыми. Согласно статистике, в 2020 году общий объем внешней торговли России составил более 530,5 миллиардов долларов. Это включает экспорт товаров на сумму около 344,8 миллиардов долларов и импорт на сумму около 185,7 миллиарда долларов. По сравнению с предыдущим годом, экспорт сократился на 20%, а импорт - на 8,6%. В общей сложности, внешняя торговля России в 2020 году снизилась на 14,3% по сравнению с 2019 годом.